Хор бездомных

В спектакле «НеПРИКАСАЕМЫЕ», который недавно показали в Анненкирхе, все были вместе: и зрители, и профессиональные актеры, и актеры-бездомные. Впрочем, режиссер Михаил Патласов и вся творческая группа никогда бы не сказали, что люди делятся на категории.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Российский театр стал не просто единственным местом, где можно высказаться и выговориться. Театр находит, собирает и объединяет людей. Он пишет свои письма о добром и прекрасном. Не в пустоту: адресат находится.

Хочется сделать необходимую ремарку. Писать о «НеПРИКАСАЕМЫХ» — все равно что рассказывать биографию человека, в жизни которого было много перипетий, сложный поворотов и мелких деталей. За что браться в первую очередь? О чем — громогласно, о чем — тихо и вполголоса, о чем лучше деликатно промолчать?

Спектакль сшит из человеческих голосов. Сама пьеса написана на основе реальных историй: их собирали, беседуя с бездомными, с октября прошлого года. И делают это, кстати, до сих пор: жизни продолжаются, жизни обрываются. Будет и второй показ спектакля.

Разрушенная церковь Анненкирхе на Кирочной улице. Деревянные скамейки. По периметру развалин — полотна для видеопроекций. Спектакль в нетеатральном месте. Но театральный ажиотаж: аншлаг, возбужденные голоса, ожидание. Люди пришли, расселись и стали мерзнуть. Смотреть спектакль, но все равно мерзнуть, как на улице. Церковь не отапливается.

Михаил Патласов берется за неудобные, колюще-режущие темы: «Антитела» в театре «Балтийский дом» — про убийство антифашиста, «Шум» на Новой сцене Александринки — убийство подростка его другом-геймером. Еще и все основаны на реальных событиях. В этот раз режиссер позвал в церковь условных «прикасаемых» на встречу с «неприкасаемыми». А стрит-арт художник Владимир Абих обустроил пространство соответствующим образом — будто уличное все.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Факты биографий сами по себе, наверное, многих не удивят. Здесь именно тот случай, когда важен не рассказ, а рассказчик. Причем каждый: экскурсовод, лишившийся дома благодаря чернориелторским махинациям, переводчик, который ушел из коммуналки, потому что ему надоели соседи («эти мерзкие рожи»), мужчина, тяжело переживший в детстве насилие…

Периодически на сцену поднимаются и бездомные, играют самих себя, неловко и скромно взаимодействуют с театральными актерами. Горячность и сумасшедшинка Ольги Белинской, ироничность и живость Бориса Павловича, блеск глаз Ольги Бобковой, выправка Вячеслава Раснера. В программке бездомные и профессиональные артисты перечислены через запятую — это сливает их воедино.

Голоса путешествуют по интерьеру, в пространстве. Оказываются на стенах, куда проецируется видеосъемка с улицы, вокзала, метро — тех мест, что являются пристанищем. В одном эпизоде текст проговаривают несколько артистов, они буквально раскладывают, расщепляют, распевают его на несколько голосов. Борис Павлович, поведав о злоключениях переводчика, добровольно ушедшего от ненавистных соседей, обращается к зрителям, чтобы те посоветовали, как можно ему поступить. В начале и в финале спектакля артисты озвучивают документальную съемку, говорят за бездомных.

Кажется, метод и манера Михаила Патласова похожи на то, что делала Светлана Алексиевич в своих книгах. Он дает возможность услышать. Мы их встречаем часто, думаем про них мало, еще реже — разговариваем. Пусть их речь сбивчива, противоречива и алогична. Но именно в тот момент, когда мы их слушаем, мы становимся людьми…

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Несколько недель назад в центре Петербурга я с женой увидел пару. Немолодые мужчина и женщина шли, спотыкались, падали, поднимались и снова спотыкались. Мужчина, падая, разбивал себе лицо. Кровь капала по тротуару. Они не выглядели бездомными, не пахло от них алкоголем, но одеты они были не по погоде. Мимо проходили разные люди — смеющиеся, суровые, веселые, понурые. Все, впрочем, равнодушные. Люди, которые не летают. Никто не вызвал «скорую помощь» прохожим, очевидно попавшим в беду. Не очень важно, что я позвонил в неотложку. Важна поделенность. Поделенность на тех, кому надо помогать, а кого — бросить.

Я не знаю, если честно, сейчас другого места, куда человек может пойти. Кроме театра. Вот так просто — пойти. «Театр простодушных», где играют люди с синдромом Дауна. Театр «СинематографЪ», где играют слабослышащие.  БДТ и его «Язык птиц», где играют люди с аутизмом. Социальный, инклюзивный театр. Включающий в жизнь. Включающий в нас человека.

28 апреля 2016.
Текст: Артем Мельник. Фото: Сергей Николаев, Александра Денисова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.