Хор бездомных

В спектакле «НеПРИКАСАЕМЫЕ», который недавно показали в Анненкирхе, все были вместе: и зрители, и профессиональные актеры, и актеры-бездомные. Впрочем, режиссер Михаил Патласов и вся творческая группа никогда бы не сказали, что люди делятся на категории.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Российский театр стал не просто единственным местом, где можно высказаться и выговориться. Театр находит, собирает и объединяет людей. Он пишет свои письма о добром и прекрасном. Не в пустоту: адресат находится.

Хочется сделать необходимую ремарку. Писать о «НеПРИКАСАЕМЫХ» — все равно что рассказывать биографию человека, в жизни которого было много перипетий, сложный поворотов и мелких деталей. За что браться в первую очередь? О чем — громогласно, о чем — тихо и вполголоса, о чем лучше деликатно промолчать?

Спектакль сшит из человеческих голосов. Сама пьеса написана на основе реальных историй: их собирали, беседуя с бездомными, с октября прошлого года. И делают это, кстати, до сих пор: жизни продолжаются, жизни обрываются. Будет и второй показ спектакля.

Разрушенная церковь Анненкирхе на Кирочной улице. Деревянные скамейки. По периметру развалин — полотна для видеопроекций. Спектакль в нетеатральном месте. Но театральный ажиотаж: аншлаг, возбужденные голоса, ожидание. Люди пришли, расселись и стали мерзнуть. Смотреть спектакль, но все равно мерзнуть, как на улице. Церковь не отапливается.

Михаил Патласов берется за неудобные, колюще-режущие темы: «Антитела» в театре «Балтийский дом» — про убийство антифашиста, «Шум» на Новой сцене Александринки — убийство подростка его другом-геймером. Еще и все основаны на реальных событиях. В этот раз режиссер позвал в церковь условных «прикасаемых» на встречу с «неприкасаемыми». А стрит-арт художник Владимир Абих обустроил пространство соответствующим образом — будто уличное все.

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Факты биографий сами по себе, наверное, многих не удивят. Здесь именно тот случай, когда важен не рассказ, а рассказчик. Причем каждый: экскурсовод, лишившийся дома благодаря чернориелторским махинациям, переводчик, который ушел из коммуналки, потому что ему надоели соседи («эти мерзкие рожи»), мужчина, тяжело переживший в детстве насилие…

Периодически на сцену поднимаются и бездомные, играют самих себя, неловко и скромно взаимодействуют с театральными актерами. Горячность и сумасшедшинка Ольги Белинской, ироничность и живость Бориса Павловича, блеск глаз Ольги Бобковой, выправка Вячеслава Раснера. В программке бездомные и профессиональные артисты перечислены через запятую — это сливает их воедино.

Голоса путешествуют по интерьеру, в пространстве. Оказываются на стенах, куда проецируется видеосъемка с улицы, вокзала, метро — тех мест, что являются пристанищем. В одном эпизоде текст проговаривают несколько артистов, они буквально раскладывают, расщепляют, распевают его на несколько голосов. Борис Павлович, поведав о злоключениях переводчика, добровольно ушедшего от ненавистных соседей, обращается к зрителям, чтобы те посоветовали, как можно ему поступить. В начале и в финале спектакля артисты озвучивают документальную съемку, говорят за бездомных.

Кажется, метод и манера Михаила Патласова похожи на то, что делала Светлана Алексиевич в своих книгах. Он дает возможность услышать. Мы их встречаем часто, думаем про них мало, еще реже — разговариваем. Пусть их речь сбивчива, противоречива и алогична. Но именно в тот момент, когда мы их слушаем, мы становимся людьми…

«НеПРИКАСАЕМЫЕ»

Несколько недель назад в центре Петербурга я с женой увидел пару. Немолодые мужчина и женщина шли, спотыкались, падали, поднимались и снова спотыкались. Мужчина, падая, разбивал себе лицо. Кровь капала по тротуару. Они не выглядели бездомными, не пахло от них алкоголем, но одеты они были не по погоде. Мимо проходили разные люди — смеющиеся, суровые, веселые, понурые. Все, впрочем, равнодушные. Люди, которые не летают. Никто не вызвал «скорую помощь» прохожим, очевидно попавшим в беду. Не очень важно, что я позвонил в неотложку. Важна поделенность. Поделенность на тех, кому надо помогать, а кого — бросить.

Я не знаю, если честно, сейчас другого места, куда человек может пойти. Кроме театра. Вот так просто — пойти. «Театр простодушных», где играют люди с синдромом Дауна. Театр «СинематографЪ», где играют слабослышащие.  БДТ и его «Язык птиц», где играют люди с аутизмом. Социальный, инклюзивный театр. Включающий в жизнь. Включающий в нас человека.

28 апреля 2016.
Текст: Артем Мельник. Фото: Сергей Николаев, Александра Денисова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , .

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.