Фонтаны идей иссякли?

Из всех организаторов праздничной церемонии открытия фонтанов в Петергофе 20 мая 2017 года петербуржцев не подвела только погода. А ведь многие, собираясь на праздник, именно с ее стороны ожидали каверзы — прогноз на субботу был не очень благоприятным: в первой половине дня ожидался дождь. Однако хоть небо и оставалось серым и хмурым, доставать зонтики так и не пришлось. Увы, ничем другим путешествие в Петродворец не порадовало.

Открытие фонтанов в Петергофе-2017

Анонс театрализованного представления «Путешествие в страну Дон Кихота» был весьма заманчивым. Да и как иначе: оно приурочено не только к открытию сезона в Петергофе, но и к окончанию перекрестного Года туризма между Россией и Испанией-2016-2017. То есть, организаторам, в том числе — Министерству культуры, предстояло не только порадовать петербуржцев, но и не осрамиться перед испанскими партнерами и приглашенными участниками шоу, которые как раз делали все, что от них зависело.

На деле и ту, и другую задачу они провалили. Конечно, не последнюю роль сыграло то, что многие зрители бывали в Испании, видели настоящую корриду, аутентичное исполнение фламенко и сарданы (пусть и ориентированное на туристов) и даже легендарные Поющие фонтаны в Барселоне. Удивить их стилизацией под все это сложно. Даже курортный городок Тосса де Мар, о котором в России слышали далеко не все, знаменует свои пляжные сезоны впечатляющими салютами.

Но ведь можно было сделать эту стилизацию качественной, яркой, веселой, приложить больше творческих сил и технических средств, которые на сегодняшний день могут очень многое.

Открытие фонтанов в Петергофе

Например, Салют Победы, который петербуржцы наблюдали на Неве 20 лет назад, был не хуже тех пиротехнических потуг и клубов цветного дыма, что представили на открытии в этом сезоне. Те же любительские фейерверки, которые сейчас пускает молодежь в Новый год во дворах, и вовсе гораздо лучше их.

Можно, конечно, кивать на погоду и дневное время, в которое не смотрятся пиротехнические и световые шоу (которые осенью в Петергофе удаются на славу). Но что мешало перенести праздник на более позднее время и снова сделать дворцовые фасады сценой для лазерных иллюзий? Они уж точно были бы масштабнее и выигрышнее танцев в народных костюмах, навевающих воспоминания о концертах в областных ДК, и профессиональных, но просто скучных оперных арий. А те, кто стоял далеко, от главной площадки праздника совсем ничего не увидели.

В течение первых 20 минут (а продолжалось шоу немногим более 40) казалось, что это вступление и вот-вот начнется главная часть. И примерно в это же время часть народа стала расходиться. Когда же стало ясно, что вот это и есть главная часть, толпа уже очень заметно поредела.

Надо отметить, что в остальной части парка, кроме Большого каскада, все это время было тихо и пустынно. Почему не было народных гуляний, ярмарок, шуточных, а не пафосных представлений?

И руководство музея совместно с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко своей торжественной речью всерьез хотели сказать нам, что они вложились по полной? Причем в плане не только денег, но и идей, старания, уважения, в конце концов, к публике, которая ехала издалека, платила немалые деньги за вход, а то и за полный трансфер, и потом наблюдала это действо в весьма неудобном положении?

Открытие фонтанов в Петергофе

Кстати, если уж говорить о деньгах, то многие у нас сетуют на то, что на развлекательные мероприятия типа Олимпиад и Алых парусов выбрасываются огромные суммы, а на нужные вещи, вроде пенсий и дорог, идет в разы меньше. Так вот, развлекательное тоже нужно, эти траты вовсе не лишние, если только они себя оправдывают. Но это не тот случай. И сколько бы ни было потрачено на эту церемонию, в итоге выглядевшую очень дешевой, лучше было бы все эти средства пустить на достойные подарки блокадникам в 9 мая и вовсе обойтись без нее, чем проводить в таком виде.

В конце концов, по-настоящему фонтаны включили не в этот день, а раньше, и выключить их в начале шоу, чтобы «торжественно» запустить в конце, — неудачная задумка. Праздник фонтанов без их участия… Да, тут сложно комментировать.

Хорошо, что Петродворец остается все таким же великолепным, ошеломляющим для туристов и родным для петербуржцев музеем, да и просто местом для приятных прогулок. Ему не повредят такие провальные церемонии. Но они вредят репутации Санкт-Петербурга в мире туризма, если уж мы претендуем на серьезную роль в нем, вредят бюджету города, они отпугивают потенциальных гостей на следующий год, и в конечном счете — просто портят настроение. А в преддверии нашего короткого и непредсказуемого лета хочется больше радостных и светлых моментов.

22 мая 2017.
Текст: Людмила Семенова
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!