«Холокост-кабаре» в «Прорыве»

В этом году безусловным победителем театральной премии для молодых «Прорыв» стал спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» режиссера Ильи Мощицкого, который получил награду в номинации «Лучший режиссер». Если использовать спортивную терминологию, то явное преимущество было на стороне создателей этой постановки, поскольку она еще была отмечена и в номинации «Лучший актер» — лауреатами стали артисты МДТ Андрей Кондратьев за роль прокурора Майкла Шейкеда и Филипп Могильницкий за роль адвоката Йорама Шефтеля. Если бы существовала номинация за музыку к спектаклю, то награду, безусловно, присудили бы Дмитрию Сарацкому.

Илья Мощицкий

Илья Мощицкий живет в Санкт-Петербурге, а Дмитрий Сарацкий — в Киеве. Но жизнь в разных городах и даже в разных государствах не мешает им давно и плодотворно сотрудничать друг с другом. Вот и премьера на русском языке известной пьесы канадского драматурга Джонатана Гарфинкеля «Суд над Джоном Демьянюком» стала результатом их сотворчества. В основе сюжета — реальный судебный процесс по делу гражданина США украинского происхождения Джона Демьянюка, в прошлом советского солдата Ивана Демьянюка, попавшего в фашистский плен в 1942 году.

Холокост-кабаре

«Карьера» Демьянюка началась с охраны еврейских узников на принудительных работах в сельском хозяйстве, а потом он старательно убивал людей в различных лагерях смерти. После разгрома фашистской Германии, в мае 1945 года Демьянюк эмигрировал в США и даже получили материальную помощь как жертва фашистского режима.

Через тридцать лет Демьянюк был разоблачен. В 1980-х годах в Израиле на основании показаний свидетелей ему были предъявлены обвинения в том, что он является одним из самых жестоких надзирателей концлагеря Треблинка по прозвищу Иван Грозный. Но адвокат доказал, что Иван Грозный — это другой человек, и по решению Верховного суда Израиля подсудимый был освобожден. Судьи были единодушны даже не смотря на то, что попав в плен, Демьянюк проходил подготовку в Травниках, был надсмотрщиком в лагерях смерти Собибор, Майданек, Флоссенбюрг и принес присягу СС.

Холокост-кабаре

После семи лет в тюрьме Израиля он вернулся в США, где в 2001 году начался новый процесс. На сей раз были предъявлены архивные материалы, доказывающие вину Демьянюка. В 2009 году его экстрадировали в Германию.

В 2011 году земельный суд Мюнхена приговорил Демьянюка к тюремному заключению сроком пять лет. До рассмотрения апелляции он проживал в доме престарелых в баварском курортном местечке Бад Файльнбах. Там он и скончался 17 марта 2012 года в возрасте 91 года.

Прочитав эту пьесу еще на языке оригинала, Илья Мощицкий загорелся идеей поставить ее на русском языке. В названии — «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» — именно вторая часть характеризует жанр спектакля. Это — музыкальный политический театр, популярный в Европе в первой половине ХХ века, ярким представителями которого были Эрвин Пискатор и Бертольд Брехт.

Холокост-кабаре

По словам композитора Дмитрия Сарацкого, такое постановочное решение было заложено в самой пьесе: «Гарфинкель очень любит Брехта, он об этом говорит во многих интервью. Мы не собирались далеко отходить от структуры этого формата». Текст зонгов, как и перевод пьесы, сделала Анна Авзан.

Спектакль далек от привычного для русского зрителя психологического театра, но режиссер и актеры блестяще справились с поставленной задачей. Проблема виновности Демьянюка остается на усмотрение публики, которая сама для себя решит этот вопрос. Автора пьесы, Джонатана Гарфинкеля, как и создателей постановки заинтересовала театральная природа самого судебного процесса, длившегося почти 40 лет.

«Демьянюк стал символом попытки найти виновных в кошмарах Второй мировой войны. И суд над ним, возможно, последний такой процесс. В нем выражено стремление Германии исправить ошибки, которые она допустила в прошлом», — считает Джонатан Гарфинкель.

Холокост-кабаре

В спектакле Мощицкого гротесковая, почти фарсовая игра Кондратьева и Могильницкого отнюдь не снижает драматический накал пьесы. При этом сам Иван Демьянюк выглядит вполне традиционно. «Я как актер – адвокат любого своего героя», — говорит сыгравший Демьянюка артист Александринского театра Иосиф Кошелевич (к сожалению, возраст актера не позволяет ему номинироваться на премию «Прорыв»). Образ его героя заставляет задуматься над тем, как, вроде бы, положительный и вполне нормальный человек может измениться до неузнаваемости в экстремальной ситуации. Или в Демьянюке и не было ничего хорошего изначально? Кошелевич небезуспешно пытается разобраться в психологии своего персонажа.

«Пьеса – не только о Холокосте. Она о справедливости, о нравственности, о личности, — уверен Илья Мощицкий. — Понятно, что стоящие рядом слова «Холокост» и «кабаре» шокируют, но на то это и театр. Это болезненное ощущение заставляет человека эмоционально включаться, участвовать в действии. Эта пьеса задает много вопросов».

Сейчас спектакль с успехом показывают в Санкт-Петербурге, Москве и в Киеве. Хотя начиналось все не так гладко. В пресс-релизе о предстоящей премьере спектакль назвали «скандальным», и скандал на самом деле разразился. После премьеры в Северной столице постановку должны были показать в Киеве. Многие театроведы выразили опасение, что в украинской столице могут возникнуть сложности из-за того, что Иван Демьянюк — украинец по национальности. А для тех, кому все равно, о чем кричать и по какому поводу жечь покрышки, этого достаточно.

Холокост-кабаре

Но скандал пришел оттуда, откуда не ждали. Афишу со словами «Холокост-кабаре» повесили в центре Киева, напротив центральной синагоги, поскольку именно там находится театр, в котором должна была состояться премьера. У религиозных евреев название вызвало шок, и по требованию главного раввина афишу убрали. На этом неприятности не закончились: далее — посыпались угрожающие письма создателям спектакля. В конце концов, все театральные площадки Киева отказались принять постановку, а посвященную ей пресс-конференцию пришлось перенести. Таким образом за несколько часов до начала спектакля не было понятно, состоится ли он.

«Я совершенно не был готов к тому, что случилось в Киеве. Когда я садился в самолет, мне позвонили и сказали, что на Украине спектакль хотят запретить за антисемитизм. Моей первой мыслью было: «Но они даже не читали пьесу!». Конечно, надпись на фасаде «Холокост-кабаре» без каких-либо объяснений, наводит на размышления о провокации. Но эта досадная ошибка никак не входила в наши планы производства и выпуска спектакля. Я писал эту пьесу не для провокации, — рассказал Джонатан Гарфинкель. — Я сам – канадский еврей в третьем поколении, и мои предки погибли во время Холокоста. Именно поэтому для меня так важно говорить об этом».

И только за три часа до спектакля нашлась площадка, которая согласилась принять его. В результате вместо одного представления было сыграно два в переполненном зале. А после участникам была устроена нескончаемая овация. Сейчас спектакль с успехом показывают и в Санкт-Петербурге, и в Киеве.

Прорыв

Как сообщалось ранее, на Новой сцене Александринского театра 12 марта в девятый раз вручили Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв». Каждый год жюри премии отмечает молодых режиссеров, актеров и театральных художников в возрасте до 35 лет, представивших на петербургской сцене экспериментальные и новаторские постановки.

Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» родилась в 2008 году как совместная инициатива Комитета по культуре Санкт-Петербурга, государственного драматического театра «Приют комедианта» и театральных критиков Жанны Зарецкой и Андрея Пронина. Задача премии – поощрение и продвижение молодых профессионалов петербургской драматической сцены. В этом сезоне в шести номинациях были отмечены 22 спектакля. В жюри премии вошли ведущие театральные критики, известные артисты и режиссеры.

23 марта 2018.
Текст: Ирина Сорина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».

Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.