Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Полина Осетинская

Статус дилентанта ценен тем, что позволяет любые ассоциации — так случилось, что эти два часа я бродил с Полиной, с ее музыкой по залам самого любимого музея, небольшого частного Frick collection на 5-й Авеню в Нью-Иорке. Место, где собрана лучшая романтическая живопись мира.

Рояль разговаривал, шептал, пел, комментировал, восхищался, пока мы были с ним у портретов Гейнсборо.

Потом он зазвучал совсем иначе, энергично и властно, когда начались морские пейзажи Тёрнера, оказалось, и эта стихия ему близка и понятна. И совсем бурная реакция, когда перешли к единственной существующей «конной» картине Рембрандта: узнал, обрадовался, казалось, и сам затопал своим элегантными граненными ножками с практическими золоченными копытцами-роликами.

Музыка рождает ассоциации — ассоциации стимулируют новый виток творчества, — так постоянно меняется мир. Он уже изменился; это продолжается.

Как в этом новом мире исполнять Баха и Бетховена, чтобы они снова были созвучными новому времени, чтобы мы продолжали их понимать и любить, чтобы чувствовали, что с ними лучше, чем без них?

Послушайте игру Осетинской, ее восприятие вечного…

Музыка тем временем продолжала звучать, расплывалась по залу, казалось, ей нет преград, вот она уже заполняет все пространство улиц от соседней синагоги до старого здания театра и консерватории, помогая всем и каждому легче и бодрее передвигаться даже там, где это почти невозможно в плохо убранном от снега городе.

Элегантно, аристократично и красиво.

Это не только о музыке, это.. и об исполнительнице.

Все было гармонично в этой красоте, с самого начала, когда она вышла к залу в черном концертном платье в пол, завершавшимся ярко-красными для контраста туфельками.

Казалось, это две алых розы, уже заранее положенные благодарными слушателями к ее ногам.

Она заслужила.

Давно!

21 февраля 2018.
Текст: Леонид Вайсберг.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.