Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Премия Курехина за 2017 год

В балете были использованы произведения Сергея Курехина: «Воробьиная оратория», части «Лето» и «Осень», «Реквием» и «Трагедия в стиле минимализм». «Воробьиная оратория» — одно из самых знаменитых произведений композитора. Эта балетная постановка, унаследовав дух и традицию ленинградского авангарда 1980-1990-х годов, сочетает классический танец, современную хореографию и музыку.

Премия Курехина за 2017 год

Режиссер церемонии награждения – Федор Курехин. Призы для церемонии созданы по авторским эскизам Александра Шишкина-Хокусая, победителя в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» за 2016 год.

Премия Курехина за 2017 год

В течение вечера свои награды получили победители в девяти номинацих. Один проект отмечен специальным призом от Французского института. Гран-при «Поп-Механика» присужден проекту «Огни Урала» Ольги Комлевой и Андрея Смирнова (Москва).

Премия Курехина за 2017 год

Site-specific оратория «Огни Урала» — главная премьера перформанс-платформы Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В основу оратории легло либретто писателя и журналиста газеты “Уральский рабочий” Николая Харитонова 1932 года. Он приурочил создание своего произведения к 15-й годовщине Октябрьской революции. «Огни Урала» — это история о том, как зажигались огни первых индустриальных производств на карте России, это история появления и становления металлургических, медеплавильных и железоделательных заводов на Урале.

Символично, что именно в год празднования 100-летнего юбилея Революции, знаковый текст для Екатеринбурга и Уральского региона в целом, художественный документ эпохи, более 80 лет пролежавший в архиве, наконец обрел сценическую жизнь. На основе оригинального либретто драматург Ирина Васьковская создала новый текст с элементами «уральского индустриального» новояза. Слова и словесные конструкции были морфологически переработаны и обрели новые формы и смыслы. Драматург стала изобретателем нового языка: герои оратории поют на смеси латыни, русского и немецкого языков. Инновационный подход в работе драматурга ставит переработанный текст либретто наравне с авангардными текстами поэтов-футуристов.

Проект актуализировал историческое наследие в пространстве памятника архитектуры и соединил в себе современные театральные практики – новые медиа, саунд-дизайн, современный танец. Инновационный характер носит музыкальная партитура оратории, над которой работали одновременно два композитора – Карло Чичери (Швейцария) и Дмитрий Ремезов (Россия). Это уникальный случай, когда композиторы из разных стран создали единое произведение, выполняя сложную работу по сведению двух музыкальных партитур в единое целое, сохраняя при этом своеобразие индивидуального почерка.

Лучшим произведением визуального искусства стал «Журнал наблюдений 2014-2017» Сергея Кищенко. Этот художественный проект начинался в 2014 году с исторического исследования и продолжился в 2015 году, как символическая реконструкция событий семидесятилетней давности, основанная на научной работе Николая Вавилова — истории спасения коллекции семян во время Блокады Ленинграда, собранных этим великим ученым и специалистами Всесоюзного института растениеводства (СССР) и судьбы части коллекции семян, захваченных нацистами на оккупированных восточных территориях, легших в основу экспериментальных посевов Института генетики растений СС, расположенном в Замке Ланнах (Schloss Lannach), неподалеку от города Грац в Австрии.

Сергей Кищенко

В процессе реконструкции художник совместно с австрийскими партнерами группой Resanita (Anita Fuchs, Resa Pernthaller) предполагали, что эмпирический опыт исторической реконструкции может стать источником объективного исторического знания и возможностью выхода за пределы медиарельности. Результатом этой работы стал лэнд-арт проект «Поле коммуникаций» (Field of Communication) — поле, выращенное художниками, было предъявлено как произведение искусства.

Сотрудничество с Институтом имени Вавилова (ВИР), позволило художнику работать в генетическом банке, в архивах, лабораториях и на экспериментальных станциях Института при активном содействии научных сотрудников. Сергей Кищенко кропотливо работает с историческим контекстом и пространством Института, большая часть экспозиции будет размещена в Научной сельскохозяйственной библиотеке Института, одной из старейших в России, которая располагает одной из крупнейших коллекций биологических и сельскохозяйственных документов.

Лучший медиа-объект — «В мастерской И. Е. Репина» Алены Терешко. Это — переинтерпретация полотна Кустодиева “Постановка обнаженной натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии Художеств” 1899-1903 годы, показывающего повседневный учебный процесс Репинской мастерской в Академии художеств. Произведение, с которым вступает в диалог Терешко, – находка для социальной истории искусства. Женщине не обязательно быть обнаженной, чтобы попасть в историю искусства, но работы натурщицы это не отменяет. Алена Терешко, сама получившая профессиональное образование живописца в Академии Штиглица, пытается изучить систему классического искусства с разных позиций, чтобы соотнести личный опыт с традицией, и Репин здесь фигура подходящая.

Премия Курехина за 2017 год

Сцену, изображенную Кустодиевым, она пишет с точки зрения модели. Места героев позапрошлого столетия занимают друзья и знакомые автора – узнаваемые персонажи арт-сцены: Лиза Морозова, Петр Белый, неутомимый фоторепортер петербургских вернисажей Яков Кальменс, коллеги из групп Parzit, «Худ-кружок», «Север-7», с которыми сотрудничает Терешко, и многие другие. Все вместе напоминает очередное открытие, обнаженная – должно быть сама художница, делающая новый перформанс.

Лучший кураторский проект — «Тихие голоса» Людмилы Беловой. Идеологический контроль советского времени создал определенные штампы в освещении блокадной темы, в том числе и в визуальном ее отображении. С начала перестройки собрано много новых материалов, открыты архивные источники, записаны аудио- и видеоинтервью, изданы дневники, воспоминания, фотоальбомы, такие как «Неизвестная блокада». Однако в сфере современного искусства тема блокады до сих пор не получила должного развития, хотя к ней обращались отдельные художники.

Премия Курехина за 2017 год

Тема выставки «Тихие голоса» в Невской куртине Петропавловской крепости — исследование способов трансформации памяти в новые визуальные образы. Основными источниками информации и материалами для создания работ стали блокадные дневники как наиболее достоверные свидетельства о повседневной жизни города в те годы.

Искусство в общественном пространстве — «Общий двор» Светланы Лучниковой. Это — инновационная программа музея современного искусства PERMM, направленная на вовлечение людей старшего возраста (старше 55 лет) в современные арт-практики. В течение нескольких недель пожилые люди вместе с художниками и волонтерами придумывали и создавали арт-объекты для своих дворов. Всего в проекте приняли участие 50 пожилых людей, 5 художников, 30 волонтеров и не менее 1000 зрителей.

Премия Курехина за 2017 год

Финальной частью проекта стала реализация проектов в шести пермских дворах, где участники попробовали себя в роли художников и кураторов процесса. В результате в Перми появилось несколько трогательных и самобытных арт-проектов.

Лучший текст о современном искусстве — «Статьи и диалоги» Иосифа Бакштейна, ведущего российского искусствоведа и куратора, свидетеля единственного международного аукциона в истории российского искусства. На протяжении 40 лет Иосиф Бакштейн играет одну из главных ролей в развитии и критическом осмыслении художественных процессов советского и постсоветского пространства. Писать об искусстве он начал в 1970-е — под влиянием Александра Меламида, после школы, в которой они вместе учились, поступившего в Строгановское училище. Их общение длилось вплоть до эмиграции Меламида в США. В 1973 году произошло знакомство с Ильей Кабаковым, многочисленные беседы с которым дали почву для дальнейшей критической деятельности Бакштейна. Возможность же полноценной кураторской работы возникла позднее: дебютные проекты Бакштейна-куратора датируются 1987–1988 годом (первые выставки «Клуба авангардистов»).

Премия Курехина за 2017 год

Всего же в сборник, составленный выпускницей ИПСИ Александрой Шестаковой, вошло 37 статей и интервью с 1979 по 2011 год. Дополняет издание — и делает его уникальным — обширный фотоматериал, документирующий легендарные выставки, а также деятельность Иосифа Бакштейна в роли комиссара Московской биеннале.

Фестиваль в области современного искусства — в этой номинации награждены Государственный Русский музей с его десятым Международным фестивалем «Императорские сады России: Авангарденс» и «Владей Кавказом!» Галины Тебиевой и Кати Бочавар.

Премия Курехина за 2017 год

Составной кураторский проект «Владей Кавказом!» был полностью посвящен искусству в общественных пространствах и представил интерпретацию болевых точек Владикавказа через процессуальные художественные медиа в городской среде: аудио- и аудиовизуальные инсталляции, экспериментальная музыка, энвайроменты, искусство соучастия и искусство сообществ. Своими проектами художники, композиторы, хореографы, режиссеры вступили в диалог с жителями города и постарались привлечь внимание горожан, городской администрации к неблагополучным площадкам, будь то недостроенное здание музея, заброшенный ДК или забетонированный пустырь. Специфические звуковые и видеоинсталляции появились во многих местах города: парках и скверах, в трамваях и на трамвайных остановках, на городских площадях, в музеях и библиотеках. Художники работали в тесном сотрудничестве с представителями различных городских сообществ: от студентов вузов и школьников до пенсионеров и людей с инвалидностью.

Премия Курехина за 2017 год

«Авангарденс» – это современный взгляд на садово-парковое искусство, основанный на экологических принципах и вдохновленный яркими образами и идеями русского авангарда. Фестиваль «Императорские сады России» в новом авангардном варианте в процессе подготовки и проведения совершенно неожиданно превратился в полномасштабный творческий эксперимент, который развернулся на девяти гектарах Михайловского сада с участием художников, декораторов, дизайнеров, артистов из Санкт-Петербурга, Москвы, Финляндии, Испании и Германии. Ландшафтные композиции вдруг трансформировались в арт-объекты в ландшафте. Искусство и природа соединились – сад ожил.

Почетные музыкальные премии «Электро-Механика» получил коллектив Yellow Head, а «Этно-Механика» — Lovozero.

Приз Французского института — «Очень искусственный выбор» Семена Мотолянца. Это — проект, в котором объединены произведения из нескольких тематических серий. Он был создан к выставке в Marina Gisich Gallery: коллажи и композиции, скомпонованные из фрагментов рабочих материалов, первобытнообразные объекты-черепа; живопись, уводящая в пространство «по ту сторону» холста.

Премия Курехина за 2017 год

Премия Сергея Курехина учреждена в 2009 году. Ее вручение проходит в рамках фестиваля «Арт-Механика». Награду получают художники, кураторы, музыканты, которые в своем творчестве развивают прогрессивные идеи, сформулированные еще в 1990-е годы Сергеем Курехиным. В основе Премии Сергея Курехина лежат принципы «Поп-Механики»: поиск новых форм взаимодействия различных культурных жанров и направлений, ориентация на синтез, перформанс, импровизацию, а также появление новых мультимедийных жанров современного искусства.

Премия Курехина за 2017 год

В попечительский совет и жюри Премии входят Михаил Пиотровский, Владимир Гусев, Василий Церетели, Владимир Смирнов, Николас Ильин, Альберто Сандретти, Александр Полесицкий, Семен Михайловский, Александр Боровский, Ольга Шишко, Анатолий Белкин, Екатерина Винникова, Анна Гор, Александр Кан, Алиса Прудникова, Евгения Кикодзе, Ален Элу, Борис Маннер, Александр Рытов, Виктория Илюшкина, Олеся Туркина.

18 апреля 2018.
Фотографии предоставлены пресс-службой Премии Курехина.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.