Хранители имперских традиций в VR-формате

В Главном Штабе 21 июля состоится премьера фильма об Эрмитаже, снятого в формате виртуальной реальности. Главную роль в нем сыграл Константин Хабенский. Как говорит директор музея Михаил Пиотровский, этот проект — удачный пример сочетания новейших технологий и консерватизма.

Михаил Хабенский

Сценарий фильма написала ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Татьяна Пашкова, режиссером выступил Михаил Антыков, а креативным продюсером — Сергей Захаров.

Михаил Пиотровский, который уже четверть века возглавляет один из самых больших и известных музеев мира, тоже сыграл в фильме небольшую роль, о чем он рассказал на пресс-конференции, посвященной предстоящей премьере.

«Наш музей — консервативный инноватор. Этот проект — пример того, как новейшие технологии используются для сохранения и рассказа о наших давних имперских традициях. Мы единственные правильные хранители традиций Императорской России, потому что остальные не имеют того материала и основы, которые есть в нашем музее. Кроме выдающихся технических особенностей фильма, главное — это то, что он делался в Эрмитаже и под полным контролем музея… Без этого никакого бы фильма не получилось, потому что Эрмитаж не может быть декорацией для чьих-то фильмов — он всегда должен быть главным героем», — сообщил он.

Татьяна Пашкова, подготовившая сценарий, была научным консультантом картины и таким образом представляла музей на съемочной площадке.

Фильм уже могли посмотреть некоторые посетители VK fest, который прошел 15-16 июля в Парке 300-летия Санкт-Петербурга, а также гости традиционного торжественного обеда и бала у директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Как ожидается картина будет демонстрироваться режиме нон-стоп, начиная с 10:30 утра, на специально созданной площадке с 24 зрительскими местами. Открытое пространство для просмотра оборудовано на первом этаже Главного Штаба возле кафе. Каждый человек может в любой момент при наличии свободного места надеть очки и начать смотреть ленту.

Михаил Пиотровский

«Сейчас мы создаем вокруг Эрмитажа Общественный форум. Он будет включать первый этаж Главного Штаба, Дворцовую площадь, начало Большой Морской улицы, проход от Дворцовой площади к набережной, — то место, которое позволит делать проекты, выходящие за пределы музея. На первом этаже Главного Штаба это уже получается: там есть площадки для общения — и книжные магазины, и кафе. Там проходят значимые мероприятия — интеллектуальные марафоны, например. Там же будет виртуальный VR-кинотеатр. Создание такого форума — это правильное обеспечение доступности и эрмитажных коллекций, и эрмитажных традиций более широкому кругу людей», — уверен директор музея.

Продолжительность первого фильма виртуальной реальности об Эрмитаже составляет около 19 минут. Для просмотра будет доступна русская и английская версии с субтитрами. В ближайшем будущем планируется перевод фильма на английский язык. Создатели картины планируют снять продолжение, и соответствующие идеи уже созрели.

«Такое таинственное место, как Эрмитаж, любовь к нашему городу и, наверное, патриотизм помогли нам сделать так, что проект состоялся. Нам хотелось в первую очередь подчеркнуть историческую ценность этого места, потому что другого такого музея в мире просто нет. Мы намерены проследить, как Эрмитаж развивался: от момента создания до настоящего времени, от пространства для уединения до публичного музея с мировым именем. При этом современный Эрмитаж хранит множество секретов, а также недоступных обычным людям уголков, которые нам хотелось бы показать. Он находится в сердце Санкт-Петербурга, и визит в этот музей — огромное событие в жизни каждого человека, который хоть раз оказался в нем», — рассказал продюсер Сергей Захаров.

Режиссер Михаил Антыков отметил, что работа над фильмом шла довольно долго. «График у нас был необычный, потому что в Эрмитаже съемки можно проводить только по понедельникам — это выходной день в музее. При этом Константин Хабенский, который является весьма востребованным актером, тоже должен был находить время для съемок. Поэтому мы работали в те счастливые дни, когда складывалось и у актера, и у Эрмитажа», — пояснил он.

Однако в этом тоже были свои плюсы. По словам режиссера, благодаря такому графику, у создателей появилась возможность в конце дня посмотреть отснятый материал. «После съемочного дня мы собирали каждую сцену в панораму и могли оценить, как получилось и что нужно улучшить. На следующий день мы выходили более опытными, и это очень помогло в создании фильма», — сообщил постановщик.

Михаил Антыков рассказал об опасениях, что картина получится слишком затянутой. «В виртуальной реальности время течет немножко по-другому. Но в итоге мы поняли, что 19 минут там — как пять минут здесь. И это очень насыщенное эмоциями, концентрированное время», — отметил он.

Фильм начинается с того, что на Дворцовой площади появляется вневременной персонаж Хабенского и предлагает виртуальному посетителю совершить необычную прогулку, объясняя, что он имеет такой дар — перемещаться во времени и пространстве.

«Он является проводником для зрителя по эпохам и разным местам, связанным с музеем. Его присутствие обогащает фильм, делая его совершенно необычным», — сообщила Татьяна Пашкова.

Михаил Пиотровский тоже остался доволен выбором ведущего актера: «Константин Хабенский замечательно оживил картину. И меня он научил разным профессиональным секретам».

Хабенский играет человека, который прошел через три столетия и оказался в современности. Имея утонченный вкус, он прошелся по магазинам и купил себе наряд с историческим налетом, который вполне актуально может выглядеть на улице и в наше время. Для главного героя VR-фильма об Эрмитаже костюм создал известный петербургский дизайнер Янис Чамалиди.

VR-фильм об Эрмитаже

«Если бы не Константин, мы бы не сняли этот фильм. Я не представлял, какого уровня этот актер, пока мы не начали работать. В технологии съемки в формате виртуальной реальности есть особенность: в отличие от обычного кинематографа камера не останавливается. И если актер ошибся, то мы начинаем всю работу заново. Это — очень сложная задача для любого артиста. Константин ни разу ни ошибся и ни разу не создал трудности на площадке. Он привносил так много в работу, что я с трудом представляют себе на этом месте другого человека, который мог бы так обогатить проект. Для актера это тоже был необычный опыт — съемки в VR-фильме», — рассказал режиссер.

VR-формат в кино становится все более популярным во всем мире. В этом году фильм, снятый в формате виртуальной реальности, даже был представлен на Каннском кинофестивале. «Думаю, что на следующий год Россию на этом кинофестивале будет представлять, среди прочих картин, и наша VR-лента», — уверен креативный продюсер Сергей Захаров.

В свою очередь Михаил Пиотровский добавил, что фильм, который ему очень понравился, как и всем, кто его смотрел, будет демонстрироваться в других городах и странах при проведении Дней Эрмитажа.

Более того, сейчас картину адаптируют для интернет-ресурсов, специализирующихся на публикации VR-видеоматериалов. Любой пользователь, имеющий очки виртуальной реальности, сможет скачать фильм и посмотреть его.

«Одна из самых впечатляющих сцен картины — полет над крышей Эрмитажа и вид с нее. Это — фантастическая точка обзора, с которой открывается совершенно неожиданный Санкт-Петербург. И у зрителей VR-фильма появится возможность там побывать. Мы осуществили очень давнюю мечту — использовали технологию виртуальной реальности как машину времени. И наш зритель при помощи очков виртуальной реальности может оказаться в залах Зимнего дворца в разные исторические эпохи, в центре событий вековой давности. Мы рады, что у нас получилось. Приходите и смотрите», — резюмировал Михаил Антыков.

19 июля 2017.
Текст: Юлия Иванова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.