«Холокост-кабаре» в «Прорыве»

В этом году безусловным победителем театральной премии для молодых «Прорыв» стал спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» режиссера Ильи Мощицкого, который получил награду в номинации «Лучший режиссер». Если использовать спортивную терминологию, то явное преимущество было на стороне создателей этой постановки, поскольку она еще была отмечена и в номинации «Лучший актер» — лауреатами стали артисты МДТ Андрей Кондратьев за роль прокурора Майкла Шейкеда и Филипп Могильницкий за роль адвоката Йорама Шефтеля. Если бы существовала номинация за музыку к спектаклю, то награду, безусловно, присудили бы Дмитрию Сарацкому.

Илья Мощицкий

Илья Мощицкий живет в Санкт-Петербурге, а Дмитрий Сарацкий — в Киеве. Но жизнь в разных городах и даже в разных государствах не мешает им давно и плодотворно сотрудничать друг с другом. Вот и премьера на русском языке известной пьесы канадского драматурга Джонатана Гарфинкеля «Суд над Джоном Демьянюком» стала результатом их сотворчества. В основе сюжета — реальный судебный процесс по делу гражданина США украинского происхождения Джона Демьянюка, в прошлом советского солдата Ивана Демьянюка, попавшего в фашистский плен в 1942 году.

Холокост-кабаре

«Карьера» Демьянюка началась с охраны еврейских узников на принудительных работах в сельском хозяйстве, а потом он старательно убивал людей в различных лагерях смерти. После разгрома фашистской Германии, в мае 1945 года Демьянюк эмигрировал в США и даже получили материальную помощь как жертва фашистского режима.

Через тридцать лет Демьянюк был разоблачен. В 1980-х годах в Израиле на основании показаний свидетелей ему были предъявлены обвинения в том, что он является одним из самых жестоких надзирателей концлагеря Треблинка по прозвищу Иван Грозный. Но адвокат доказал, что Иван Грозный — это другой человек, и по решению Верховного суда Израиля подсудимый был освобожден. Судьи были единодушны даже не смотря на то, что попав в плен, Демьянюк проходил подготовку в Травниках, был надсмотрщиком в лагерях смерти Собибор, Майданек, Флоссенбюрг и принес присягу СС.

Холокост-кабаре

После семи лет в тюрьме Израиля он вернулся в США, где в 2001 году начался новый процесс. На сей раз были предъявлены архивные материалы, доказывающие вину Демьянюка. В 2009 году его экстрадировали в Германию.

В 2011 году земельный суд Мюнхена приговорил Демьянюка к тюремному заключению сроком пять лет. До рассмотрения апелляции он проживал в доме престарелых в баварском курортном местечке Бад Файльнбах. Там он и скончался 17 марта 2012 года в возрасте 91 года.

Прочитав эту пьесу еще на языке оригинала, Илья Мощицкий загорелся идеей поставить ее на русском языке. В названии — «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» — именно вторая часть характеризует жанр спектакля. Это — музыкальный политический театр, популярный в Европе в первой половине ХХ века, ярким представителями которого были Эрвин Пискатор и Бертольд Брехт.

Холокост-кабаре

По словам композитора Дмитрия Сарацкого, такое постановочное решение было заложено в самой пьесе: «Гарфинкель очень любит Брехта, он об этом говорит во многих интервью. Мы не собирались далеко отходить от структуры этого формата». Текст зонгов, как и перевод пьесы, сделала Анна Авзан.

Спектакль далек от привычного для русского зрителя психологического театра, но режиссер и актеры блестяще справились с поставленной задачей. Проблема виновности Демьянюка остается на усмотрение публики, которая сама для себя решит этот вопрос. Автора пьесы, Джонатана Гарфинкеля, как и создателей постановки заинтересовала театральная природа самого судебного процесса, длившегося почти 40 лет.

«Демьянюк стал символом попытки найти виновных в кошмарах Второй мировой войны. И суд над ним, возможно, последний такой процесс. В нем выражено стремление Германии исправить ошибки, которые она допустила в прошлом», — считает Джонатан Гарфинкель.

Холокост-кабаре

В спектакле Мощицкого гротесковая, почти фарсовая игра Кондратьева и Могильницкого отнюдь не снижает драматический накал пьесы. При этом сам Иван Демьянюк выглядит вполне традиционно. «Я как актер – адвокат любого своего героя», — говорит сыгравший Демьянюка артист Александринского театра Иосиф Кошелевич (к сожалению, возраст актера не позволяет ему номинироваться на премию «Прорыв»). Образ его героя заставляет задуматься над тем, как, вроде бы, положительный и вполне нормальный человек может измениться до неузнаваемости в экстремальной ситуации. Или в Демьянюке и не было ничего хорошего изначально? Кошелевич небезуспешно пытается разобраться в психологии своего персонажа.

«Пьеса – не только о Холокосте. Она о справедливости, о нравственности, о личности, — уверен Илья Мощицкий. — Понятно, что стоящие рядом слова «Холокост» и «кабаре» шокируют, но на то это и театр. Это болезненное ощущение заставляет человека эмоционально включаться, участвовать в действии. Эта пьеса задает много вопросов».

Сейчас спектакль с успехом показывают в Санкт-Петербурге, Москве и в Киеве. Хотя начиналось все не так гладко. В пресс-релизе о предстоящей премьере спектакль назвали «скандальным», и скандал на самом деле разразился. После премьеры в Северной столице постановку должны были показать в Киеве. Многие театроведы выразили опасение, что в украинской столице могут возникнуть сложности из-за того, что Иван Демьянюк — украинец по национальности. А для тех, кому все равно, о чем кричать и по какому поводу жечь покрышки, этого достаточно.

Холокост-кабаре

Но скандал пришел оттуда, откуда не ждали. Афишу со словами «Холокост-кабаре» повесили в центре Киева, напротив центральной синагоги, поскольку именно там находится театр, в котором должна была состояться премьера. У религиозных евреев название вызвало шок, и по требованию главного раввина афишу убрали. На этом неприятности не закончились: далее — посыпались угрожающие письма создателям спектакля. В конце концов, все театральные площадки Киева отказались принять постановку, а посвященную ей пресс-конференцию пришлось перенести. Таким образом за несколько часов до начала спектакля не было понятно, состоится ли он.

«Я совершенно не был готов к тому, что случилось в Киеве. Когда я садился в самолет, мне позвонили и сказали, что на Украине спектакль хотят запретить за антисемитизм. Моей первой мыслью было: «Но они даже не читали пьесу!». Конечно, надпись на фасаде «Холокост-кабаре» без каких-либо объяснений, наводит на размышления о провокации. Но эта досадная ошибка никак не входила в наши планы производства и выпуска спектакля. Я писал эту пьесу не для провокации, — рассказал Джонатан Гарфинкель. — Я сам – канадский еврей в третьем поколении, и мои предки погибли во время Холокоста. Именно поэтому для меня так важно говорить об этом».

И только за три часа до спектакля нашлась площадка, которая согласилась принять его. В результате вместо одного представления было сыграно два в переполненном зале. А после участникам была устроена нескончаемая овация. Сейчас спектакль с успехом показывают и в Санкт-Петербурге, и в Киеве.

Прорыв

Как сообщалось ранее, на Новой сцене Александринского театра 12 марта в девятый раз вручили Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв». Каждый год жюри премии отмечает молодых режиссеров, актеров и театральных художников в возрасте до 35 лет, представивших на петербургской сцене экспериментальные и новаторские постановки.

Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» родилась в 2008 году как совместная инициатива Комитета по культуре Санкт-Петербурга, государственного драматического театра «Приют комедианта» и театральных критиков Жанны Зарецкой и Андрея Пронина. Задача премии – поощрение и продвижение молодых профессионалов петербургской драматической сцены. В этом сезоне в шести номинациях были отмечены 22 спектакля. В жюри премии вошли ведущие театральные критики, известные артисты и режиссеры.

23 марта 2018.
Текст: Ирина Сорина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.

Театр Алеко

Театр «Алеко» и его этюды в легких тонах

Камерный театр «Алеко», расположенный в зоне непритязательных построек на проспекте Юрия Гагарина, является одним из самых молодых, самых семейных и самых новогодних театров Санкт-Петербурга. Ведь основной его аудиторией являются дети. Причем они не только смотрят постановки и веселятся на новогодних утренниках, но и перенимают сценическое искусство в его стенах. В театре постоянно работает детская студия, а его уютные интерьеры, оформление в теплой палитре и с минимумом декора, зато с непременными атрибутами детства — мягкие игрушки, роспись на стенах, скафандр космонавта в фойе — возвращает в юные и беззаботные годы даже самых серьезных зрителей. Примечательно, что «Алеко» успешно сочетает в своем репертуаре детские и взрослые спектакли, находя баланс между восприятием праздника на разных этапах жизни.