Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

выставка Веры Ильиной

Ключевой темой своих картин Ильина избрала отечественную историю, которая лучше всего рассматривается через лаконичную призму графического языка — серии «Блокада Ленинграда», «За други своя» (посвящено памяти героев Первой мировой Войны), «Облики лихолетий» (тема ГУЛАГа), «Красная нить» (промышленная архитектура Северной столицы), «Неизъяснимый Петербург».

выставка Веры Ильиной

Вера Ильина регулярно участвует в общегородских творческих и культурных проектах — «Ночь музеев» и «Библионочь» 2015-2018 года, День Достоевского, Парк интеллектуальных развлечений, «Маяковский Fеst», создает и курирует авторские проекты «Усы лапы хвост», «Время сказок», «Тихая жизнь», «Пути-дороги». Помимо этого, она является участником большого международного проекта «Ангелы мира» — эксклюзивного арт-объекта, начало которому было положено в России. В настоящие момент он постоянно реализует выставки на тему «Ангел-хранитель» на разных площадках в нашей стране и за рубежом.

выставка Веры Ильиной

Ильина состоит в секции графики Союза художников России, в жюри Экспертного совета Российской премии искусств, Белорусской недели искусств, проекта «Арт- география в Санкт-Петербурге», Санкт-Петербургской недели искусств, Кубка Санкт-Петербурга по художественному творчеству, Всероссийского фестиваля дебютных проектов молодых авторов и исполнителей «Кубок России по художественному творчеству — Ассамблея искусств».

выставка Веры Ильиной

У Веры Ильиной состоялось более 200 выставок в России: они проходили в Манеже и Центральном Доме художника в Москве, а также в петербургских Выставочном зале Союза художников, Музее Суворова, Музее городской скульптуры, Манеже, Смольном, музее «Разночинный Петербург», Музее-квартире Некрасова, Музее-библиотеке Блокадной книги, Музее городского электрического транспорта, в выставочных залах Выборга, Сочи, Великого Новгорода, Новосибирска, Казани и других городов.

выставка Веры Ильиной

За рубежом она выставляла свои работы в Великобритании, Сербии, Словении, Италии, Дании, Франции, Чехии, Китае, на Кипре (всего более 40 международных выставок), более 30 раз побеждала и получала награды международных художественных конкурсов, заслужила много благодарностей от музеев Санкт-Петербурга и Москвы. Несколько персональных экспозиций в городе на Неве были посвящены памяти блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны (в том числе в библиотеке имени Маяковского, где сотрудники продолжали работать в годы блокады).

выставка Веры Ильиной

Ее работы хранятся в частных российских и зарубежных собраниях, в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, Историко-мемориальном музее «Смольный», Музее политической истории России, в коллекции Общества любителей древней письменности, коллекции Центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского в Санкт-Петербурге, а также в Музее ГУЛАГа и Музее современной каллиграфии в Москве.

выставка Веры Ильиной

Текущая выставка в Музее печати демонстрирует современным петербуржцам печальную и одновременно проникновенную панораму угасания старого города — забытые постройки конца уже позапрошлого века, ветшающие корпуса заводов и административных зданий, утратившие свое предназначение коночные парки, плавильни, стеариновые заводы, табачные фабрики. В частности, КГИОП внес некоторые из этих построек в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Можно увидеть и ныне действующие предприятия — завод «Красный выборжец», котельная мастерская на Балтийском заводе и другие.

выставка Веры Ильиной

Художница в своих пейзажах стремится передать повседневную прелесть таких любимых горожанами мест, как Васильевский остров, Инженерная улица, Александро-Невская лавра, Пять углов, улица Правды, Петроградская сторона, Лопухинский сад, Михайловский сад, Федоровский городок в Царском Селе.

выставка Веры Ильиной

Графические работы Веры Ильиной временами напоминают скульптуры из стекла, благодаря четкости линий, матовой дымке, которой окутаны фасады зданий, и отражениям пасмурного неба в их мистической полупрозрачности. Здесь мы не увидим праздничный и туристический Петербург с летней синевой рек и каналов, парадными фейерверками, новыми постройками и романтикой белых ночей. Вся серия выполнена в палитре красного кирпича, перламутрово-серого неба и еле уловимых оттенков зданий. При этом Ильина с ювелирной четкостью изображает и кружевные решетки, и электрические провода, и резьбу на старинных фасадах, и ветви деревьев, и обрушившиеся слои штукатурки, и блики в воде.

выставка Веры Ильиной

Все детали облика сумрачного Петербурга в ее творчестве заслуживают внимания. Многие художники «новой волны» стремятся показать город на Неве «с непривычной стороны» — подчеркнуть те оптимистичные и красочные черты, которые проявляются в нем в праздничные дни и в редкие моменты солнечной и ясной погоды.

выставка Веры Ильиной

Но Вера Ильина очевидно придерживается другой концепции и не демонстрирует то, что желают видеть зрители, а рисует так, как подсказывает внутренняя взаимосвязь художника с атмосферой города. Ей близок Петербург в состоянии непреходящей осени, несмотря на его хронологическую молодость. Однако именно интуиция художника способна разглядеть прелесть такого облика и не ввергнуть в уныние, которым обычно сопровождается любая мысль о неизбежности старения.

выставка Веры Ильиной

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

20 августа 2018.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).