Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.
Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Скульптура эта у нас не слишком известна, поскольку мало кто добирается до пермского музея или, тем более, до музеев небольших северных городков, куда из умирающих деревенек собирали печальных Иисусов. И потому открывшаяся вчера в петербургском Манеже выставка «Христос в темнице» сразу же привлекла внимание. Правда, не только самими экспонатами, но и некоторыми странностями их подачи публике.

Выставка Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Первый Христос встречает нас сразу при входе. Сидит одиноко в темноте, в огромном пространстве на фоне густой тайги, мало напоминающей масличную рощу Иерусалима. Видимо, искусствоведы руководствовались принципом «Нет ни эллина, ни иудея… все русские».

Другим экспонатам с пространством не так повезло. На первом выставочном этаже Иисусов рассадили по «одиночкам» — каждый горюет в своем закутке. Идея в принципе неплоха, поскольку можно предположить, что именно так и обстояло дело пару тысяч лет назад в Иерусалиме. Но исполнение замысла вызывает вопросы.

Фото Дмитрия Травина

Логика сюжета предполагает, что на голове Христа — терновый венец, причиняющий ему страдания. И старые русские мастера сей венец изобразили. Однако новые мастера, сотворившие эту выставку, решили внести свой вклад. Тернового венца недостаточно, нужен еще нимб. Без нимба Христос, очевидно, недостаточно свят. Функционеры РПЦ могут обидеться. И вот над головой каждого из Иисусов появляется яркий электрический нимб. Так сказать, привет из двадцать первого века восемнадцатому.

При виде этой поп-культуры (как в культурном, так и в поповском смысле данного слова) я сильно удивился, поскольку столь вольного обращения с объектами старины еще нигде не встречал. К нимбам, впрочем, можно отнестись с пониманием: надо же искусствоведам как-то самовыражаться. Беда лишь в том, что они нарушили всю систему освещения экспоната. Скульптура, вроде бы, подсвечена как положено — сверху и сбоку, но свет от нимба бьет в глаза посетителю и мешает рассмотреть черты лица Иисуса, его печальный взгляд.

Выставка Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Именно по тому, что является главным в творениях старых мастеров, «новые мастера» ударили своим «творчеством». Тщетно метался я перед «одиночками», пытаясь то слева, то справа заглянуть в глаза Иисусу. Четкости не было, и я с тоской вспоминал, как легко рассматривал в свое время Христа в знаменитых музеях Перми и Ростова Великого, где, к счастью, нет столь креативных работников, как у нас в Петербурге.

Выставка Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

На втором этаже расстановка экспонатов, впрочем, радикально изменилась. Светящиеся нимбы убрали (что облегчило восприятие), а «одиночки» сменили на «общую камеру». Или, точнее, на некую конструкцию, напоминающую концлагерь. Два-три десятка деревянных Иисусов посадили за решетку, рассудив, очевидно, что русский человек так лучше поймет всю глубину мучений страдальца. Получилось нечто вроде ГУЛАГа: посетители выставки словно приходят на свидание с заключенными по узкому коридору, образованному решетками. Так сказать, Святое писание с национальной спецификой. В духе знаменитого тютчевского «умом Россию не понять, аршином общим не измерить».

Фото Дмитрия Травина

Еще одна аналогия, приходящая на ум, — это Паноптикум, описанный в знаменитый книге Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать (рождение тюрьмы)». Паноптикум — тюрьма, в которой заключенный все время находится на виду, чтобы власть могла с минимальными затратами контролировать максимальное число преступников. Переведя Христа из «одиночки» в Паноптикум, «творцы» выставки его сильно осовременили и превратили в обычного зэка. А концепция выставки стала доминировать над концепцией старого русского искусства: свезенные из множества мест творения оказались лишь поводом для знакомства с идеями организаторов «Темницы».

Выставка Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

В этой ситуации даже информация об экспонатах становится не слишком значимой. Поскольку во всем огромном пространстве Манежа царит полумрак, местами переходящий чуть ли не в полную темноту (будьте осторожны на лестнице: ступеньки почти не видны), читать надписи на табличках под скульптурами весьма тяжело. На первом этаже перед «одиночками» мне это все же удавалось, но на втором — нет. Я пытался подсвечивать таблички фонариком из мобильного телефона, но это не сильно помогало, поскольку ко всему прочему еще и шрифт был очень мелкий. Знал бы об этом, захватил бы из дома лупу. В итоге я так и не узнал, из какого музея и региона России попала на выставку та или иная скульптура, размещенная на втором этаже. Возможно, тому, у кого зрение лучше моего, повезет больше.

Выставка Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Трудности с визуальным восприятием искусства организаторы выставки попытались восполнить, подключив к работе слух. Обычно в музеях стараются сохранять тишину, чтобы посетители могли сосредоточиться. Но в данном случае искусствоведы решили вести посетителей за собой, диктуя, как следует правильно воспринимать русскую деревянную скульптуру. Откуда-то из-под сводов Манежа на вас обрушиваются жуткие звуки, которые кто-то, возможно, называет музыкой. В популярных голливудских ужастиках подобный саундтрек обычно предшествует тому моменту, когда на беспечную домохозяйку, не закрывшую окна и двери, из темной комнаты вдруг устремляется с ножом безжалостный монстр в страшной маске. Бродя по выставке, я все время непроизвольно ждал, что домохозяйка вдруг заорет в предсмертном ужасе. Но так далеко в осовременивании старых мастеров искусствоведы заходить не стали.

Выставка Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Хотя, возможно, им следовало пойти до конца и превратить выставку в занимательный спектакль, добавив, скажем, еще и пещеру ужасов. Ведь, положа руку на сердце, старая, плохо понятная современному человеку культура не слишком привлекает широкие массы. Кому интересно смотреть на «деревяшки» трехсотлетней давности? Чтобы затащить народ на выставку, нужна какая-то интрига или модное действо.

А это, кажется, и впрямь удалось. Получился интригующий синтез голливудского хоррора с русским севером. Те методы, которыми передавали трагизм человеческих мук старые мастера, оказались завуалированы, зато современные методы выведены на первый план. Полагаю, такой подход будет пользоваться успехом. Выставку посетит много народу. И кто-то даже запомнит, что по глухим российским углам, по старым забытым музеям разбросаны какие-то «деревяшки», которые принято чтить как нашу национальную культуру.

Выставка Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

ДМИТРИЙ ТРАВИН

17 января 2019.
Текст и фото: Дмитрий Травин, а также фотографии, предоставленные пресс-службой Манежа.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.