Хор бездомных

В спектакле «НеПРИКАСАЕМЫЕ», который недавно показали в Анненкирхе, все были вместе: и зрители, и профессиональные актеры, и актеры-бездомные. Впрочем, режиссер Михаил Патласов и вся творческая группа никогда бы не сказали, что люди делятся на категории.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Российский театр стал не просто единственным местом, где можно высказаться и выговориться. Театр находит, собирает и объединяет людей. Он пишет свои письма о добром и прекрасном. Не в пустоту: адресат находится.

Хочется сделать необходимую ремарку. Писать о «НеПРИКАСАЕМЫХ» — все равно что рассказывать биографию человека, в жизни которого было много перипетий, сложный поворотов и мелких деталей. За что браться в первую очередь? О чем — громогласно, о чем — тихо и вполголоса, о чем лучше деликатно промолчать?

Спектакль сшит из человеческих голосов. Сама пьеса написана на основе реальных историй: их собирали, беседуя с бездомными, с октября прошлого года. И делают это, кстати, до сих пор: жизни продолжаются, жизни обрываются. Будет и второй показ спектакля.

Разрушенная церковь Анненкирхе на Кирочной улице. Деревянные скамейки. По периметру развалин — полотна для видеопроекций. Спектакль в нетеатральном месте. Но театральный ажиотаж: аншлаг, возбужденные голоса, ожидание. Люди пришли, расселись и стали мерзнуть. Смотреть спектакль, но все равно мерзнуть, как на улице. Церковь не отапливается.

Михаил Патласов берется за неудобные, колюще-режущие темы: «Антитела» в театре «Балтийский дом» — про убийство антифашиста, «Шум» на Новой сцене Александринки — убийство подростка его другом-геймером. Еще и все основаны на реальных событиях. В этот раз режиссер позвал в церковь условных «прикасаемых» на встречу с «неприкасаемыми». А стрит-арт художник Владимир Абих обустроил пространство соответствующим образом — будто уличное все.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Факты биографий сами по себе, наверное, многих не удивят. Здесь именно тот случай, когда важен не рассказ, а рассказчик. Причем каждый: экскурсовод, лишившийся дома благодаря чернориелторским махинациям, переводчик, который ушел из коммуналки, потому что ему надоели соседи («эти мерзкие рожи»), мужчина, тяжело переживший в детстве насилие…

Периодически на сцену поднимаются и бездомные, играют самих себя, неловко и скромно взаимодействуют с театральными актерами. Горячность и сумасшедшинка Ольги Белинской, ироничность и живость Бориса Павловича, блеск глаз Ольги Бобковой, выправка Вячеслава Раснера. В программке бездомные и профессиональные артисты перечислены через запятую — это сливает их воедино.

Голоса путешествуют по интерьеру, в пространстве. Оказываются на стенах, куда проецируется видеосъемка с улицы, вокзала, метро — тех мест, что являются пристанищем. В одном эпизоде текст проговаривают несколько артистов, они буквально раскладывают, расщепляют, распевают его на несколько голосов. Борис Павлович, поведав о злоключениях переводчика, добровольно ушедшего от ненавистных соседей, обращается к зрителям, чтобы те посоветовали, как можно ему поступить. В начале и в финале спектакля артисты озвучивают документальную съемку, говорят за бездомных.

Кажется, метод и манера Михаила Патласова похожи на то, что делала Светлана Алексиевич в своих книгах. Он дает возможность услышать. Мы их встречаем часто, думаем про них мало, еще реже — разговариваем. Пусть их речь сбивчива, противоречива и алогична. Но именно в тот момент, когда мы их слушаем, мы становимся людьми…

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Несколько недель назад в центре Петербурга я с женой увидел пару. Немолодые мужчина и женщина шли, спотыкались, падали, поднимались и снова спотыкались. Мужчина, падая, разбивал себе лицо. Кровь капала по тротуару. Они не выглядели бездомными, не пахло от них алкоголем, но одеты они были не по погоде. Мимо проходили разные люди — смеющиеся, суровые, веселые, понурые. Все, впрочем, равнодушные. Люди, которые не летают. Никто не вызвал «скорую помощь» прохожим, очевидно попавшим в беду. Не очень важно, что я позвонил в неотложку. Важна поделенность. Поделенность на тех, кому надо помогать, а кого — бросить.

Я не знаю, если честно, сейчас другого места, куда человек может пойти. Кроме театра. Вот так просто — пойти. «Театр простодушных», где играют люди с синдромом Дауна. Театр «СинематографЪ», где играют слабослышащие.  БДТ и его «Язык птиц», где играют люди с аутизмом. Социальный, инклюзивный театр. Включающий в жизнь. Включающий в нас человека.

28 апреля 2016.
Текст: Артем Мельник. Фото: Сергей Николаев, Александра Денисова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.