«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Во всяком случае, коллектив театра под руководством режиссера Григория Козлова характеризует главного героя пьесы как «обаятельную и трагическую фигуру, «маленького человека», смещенного на обочину жизни». В основе постановки — заключительная часть трилогии Островского, состоящей также из пьес «Праздничный сон до обеда» и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Все части посвящены попыткам молодого чиновника Михаила Бальзаминова удачно жениться, но ввиду его нерешительности и простодушия поисками выгодной партии занимаются мать героя и сваха.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Другое название третьей части — «За чем пойдешь, то и найдешь». Она была написана Островским в 1861 году и поначалу была недоброжелательно встречена Литературно-театральным комитетом и отдельными «ценителями искусства». Однако благодаря поддержке прессы (газета «Русский мир», журнал «Гудок») ее в конце концов допустили к постановке. Первым был спектакль в Александринском театре 1863 года, а вскоре после него — в московском Малом театре. Это положило начало длинному и многообразному пути пьесы на различных площадках по всей России, которой, собственно, она и адресована — с изрядной долей скепсиса и горечи, но в то же время с вниманием, точностью и теплотой.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Только в 2000-е годы пьеса неоднократно ставилась в разных городах — дважды в Новосибирском музыкальном театре, а также в Димитровградском драматическом театре имени Островского, в Камерном театре города Чебоксары, в Серпуховском музыкально-драматическом театре.

Спектакль «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» в «Мастерской» был впервые показан в 2010 году и сразу привлек внимание прессы и петербургских театралов. Он дважды участвовал в Международном театральном фестивале «Петербургский театральный сезон» в Марселе и в Тбилиси. Актер Максим Студеновский, исполнитель роли Мишеньки Бальзаминова, стал победителем XI Международного театрального форума «М@rt. Контакт» в номинации «Лучший молодой актер».

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Ключевой составляющей сюжета в своей постановке Григорий Козлов избрал материнскую любовь и два ее лица. Одно из них нежное, щедрое и жертвенное, а другое — требовательное и властное. Истоки бестолковости главного героя автор ищет в воспитании, которое тот получает в женском окружении, от своей матери, вдовы Павлы Петровны Бальзаминовой, и их верной служанки Матрены. В стремлении уберечь отпрыска от всех невзгод и опасностей внешнего мира и не обделить его вниманием и лаской мать доходит до полного абсурда. Она не считается с взрослением сына и внешними реалиями и не понимает, что чересчур трепетное отношение к сновидениям и иллюзиям может оказаться губительным для становления личности. Ее компаньонка явно относится скептически к такому воспитанию, но не имеет права голоса.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

С точки зрения психологии этот феномен можно исследовать бесконечно, и чаще всего в его основе лежит панический страх человека перед собственным старением — насильственное удержание детей в беспомощном и зависимом возрасте, невзирая на то, сколько им лет по паспорту, отдаляет ощущение заката жизни. В русской культуре отношение к старости никогда не было столь почтительным и добрым, как, например, во многих восточных странах. Поэтому зачастую отрицательные персонажи изображаются именно престарелыми, вплоть до фольклорных Бабы Яги и Кощея Бессмертного.

Что же касается творчества Александра Островского, то он неоднократно поднимал проблему «отцов и детей» в свойственном ему ключе «смеха сквозь слезы» И еще одним характерным произведением является трагическая пьеса «Бесприданница», широко известная в нашей массовой культуре. С «Женитьбой Бальзаминова» ее роднит многое — то, что главные герои живут без отца, их матери воспитывают их однобокими и ущербными методами, решая за счет детей собственные проблемы, и видят в устройстве их личные проблемы спасение от всего. В обоих произведениях мишура и перспективы, которые должен сулить брак с нелюбимым человеком, возводятся в некий идеал, который в итоге так и не оправдывает вложенных в него материнских сил и надежд.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Поэтому «Женитьба Бальзаминова» не зря считается неоднозначным произведением, которое можно трактовать как драму «маленького человека» — не только в социальном плане, но и в психологическом, как образ вечного неразумного дитяти. Постановку Григория Козлова без сомнения можно назвать удачной, органичной и яркой, учитывая то, что литературная основа представляет из себя весьма сложный материал для интерпретации. Пьеса не дает подсказок для эмоционального состояния персонажей, сухо и лаконично обрисовывает окружающий фон, не всегда помогает вникнуть в социальную и культурную среду, в которой происходит действие. Режиссеру и актерам необходимо стать соавторами драматурга, вникать в его замыслы, что-то трактовать по-своему. Это не всегда вызывает приятные ответные чувства у зрителя, но спектакль «Мастерской» явно располагает к себе художественной выразительностью, юмором, в котором есть острота и глубина, но нет злости, и некой приветливостью к аудитории. В том числе этому способствует музыкальное сопровождение Рихарда Вагнера, Якова Пригожего, Джоаккино Россини, Фредерика Шопена.

Следующий показ спектакля «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» на сцене «Мастерской» состоится 18 октября 2019 года.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

16 октября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.