Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Гатчинский дворец

Уже давно замечено, какая бы погода ни стояла накануне, эта ночь всегда тепла и безоблачна. Даже в прошлом году, когда дождь был нескончаем, единственная ночь без дождя в это время была на празднике «Ночь музыки». По-видимому, к этому удивительному концерту на берегу Белого озера благоволит и кто-то свыше. Вот и сейчас в день концерта лил дождь, но к его началу тучи развеялись, и наступила тихая безветренная ночь. В этом году он входил в официальную культурную программу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Необыкновенно красиво подсвеченные сцена, дворец, озеро располагали к созерцательности и восприятию музыки. Прошлогодний дебют оркестра Михайловского театра стал украшением ночи, поэтому его участие в нынешней программе вызвало дополнительный интерес у слушателей. На этот раз за дирижерским пультом был Модестас Питренас из Литвы. Оркестр располагался на понтоне, у противоположного от слушателей берега Белого озера.

Ночь музыки в Гатчине

«Ночь музыки» началась со Славянского марша Чайковского, а за тем прозвучало самое популярное сочинение Моцарта, его сороковая симфония. Во втором отделении оркестр исполнил музыку из балета «Лебединое озеро» и знаменитую Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина. Солировала бразильская пианистка, ныне живущая в Бельгии, Элиан Родригес.

Второй оркестр, участвующий в программе, был подстать первому, — «Северная симфония» под руководством Фабио Мастранджело. В первом отделении они исполнили подборку популярных произведений русских композиторов. Второе отделение было отдано европейским композиторам. Сам Фабио уже участвовал в «Ночи музыки», правда с другим оркестром.

Ночь музыки в Гатчине

Для оркестра же Мюзик-холла это был дебют. Как заметил Мастранджело, музыканты остались очень довольны. Понравилось звучание (действительно, работа звукорежиссеров безукоризненна), удивило огромное количество народа, присутствовавшего на концерте. А ведь в этот вечер бала игра между сборными России и Хорватии за выход в полуфинал мундиаля!

Оркестрантам так понравилось, что они с удовольствием готовы участвовать в «Ночи музыки» и в будущем. В завершении концерта, после исполнения музыки Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и марша «Страна надежды и славы» Элгара, над гладью озера вспыхнули разноцветные огни фейерверка, по красоте не уступающего, а может быть, и превосходящего фейерверк «Алых парусов».

В следующем году праздник «Ночь музыки в Гатчине» пройдет в десятый раз.

Публика в Гатчине

На днях в Гатчине состоялся не менее масштабный и притягательный для публики фестиваль «Оперетта-парк», проходивший во второй раз. На вопрос, у кого родилась идея этого фестиваля, директор музея Василий Панкратов лаконично ответил: «У меня и у Шварцкопфа» (Шварцкопф Юрий Алексеевич – директор Театра музкомедии). В эти три дня на огромной сцене, выстроенной перед Гатчинским дворцом, давал спектакли Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Для зрителей были установлены кресла на Серебряном лугу.

После феноменального успеха в прошлом году «Свадьбы в Малиновке», поставленной специально для фестиваля Анной Осипенко (символично, что она после этого стала главным режиссером театра), в этом году «Оперетту-парк» решили открыть «Бабим бунтом». Действие этой постановки относится почти к тому же времени, что и в «Свадьбе в Малиновке», и разворачивается в казацкой станице.

Оперетта-парк в Гатчине

К «Свадьбе в Малиновке» Анна Осипенко привлекла Театр народной драмы под руководством Андрея Владимировича Грунтовского, с которым она познакомилась, когда он работал на Малой сцене театра имени Комиссаржевской, а также центр казачьей джигитовки «Багмут» под руководством ученика Грунтовского, Руслана Павлика.

Их же пригласили участвовать и в «Бабьем бунте». Зрители, направляясь к Серебряному лугу, могли остановиться и посмотреть разыгрываемую перед ними народную драму «Лодка или шайка разбойников», а также понаблюдать за демонстрацией искусства владения саблей. На сцене в это время выступал ансамбль народной песни «Домострой».

Но вот начался спектакль… Оперетта «Бабий бунт» создана по рассказам Михаила Шолохова. В 211 году ее поставил режиссер Юрий Лаптев, и с тех пор она любима зрителями за веселье, шутки и иронию. Для показа в Гатчине была сделана новая редакция спектакля, пришлось пойти и на некоторые сокращения. Учитывалось и то, что действие демонстрировалось дополнительно на два больших экрана.

Оперетта-парк в Гатчине

В ряду прославленных и дорогих публике артистов особенно ярким получился дед Захар в исполнении лауреата премии «Золотая маска» Ивана Корытова. Действие разворачивалось в широком просцениуме. В представлении были задействованы лошади, запряженные в телегу или в двуколку, и даже корова. Смельчаки из «Багмута» показывали свое мастерство верховой езды, акробаты демонстрировали номер, отсылающий зрителей к параду физкультурников довоенной поры. Периодически ветер приносил запах навоза, и это создавало дополнительный колорит, ничуть не испортив зрелище.

По окончании оперетты артисты вместе со зрителями под бурные аплодисменты исполнили песню во славу оперетты. В первом ряду, радостно взирая на публику, пели и хлопали Василий Панкратов и Юрий Лаптев.

Оперетта-парк в Гатчине

На следующий день фестиваля была показана «Сильва» Имре Кальмана — оперетта номер один, как ее часто называют. Для фестиваля была создана новая версия постановки. Ее режиссер Анна Осипенко перенесла действие на десять лет вперед. Премьера «Сильвы» состоялась в 1915 году, в эпоху, когда жили и творили Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Стефан Цвейг, восходили звезды Марлен Дитрих и Грета Гарбо.

«Работая над постановкой, — заметила режиссер, — мы ориентировались на оригинальный немецкий вариант оперетты 1915 года, который соединили с редакцией 1938 года, сделанной в Ленинградском театре музыкальной комедии Николаем Янетом. Нам показалось интересным поместить героев в обстоятельства иной эпохи, сместив художественный акцент в сторону стиля арт-деко. Шоу официантов, воздушные танцовщицы, кружащиеся над планшетом на изысканных люстрах, горячий джаз — мир богемы, который олицетворяет Сильва. Все эти и другие атрибуты жизни того времени — веселого апокалипсиса, роскоши и творчества, наполненные ощущением ее кратковременности и приправленной атмосферой декаданса, мы и хотели показать».

Оперетта-парк в Гатчине

Главные партии (по сложности вокала они сопоставимы с оперными) исполнили лауреаты Международных конкурсов Оксана Крупнова и Олег Ромашин.

В последний день фестиваля состоялся гала-концерт с участием артистов Театра музкомедии и приглашенных артистов из Венгрии и Польши. Существует давнее партнерство между Будапештским театром оперетты и мюзикла и Санкт-петербургским театром музыкальной комедии, благодаря которому петербургский зритель может видеть европейских звезд оперетты.

Венгерские артисты не могли обойтись без исполнения музыки Кальмана. Это были арии и дуэты из оперетты «Королева чардаша». В остальном же, в этот вечер царствовал Штраус. Не грех напомнить, что 2018 год объявлен годом музыки Австрии в России. Ближе к концу прозвучал Гершвин. Это была «Штраусиана» — вальс, совершенно необычный для Гершвина, лишний раз доказывающий многогранность его гения.

Ночь музыки в Гатчине

Каждый номер был поставлен очень изобретательно, с большой выдумкой: артистам пришлось демонстрировать не только свои вокальные, но и танцевальные, и даже акробатические возможности. Публика была в восторге.

И хотя «Сильва» шла в день, когда в Санкт-Петербурге проходил матч за третье место на Чемпионате мира по футболу, а гала-концерт совпал с матчем за первое место мундиаля, фестиваль не испытал недостатка зрителей. В завершении «Оперетты-парка» небо над дворцом расцветил праздничный фейерверк.

ИРИНА СОРИНА

19 июля 2018.
Текст: Ирина Сорина. Фотографии Юлии Кудряшовой и Игоря Масныка предоставлены пресс-службой Театра музкомедии и организаторов фестиваля Ночь музыки в Гатчине.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , , .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.