Голос из зала: «Адриана Лекуврер» — полный восторг

В Мариинском театре в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 18 и 21 июня состоялась премьера оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер». В главных ролях выступили звезды мировой сцены — Анна Нетребко (Адриана Лекуврер), Юсиф Эйвазов (Морис Саксонский), Екатерина Семенчук (Принцесса де Буйон). За дирижерским пультом находился Валерий Гергиев. Сегодня «Петербургский авангард» публикует зрительскую рецензию поклонника оперного искусства Петра Яковлева.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Не сразу решил пойти, сомневался, в основном из-за цен на билеты. Участие Анны Нетребко не влияет на цену билета например в МЕТ в Нью-Йорке, а в Мариинском — стоимость выше обычной в три-четыре раза. Думал, может лучше послушаю диву в Вене или Нью-Йорке, но все же решил пойти, о чем не жалею.

Был у меня определенный скепсис, объясню почему… Я не сомневался, что Анна Нетребко — выдающаяся певица, но объяснить высочайший уровень ее известности исключительно вокальными данными нельзя. Тут еще и мощная рекламная раскрутка.

Сама опера — легка для восприятия, музыка мне понравилась, постановка тоже. В ней совсем нет хоров. А теперь о четырех главных партиях.

Заглавная партия — Анна Нетребко. Абсолютная звезда, умеет все, просто Криштиану Роналдо от оперы, в женском обличье! Правильно цены на билеты вздули, стоит того. Исполнителей такого класса я слушал только в Нью-Йорке пожалуй, когда ходил на Аиду с участием Виолетты Урмана и Крассимиры Стояновой.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Мировая звезда и гордость российской оперной школы. В России ее увы можно услышать намного реже, чем в США или Австрии. Всем, у кого есть возможность, очень советую хотя бы раз послушать Нетребко. Певице сейчас 46 лет, а для оперы это — самый лучший возраст, вершина творчества.

Морис Саксонский — Юсиф Эйвазов. Впервые слушал этого певца, и вот что могу сказать: восторг полный! Особенно — в первом отделении. Во втором были легкие помарки по тональностям, что впрочем не испортило ни капли впечатления от удивительной красоты голоса азербайджанского тенора.

Юсиф поет на лучших оперных сценах планеты совсем не потому, что он муж Анны Нетребко. Да в опере, как и везде, есть певцы и певицы, которые поют потому, что они чьи-то любовницы, сестры, мужья, племянники и так далее. Это — точно не про Юсифа Эйвазова. Равный партнер на сцене для своей звездной половины.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Соперницу главной героини, принцессу де Буйон, спела петербургская меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Они часто поют вместе с Нетребко — слышал, что замечательные певицы — подруги в жизни. Семенчук — поет в основном на сцене Мариинского. Она достойно поддержала репутацию театра, исполняя партию абсолютно на равных с двумя вышеописанными приезжими звездами.

Удивляюсь, почему Екатерина Семенчук до сих пор не народная или хотя-бы заслуженная артистка России. Впрочем зачем все эти титулы, мишура? Советую обязательно ловить в афише Аиду с участием Семенчук — это ее коронная партия. Наряду с Виолеттой Урмана и украинской певицей Людмилой Монастырской, она сегодня одна из лучших в мире Амнерис.

Мишонне — Алексей Марков. Очень люблю этого молодого баритона. Увы, на фоне звездного трио Марков оказался просто высокопрофессиональным, очень хорошего класса певцом, чего обычно достаточно, но в тот вечер было мало. Ничего страшного: потеряться на фоне таких звезд не стыдно. У Алексея все впереди, ему еще нет сорока лет, для оперы — юноша.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Режиссером и художником-постановщиком сценического воплощения «Адрианы Лекуврер» стала француженка Изабель Парсьо-Пьери, известная зрителям Мариинского театра по работе в «Паяцах» (режиссер-постановщик) и «Турандот» (художник-постановщик). Художником по костюмам выступил известный мастер, обладатель премий «Сезар» и «Мольер» – Кристиан Гаск.

Мировая премьера оперы «Адриана Лекуврер» на либретто Артуро Колаутти по одноименной пьесе Эжена Скриба и Эрнеста Легуве состоялась 6 ноября 1902 года в миланском «Театро Лирико».

Сюжет основан на реальной истории смерти Адрианы Лекуврер, актрисы «Комеди Франсез». Она влюбилась в графа Мориса Саксонского, вначале появляющегося инкогнито. Ее соперница в любви — принцесса Бульонская.

Принцесса присылает актрисе от имени Мориса отравленные фиалки, и Адриана умирает на руках опоздавшего возлюбленного.

"Адриана Лекуврер" в Мариинском театре

Критиками опера была встречена прохладно: сочинение посчитали малозначительным. Тем не менее, драматизм и удобная тесситура заглавной партии сделали ее любимой многими известными исполнительницами, а удачное сочетание мелодрамы с буффонными интермедиями из закулисной жизни и яркие, страстные мелодии вот уже 115 лет сохраняют эту оперу в репертуаре музыкальных театров по всему миру.

26 июня 2017.
Текст: Петр Яковлев. Фото: сайт Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.