Голос из зала: «Псковитянка» в Мариинском со сталинским размахом

Опера «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова — редкий гость в афише оперных театров: в Мариинском бывает один-два спектакля за сезон, а на большинстве оперных сцен она вообще не ставится. В Маринском театре 6 ноября состоялся показ постановки 1952 года с характерными для того времени стилем, размахом, пафосными, монументальными декорациями и тяжеловесными костюмами.

 

Псковитянка

Создание оперы «Псковитянка» пришлось на тот период развития культуры Российской Империи, когда входило в моду все русское. В живописи — Виктор Васнецов и Иван Билибин, в архитектуре — Александр Померанцев и Владимир Шервуд, в музыке — Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков, и этот ряд легко можно продолжить. Даже далекий от этого увлечения Петр Ильич Чайковский вставил в свои оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» народные песнопения, абсолютно неуместные ни по сюжету, ни стилистически.

В этих операх, относящихся к шедеврам мировой музыкальной классики, народные песни выглядят как биг-мак с картошкой фри на изысканном столе. Не нам учить композиторов писать музыку или думать, что у Чайковского был дурной музыкальный вкус, — просто мода была такая. Точно так же, видя искусственный мрамор в великокняжеских покоях, не надо думать, что у представителей царской семьи Романовых не было денег на настоящий мрамор, опять-таки — просто мода была такая.

Псковитянка

Если у Чайковского неорусский стиль ограничился небольшими вставками в абсолютно наднациональную музыку, то у Римского-Корсакова вышло цельное произведение неорусского стиля. Такие оперы были особенно в чести и под занавес сталинской эпохи, в период борьбы с «безродным космополитами». Именно постановка того времени идет изредка на исторической сцене Мариинского театра.

Вступление затянулось, перейдем к самой опере…

Псковитянка


«Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. Она состоит из трех действий, шести картин. Либретто написано самим композитором на сюжет одноименной драмы Льва Мея. Впервые опера была поставлена в Мариинском театре в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, позже, в 1894 году, переработана композитором.

Интересно, что в создании либретто оперы некоторую помощь Николаю Римскому-Корсакову оказал Петр Ильич Чайковский, приславший Корсакову уже готовое либретто по драме Мея, из которого автор «Псковитянки» решил использовать некоторые фрагменты в третьем действии. А тексты двух женских хоров из третьего действия написал Модест Мусоргский.

Действующие лица оперы «Псковитянка»: Иван Грозный (бас); князь Токмаков, посадник во Пскове (бас); Ольга, его приемная дочь (сопрано); боярин Матута (тенор); боярыня Степанида Матута (Стеша, сопрано); Михайло Туча, посадничий сын (тенор); князь Вяземский (бас); Бомелий, царский лекарь (бас); Юшко Велебин, гонец из Новгорода (бас); Власьевна, мамка (меццо-сопрано); Перфильевна, мамка (меццо-сопрано); бояре, опричники, народ.

Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 году. В основе сюжета — военный поход Ивана Грозного на вольный город. В этой атмосфере разворачивается любовная история псковитянки Ольги, приемной дочери князя Токмакова, и посадничьего сына Михайло Тучи. Боярин Матута препятствует встрече Михайло с Ольгой, в которой Иван Грозный узнает свою дочь. Царь готов соединить влюбленных, но Ольга погибает от случайного выстрела.


 

Псковитянка

Постановка в Мариинском — абсолютный восторг, шедевр. Режиссеры той поры владели, наверное, какими-то особыми секретами профессии, увы, недоступными пониманию их современных преемников. Только ради постановки уже надо идти.

Состав был очень хорош: ударные силы басов Мариинского были брошены на то, чтобы мощь голосов исполнителей главных мужских партий соответствовала сталинскому размаху постановки. И это удалось! Народный артист России Геннадий Беззубенков пел князя Токмакова так хорошо, что делалось тревожно за царя Ивана Грозного, который появляется только во втором действии. Негоже будет, если царь Иван споет слабее своего псковского наместника.

Псковитянка

Молодой бас Станислав Трофимов с задачей справился отлично, совсем не потерялся на фоне своего более маститого коллеги по сцене, а по сюжету спектакля — прямого подчиненного. Бояре Михаил Туча (Сергей Семишкур) и Магута (Николай Гасиев) запомнились меньше, но дело, скорее, не в них, а в самих партиях — не очень выигрышных. Дело в том, что прежде всего для басов писал эту оперу Николай Римский-Корсаков.

Особо хочется сказать об исполнительнице главной женской партии — Татьяне Павловской. Я несколько раз слушал эту замечательную певицу в разных партиях: например, в вышеупомянутых операх Чайковского. Как Лиза понравилась больше, как Татьяна — меньше, но не в этом дело. Она пела Псковитянку как-то иначе: мне не достает музыкального образования описать как, но попробую. Если бы я не слышал Татьяну Павловскую раньше, в операх, написанных в европейской музыкальной традиции, то решил бы, что она специализируется на исполнении русских народных песен, типа, «со вьюном я хожу». У нее голос звучал так, что впору вместо Зыкиной петь «из далека долго течет река Волга»… Просто Россия! Даже не Россия, а Русь! Все это звучало в голосе Павловской. Выходит, что высококлассные оперные профи умеют петь так по-разному! Браво!

Псковитянка

9 ноября 2017.
Текст: Петр Яковлев. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.