Голос из зала: «Псковитянка» в Мариинском со сталинским размахом

Опера «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова — редкий гость в афише оперных театров: в Мариинском бывает один-два спектакля за сезон, а на большинстве оперных сцен она вообще не ставится. В Маринском театре 6 ноября состоялся показ постановки 1952 года с характерными для того времени стилем, размахом, пафосными, монументальными декорациями и тяжеловесными костюмами.

 

Псковитянка

Создание оперы «Псковитянка» пришлось на тот период развития культуры Российской Империи, когда входило в моду все русское. В живописи — Виктор Васнецов и Иван Билибин, в архитектуре — Александр Померанцев и Владимир Шервуд, в музыке — Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков, и этот ряд легко можно продолжить. Даже далекий от этого увлечения Петр Ильич Чайковский вставил в свои оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» народные песнопения, абсолютно неуместные ни по сюжету, ни стилистически.

В этих операх, относящихся к шедеврам мировой музыкальной классики, народные песни выглядят как биг-мак с картошкой фри на изысканном столе. Не нам учить композиторов писать музыку или думать, что у Чайковского был дурной музыкальный вкус, — просто мода была такая. Точно так же, видя искусственный мрамор в великокняжеских покоях, не надо думать, что у представителей царской семьи Романовых не было денег на настоящий мрамор, опять-таки — просто мода была такая.

Псковитянка

Если у Чайковского неорусский стиль ограничился небольшими вставками в абсолютно наднациональную музыку, то у Римского-Корсакова вышло цельное произведение неорусского стиля. Такие оперы были особенно в чести и под занавес сталинской эпохи, в период борьбы с «безродным космополитами». Именно постановка того времени идет изредка на исторической сцене Мариинского театра.

Вступление затянулось, перейдем к самой опере…

Псковитянка


«Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. Она состоит из трех действий, шести картин. Либретто написано самим композитором на сюжет одноименной драмы Льва Мея. Впервые опера была поставлена в Мариинском театре в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, позже, в 1894 году, переработана композитором.

Интересно, что в создании либретто оперы некоторую помощь Николаю Римскому-Корсакову оказал Петр Ильич Чайковский, приславший Корсакову уже готовое либретто по драме Мея, из которого автор «Псковитянки» решил использовать некоторые фрагменты в третьем действии. А тексты двух женских хоров из третьего действия написал Модест Мусоргский.

Действующие лица оперы «Псковитянка»: Иван Грозный (бас); князь Токмаков, посадник во Пскове (бас); Ольга, его приемная дочь (сопрано); боярин Матута (тенор); боярыня Степанида Матута (Стеша, сопрано); Михайло Туча, посадничий сын (тенор); князь Вяземский (бас); Бомелий, царский лекарь (бас); Юшко Велебин, гонец из Новгорода (бас); Власьевна, мамка (меццо-сопрано); Перфильевна, мамка (меццо-сопрано); бояре, опричники, народ.

Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 году. В основе сюжета — военный поход Ивана Грозного на вольный город. В этой атмосфере разворачивается любовная история псковитянки Ольги, приемной дочери князя Токмакова, и посадничьего сына Михайло Тучи. Боярин Матута препятствует встрече Михайло с Ольгой, в которой Иван Грозный узнает свою дочь. Царь готов соединить влюбленных, но Ольга погибает от случайного выстрела.


 

Псковитянка

Постановка в Мариинском — абсолютный восторг, шедевр. Режиссеры той поры владели, наверное, какими-то особыми секретами профессии, увы, недоступными пониманию их современных преемников. Только ради постановки уже надо идти.

Состав был очень хорош: ударные силы басов Мариинского были брошены на то, чтобы мощь голосов исполнителей главных мужских партий соответствовала сталинскому размаху постановки. И это удалось! Народный артист России Геннадий Беззубенков пел князя Токмакова так хорошо, что делалось тревожно за царя Ивана Грозного, который появляется только во втором действии. Негоже будет, если царь Иван споет слабее своего псковского наместника.

Псковитянка

Молодой бас Станислав Трофимов с задачей справился отлично, совсем не потерялся на фоне своего более маститого коллеги по сцене, а по сюжету спектакля — прямого подчиненного. Бояре Михаил Туча (Сергей Семишкур) и Магута (Николай Гасиев) запомнились меньше, но дело, скорее, не в них, а в самих партиях — не очень выигрышных. Дело в том, что прежде всего для басов писал эту оперу Николай Римский-Корсаков.

Особо хочется сказать об исполнительнице главной женской партии — Татьяне Павловской. Я несколько раз слушал эту замечательную певицу в разных партиях: например, в вышеупомянутых операх Чайковского. Как Лиза понравилась больше, как Татьяна — меньше, но не в этом дело. Она пела Псковитянку как-то иначе: мне не достает музыкального образования описать как, но попробую. Если бы я не слышал Татьяну Павловскую раньше, в операх, написанных в европейской музыкальной традиции, то решил бы, что она специализируется на исполнении русских народных песен, типа, «со вьюном я хожу». У нее голос звучал так, что впору вместо Зыкиной петь «из далека долго течет река Волга»… Просто Россия! Даже не Россия, а Русь! Все это звучало в голосе Павловской. Выходит, что высококлассные оперные профи умеют петь так по-разному! Браво!

Псковитянка

9 ноября 2017.
Текст: Петр Яковлев. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.