«Холокост-кабаре» в «Прорыве»

В этом году безусловным победителем театральной премии для молодых «Прорыв» стал спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» режиссера Ильи Мощицкого, который получил награду в номинации «Лучший режиссер». Если использовать спортивную терминологию, то явное преимущество было на стороне создателей этой постановки, поскольку она еще была отмечена и в номинации «Лучший актер» — лауреатами стали артисты МДТ Андрей Кондратьев за роль прокурора Майкла Шейкеда и Филипп Могильницкий за роль адвоката Йорама Шефтеля. Если бы существовала номинация за музыку к спектаклю, то награду, безусловно, присудили бы Дмитрию Сарацкому.

Илья Мощицкий

Илья Мощицкий живет в Санкт-Петербурге, а Дмитрий Сарацкий — в Киеве. Но жизнь в разных городах и даже в разных государствах не мешает им давно и плодотворно сотрудничать друг с другом. Вот и премьера на русском языке известной пьесы канадского драматурга Джонатана Гарфинкеля «Суд над Джоном Демьянюком» стала результатом их сотворчества. В основе сюжета — реальный судебный процесс по делу гражданина США украинского происхождения Джона Демьянюка, в прошлом советского солдата Ивана Демьянюка, попавшего в фашистский плен в 1942 году.

Холокост-кабаре

«Карьера» Демьянюка началась с охраны еврейских узников на принудительных работах в сельском хозяйстве, а потом он старательно убивал людей в различных лагерях смерти. После разгрома фашистской Германии, в мае 1945 года Демьянюк эмигрировал в США и даже получили материальную помощь как жертва фашистского режима.

Через тридцать лет Демьянюк был разоблачен. В 1980-х годах в Израиле на основании показаний свидетелей ему были предъявлены обвинения в том, что он является одним из самых жестоких надзирателей концлагеря Треблинка по прозвищу Иван Грозный. Но адвокат доказал, что Иван Грозный — это другой человек, и по решению Верховного суда Израиля подсудимый был освобожден. Судьи были единодушны даже не смотря на то, что попав в плен, Демьянюк проходил подготовку в Травниках, был надсмотрщиком в лагерях смерти Собибор, Майданек, Флоссенбюрг и принес присягу СС.

Холокост-кабаре

После семи лет в тюрьме Израиля он вернулся в США, где в 2001 году начался новый процесс. На сей раз были предъявлены архивные материалы, доказывающие вину Демьянюка. В 2009 году его экстрадировали в Германию.

В 2011 году земельный суд Мюнхена приговорил Демьянюка к тюремному заключению сроком пять лет. До рассмотрения апелляции он проживал в доме престарелых в баварском курортном местечке Бад Файльнбах. Там он и скончался 17 марта 2012 года в возрасте 91 года.

Прочитав эту пьесу еще на языке оригинала, Илья Мощицкий загорелся идеей поставить ее на русском языке. В названии — «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» — именно вторая часть характеризует жанр спектакля. Это — музыкальный политический театр, популярный в Европе в первой половине ХХ века, ярким представителями которого были Эрвин Пискатор и Бертольд Брехт.

Холокост-кабаре

По словам композитора Дмитрия Сарацкого, такое постановочное решение было заложено в самой пьесе: «Гарфинкель очень любит Брехта, он об этом говорит во многих интервью. Мы не собирались далеко отходить от структуры этого формата». Текст зонгов, как и перевод пьесы, сделала Анна Авзан.

Спектакль далек от привычного для русского зрителя психологического театра, но режиссер и актеры блестяще справились с поставленной задачей. Проблема виновности Демьянюка остается на усмотрение публики, которая сама для себя решит этот вопрос. Автора пьесы, Джонатана Гарфинкеля, как и создателей постановки заинтересовала театральная природа самого судебного процесса, длившегося почти 40 лет.

«Демьянюк стал символом попытки найти виновных в кошмарах Второй мировой войны. И суд над ним, возможно, последний такой процесс. В нем выражено стремление Германии исправить ошибки, которые она допустила в прошлом», — считает Джонатан Гарфинкель.

Холокост-кабаре

В спектакле Мощицкого гротесковая, почти фарсовая игра Кондратьева и Могильницкого отнюдь не снижает драматический накал пьесы. При этом сам Иван Демьянюк выглядит вполне традиционно. «Я как актер – адвокат любого своего героя», — говорит сыгравший Демьянюка артист Александринского театра Иосиф Кошелевич (к сожалению, возраст актера не позволяет ему номинироваться на премию «Прорыв»). Образ его героя заставляет задуматься над тем, как, вроде бы, положительный и вполне нормальный человек может измениться до неузнаваемости в экстремальной ситуации. Или в Демьянюке и не было ничего хорошего изначально? Кошелевич небезуспешно пытается разобраться в психологии своего персонажа.

«Пьеса – не только о Холокосте. Она о справедливости, о нравственности, о личности, — уверен Илья Мощицкий. — Понятно, что стоящие рядом слова «Холокост» и «кабаре» шокируют, но на то это и театр. Это болезненное ощущение заставляет человека эмоционально включаться, участвовать в действии. Эта пьеса задает много вопросов».

Сейчас спектакль с успехом показывают в Санкт-Петербурге, Москве и в Киеве. Хотя начиналось все не так гладко. В пресс-релизе о предстоящей премьере спектакль назвали «скандальным», и скандал на самом деле разразился. После премьеры в Северной столице постановку должны были показать в Киеве. Многие театроведы выразили опасение, что в украинской столице могут возникнуть сложности из-за того, что Иван Демьянюк — украинец по национальности. А для тех, кому все равно, о чем кричать и по какому поводу жечь покрышки, этого достаточно.

Холокост-кабаре

Но скандал пришел оттуда, откуда не ждали. Афишу со словами «Холокост-кабаре» повесили в центре Киева, напротив центральной синагоги, поскольку именно там находится театр, в котором должна была состояться премьера. У религиозных евреев название вызвало шок, и по требованию главного раввина афишу убрали. На этом неприятности не закончились: далее — посыпались угрожающие письма создателям спектакля. В конце концов, все театральные площадки Киева отказались принять постановку, а посвященную ей пресс-конференцию пришлось перенести. Таким образом за несколько часов до начала спектакля не было понятно, состоится ли он.

«Я совершенно не был готов к тому, что случилось в Киеве. Когда я садился в самолет, мне позвонили и сказали, что на Украине спектакль хотят запретить за антисемитизм. Моей первой мыслью было: «Но они даже не читали пьесу!». Конечно, надпись на фасаде «Холокост-кабаре» без каких-либо объяснений, наводит на размышления о провокации. Но эта досадная ошибка никак не входила в наши планы производства и выпуска спектакля. Я писал эту пьесу не для провокации, — рассказал Джонатан Гарфинкель. — Я сам – канадский еврей в третьем поколении, и мои предки погибли во время Холокоста. Именно поэтому для меня так важно говорить об этом».

И только за три часа до спектакля нашлась площадка, которая согласилась принять его. В результате вместо одного представления было сыграно два в переполненном зале. А после участникам была устроена нескончаемая овация. Сейчас спектакль с успехом показывают и в Санкт-Петербурге, и в Киеве.

Прорыв

Как сообщалось ранее, на Новой сцене Александринского театра 12 марта в девятый раз вручили Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв». Каждый год жюри премии отмечает молодых режиссеров, актеров и театральных художников в возрасте до 35 лет, представивших на петербургской сцене экспериментальные и новаторские постановки.

Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» родилась в 2008 году как совместная инициатива Комитета по культуре Санкт-Петербурга, государственного драматического театра «Приют комедианта» и театральных критиков Жанны Зарецкой и Андрея Пронина. Задача премии – поощрение и продвижение молодых профессионалов петербургской драматической сцены. В этом сезоне в шести номинациях были отмечены 22 спектакля. В жюри премии вошли ведущие театральные критики, известные артисты и режиссеры.

23 марта 2018.
Текст: Ирина Сорина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.