Французская кухня: признание в тайной любви

21 марта 2018 года более 3000 шефов из 150 стран восславят «кухню королей и королеву кухонь», приготовив для своих гостей французское меню. Формат ресторана и его национальность значения не имеют: над головами шефов будет витать дух Карема, Эскофье и Бокюза.

Вкус Франции
Своя среди чужих

Французская кухня – как обязательная программа в фигурном катании: хочешь побеждать – умей делать. Из нее выросла практически вся современная кухня – от русской до молекулярной. Она научила мир соусам и степени прожарки утиной грудки, благодаря ей мы узнали, что такое фуа гра, и как пахнет трюфель. Недаром именно ее ЮНЕСКО включило в Список нематериального наследия человечества.

Вкус Франции

У французской кухни в Санкт-Петербурге – да и в России вообще – странная судьба. Самая популярная кухня Российской Империи, «научившая нас есть» (как когда-то сказал об Антонене Кареме Александр I), давно стала частью нашей повседневной жизни. Настолько, что никто и не вдумывается в этимологию слов бульон, буше, компот, майонез, салат, суп или эклер. Самое популярное праздничное блюдо, не имеющее никакого отношения к французской кухне и называемое во Франции salade russe, в России носит французское имя «Оливье». О двух наших любимых национальных напитках, успешно конкурирующих с водкой, – коньяке и шампанском – и подавно промолчим. Как и о происхождении самих слов «ресторан» и «кафе».

Вкус Франции

И все же, задай жителю «окна в Европу» вопрос о самой популярной кухне в Санкт-Петербурге, он ответит – итальянская. Потом, подумав, скажет – китайская. И тут же извинится: «ну и, конечно, суши». Французских ресторанов в Северной столице совсем немного – а от единственного по-настоящему парижского Bistrot Garçon, где французскими были и интерьер, и кухня, и повар, и ностальгирующие за столиками питерские французы, осталась только популярная булочная-кондитерская.

Вкус Франции

Назад в будущее

Знаменитый Ален Дюкасс, открывший свой miX SPb в 2011 году и провозгласивший экзотический по тем временам курс на местные продукты, понимания у тогдашних питерских ресторанных лидеров не нашел. Это теперь практически все крупные заведения считают просто-таки своим долгом демонстрировать свою «локальность», а тогда вид Дюкаса с фермерским поросенком на руках вызывал ступор. Спустя три года ресторан закрылся – на его месте теперь популярнейший «КоКоКо», где с первой страницы меню заявлена верность местным продуктам.

Именно Ален Дюкасс в 2015 году вспомнил о замечательном почине Огюста Эскофье, который в 1912 году впервые провел всемирный гастрономический «перформанс», названный «Эпикурейские ужины». Он предложил поварам на один вечер стать «французами» и восславить главную мировую кухню, приготовив ужин по единому меню. На первый ужин пришло около 4 тысяч человек – в последнем же, состоявшемся в 1914 году в 147 городах мира, участвовало уже около 10 тысяч гурманов. Традицию прервала война, и лишь век спустя к ней вернулся Ален Дюкасс с его фестивалем «Вкус Франции» (Goût de France).

Вкус Франции

Неизвестно участвовали ли в ужинах Эскофье французские рестораны России – их в начале ХХ века в обеих столицах было множество. На фотографии, сделанной в те времена на углу Мойки и Невского, вместо известной по временам Пушкина вывески «Вольфъ и Беранже» красуется Restaurant français Albert, да и реклама тех времен нередко пестрит французскими названиями. Как бы то ни было, но современное французское присутствие на ресторанной сцене Санкт-Петербурга могло бы быть куда весомее. Помимо прекрасных булочных (багет из «Волконского» даже французы считают образцовым) и отца родного многих русских поваров Сержа Фери, хотелось бы еще и дюжину гастрономических ресторанов уровня Bellevue Brasserie, La Marée или «Трюфельного Дома Bruno».

Вкус Франции

Хочется верить, что участие более чем 30 петербургских ресторанов в нынешнем фестивале Goût de France снова привлечет внимание питерских гурманов к самой титулованной кухне мира – тем более, что в прошлом году среди 2000 участников из 150 стран мира петербуржцев не было. В этом году 21 марта фестивальные ужины будут готовить уже 3000 шефов – и в их числе более 60 российских ресторанов.

Полный список участников будет опубликован позже – пока же можно отметить, что среди них, помимо ресторанов французской кухни, есть и модные гастробары, и традиционные русские, и бельгийские, и грузинские, и итальянские. Полный список участников будет опубликован в конце февраля.

Вкус Франции

22 февраля 2018.
Текст: Тамара Иванова-Исаева. Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.

Точка доступа

«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.