Голос из зала: «Адриана Лекуврер» — полный восторг

В Мариинском театре в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 18 и 21 июня состоялась премьера оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер». В главных ролях выступили звезды мировой сцены — Анна Нетребко (Адриана Лекуврер), Юсиф Эйвазов (Морис Саксонский), Екатерина Семенчук (Принцесса де Буйон). За дирижерским пультом находился Валерий Гергиев. Сегодня «Петербургский авангард» публикует зрительскую рецензию поклонника оперного искусства Петра Яковлева.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Не сразу решил пойти, сомневался, в основном из-за цен на билеты. Участие Анны Нетребко не влияет на цену билета например в МЕТ в Нью-Йорке, а в Мариинском — стоимость выше обычной в три-четыре раза. Думал, может лучше послушаю диву в Вене или Нью-Йорке, но все же решил пойти, о чем не жалею.

Был у меня определенный скепсис, объясню почему… Я не сомневался, что Анна Нетребко — выдающаяся певица, но объяснить высочайший уровень ее известности исключительно вокальными данными нельзя. Тут еще и мощная рекламная раскрутка.

Сама опера — легка для восприятия, музыка мне понравилась, постановка тоже. В ней совсем нет хоров. А теперь о четырех главных партиях.

Заглавная партия — Анна Нетребко. Абсолютная звезда, умеет все, просто Криштиану Роналдо от оперы, в женском обличье! Правильно цены на билеты вздули, стоит того. Исполнителей такого класса я слушал только в Нью-Йорке пожалуй, когда ходил на Аиду с участием Виолетты Урмана и Крассимиры Стояновой.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Мировая звезда и гордость российской оперной школы. В России ее увы можно услышать намного реже, чем в США или Австрии. Всем, у кого есть возможность, очень советую хотя бы раз послушать Нетребко. Певице сейчас 46 лет, а для оперы это — самый лучший возраст, вершина творчества.

Морис Саксонский — Юсиф Эйвазов. Впервые слушал этого певца, и вот что могу сказать: восторг полный! Особенно — в первом отделении. Во втором были легкие помарки по тональностям, что впрочем не испортило ни капли впечатления от удивительной красоты голоса азербайджанского тенора.

Юсиф поет на лучших оперных сценах планеты совсем не потому, что он муж Анны Нетребко. Да в опере, как и везде, есть певцы и певицы, которые поют потому, что они чьи-то любовницы, сестры, мужья, племянники и так далее. Это — точно не про Юсифа Эйвазова. Равный партнер на сцене для своей звездной половины.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Соперницу главной героини, принцессу де Буйон, спела петербургская меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Они часто поют вместе с Нетребко — слышал, что замечательные певицы — подруги в жизни. Семенчук — поет в основном на сцене Мариинского. Она достойно поддержала репутацию театра, исполняя партию абсолютно на равных с двумя вышеописанными приезжими звездами.

Удивляюсь, почему Екатерина Семенчук до сих пор не народная или хотя-бы заслуженная артистка России. Впрочем зачем все эти титулы, мишура? Советую обязательно ловить в афише Аиду с участием Семенчук — это ее коронная партия. Наряду с Виолеттой Урмана и украинской певицей Людмилой Монастырской, она сегодня одна из лучших в мире Амнерис.

Мишонне — Алексей Марков. Очень люблю этого молодого баритона. Увы, на фоне звездного трио Марков оказался просто высокопрофессиональным, очень хорошего класса певцом, чего обычно достаточно, но в тот вечер было мало. Ничего страшного: потеряться на фоне таких звезд не стыдно. У Алексея все впереди, ему еще нет сорока лет, для оперы — юноша.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Режиссером и художником-постановщиком сценического воплощения «Адрианы Лекуврер» стала француженка Изабель Парсьо-Пьери, известная зрителям Мариинского театра по работе в «Паяцах» (режиссер-постановщик) и «Турандот» (художник-постановщик). Художником по костюмам выступил известный мастер, обладатель премий «Сезар» и «Мольер» – Кристиан Гаск.

Мировая премьера оперы «Адриана Лекуврер» на либретто Артуро Колаутти по одноименной пьесе Эжена Скриба и Эрнеста Легуве состоялась 6 ноября 1902 года в миланском «Театро Лирико».

Сюжет основан на реальной истории смерти Адрианы Лекуврер, актрисы «Комеди Франсез». Она влюбилась в графа Мориса Саксонского, вначале появляющегося инкогнито. Ее соперница в любви — принцесса Бульонская.

Принцесса присылает актрисе от имени Мориса отравленные фиалки, и Адриана умирает на руках опоздавшего возлюбленного.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Критиками опера была встречена прохладно: сочинение посчитали малозначительным. Тем не менее, драматизм и удобная тесситура заглавной партии сделали ее любимой многими известными исполнительницами, а удачное сочетание мелодрамы с буффонными интермедиями из закулисной жизни и яркие, страстные мелодии вот уже 115 лет сохраняют эту оперу в репертуаре музыкальных театров по всему миру.

26 июня 2017.
Текст: Петр Яковлев. Фото: сайт Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.