Голос из зала: «Псковитянка» в Мариинском со сталинским размахом

Опера «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова — редкий гость в афише оперных театров: в Мариинском бывает один-два спектакля за сезон, а на большинстве оперных сцен она вообще не ставится. В Маринском театре 6 ноября состоялся показ постановки 1952 года с характерными для того времени стилем, размахом, пафосными, монументальными декорациями и тяжеловесными костюмами.

 

Псковитянка

Создание оперы «Псковитянка» пришлось на тот период развития культуры Российской Империи, когда входило в моду все русское. В живописи — Виктор Васнецов и Иван Билибин, в архитектуре — Александр Померанцев и Владимир Шервуд, в музыке — Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков, и этот ряд легко можно продолжить. Даже далекий от этого увлечения Петр Ильич Чайковский вставил в свои оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» народные песнопения, абсолютно неуместные ни по сюжету, ни стилистически.

В этих операх, относящихся к шедеврам мировой музыкальной классики, народные песни выглядят как биг-мак с картошкой фри на изысканном столе. Не нам учить композиторов писать музыку или думать, что у Чайковского был дурной музыкальный вкус, — просто мода была такая. Точно так же, видя искусственный мрамор в великокняжеских покоях, не надо думать, что у представителей царской семьи Романовых не было денег на настоящий мрамор, опять-таки — просто мода была такая.

Псковитянка

Если у Чайковского неорусский стиль ограничился небольшими вставками в абсолютно наднациональную музыку, то у Римского-Корсакова вышло цельное произведение неорусского стиля. Такие оперы были особенно в чести и под занавес сталинской эпохи, в период борьбы с «безродным космополитами». Именно постановка того времени идет изредка на исторической сцене Мариинского театра.

Вступление затянулось, перейдем к самой опере…

Псковитянка


«Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. Она состоит из трех действий, шести картин. Либретто написано самим композитором на сюжет одноименной драмы Льва Мея. Впервые опера была поставлена в Мариинском театре в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, позже, в 1894 году, переработана композитором.

Интересно, что в создании либретто оперы некоторую помощь Николаю Римскому-Корсакову оказал Петр Ильич Чайковский, приславший Корсакову уже готовое либретто по драме Мея, из которого автор «Псковитянки» решил использовать некоторые фрагменты в третьем действии. А тексты двух женских хоров из третьего действия написал Модест Мусоргский.

Действующие лица оперы «Псковитянка»: Иван Грозный (бас); князь Токмаков, посадник во Пскове (бас); Ольга, его приемная дочь (сопрано); боярин Матута (тенор); боярыня Степанида Матута (Стеша, сопрано); Михайло Туча, посадничий сын (тенор); князь Вяземский (бас); Бомелий, царский лекарь (бас); Юшко Велебин, гонец из Новгорода (бас); Власьевна, мамка (меццо-сопрано); Перфильевна, мамка (меццо-сопрано); бояре, опричники, народ.

Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 году. В основе сюжета — военный поход Ивана Грозного на вольный город. В этой атмосфере разворачивается любовная история псковитянки Ольги, приемной дочери князя Токмакова, и посадничьего сына Михайло Тучи. Боярин Матута препятствует встрече Михайло с Ольгой, в которой Иван Грозный узнает свою дочь. Царь готов соединить влюбленных, но Ольга погибает от случайного выстрела.


 

Псковитянка

Постановка в Мариинском — абсолютный восторг, шедевр. Режиссеры той поры владели, наверное, какими-то особыми секретами профессии, увы, недоступными пониманию их современных преемников. Только ради постановки уже надо идти.

Состав был очень хорош: ударные силы басов Мариинского были брошены на то, чтобы мощь голосов исполнителей главных мужских партий соответствовала сталинскому размаху постановки. И это удалось! Народный артист России Геннадий Беззубенков пел князя Токмакова так хорошо, что делалось тревожно за царя Ивана Грозного, который появляется только во втором действии. Негоже будет, если царь Иван споет слабее своего псковского наместника.

Псковитянка

Молодой бас Станислав Трофимов с задачей справился отлично, совсем не потерялся на фоне своего более маститого коллеги по сцене, а по сюжету спектакля — прямого подчиненного. Бояре Михаил Туча (Сергей Семишкур) и Магута (Николай Гасиев) запомнились меньше, но дело, скорее, не в них, а в самих партиях — не очень выигрышных. Дело в том, что прежде всего для басов писал эту оперу Николай Римский-Корсаков.

Особо хочется сказать об исполнительнице главной женской партии — Татьяне Павловской. Я несколько раз слушал эту замечательную певицу в разных партиях: например, в вышеупомянутых операх Чайковского. Как Лиза понравилась больше, как Татьяна — меньше, но не в этом дело. Она пела Псковитянку как-то иначе: мне не достает музыкального образования описать как, но попробую. Если бы я не слышал Татьяну Павловскую раньше, в операх, написанных в европейской музыкальной традиции, то решил бы, что она специализируется на исполнении русских народных песен, типа, «со вьюном я хожу». У нее голос звучал так, что впору вместо Зыкиной петь «из далека долго течет река Волга»… Просто Россия! Даже не Россия, а Русь! Все это звучало в голосе Павловской. Выходит, что высококлассные оперные профи умеют петь так по-разному! Браво!

Псковитянка

9 ноября 2017.
Текст: Петр Яковлев. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.