Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

выставка Веры Ильиной

Ключевой темой своих картин Ильина избрала отечественную историю, которая лучше всего рассматривается через лаконичную призму графического языка — серии «Блокада Ленинграда», «За други своя» (посвящено памяти героев Первой мировой Войны), «Облики лихолетий» (тема ГУЛАГа), «Красная нить» (промышленная архитектура Северной столицы), «Неизъяснимый Петербург».

выставка Веры Ильиной

Вера Ильина регулярно участвует в общегородских творческих и культурных проектах — «Ночь музеев» и «Библионочь» 2015-2018 года, День Достоевского, Парк интеллектуальных развлечений, «Маяковский Fеst», создает и курирует авторские проекты «Усы лапы хвост», «Время сказок», «Тихая жизнь», «Пути-дороги». Помимо этого, она является участником большого международного проекта «Ангелы мира» — эксклюзивного арт-объекта, начало которому было положено в России. В настоящие момент он постоянно реализует выставки на тему «Ангел-хранитель» на разных площадках в нашей стране и за рубежом.

выставка Веры Ильиной

Ильина состоит в секции графики Союза художников России, в жюри Экспертного совета Российской премии искусств, Белорусской недели искусств, проекта «Арт- география в Санкт-Петербурге», Санкт-Петербургской недели искусств, Кубка Санкт-Петербурга по художественному творчеству, Всероссийского фестиваля дебютных проектов молодых авторов и исполнителей «Кубок России по художественному творчеству — Ассамблея искусств».

выставка Веры Ильиной

У Веры Ильиной состоялось более 200 выставок в России: они проходили в Манеже и Центральном Доме художника в Москве, а также в петербургских Выставочном зале Союза художников, Музее Суворова, Музее городской скульптуры, Манеже, Смольном, музее «Разночинный Петербург», Музее-квартире Некрасова, Музее-библиотеке Блокадной книги, Музее городского электрического транспорта, в выставочных залах Выборга, Сочи, Великого Новгорода, Новосибирска, Казани и других городов.

выставка Веры Ильиной

За рубежом она выставляла свои работы в Великобритании, Сербии, Словении, Италии, Дании, Франции, Чехии, Китае, на Кипре (всего более 40 международных выставок), более 30 раз побеждала и получала награды международных художественных конкурсов, заслужила много благодарностей от музеев Санкт-Петербурга и Москвы. Несколько персональных экспозиций в городе на Неве были посвящены памяти блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны (в том числе в библиотеке имени Маяковского, где сотрудники продолжали работать в годы блокады).

выставка Веры Ильиной

Ее работы хранятся в частных российских и зарубежных собраниях, в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, Историко-мемориальном музее «Смольный», Музее политической истории России, в коллекции Общества любителей древней письменности, коллекции Центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского в Санкт-Петербурге, а также в Музее ГУЛАГа и Музее современной каллиграфии в Москве.

выставка Веры Ильиной

Текущая выставка в Музее печати демонстрирует современным петербуржцам печальную и одновременно проникновенную панораму угасания старого города — забытые постройки конца уже позапрошлого века, ветшающие корпуса заводов и административных зданий, утратившие свое предназначение коночные парки, плавильни, стеариновые заводы, табачные фабрики. В частности, КГИОП внес некоторые из этих построек в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Можно увидеть и ныне действующие предприятия — завод «Красный выборжец», котельная мастерская на Балтийском заводе и другие.

выставка Веры Ильиной

Художница в своих пейзажах стремится передать повседневную прелесть таких любимых горожанами мест, как Васильевский остров, Инженерная улица, Александро-Невская лавра, Пять углов, улица Правды, Петроградская сторона, Лопухинский сад, Михайловский сад, Федоровский городок в Царском Селе.

выставка Веры Ильиной

Графические работы Веры Ильиной временами напоминают скульптуры из стекла, благодаря четкости линий, матовой дымке, которой окутаны фасады зданий, и отражениям пасмурного неба в их мистической полупрозрачности. Здесь мы не увидим праздничный и туристический Петербург с летней синевой рек и каналов, парадными фейерверками, новыми постройками и романтикой белых ночей. Вся серия выполнена в палитре красного кирпича, перламутрово-серого неба и еле уловимых оттенков зданий. При этом Ильина с ювелирной четкостью изображает и кружевные решетки, и электрические провода, и резьбу на старинных фасадах, и ветви деревьев, и обрушившиеся слои штукатурки, и блики в воде.

выставка Веры Ильиной

Все детали облика сумрачного Петербурга в ее творчестве заслуживают внимания. Многие художники «новой волны» стремятся показать город на Неве «с непривычной стороны» — подчеркнуть те оптимистичные и красочные черты, которые проявляются в нем в праздничные дни и в редкие моменты солнечной и ясной погоды.

выставка Веры Ильиной

Но Вера Ильина очевидно придерживается другой концепции и не демонстрирует то, что желают видеть зрители, а рисует так, как подсказывает внутренняя взаимосвязь художника с атмосферой города. Ей близок Петербург в состоянии непреходящей осени, несмотря на его хронологическую молодость. Однако именно интуиция художника способна разглядеть прелесть такого облика и не ввергнуть в уныние, которым обычно сопровождается любая мысль о неизбежности старения.

выставка Веры Ильиной

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА

20 августа 2018.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.