Хор бездомных

В спектакле «НеПРИКАСАЕМЫЕ», который недавно показали в Анненкирхе, все были вместе: и зрители, и профессиональные актеры, и актеры-бездомные. Впрочем, режиссер Михаил Патласов и вся творческая группа никогда бы не сказали, что люди делятся на категории.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Российский театр стал не просто единственным местом, где можно высказаться и выговориться. Театр находит, собирает и объединяет людей. Он пишет свои письма о добром и прекрасном. Не в пустоту: адресат находится.

Хочется сделать необходимую ремарку. Писать о «НеПРИКАСАЕМЫХ» — все равно что рассказывать биографию человека, в жизни которого было много перипетий, сложный поворотов и мелких деталей. За что браться в первую очередь? О чем — громогласно, о чем — тихо и вполголоса, о чем лучше деликатно промолчать?

Спектакль сшит из человеческих голосов. Сама пьеса написана на основе реальных историй: их собирали, беседуя с бездомными, с октября прошлого года. И делают это, кстати, до сих пор: жизни продолжаются, жизни обрываются. Будет и второй показ спектакля.

Разрушенная церковь Анненкирхе на Кирочной улице. Деревянные скамейки. По периметру развалин — полотна для видеопроекций. Спектакль в нетеатральном месте. Но театральный ажиотаж: аншлаг, возбужденные голоса, ожидание. Люди пришли, расселись и стали мерзнуть. Смотреть спектакль, но все равно мерзнуть, как на улице. Церковь не отапливается.

Михаил Патласов берется за неудобные, колюще-режущие темы: «Антитела» в театре «Балтийский дом» — про убийство антифашиста, «Шум» на Новой сцене Александринки — убийство подростка его другом-геймером. Еще и все основаны на реальных событиях. В этот раз режиссер позвал в церковь условных «прикасаемых» на встречу с «неприкасаемыми». А стрит-арт художник Владимир Абих обустроил пространство соответствующим образом — будто уличное все.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Факты биографий сами по себе, наверное, многих не удивят. Здесь именно тот случай, когда важен не рассказ, а рассказчик. Причем каждый: экскурсовод, лишившийся дома благодаря чернориелторским махинациям, переводчик, который ушел из коммуналки, потому что ему надоели соседи («эти мерзкие рожи»), мужчина, тяжело переживший в детстве насилие…

Периодически на сцену поднимаются и бездомные, играют самих себя, неловко и скромно взаимодействуют с театральными актерами. Горячность и сумасшедшинка Ольги Белинской, ироничность и живость Бориса Павловича, блеск глаз Ольги Бобковой, выправка Вячеслава Раснера. В программке бездомные и профессиональные артисты перечислены через запятую — это сливает их воедино.

Голоса путешествуют по интерьеру, в пространстве. Оказываются на стенах, куда проецируется видеосъемка с улицы, вокзала, метро — тех мест, что являются пристанищем. В одном эпизоде текст проговаривают несколько артистов, они буквально раскладывают, расщепляют, распевают его на несколько голосов. Борис Павлович, поведав о злоключениях переводчика, добровольно ушедшего от ненавистных соседей, обращается к зрителям, чтобы те посоветовали, как можно ему поступить. В начале и в финале спектакля артисты озвучивают документальную съемку, говорят за бездомных.

Кажется, метод и манера Михаила Патласова похожи на то, что делала Светлана Алексиевич в своих книгах. Он дает возможность услышать. Мы их встречаем часто, думаем про них мало, еще реже — разговариваем. Пусть их речь сбивчива, противоречива и алогична. Но именно в тот момент, когда мы их слушаем, мы становимся людьми…

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Несколько недель назад в центре Петербурга я с женой увидел пару. Немолодые мужчина и женщина шли, спотыкались, падали, поднимались и снова спотыкались. Мужчина, падая, разбивал себе лицо. Кровь капала по тротуару. Они не выглядели бездомными, не пахло от них алкоголем, но одеты они были не по погоде. Мимо проходили разные люди — смеющиеся, суровые, веселые, понурые. Все, впрочем, равнодушные. Люди, которые не летают. Никто не вызвал «скорую помощь» прохожим, очевидно попавшим в беду. Не очень важно, что я позвонил в неотложку. Важна поделенность. Поделенность на тех, кому надо помогать, а кого — бросить.

Я не знаю, если честно, сейчас другого места, куда человек может пойти. Кроме театра. Вот так просто — пойти. «Театр простодушных», где играют люди с синдромом Дауна. Театр «СинематографЪ», где играют слабослышащие.  БДТ и его «Язык птиц», где играют люди с аутизмом. Социальный, инклюзивный театр. Включающий в жизнь. Включающий в нас человека.

28 апреля 2016.
Текст: Артем Мельник. Фото: Сергей Николаев, Александра Денисова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.