Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Гатчинский дворец

Уже давно замечено, какая бы погода ни стояла накануне, эта ночь всегда тепла и безоблачна. Даже в прошлом году, когда дождь был нескончаем, единственная ночь без дождя в это время была на празднике «Ночь музыки». По-видимому, к этому удивительному концерту на берегу Белого озера благоволит и кто-то свыше. Вот и сейчас в день концерта лил дождь, но к его началу тучи развеялись, и наступила тихая безветренная ночь. В этом году он входил в официальную культурную программу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Необыкновенно красиво подсвеченные сцена, дворец, озеро располагали к созерцательности и восприятию музыки. Прошлогодний дебют оркестра Михайловского театра стал украшением ночи, поэтому его участие в нынешней программе вызвало дополнительный интерес у слушателей. На этот раз за дирижерским пультом был Модестас Питренас из Литвы. Оркестр располагался на понтоне, у противоположного от слушателей берега Белого озера.

Ночь музыки в Гатчине

«Ночь музыки» началась со Славянского марша Чайковского, а за тем прозвучало самое популярное сочинение Моцарта, его сороковая симфония. Во втором отделении оркестр исполнил музыку из балета «Лебединое озеро» и знаменитую Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина. Солировала бразильская пианистка, ныне живущая в Бельгии, Элиан Родригес.

Второй оркестр, участвующий в программе, был подстать первому, — «Северная симфония» под руководством Фабио Мастранджело. В первом отделении они исполнили подборку популярных произведений русских композиторов. Второе отделение было отдано европейским композиторам. Сам Фабио уже участвовал в «Ночи музыки», правда с другим оркестром.

Ночь музыки в Гатчине

Для оркестра же Мюзик-холла это был дебют. Как заметил Мастранджело, музыканты остались очень довольны. Понравилось звучание (действительно, работа звукорежиссеров безукоризненна), удивило огромное количество народа, присутствовавшего на концерте. А ведь в этот вечер бала игра между сборными России и Хорватии за выход в полуфинал мундиаля!

Оркестрантам так понравилось, что они с удовольствием готовы участвовать в «Ночи музыки» и в будущем. В завершении концерта, после исполнения музыки Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и марша «Страна надежды и славы» Элгара, над гладью озера вспыхнули разноцветные огни фейерверка, по красоте не уступающего, а может быть, и превосходящего фейерверк «Алых парусов».

В следующем году праздник «Ночь музыки в Гатчине» пройдет в десятый раз.

Публика в Гатчине

На днях в Гатчине состоялся не менее масштабный и притягательный для публики фестиваль «Оперетта-парк», проходивший во второй раз. На вопрос, у кого родилась идея этого фестиваля, директор музея Василий Панкратов лаконично ответил: «У меня и у Шварцкопфа» (Шварцкопф Юрий Алексеевич – директор Театра музкомедии). В эти три дня на огромной сцене, выстроенной перед Гатчинским дворцом, давал спектакли Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Для зрителей были установлены кресла на Серебряном лугу.

После феноменального успеха в прошлом году «Свадьбы в Малиновке», поставленной специально для фестиваля Анной Осипенко (символично, что она после этого стала главным режиссером театра), в этом году «Оперетту-парк» решили открыть «Бабим бунтом». Действие этой постановки относится почти к тому же времени, что и в «Свадьбе в Малиновке», и разворачивается в казацкой станице.

Оперетта-парк в Гатчине

К «Свадьбе в Малиновке» Анна Осипенко привлекла Театр народной драмы под руководством Андрея Владимировича Грунтовского, с которым она познакомилась, когда он работал на Малой сцене театра имени Комиссаржевской, а также центр казачьей джигитовки «Багмут» под руководством ученика Грунтовского, Руслана Павлика.

Их же пригласили участвовать и в «Бабьем бунте». Зрители, направляясь к Серебряному лугу, могли остановиться и посмотреть разыгрываемую перед ними народную драму «Лодка или шайка разбойников», а также понаблюдать за демонстрацией искусства владения саблей. На сцене в это время выступал ансамбль народной песни «Домострой».

Но вот начался спектакль… Оперетта «Бабий бунт» создана по рассказам Михаила Шолохова. В 211 году ее поставил режиссер Юрий Лаптев, и с тех пор она любима зрителями за веселье, шутки и иронию. Для показа в Гатчине была сделана новая редакция спектакля, пришлось пойти и на некоторые сокращения. Учитывалось и то, что действие демонстрировалось дополнительно на два больших экрана.

Оперетта-парк в Гатчине

В ряду прославленных и дорогих публике артистов особенно ярким получился дед Захар в исполнении лауреата премии «Золотая маска» Ивана Корытова. Действие разворачивалось в широком просцениуме. В представлении были задействованы лошади, запряженные в телегу или в двуколку, и даже корова. Смельчаки из «Багмута» показывали свое мастерство верховой езды, акробаты демонстрировали номер, отсылающий зрителей к параду физкультурников довоенной поры. Периодически ветер приносил запах навоза, и это создавало дополнительный колорит, ничуть не испортив зрелище.

По окончании оперетты артисты вместе со зрителями под бурные аплодисменты исполнили песню во славу оперетты. В первом ряду, радостно взирая на публику, пели и хлопали Василий Панкратов и Юрий Лаптев.

Оперетта-парк в Гатчине

На следующий день фестиваля была показана «Сильва» Имре Кальмана — оперетта номер один, как ее часто называют. Для фестиваля была создана новая версия постановки. Ее режиссер Анна Осипенко перенесла действие на десять лет вперед. Премьера «Сильвы» состоялась в 1915 году, в эпоху, когда жили и творили Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Стефан Цвейг, восходили звезды Марлен Дитрих и Грета Гарбо.

«Работая над постановкой, — заметила режиссер, — мы ориентировались на оригинальный немецкий вариант оперетты 1915 года, который соединили с редакцией 1938 года, сделанной в Ленинградском театре музыкальной комедии Николаем Янетом. Нам показалось интересным поместить героев в обстоятельства иной эпохи, сместив художественный акцент в сторону стиля арт-деко. Шоу официантов, воздушные танцовщицы, кружащиеся над планшетом на изысканных люстрах, горячий джаз — мир богемы, который олицетворяет Сильва. Все эти и другие атрибуты жизни того времени — веселого апокалипсиса, роскоши и творчества, наполненные ощущением ее кратковременности и приправленной атмосферой декаданса, мы и хотели показать».

Оперетта-парк в Гатчине

Главные партии (по сложности вокала они сопоставимы с оперными) исполнили лауреаты Международных конкурсов Оксана Крупнова и Олег Ромашин.

В последний день фестиваля состоялся гала-концерт с участием артистов Театра музкомедии и приглашенных артистов из Венгрии и Польши. Существует давнее партнерство между Будапештским театром оперетты и мюзикла и Санкт-петербургским театром музыкальной комедии, благодаря которому петербургский зритель может видеть европейских звезд оперетты.

Венгерские артисты не могли обойтись без исполнения музыки Кальмана. Это были арии и дуэты из оперетты «Королева чардаша». В остальном же, в этот вечер царствовал Штраус. Не грех напомнить, что 2018 год объявлен годом музыки Австрии в России. Ближе к концу прозвучал Гершвин. Это была «Штраусиана» — вальс, совершенно необычный для Гершвина, лишний раз доказывающий многогранность его гения.

Ночь музыки в Гатчине

Каждый номер был поставлен очень изобретательно, с большой выдумкой: артистам пришлось демонстрировать не только свои вокальные, но и танцевальные, и даже акробатические возможности. Публика была в восторге.

И хотя «Сильва» шла в день, когда в Санкт-Петербурге проходил матч за третье место на Чемпионате мира по футболу, а гала-концерт совпал с матчем за первое место мундиаля, фестиваль не испытал недостатка зрителей. В завершении «Оперетты-парка» небо над дворцом расцветил праздничный фейерверк.

ИРИНА СОРИНА

19 июля 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии Юлии Кудряшовой и Игоря Масныка предоставлены пресс-службой Театра музкомедии и организаторов фестиваля Ночь музыки в Гатчине.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , , .

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.