Гамлет и Дарт Вейдер

МДТ — Театр Европы завершил сезон премьерой Льва Додина «Гамлет». Спектакль стал настоящей бомбой, для многих — бомбой замедленного действия. Он претендует на «Золотой софит» сразу в нескольких номинациях. Никакого катарсиса и релакса, но это мощнейшее высказывание мэтра на темы острые и политические.

Гамлет и Дарт Вейдер, по мотивам спектакля в МДТЧтобы попасть на премьерные показы, петербуржцы брали штурмом кассы. Москвичи ради спектакля, по их словам, рвались в Петербург. Билеты смели на старте продаж, хотя ценник был ого-го — от 2 до 12 тыс. рублей. Конечно, многих магнитом притянул звездный состав: Гамлет — Данила Козловский, Офелия — Елизавета Боярская, Гертруда — Ксения Раппопорт.

Народ ждал «окрыления» от сладкоголосого красавчика и его харизматичных партнерш. Но не тут-то было. «Гамлет» породил смешанные чувства: кому-то показалось скучным, кому-то очень мрачным, кому-то слишком пошлым, а иным вообще ничего не понятно. Последовавшее номинирование на «Золотой софит» показало, что постановка может стать лучшим спектаклем сезона на большой сцене, а также получить высшую театральную премию города за работу режиссера и актерский ансамбль.

«Гамлет» в МДТ

Лев Додин создал спектакль, опираясь не только на пьесу Шекспира, но на сочинения древних европейских летописцев. Как в работе настоящего мастера, в спектакле много смысловых слоев. Можно раз за разом снимать «стружку», докапываясь до сердцевины. На одном из смысловых «колец» вдруг обнаруживаешь, что Гамлет Додина — это Дарт Вейдер. Подающий большие надежды молодой человек, который, обладая недюжинной силой, обратил ее на темную строну. Под откос пошли все и вся. Разрушительная машина темного Гамлета, «заправленная» местью и жаждой власти, не пощадила никого на своем пути.

«Гамлет» в МДТ

Перед тем, как с обрыва вниз «нырнет» очередная жертва, зрители слышат оглушительный, до боли в ушах, топот по железным конструкциям сцены. За декорациями — тканями, похожими на белые костюмы джедаев, — не видно, кто его производит. Не многотысячная ли армия клонов? Перешедших на сторону зла.

По символической лестнице на сцене Гамлет мог бы подняться к свету, к звездам. Но, как юный Скайуокер, с каждым шагом все больше погружался во тьму. На светлой стороне силы в этом спектакле однозначно только трое. Прекрасный актерский ансамбль — Горацио (Сергей Курышев), Марцелл (Игорь Иванов) и Бернардо (Сергей Козырев). Это как раз мудрый магистр Йода и другие джедаи. Но они стоят в стороне, не у них на руках самые сильные карты…

«Гамлет» в МДТ

Плазменный телевизор в финале спектакля с узнаваемым сдержанным персонажем на экране, который констатирует разрушения и горы трупов, выдергивает зрителей из шекспировского сюжета в современность. Спектакль Додина — о наших мировых, глобальных, звездных войнах. Причин для них становится все больше, причин для мира, увы, все меньше. Противостояния держав, захватнические операции с «благими» целями, терроризм на национальной и религиозной почве, вооруженные стычки по идеологическим мотивам… Как не назови, а все равно война, а все равно переход на темную сторону силы. К чему ведут сделки с темной стороной — знают даже самые юные поклонники культовой саги.

26 июля 2016.
Текст: Любовь Костерина, фото: mdt-dodin.ru, коллаж: Георгий Рыбин
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , , .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.