«Холокост-кабаре» в «Прорыве»

В этом году безусловным победителем театральной премии для молодых «Прорыв» стал спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» режиссера Ильи Мощицкого, который получил награду в номинации «Лучший режиссер». Если использовать спортивную терминологию, то явное преимущество было на стороне создателей этой постановки, поскольку она еще была отмечена и в номинации «Лучший актер» — лауреатами стали артисты МДТ Андрей Кондратьев за роль прокурора Майкла Шейкеда и Филипп Могильницкий за роль адвоката Йорама Шефтеля. Если бы существовала номинация за музыку к спектаклю, то награду, безусловно, присудили бы Дмитрию Сарацкому.

Илья Мощицкий

Илья Мощицкий живет в Санкт-Петербурге, а Дмитрий Сарацкий — в Киеве. Но жизнь в разных городах и даже в разных государствах не мешает им давно и плодотворно сотрудничать друг с другом. Вот и премьера на русском языке известной пьесы канадского драматурга Джонатана Гарфинкеля «Суд над Джоном Демьянюком» стала результатом их сотворчества. В основе сюжета — реальный судебный процесс по делу гражданина США украинского происхождения Джона Демьянюка, в прошлом советского солдата Ивана Демьянюка, попавшего в фашистский плен в 1942 году.

Холокост-кабаре

«Карьера» Демьянюка началась с охраны еврейских узников на принудительных работах в сельском хозяйстве, а потом он старательно убивал людей в различных лагерях смерти. После разгрома фашистской Германии, в мае 1945 года Демьянюк эмигрировал в США и даже получили материальную помощь как жертва фашистского режима.

Через тридцать лет Демьянюк был разоблачен. В 1980-х годах в Израиле на основании показаний свидетелей ему были предъявлены обвинения в том, что он является одним из самых жестоких надзирателей концлагеря Треблинка по прозвищу Иван Грозный. Но адвокат доказал, что Иван Грозный — это другой человек, и по решению Верховного суда Израиля подсудимый был освобожден. Судьи были единодушны даже не смотря на то, что попав в плен, Демьянюк проходил подготовку в Травниках, был надсмотрщиком в лагерях смерти Собибор, Майданек, Флоссенбюрг и принес присягу СС.

Холокост-кабаре

После семи лет в тюрьме Израиля он вернулся в США, где в 2001 году начался новый процесс. На сей раз были предъявлены архивные материалы, доказывающие вину Демьянюка. В 2009 году его экстрадировали в Германию.

В 2011 году земельный суд Мюнхена приговорил Демьянюка к тюремному заключению сроком пять лет. До рассмотрения апелляции он проживал в доме престарелых в баварском курортном местечке Бад Файльнбах. Там он и скончался 17 марта 2012 года в возрасте 91 года.

Прочитав эту пьесу еще на языке оригинала, Илья Мощицкий загорелся идеей поставить ее на русском языке. В названии — «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» — именно вторая часть характеризует жанр спектакля. Это — музыкальный политический театр, популярный в Европе в первой половине ХХ века, ярким представителями которого были Эрвин Пискатор и Бертольд Брехт.

Холокост-кабаре

По словам композитора Дмитрия Сарацкого, такое постановочное решение было заложено в самой пьесе: «Гарфинкель очень любит Брехта, он об этом говорит во многих интервью. Мы не собирались далеко отходить от структуры этого формата». Текст зонгов, как и перевод пьесы, сделала Анна Авзан.

Спектакль далек от привычного для русского зрителя психологического театра, но режиссер и актеры блестяще справились с поставленной задачей. Проблема виновности Демьянюка остается на усмотрение публики, которая сама для себя решит этот вопрос. Автора пьесы, Джонатана Гарфинкеля, как и создателей постановки заинтересовала театральная природа самого судебного процесса, длившегося почти 40 лет.

«Демьянюк стал символом попытки найти виновных в кошмарах Второй мировой войны. И суд над ним, возможно, последний такой процесс. В нем выражено стремление Германии исправить ошибки, которые она допустила в прошлом», — считает Джонатан Гарфинкель.

Холокост-кабаре

В спектакле Мощицкого гротесковая, почти фарсовая игра Кондратьева и Могильницкого отнюдь не снижает драматический накал пьесы. При этом сам Иван Демьянюк выглядит вполне традиционно. «Я как актер – адвокат любого своего героя», — говорит сыгравший Демьянюка артист Александринского театра Иосиф Кошелевич (к сожалению, возраст актера не позволяет ему номинироваться на премию «Прорыв»). Образ его героя заставляет задуматься над тем, как, вроде бы, положительный и вполне нормальный человек может измениться до неузнаваемости в экстремальной ситуации. Или в Демьянюке и не было ничего хорошего изначально? Кошелевич небезуспешно пытается разобраться в психологии своего персонажа.

«Пьеса – не только о Холокосте. Она о справедливости, о нравственности, о личности, — уверен Илья Мощицкий. — Понятно, что стоящие рядом слова «Холокост» и «кабаре» шокируют, но на то это и театр. Это болезненное ощущение заставляет человека эмоционально включаться, участвовать в действии. Эта пьеса задает много вопросов».

Сейчас спектакль с успехом показывают в Санкт-Петербурге, Москве и в Киеве. Хотя начиналось все не так гладко. В пресс-релизе о предстоящей премьере спектакль назвали «скандальным», и скандал на самом деле разразился. После премьеры в Северной столице постановку должны были показать в Киеве. Многие театроведы выразили опасение, что в украинской столице могут возникнуть сложности из-за того, что Иван Демьянюк — украинец по национальности. А для тех, кому все равно, о чем кричать и по какому поводу жечь покрышки, этого достаточно.

Холокост-кабаре

Но скандал пришел оттуда, откуда не ждали. Афишу со словами «Холокост-кабаре» повесили в центре Киева, напротив центральной синагоги, поскольку именно там находится театр, в котором должна была состояться премьера. У религиозных евреев название вызвало шок, и по требованию главного раввина афишу убрали. На этом неприятности не закончились: далее — посыпались угрожающие письма создателям спектакля. В конце концов, все театральные площадки Киева отказались принять постановку, а посвященную ей пресс-конференцию пришлось перенести. Таким образом за несколько часов до начала спектакля не было понятно, состоится ли он.

«Я совершенно не был готов к тому, что случилось в Киеве. Когда я садился в самолет, мне позвонили и сказали, что на Украине спектакль хотят запретить за антисемитизм. Моей первой мыслью было: «Но они даже не читали пьесу!». Конечно, надпись на фасаде «Холокост-кабаре» без каких-либо объяснений, наводит на размышления о провокации. Но эта досадная ошибка никак не входила в наши планы производства и выпуска спектакля. Я писал эту пьесу не для провокации, — рассказал Джонатан Гарфинкель. — Я сам – канадский еврей в третьем поколении, и мои предки погибли во время Холокоста. Именно поэтому для меня так важно говорить об этом».

И только за три часа до спектакля нашлась площадка, которая согласилась принять его. В результате вместо одного представления было сыграно два в переполненном зале. А после участникам была устроена нескончаемая овация. Сейчас спектакль с успехом показывают и в Санкт-Петербурге, и в Киеве.

Прорыв

Как сообщалось ранее, на Новой сцене Александринского театра 12 марта в девятый раз вручили Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв». Каждый год жюри премии отмечает молодых режиссеров, актеров и театральных художников в возрасте до 35 лет, представивших на петербургской сцене экспериментальные и новаторские постановки.

Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» родилась в 2008 году как совместная инициатива Комитета по культуре Санкт-Петербурга, государственного драматического театра «Приют комедианта» и театральных критиков Жанны Зарецкой и Андрея Пронина. Задача премии – поощрение и продвижение молодых профессионалов петербургской драматической сцены. В этом сезоне в шести номинациях были отмечены 22 спектакля. В жюри премии вошли ведущие театральные критики, известные артисты и режиссеры.

23 марта 2018.
Текст: Ирина Сорина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.