«Холокост-кабаре» в «Прорыве»

В этом году безусловным победителем театральной премии для молодых «Прорыв» стал спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» режиссера Ильи Мощицкого, который получил награду в номинации «Лучший режиссер». Если использовать спортивную терминологию, то явное преимущество было на стороне создателей этой постановки, поскольку она еще была отмечена и в номинации «Лучший актер» — лауреатами стали артисты МДТ Андрей Кондратьев за роль прокурора Майкла Шейкеда и Филипп Могильницкий за роль адвоката Йорама Шефтеля. Если бы существовала номинация за музыку к спектаклю, то награду, безусловно, присудили бы Дмитрию Сарацкому.

Илья Мощицкий

Илья Мощицкий живет в Санкт-Петербурге, а Дмитрий Сарацкий — в Киеве. Но жизнь в разных городах и даже в разных государствах не мешает им давно и плодотворно сотрудничать друг с другом. Вот и премьера на русском языке известной пьесы канадского драматурга Джонатана Гарфинкеля «Суд над Джоном Демьянюком» стала результатом их сотворчества. В основе сюжета — реальный судебный процесс по делу гражданина США украинского происхождения Джона Демьянюка, в прошлом советского солдата Ивана Демьянюка, попавшего в фашистский плен в 1942 году.

Холокост-кабаре

«Карьера» Демьянюка началась с охраны еврейских узников на принудительных работах в сельском хозяйстве, а потом он старательно убивал людей в различных лагерях смерти. После разгрома фашистской Германии, в мае 1945 года Демьянюк эмигрировал в США и даже получили материальную помощь как жертва фашистского режима.

Через тридцать лет Демьянюк был разоблачен. В 1980-х годах в Израиле на основании показаний свидетелей ему были предъявлены обвинения в том, что он является одним из самых жестоких надзирателей концлагеря Треблинка по прозвищу Иван Грозный. Но адвокат доказал, что Иван Грозный — это другой человек, и по решению Верховного суда Израиля подсудимый был освобожден. Судьи были единодушны даже не смотря на то, что попав в плен, Демьянюк проходил подготовку в Травниках, был надсмотрщиком в лагерях смерти Собибор, Майданек, Флоссенбюрг и принес присягу СС.

Холокост-кабаре

После семи лет в тюрьме Израиля он вернулся в США, где в 2001 году начался новый процесс. На сей раз были предъявлены архивные материалы, доказывающие вину Демьянюка. В 2009 году его экстрадировали в Германию.

В 2011 году земельный суд Мюнхена приговорил Демьянюка к тюремному заключению сроком пять лет. До рассмотрения апелляции он проживал в доме престарелых в баварском курортном местечке Бад Файльнбах. Там он и скончался 17 марта 2012 года в возрасте 91 года.

Прочитав эту пьесу еще на языке оригинала, Илья Мощицкий загорелся идеей поставить ее на русском языке. В названии — «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» — именно вторая часть характеризует жанр спектакля. Это — музыкальный политический театр, популярный в Европе в первой половине ХХ века, ярким представителями которого были Эрвин Пискатор и Бертольд Брехт.

Холокост-кабаре

По словам композитора Дмитрия Сарацкого, такое постановочное решение было заложено в самой пьесе: «Гарфинкель очень любит Брехта, он об этом говорит во многих интервью. Мы не собирались далеко отходить от структуры этого формата». Текст зонгов, как и перевод пьесы, сделала Анна Авзан.

Спектакль далек от привычного для русского зрителя психологического театра, но режиссер и актеры блестяще справились с поставленной задачей. Проблема виновности Демьянюка остается на усмотрение публики, которая сама для себя решит этот вопрос. Автора пьесы, Джонатана Гарфинкеля, как и создателей постановки заинтересовала театральная природа самого судебного процесса, длившегося почти 40 лет.

«Демьянюк стал символом попытки найти виновных в кошмарах Второй мировой войны. И суд над ним, возможно, последний такой процесс. В нем выражено стремление Германии исправить ошибки, которые она допустила в прошлом», — считает Джонатан Гарфинкель.

Холокост-кабаре

В спектакле Мощицкого гротесковая, почти фарсовая игра Кондратьева и Могильницкого отнюдь не снижает драматический накал пьесы. При этом сам Иван Демьянюк выглядит вполне традиционно. «Я как актер – адвокат любого своего героя», — говорит сыгравший Демьянюка артист Александринского театра Иосиф Кошелевич (к сожалению, возраст актера не позволяет ему номинироваться на премию «Прорыв»). Образ его героя заставляет задуматься над тем, как, вроде бы, положительный и вполне нормальный человек может измениться до неузнаваемости в экстремальной ситуации. Или в Демьянюке и не было ничего хорошего изначально? Кошелевич небезуспешно пытается разобраться в психологии своего персонажа.

«Пьеса – не только о Холокосте. Она о справедливости, о нравственности, о личности, — уверен Илья Мощицкий. — Понятно, что стоящие рядом слова «Холокост» и «кабаре» шокируют, но на то это и театр. Это болезненное ощущение заставляет человека эмоционально включаться, участвовать в действии. Эта пьеса задает много вопросов».

Сейчас спектакль с успехом показывают в Санкт-Петербурге, Москве и в Киеве. Хотя начиналось все не так гладко. В пресс-релизе о предстоящей премьере спектакль назвали «скандальным», и скандал на самом деле разразился. После премьеры в Северной столице постановку должны были показать в Киеве. Многие театроведы выразили опасение, что в украинской столице могут возникнуть сложности из-за того, что Иван Демьянюк — украинец по национальности. А для тех, кому все равно, о чем кричать и по какому поводу жечь покрышки, этого достаточно.

Холокост-кабаре

Но скандал пришел оттуда, откуда не ждали. Афишу со словами «Холокост-кабаре» повесили в центре Киева, напротив центральной синагоги, поскольку именно там находится театр, в котором должна была состояться премьера. У религиозных евреев название вызвало шок, и по требованию главного раввина афишу убрали. На этом неприятности не закончились: далее — посыпались угрожающие письма создателям спектакля. В конце концов, все театральные площадки Киева отказались принять постановку, а посвященную ей пресс-конференцию пришлось перенести. Таким образом за несколько часов до начала спектакля не было понятно, состоится ли он.

«Я совершенно не был готов к тому, что случилось в Киеве. Когда я садился в самолет, мне позвонили и сказали, что на Украине спектакль хотят запретить за антисемитизм. Моей первой мыслью было: «Но они даже не читали пьесу!». Конечно, надпись на фасаде «Холокост-кабаре» без каких-либо объяснений, наводит на размышления о провокации. Но эта досадная ошибка никак не входила в наши планы производства и выпуска спектакля. Я писал эту пьесу не для провокации, — рассказал Джонатан Гарфинкель. — Я сам – канадский еврей в третьем поколении, и мои предки погибли во время Холокоста. Именно поэтому для меня так важно говорить об этом».

И только за три часа до спектакля нашлась площадка, которая согласилась принять его. В результате вместо одного представления было сыграно два в переполненном зале. А после участникам была устроена нескончаемая овация. Сейчас спектакль с успехом показывают и в Санкт-Петербурге, и в Киеве.

Прорыв

Как сообщалось ранее, на Новой сцене Александринского театра 12 марта в девятый раз вручили Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв». Каждый год жюри премии отмечает молодых режиссеров, актеров и театральных художников в возрасте до 35 лет, представивших на петербургской сцене экспериментальные и новаторские постановки.

Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» родилась в 2008 году как совместная инициатива Комитета по культуре Санкт-Петербурга, государственного драматического театра «Приют комедианта» и театральных критиков Жанны Зарецкой и Андрея Пронина. Задача премии – поощрение и продвижение молодых профессионалов петербургской драматической сцены. В этом сезоне в шести номинациях были отмечены 22 спектакля. В жюри премии вошли ведущие театральные критики, известные артисты и режиссеры.

23 марта 2018.
Текст: Ирина Сорина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.