Хранители имперских традиций в VR-формате

В Главном Штабе 21 июля состоится премьера фильма об Эрмитаже, снятого в формате виртуальной реальности. Главную роль в нем сыграл Константин Хабенский. Как говорит директор музея Михаил Пиотровский, этот проект — удачный пример сочетания новейших технологий и консерватизма.

Михаил Хабенский

Сценарий фильма написала ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Татьяна Пашкова, режиссером выступил Михаил Антыков, а креативным продюсером — Сергей Захаров.

Михаил Пиотровский, который уже четверть века возглавляет один из самых больших и известных музеев мира, тоже сыграл в фильме небольшую роль, о чем он рассказал на пресс-конференции, посвященной предстоящей премьере.

«Наш музей — консервативный инноватор. Этот проект — пример того, как новейшие технологии используются для сохранения и рассказа о наших давних имперских традициях. Мы единственные правильные хранители традиций Императорской России, потому что остальные не имеют того материала и основы, которые есть в нашем музее. Кроме выдающихся технических особенностей фильма, главное — это то, что он делался в Эрмитаже и под полным контролем музея… Без этого никакого бы фильма не получилось, потому что Эрмитаж не может быть декорацией для чьих-то фильмов — он всегда должен быть главным героем», — сообщил он.

Татьяна Пашкова, подготовившая сценарий, была научным консультантом картины и таким образом представляла музей на съемочной площадке.

Фильм уже могли посмотреть некоторые посетители VK fest, который прошел 15-16 июля в Парке 300-летия Санкт-Петербурга, а также гости традиционного торжественного обеда и бала у директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Как ожидается картина будет демонстрироваться режиме нон-стоп, начиная с 10:30 утра, на специально созданной площадке с 24 зрительскими местами. Открытое пространство для просмотра оборудовано на первом этаже Главного Штаба возле кафе. Каждый человек может в любой момент при наличии свободного места надеть очки и начать смотреть ленту.

Михаил Пиотровский

«Сейчас мы создаем вокруг Эрмитажа Общественный форум. Он будет включать первый этаж Главного Штаба, Дворцовую площадь, начало Большой Морской улицы, проход от Дворцовой площади к набережной, — то место, которое позволит делать проекты, выходящие за пределы музея. На первом этаже Главного Штаба это уже получается: там есть площадки для общения — и книжные магазины, и кафе. Там проходят значимые мероприятия — интеллектуальные марафоны, например. Там же будет виртуальный VR-кинотеатр. Создание такого форума — это правильное обеспечение доступности и эрмитажных коллекций, и эрмитажных традиций более широкому кругу людей», — уверен директор музея.

Продолжительность первого фильма виртуальной реальности об Эрмитаже составляет около 19 минут. Для просмотра будет доступна русская и английская версии с субтитрами. В ближайшем будущем планируется перевод фильма на английский язык. Создатели картины планируют снять продолжение, и соответствующие идеи уже созрели.

«Такое таинственное место, как Эрмитаж, любовь к нашему городу и, наверное, патриотизм помогли нам сделать так, что проект состоялся. Нам хотелось в первую очередь подчеркнуть историческую ценность этого места, потому что другого такого музея в мире просто нет. Мы намерены проследить, как Эрмитаж развивался: от момента создания до настоящего времени, от пространства для уединения до публичного музея с мировым именем. При этом современный Эрмитаж хранит множество секретов, а также недоступных обычным людям уголков, которые нам хотелось бы показать. Он находится в сердце Санкт-Петербурга, и визит в этот музей — огромное событие в жизни каждого человека, который хоть раз оказался в нем», — рассказал продюсер Сергей Захаров.

Режиссер Михаил Антыков отметил, что работа над фильмом шла довольно долго. «График у нас был необычный, потому что в Эрмитаже съемки можно проводить только по понедельникам — это выходной день в музее. При этом Константин Хабенский, который является весьма востребованным актером, тоже должен был находить время для съемок. Поэтому мы работали в те счастливые дни, когда складывалось и у актера, и у Эрмитажа», — пояснил он.

Однако в этом тоже были свои плюсы. По словам режиссера, благодаря такому графику, у создателей появилась возможность в конце дня посмотреть отснятый материал. «После съемочного дня мы собирали каждую сцену в панораму и могли оценить, как получилось и что нужно улучшить. На следующий день мы выходили более опытными, и это очень помогло в создании фильма», — сообщил постановщик.

Михаил Антыков рассказал об опасениях, что картина получится слишком затянутой. «В виртуальной реальности время течет немножко по-другому. Но в итоге мы поняли, что 19 минут там — как пять минут здесь. И это очень насыщенное эмоциями, концентрированное время», — отметил он.

Фильм начинается с того, что на Дворцовой площади появляется вневременной персонаж Хабенского и предлагает виртуальному посетителю совершить необычную прогулку, объясняя, что он имеет такой дар — перемещаться во времени и пространстве.

«Он является проводником для зрителя по эпохам и разным местам, связанным с музеем. Его присутствие обогащает фильм, делая его совершенно необычным», — сообщила Татьяна Пашкова.

Михаил Пиотровский тоже остался доволен выбором ведущего актера: «Константин Хабенский замечательно оживил картину. И меня он научил разным профессиональным секретам».

Хабенский играет человека, который прошел через три столетия и оказался в современности. Имея утонченный вкус, он прошелся по магазинам и купил себе наряд с историческим налетом, который вполне актуально может выглядеть на улице и в наше время. Для главного героя VR-фильма об Эрмитаже костюм создал известный петербургский дизайнер Янис Чамалиди.

VR-фильм об Эрмитаже

«Если бы не Константин, мы бы не сняли этот фильм. Я не представлял, какого уровня этот актер, пока мы не начали работать. В технологии съемки в формате виртуальной реальности есть особенность: в отличие от обычного кинематографа камера не останавливается. И если актер ошибся, то мы начинаем всю работу заново. Это — очень сложная задача для любого артиста. Константин ни разу ни ошибся и ни разу не создал трудности на площадке. Он привносил так много в работу, что я с трудом представляют себе на этом месте другого человека, который мог бы так обогатить проект. Для актера это тоже был необычный опыт — съемки в VR-фильме», — рассказал режиссер.

VR-формат в кино становится все более популярным во всем мире. В этом году фильм, снятый в формате виртуальной реальности, даже был представлен на Каннском кинофестивале. «Думаю, что на следующий год Россию на этом кинофестивале будет представлять, среди прочих картин, и наша VR-лента», — уверен креативный продюсер Сергей Захаров.

В свою очередь Михаил Пиотровский добавил, что фильм, который ему очень понравился, как и всем, кто его смотрел, будет демонстрироваться в других городах и странах при проведении Дней Эрмитажа.

Более того, сейчас картину адаптируют для интернет-ресурсов, специализирующихся на публикации VR-видеоматериалов. Любой пользователь, имеющий очки виртуальной реальности, сможет скачать фильм и посмотреть его.

«Одна из самых впечатляющих сцен картины — полет над крышей Эрмитажа и вид с нее. Это — фантастическая точка обзора, с которой открывается совершенно неожиданный Санкт-Петербург. И у зрителей VR-фильма появится возможность там побывать. Мы осуществили очень давнюю мечту — использовали технологию виртуальной реальности как машину времени. И наш зритель при помощи очков виртуальной реальности может оказаться в залах Зимнего дворца в разные исторические эпохи, в центре событий вековой давности. Мы рады, что у нас получилось. Приходите и смотрите», — резюмировал Михаил Антыков.

19 июля 2017.
Текст: Юлия Иванова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.