Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Гатчинский дворец

Уже давно замечено, какая бы погода ни стояла накануне, эта ночь всегда тепла и безоблачна. Даже в прошлом году, когда дождь был нескончаем, единственная ночь без дождя в это время была на празднике «Ночь музыки». По-видимому, к этому удивительному концерту на берегу Белого озера благоволит и кто-то свыше. Вот и сейчас в день концерта лил дождь, но к его началу тучи развеялись, и наступила тихая безветренная ночь. В этом году он входил в официальную культурную программу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Необыкновенно красиво подсвеченные сцена, дворец, озеро располагали к созерцательности и восприятию музыки. Прошлогодний дебют оркестра Михайловского театра стал украшением ночи, поэтому его участие в нынешней программе вызвало дополнительный интерес у слушателей. На этот раз за дирижерским пультом был Модестас Питренас из Литвы. Оркестр располагался на понтоне, у противоположного от слушателей берега Белого озера.

Ночь музыки в Гатчине

«Ночь музыки» началась со Славянского марша Чайковского, а за тем прозвучало самое популярное сочинение Моцарта, его сороковая симфония. Во втором отделении оркестр исполнил музыку из балета «Лебединое озеро» и знаменитую Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина. Солировала бразильская пианистка, ныне живущая в Бельгии, Элиан Родригес.

Второй оркестр, участвующий в программе, был подстать первому, — «Северная симфония» под руководством Фабио Мастранджело. В первом отделении они исполнили подборку популярных произведений русских композиторов. Второе отделение было отдано европейским композиторам. Сам Фабио уже участвовал в «Ночи музыки», правда с другим оркестром.

Ночь музыки в Гатчине

Для оркестра же Мюзик-холла это был дебют. Как заметил Мастранджело, музыканты остались очень довольны. Понравилось звучание (действительно, работа звукорежиссеров безукоризненна), удивило огромное количество народа, присутствовавшего на концерте. А ведь в этот вечер бала игра между сборными России и Хорватии за выход в полуфинал мундиаля!

Оркестрантам так понравилось, что они с удовольствием готовы участвовать в «Ночи музыки» и в будущем. В завершении концерта, после исполнения музыки Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и марша «Страна надежды и славы» Элгара, над гладью озера вспыхнули разноцветные огни фейерверка, по красоте не уступающего, а может быть, и превосходящего фейерверк «Алых парусов».

В следующем году праздник «Ночь музыки в Гатчине» пройдет в десятый раз.

Публика в Гатчине

На днях в Гатчине состоялся не менее масштабный и притягательный для публики фестиваль «Оперетта-парк», проходивший во второй раз. На вопрос, у кого родилась идея этого фестиваля, директор музея Василий Панкратов лаконично ответил: «У меня и у Шварцкопфа» (Шварцкопф Юрий Алексеевич – директор Театра музкомедии). В эти три дня на огромной сцене, выстроенной перед Гатчинским дворцом, давал спектакли Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Для зрителей были установлены кресла на Серебряном лугу.

После феноменального успеха в прошлом году «Свадьбы в Малиновке», поставленной специально для фестиваля Анной Осипенко (символично, что она после этого стала главным режиссером театра), в этом году «Оперетту-парк» решили открыть «Бабим бунтом». Действие этой постановки относится почти к тому же времени, что и в «Свадьбе в Малиновке», и разворачивается в казацкой станице.

Оперетта-парк в Гатчине

К «Свадьбе в Малиновке» Анна Осипенко привлекла Театр народной драмы под руководством Андрея Владимировича Грунтовского, с которым она познакомилась, когда он работал на Малой сцене театра имени Комиссаржевской, а также центр казачьей джигитовки «Багмут» под руководством ученика Грунтовского, Руслана Павлика.

Их же пригласили участвовать и в «Бабьем бунте». Зрители, направляясь к Серебряному лугу, могли остановиться и посмотреть разыгрываемую перед ними народную драму «Лодка или шайка разбойников», а также понаблюдать за демонстрацией искусства владения саблей. На сцене в это время выступал ансамбль народной песни «Домострой».

Но вот начался спектакль… Оперетта «Бабий бунт» создана по рассказам Михаила Шолохова. В 211 году ее поставил режиссер Юрий Лаптев, и с тех пор она любима зрителями за веселье, шутки и иронию. Для показа в Гатчине была сделана новая редакция спектакля, пришлось пойти и на некоторые сокращения. Учитывалось и то, что действие демонстрировалось дополнительно на два больших экрана.

Оперетта-парк в Гатчине

В ряду прославленных и дорогих публике артистов особенно ярким получился дед Захар в исполнении лауреата премии «Золотая маска» Ивана Корытова. Действие разворачивалось в широком просцениуме. В представлении были задействованы лошади, запряженные в телегу или в двуколку, и даже корова. Смельчаки из «Багмута» показывали свое мастерство верховой езды, акробаты демонстрировали номер, отсылающий зрителей к параду физкультурников довоенной поры. Периодически ветер приносил запах навоза, и это создавало дополнительный колорит, ничуть не испортив зрелище.

По окончании оперетты артисты вместе со зрителями под бурные аплодисменты исполнили песню во славу оперетты. В первом ряду, радостно взирая на публику, пели и хлопали Василий Панкратов и Юрий Лаптев.

Оперетта-парк в Гатчине

На следующий день фестиваля была показана «Сильва» Имре Кальмана — оперетта номер один, как ее часто называют. Для фестиваля была создана новая версия постановки. Ее режиссер Анна Осипенко перенесла действие на десять лет вперед. Премьера «Сильвы» состоялась в 1915 году, в эпоху, когда жили и творили Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Стефан Цвейг, восходили звезды Марлен Дитрих и Грета Гарбо.

«Работая над постановкой, — заметила режиссер, — мы ориентировались на оригинальный немецкий вариант оперетты 1915 года, который соединили с редакцией 1938 года, сделанной в Ленинградском театре музыкальной комедии Николаем Янетом. Нам показалось интересным поместить героев в обстоятельства иной эпохи, сместив художественный акцент в сторону стиля арт-деко. Шоу официантов, воздушные танцовщицы, кружащиеся над планшетом на изысканных люстрах, горячий джаз — мир богемы, который олицетворяет Сильва. Все эти и другие атрибуты жизни того времени — веселого апокалипсиса, роскоши и творчества, наполненные ощущением ее кратковременности и приправленной атмосферой декаданса, мы и хотели показать».

Оперетта-парк в Гатчине

Главные партии (по сложности вокала они сопоставимы с оперными) исполнили лауреаты Международных конкурсов Оксана Крупнова и Олег Ромашин.

В последний день фестиваля состоялся гала-концерт с участием артистов Театра музкомедии и приглашенных артистов из Венгрии и Польши. Существует давнее партнерство между Будапештским театром оперетты и мюзикла и Санкт-петербургским театром музыкальной комедии, благодаря которому петербургский зритель может видеть европейских звезд оперетты.

Венгерские артисты не могли обойтись без исполнения музыки Кальмана. Это были арии и дуэты из оперетты «Королева чардаша». В остальном же, в этот вечер царствовал Штраус. Не грех напомнить, что 2018 год объявлен годом музыки Австрии в России. Ближе к концу прозвучал Гершвин. Это была «Штраусиана» — вальс, совершенно необычный для Гершвина, лишний раз доказывающий многогранность его гения.

Ночь музыки в Гатчине

Каждый номер был поставлен очень изобретательно, с большой выдумкой: артистам пришлось демонстрировать не только свои вокальные, но и танцевальные, и даже акробатические возможности. Публика была в восторге.

И хотя «Сильва» шла в день, когда в Санкт-Петербурге проходил матч за третье место на Чемпионате мира по футболу, а гала-концерт совпал с матчем за первое место мундиаля, фестиваль не испытал недостатка зрителей. В завершении «Оперетты-парка» небо над дворцом расцветил праздничный фейерверк.

ИРИНА СОРИНА

19 июля 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии Юлии Кудряшовой и Игоря Масныка предоставлены пресс-службой Театра музкомедии и организаторов фестиваля Ночь музыки в Гатчине.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , , .

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.