«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Во всяком случае, коллектив театра под руководством режиссера Григория Козлова характеризует главного героя пьесы как «обаятельную и трагическую фигуру, «маленького человека», смещенного на обочину жизни». В основе постановки — заключительная часть трилогии Островского, состоящей также из пьес «Праздничный сон до обеда» и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Все части посвящены попыткам молодого чиновника Михаила Бальзаминова удачно жениться, но ввиду его нерешительности и простодушия поисками выгодной партии занимаются мать героя и сваха.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Другое название третьей части — «За чем пойдешь, то и найдешь». Она была написана Островским в 1861 году и поначалу была недоброжелательно встречена Литературно-театральным комитетом и отдельными «ценителями искусства». Однако благодаря поддержке прессы (газета «Русский мир», журнал «Гудок») ее в конце концов допустили к постановке. Первым был спектакль в Александринском театре 1863 года, а вскоре после него — в московском Малом театре. Это положило начало длинному и многообразному пути пьесы на различных площадках по всей России, которой, собственно, она и адресована — с изрядной долей скепсиса и горечи, но в то же время с вниманием, точностью и теплотой.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Только в 2000-е годы пьеса неоднократно ставилась в разных городах — дважды в Новосибирском музыкальном театре, а также в Димитровградском драматическом театре имени Островского, в Камерном театре города Чебоксары, в Серпуховском музыкально-драматическом театре.

Спектакль «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» в «Мастерской» был впервые показан в 2010 году и сразу привлек внимание прессы и петербургских театралов. Он дважды участвовал в Международном театральном фестивале «Петербургский театральный сезон» в Марселе и в Тбилиси. Актер Максим Студеновский, исполнитель роли Мишеньки Бальзаминова, стал победителем XI Международного театрального форума «М@rt. Контакт» в номинации «Лучший молодой актер».

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Ключевой составляющей сюжета в своей постановке Григорий Козлов избрал материнскую любовь и два ее лица. Одно из них нежное, щедрое и жертвенное, а другое — требовательное и властное. Истоки бестолковости главного героя автор ищет в воспитании, которое тот получает в женском окружении, от своей матери, вдовы Павлы Петровны Бальзаминовой, и их верной служанки Матрены. В стремлении уберечь отпрыска от всех невзгод и опасностей внешнего мира и не обделить его вниманием и лаской мать доходит до полного абсурда. Она не считается с взрослением сына и внешними реалиями и не понимает, что чересчур трепетное отношение к сновидениям и иллюзиям может оказаться губительным для становления личности. Ее компаньонка явно относится скептически к такому воспитанию, но не имеет права голоса.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

С точки зрения психологии этот феномен можно исследовать бесконечно, и чаще всего в его основе лежит панический страх человека перед собственным старением — насильственное удержание детей в беспомощном и зависимом возрасте, невзирая на то, сколько им лет по паспорту, отдаляет ощущение заката жизни. В русской культуре отношение к старости никогда не было столь почтительным и добрым, как, например, во многих восточных странах. Поэтому зачастую отрицательные персонажи изображаются именно престарелыми, вплоть до фольклорных Бабы Яги и Кощея Бессмертного.

Что же касается творчества Александра Островского, то он неоднократно поднимал проблему «отцов и детей» в свойственном ему ключе «смеха сквозь слезы» И еще одним характерным произведением является трагическая пьеса «Бесприданница», широко известная в нашей массовой культуре. С «Женитьбой Бальзаминова» ее роднит многое — то, что главные герои живут без отца, их матери воспитывают их однобокими и ущербными методами, решая за счет детей собственные проблемы, и видят в устройстве их личные проблемы спасение от всего. В обоих произведениях мишура и перспективы, которые должен сулить брак с нелюбимым человеком, возводятся в некий идеал, который в итоге так и не оправдывает вложенных в него материнских сил и надежд.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

Поэтому «Женитьба Бальзаминова» не зря считается неоднозначным произведением, которое можно трактовать как драму «маленького человека» — не только в социальном плане, но и в психологическом, как образ вечного неразумного дитяти. Постановку Григория Козлова без сомнения можно назвать удачной, органичной и яркой, учитывая то, что литературная основа представляет из себя весьма сложный материал для интерпретации. Пьеса не дает подсказок для эмоционального состояния персонажей, сухо и лаконично обрисовывает окружающий фон, не всегда помогает вникнуть в социальную и культурную среду, в которой происходит действие. Режиссеру и актерам необходимо стать соавторами драматурга, вникать в его замыслы, что-то трактовать по-своему. Это не всегда вызывает приятные ответные чувства у зрителя, но спектакль «Мастерской» явно располагает к себе художественной выразительностью, юмором, в котором есть острота и глубина, но нет злости, и некой приветливостью к аудитории. В том числе этому способствует музыкальное сопровождение Рихарда Вагнера, Якова Пригожего, Джоаккино Россини, Фредерика Шопена.

Следующий показ спектакля «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» на сцене «Мастерской» состоится 18 октября 2019 года.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

16 октября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.