Голос из зала: «Псковитянка» в Мариинском со сталинским размахом

Опера «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова — редкий гость в афише оперных театров: в Мариинском бывает один-два спектакля за сезон, а на большинстве оперных сцен она вообще не ставится. В Маринском театре 6 ноября состоялся показ постановки 1952 года с характерными для того времени стилем, размахом, пафосными, монументальными декорациями и тяжеловесными костюмами.

 

Псковитянка

Создание оперы «Псковитянка» пришлось на тот период развития культуры Российской Империи, когда входило в моду все русское. В живописи — Виктор Васнецов и Иван Билибин, в архитектуре — Александр Померанцев и Владимир Шервуд, в музыке — Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков, и этот ряд легко можно продолжить. Даже далекий от этого увлечения Петр Ильич Чайковский вставил в свои оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» народные песнопения, абсолютно неуместные ни по сюжету, ни стилистически.

В этих операх, относящихся к шедеврам мировой музыкальной классики, народные песни выглядят как биг-мак с картошкой фри на изысканном столе. Не нам учить композиторов писать музыку или думать, что у Чайковского был дурной музыкальный вкус, — просто мода была такая. Точно так же, видя искусственный мрамор в великокняжеских покоях, не надо думать, что у представителей царской семьи Романовых не было денег на настоящий мрамор, опять-таки — просто мода была такая.

Псковитянка

Если у Чайковского неорусский стиль ограничился небольшими вставками в абсолютно наднациональную музыку, то у Римского-Корсакова вышло цельное произведение неорусского стиля. Такие оперы были особенно в чести и под занавес сталинской эпохи, в период борьбы с «безродным космополитами». Именно постановка того времени идет изредка на исторической сцене Мариинского театра.

Вступление затянулось, перейдем к самой опере…

Псковитянка


«Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. Она состоит из трех действий, шести картин. Либретто написано самим композитором на сюжет одноименной драмы Льва Мея. Впервые опера была поставлена в Мариинском театре в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, позже, в 1894 году, переработана композитором.

Интересно, что в создании либретто оперы некоторую помощь Николаю Римскому-Корсакову оказал Петр Ильич Чайковский, приславший Корсакову уже готовое либретто по драме Мея, из которого автор «Псковитянки» решил использовать некоторые фрагменты в третьем действии. А тексты двух женских хоров из третьего действия написал Модест Мусоргский.

Действующие лица оперы «Псковитянка»: Иван Грозный (бас); князь Токмаков, посадник во Пскове (бас); Ольга, его приемная дочь (сопрано); боярин Матута (тенор); боярыня Степанида Матута (Стеша, сопрано); Михайло Туча, посадничий сын (тенор); князь Вяземский (бас); Бомелий, царский лекарь (бас); Юшко Велебин, гонец из Новгорода (бас); Власьевна, мамка (меццо-сопрано); Перфильевна, мамка (меццо-сопрано); бояре, опричники, народ.

Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 году. В основе сюжета — военный поход Ивана Грозного на вольный город. В этой атмосфере разворачивается любовная история псковитянки Ольги, приемной дочери князя Токмакова, и посадничьего сына Михайло Тучи. Боярин Матута препятствует встрече Михайло с Ольгой, в которой Иван Грозный узнает свою дочь. Царь готов соединить влюбленных, но Ольга погибает от случайного выстрела.


 

Псковитянка

Постановка в Мариинском — абсолютный восторг, шедевр. Режиссеры той поры владели, наверное, какими-то особыми секретами профессии, увы, недоступными пониманию их современных преемников. Только ради постановки уже надо идти.

Состав был очень хорош: ударные силы басов Мариинского были брошены на то, чтобы мощь голосов исполнителей главных мужских партий соответствовала сталинскому размаху постановки. И это удалось! Народный артист России Геннадий Беззубенков пел князя Токмакова так хорошо, что делалось тревожно за царя Ивана Грозного, который появляется только во втором действии. Негоже будет, если царь Иван споет слабее своего псковского наместника.

Псковитянка

Молодой бас Станислав Трофимов с задачей справился отлично, совсем не потерялся на фоне своего более маститого коллеги по сцене, а по сюжету спектакля — прямого подчиненного. Бояре Михаил Туча (Сергей Семишкур) и Магута (Николай Гасиев) запомнились меньше, но дело, скорее, не в них, а в самих партиях — не очень выигрышных. Дело в том, что прежде всего для басов писал эту оперу Николай Римский-Корсаков.

Особо хочется сказать об исполнительнице главной женской партии — Татьяне Павловской. Я несколько раз слушал эту замечательную певицу в разных партиях: например, в вышеупомянутых операх Чайковского. Как Лиза понравилась больше, как Татьяна — меньше, но не в этом дело. Она пела Псковитянку как-то иначе: мне не достает музыкального образования описать как, но попробую. Если бы я не слышал Татьяну Павловскую раньше, в операх, написанных в европейской музыкальной традиции, то решил бы, что она специализируется на исполнении русских народных песен, типа, «со вьюном я хожу». У нее голос звучал так, что впору вместо Зыкиной петь «из далека долго течет река Волга»… Просто Россия! Даже не Россия, а Русь! Все это звучало в голосе Павловской. Выходит, что высококлассные оперные профи умеют петь так по-разному! Браво!

Псковитянка

9 ноября 2017.
Текст: Петр Яковлев. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

фестиваль EarlyMusic

Абсолютная гармония EarlyMusic

C 27 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге будет проходить двадцать первый Международный фестиваль EarlyMusic. Ему оказывает поддержку Комитета по культуре Северной столицы. На самых престижных концертных площадках города будут представлены пять концертов, премьера барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века — постановка школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре».

Послание к человеку

«Послание к человеку» в диалоге с Северными странами

XXVIII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» пройдет в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября 2018 года. В эти же дни на берегах Невы откроется традиционная «Неделя Северных стран». Оба фестиваля решили вступить в диалог: в «Послание к человеку» включены показы документальных фильмов из Швеции, Исландии, Дании, Норвегии. Финляндия представила аж два фильма.

Этномеханика

Музыкальные эксперименты со всего мира

Новая сцена Александринского театра (набережная Фонтанки, 49) в субботу, 15 сентября, примет фестиваль «Этномеханика», который в девятый раз откроет для петербургской публики новые имена. Он представит кладезь оригинальности, экспериментов и звуков, собранных из разных уголков мира. Здесь отлично сочетаются турецкая народная музыка и сёрф, панк и фолк, медитативная музыка и рок, кумбия и техно, африканские ритмы и рейв, языческие пения и транс, арабские мотивы и электро, ритмические движения обрядового танца и современной дискотеки. «Петербургский авангард» знакомит читателей с коллективами, которые примут участие в фестивале.

Петроджаз-танец

«Петроджаз-танец»: Общение в движении

В Санкт-Петербурге с 15 по 30 сентября будет проходить третий международный фестиваль социального танца «Петроджаз-танец». Как сообщают организаторы, принять участие в нем может каждый желающий независимо от возраста и мастерства, потому что: во-первых, на фестивале будут проходить мастер-классы, а во-вторых — танцы созданы для общения.

Мигель, Безликие

«Безликие» ушли, но обещали вернуться

О продлении иммерсивного шоу «Безликие» в Санкт-Петербурге объявил один из продюсеров проекта Мигель (Сергей Шестеперов). В обновленном формате спектакль появится в октябре этого года: его дополнят более 100 новых сцен. Кроме того, создатели проекта в качестве благодарности зрителям за особую поддержку объявили о сохранении специальной цены на билеты, которые уже поступили в продажу.

Радуга, ТЮЗ

ТЮЗ имени Брянцева открыл сезон

С 1 сентября ТЮЗ имени Брянцева открыл новый 97-й театральный сезон в родных стенах. На самом деле, сезон в театре начался значительно раньше — гастролями в Китае в рамках XX фестиваля «Родители-дети». В середине августа в городах Тяньцзинь, Ляочэн и Цзинань юным зрителям Поднебесной петербургские артисты показали один из самых популярных детских спектаклей ТЮЗа «Про Иванушку-дурачка» по пьесе Михаила Бартенева.