Хор бездомных

В спектакле «НеПРИКАСАЕМЫЕ», который недавно показали в Анненкирхе, все были вместе: и зрители, и профессиональные актеры, и актеры-бездомные. Впрочем, режиссер Михаил Патласов и вся творческая группа никогда бы не сказали, что люди делятся на категории.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Российский театр стал не просто единственным местом, где можно высказаться и выговориться. Театр находит, собирает и объединяет людей. Он пишет свои письма о добром и прекрасном. Не в пустоту: адресат находится.

Хочется сделать необходимую ремарку. Писать о «НеПРИКАСАЕМЫХ» — все равно что рассказывать биографию человека, в жизни которого было много перипетий, сложный поворотов и мелких деталей. За что браться в первую очередь? О чем — громогласно, о чем — тихо и вполголоса, о чем лучше деликатно промолчать?

Спектакль сшит из человеческих голосов. Сама пьеса написана на основе реальных историй: их собирали, беседуя с бездомными, с октября прошлого года. И делают это, кстати, до сих пор: жизни продолжаются, жизни обрываются. Будет и второй показ спектакля.

Разрушенная церковь Анненкирхе на Кирочной улице. Деревянные скамейки. По периметру развалин — полотна для видеопроекций. Спектакль в нетеатральном месте. Но театральный ажиотаж: аншлаг, возбужденные голоса, ожидание. Люди пришли, расселись и стали мерзнуть. Смотреть спектакль, но все равно мерзнуть, как на улице. Церковь не отапливается.

Михаил Патласов берется за неудобные, колюще-режущие темы: «Антитела» в театре «Балтийский дом» — про убийство антифашиста, «Шум» на Новой сцене Александринки — убийство подростка его другом-геймером. Еще и все основаны на реальных событиях. В этот раз режиссер позвал в церковь условных «прикасаемых» на встречу с «неприкасаемыми». А стрит-арт художник Владимир Абих обустроил пространство соответствующим образом — будто уличное все.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Факты биографий сами по себе, наверное, многих не удивят. Здесь именно тот случай, когда важен не рассказ, а рассказчик. Причем каждый: экскурсовод, лишившийся дома благодаря чернориелторским махинациям, переводчик, который ушел из коммуналки, потому что ему надоели соседи («эти мерзкие рожи»), мужчина, тяжело переживший в детстве насилие…

Периодически на сцену поднимаются и бездомные, играют самих себя, неловко и скромно взаимодействуют с театральными актерами. Горячность и сумасшедшинка Ольги Белинской, ироничность и живость Бориса Павловича, блеск глаз Ольги Бобковой, выправка Вячеслава Раснера. В программке бездомные и профессиональные артисты перечислены через запятую — это сливает их воедино.

Голоса путешествуют по интерьеру, в пространстве. Оказываются на стенах, куда проецируется видеосъемка с улицы, вокзала, метро — тех мест, что являются пристанищем. В одном эпизоде текст проговаривают несколько артистов, они буквально раскладывают, расщепляют, распевают его на несколько голосов. Борис Павлович, поведав о злоключениях переводчика, добровольно ушедшего от ненавистных соседей, обращается к зрителям, чтобы те посоветовали, как можно ему поступить. В начале и в финале спектакля артисты озвучивают документальную съемку, говорят за бездомных.

Кажется, метод и манера Михаила Патласова похожи на то, что делала Светлана Алексиевич в своих книгах. Он дает возможность услышать. Мы их встречаем часто, думаем про них мало, еще реже — разговариваем. Пусть их речь сбивчива, противоречива и алогична. Но именно в тот момент, когда мы их слушаем, мы становимся людьми…

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Несколько недель назад в центре Петербурга я с женой увидел пару. Немолодые мужчина и женщина шли, спотыкались, падали, поднимались и снова спотыкались. Мужчина, падая, разбивал себе лицо. Кровь капала по тротуару. Они не выглядели бездомными, не пахло от них алкоголем, но одеты они были не по погоде. Мимо проходили разные люди — смеющиеся, суровые, веселые, понурые. Все, впрочем, равнодушные. Люди, которые не летают. Никто не вызвал «скорую помощь» прохожим, очевидно попавшим в беду. Не очень важно, что я позвонил в неотложку. Важна поделенность. Поделенность на тех, кому надо помогать, а кого — бросить.

Я не знаю, если честно, сейчас другого места, куда человек может пойти. Кроме театра. Вот так просто — пойти. «Театр простодушных», где играют люди с синдромом Дауна. Театр «СинематографЪ», где играют слабослышащие.  БДТ и его «Язык птиц», где играют люди с аутизмом. Социальный, инклюзивный театр. Включающий в жизнь. Включающий в нас человека.

28 апреля 2016.
Текст: Артем Мельник. Фото: Сергей Николаев, Александра Денисова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.