Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Гатчинский дворец

Уже давно замечено, какая бы погода ни стояла накануне, эта ночь всегда тепла и безоблачна. Даже в прошлом году, когда дождь был нескончаем, единственная ночь без дождя в это время была на празднике «Ночь музыки». По-видимому, к этому удивительному концерту на берегу Белого озера благоволит и кто-то свыше. Вот и сейчас в день концерта лил дождь, но к его началу тучи развеялись, и наступила тихая безветренная ночь. В этом году он входил в официальную культурную программу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Необыкновенно красиво подсвеченные сцена, дворец, озеро располагали к созерцательности и восприятию музыки. Прошлогодний дебют оркестра Михайловского театра стал украшением ночи, поэтому его участие в нынешней программе вызвало дополнительный интерес у слушателей. На этот раз за дирижерским пультом был Модестас Питренас из Литвы. Оркестр располагался на понтоне, у противоположного от слушателей берега Белого озера.

Ночь музыки в Гатчине

«Ночь музыки» началась со Славянского марша Чайковского, а за тем прозвучало самое популярное сочинение Моцарта, его сороковая симфония. Во втором отделении оркестр исполнил музыку из балета «Лебединое озеро» и знаменитую Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина. Солировала бразильская пианистка, ныне живущая в Бельгии, Элиан Родригес.

Второй оркестр, участвующий в программе, был подстать первому, — «Северная симфония» под руководством Фабио Мастранджело. В первом отделении они исполнили подборку популярных произведений русских композиторов. Второе отделение было отдано европейским композиторам. Сам Фабио уже участвовал в «Ночи музыки», правда с другим оркестром.

Ночь музыки в Гатчине

Для оркестра же Мюзик-холла это был дебют. Как заметил Мастранджело, музыканты остались очень довольны. Понравилось звучание (действительно, работа звукорежиссеров безукоризненна), удивило огромное количество народа, присутствовавшего на концерте. А ведь в этот вечер бала игра между сборными России и Хорватии за выход в полуфинал мундиаля!

Оркестрантам так понравилось, что они с удовольствием готовы участвовать в «Ночи музыки» и в будущем. В завершении концерта, после исполнения музыки Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и марша «Страна надежды и славы» Элгара, над гладью озера вспыхнули разноцветные огни фейерверка, по красоте не уступающего, а может быть, и превосходящего фейерверк «Алых парусов».

В следующем году праздник «Ночь музыки в Гатчине» пройдет в десятый раз.

Публика в Гатчине

На днях в Гатчине состоялся не менее масштабный и притягательный для публики фестиваль «Оперетта-парк», проходивший во второй раз. На вопрос, у кого родилась идея этого фестиваля, директор музея Василий Панкратов лаконично ответил: «У меня и у Шварцкопфа» (Шварцкопф Юрий Алексеевич – директор Театра музкомедии). В эти три дня на огромной сцене, выстроенной перед Гатчинским дворцом, давал спектакли Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Для зрителей были установлены кресла на Серебряном лугу.

После феноменального успеха в прошлом году «Свадьбы в Малиновке», поставленной специально для фестиваля Анной Осипенко (символично, что она после этого стала главным режиссером театра), в этом году «Оперетту-парк» решили открыть «Бабим бунтом». Действие этой постановки относится почти к тому же времени, что и в «Свадьбе в Малиновке», и разворачивается в казацкой станице.

Оперетта-парк в Гатчине

К «Свадьбе в Малиновке» Анна Осипенко привлекла Театр народной драмы под руководством Андрея Владимировича Грунтовского, с которым она познакомилась, когда он работал на Малой сцене театра имени Комиссаржевской, а также центр казачьей джигитовки «Багмут» под руководством ученика Грунтовского, Руслана Павлика.

Их же пригласили участвовать и в «Бабьем бунте». Зрители, направляясь к Серебряному лугу, могли остановиться и посмотреть разыгрываемую перед ними народную драму «Лодка или шайка разбойников», а также понаблюдать за демонстрацией искусства владения саблей. На сцене в это время выступал ансамбль народной песни «Домострой».

Но вот начался спектакль… Оперетта «Бабий бунт» создана по рассказам Михаила Шолохова. В 211 году ее поставил режиссер Юрий Лаптев, и с тех пор она любима зрителями за веселье, шутки и иронию. Для показа в Гатчине была сделана новая редакция спектакля, пришлось пойти и на некоторые сокращения. Учитывалось и то, что действие демонстрировалось дополнительно на два больших экрана.

Оперетта-парк в Гатчине

В ряду прославленных и дорогих публике артистов особенно ярким получился дед Захар в исполнении лауреата премии «Золотая маска» Ивана Корытова. Действие разворачивалось в широком просцениуме. В представлении были задействованы лошади, запряженные в телегу или в двуколку, и даже корова. Смельчаки из «Багмута» показывали свое мастерство верховой езды, акробаты демонстрировали номер, отсылающий зрителей к параду физкультурников довоенной поры. Периодически ветер приносил запах навоза, и это создавало дополнительный колорит, ничуть не испортив зрелище.

По окончании оперетты артисты вместе со зрителями под бурные аплодисменты исполнили песню во славу оперетты. В первом ряду, радостно взирая на публику, пели и хлопали Василий Панкратов и Юрий Лаптев.

Оперетта-парк в Гатчине

На следующий день фестиваля была показана «Сильва» Имре Кальмана — оперетта номер один, как ее часто называют. Для фестиваля была создана новая версия постановки. Ее режиссер Анна Осипенко перенесла действие на десять лет вперед. Премьера «Сильвы» состоялась в 1915 году, в эпоху, когда жили и творили Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Стефан Цвейг, восходили звезды Марлен Дитрих и Грета Гарбо.

«Работая над постановкой, — заметила режиссер, — мы ориентировались на оригинальный немецкий вариант оперетты 1915 года, который соединили с редакцией 1938 года, сделанной в Ленинградском театре музыкальной комедии Николаем Янетом. Нам показалось интересным поместить героев в обстоятельства иной эпохи, сместив художественный акцент в сторону стиля арт-деко. Шоу официантов, воздушные танцовщицы, кружащиеся над планшетом на изысканных люстрах, горячий джаз — мир богемы, который олицетворяет Сильва. Все эти и другие атрибуты жизни того времени — веселого апокалипсиса, роскоши и творчества, наполненные ощущением ее кратковременности и приправленной атмосферой декаданса, мы и хотели показать».

Оперетта-парк в Гатчине

Главные партии (по сложности вокала они сопоставимы с оперными) исполнили лауреаты Международных конкурсов Оксана Крупнова и Олег Ромашин.

В последний день фестиваля состоялся гала-концерт с участием артистов Театра музкомедии и приглашенных артистов из Венгрии и Польши. Существует давнее партнерство между Будапештским театром оперетты и мюзикла и Санкт-петербургским театром музыкальной комедии, благодаря которому петербургский зритель может видеть европейских звезд оперетты.

Венгерские артисты не могли обойтись без исполнения музыки Кальмана. Это были арии и дуэты из оперетты «Королева чардаша». В остальном же, в этот вечер царствовал Штраус. Не грех напомнить, что 2018 год объявлен годом музыки Австрии в России. Ближе к концу прозвучал Гершвин. Это была «Штраусиана» — вальс, совершенно необычный для Гершвина, лишний раз доказывающий многогранность его гения.

Ночь музыки в Гатчине

Каждый номер был поставлен очень изобретательно, с большой выдумкой: артистам пришлось демонстрировать не только свои вокальные, но и танцевальные, и даже акробатические возможности. Публика была в восторге.

И хотя «Сильва» шла в день, когда в Санкт-Петербурге проходил матч за третье место на Чемпионате мира по футболу, а гала-концерт совпал с матчем за первое место мундиаля, фестиваль не испытал недостатка зрителей. В завершении «Оперетты-парка» небо над дворцом расцветил праздничный фейерверк.

ИРИНА СОРИНА

19 июля 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии Юлии Кудряшовой и Игоря Масныка предоставлены пресс-службой Театра музкомедии и организаторов фестиваля Ночь музыки в Гатчине.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , , .

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».

Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.