Фонтаны идей иссякли?

Из всех организаторов праздничной церемонии открытия фонтанов в Петергофе 20 мая 2017 года петербуржцев не подвела только погода. А ведь многие, собираясь на праздник, именно с ее стороны ожидали каверзы — прогноз на субботу был не очень благоприятным: в первой половине дня ожидался дождь. Однако хоть небо и оставалось серым и хмурым, доставать зонтики так и не пришлось. Увы, ничем другим путешествие в Петродворец не порадовало.

Открытие фонтанов в Петергофе-2017

Анонс театрализованного представления «Путешествие в страну Дон Кихота» был весьма заманчивым. Да и как иначе: оно приурочено не только к открытию сезона в Петергофе, но и к окончанию перекрестного Года туризма между Россией и Испанией-2016-2017. То есть, организаторам, в том числе — Министерству культуры, предстояло не только порадовать петербуржцев, но и не осрамиться перед испанскими партнерами и приглашенными участниками шоу, которые как раз делали все, что от них зависело.

На деле и ту, и другую задачу они провалили. Конечно, не последнюю роль сыграло то, что многие зрители бывали в Испании, видели настоящую корриду, аутентичное исполнение фламенко и сарданы (пусть и ориентированное на туристов) и даже легендарные Поющие фонтаны в Барселоне. Удивить их стилизацией под все это сложно. Даже курортный городок Тосса де Мар, о котором в России слышали далеко не все, знаменует свои пляжные сезоны впечатляющими салютами.

Но ведь можно было сделать эту стилизацию качественной, яркой, веселой, приложить больше творческих сил и технических средств, которые на сегодняшний день могут очень многое.

Открытие фонтанов в Петергофе

Например, Салют Победы, который петербуржцы наблюдали на Неве 20 лет назад, был не хуже тех пиротехнических потуг и клубов цветного дыма, что представили на открытии в этом сезоне. Те же любительские фейерверки, которые сейчас пускает молодежь в Новый год во дворах, и вовсе гораздо лучше их.

Можно, конечно, кивать на погоду и дневное время, в которое не смотрятся пиротехнические и световые шоу (которые осенью в Петергофе удаются на славу). Но что мешало перенести праздник на более позднее время и снова сделать дворцовые фасады сценой для лазерных иллюзий? Они уж точно были бы масштабнее и выигрышнее танцев в народных костюмах, навевающих воспоминания о концертах в областных ДК, и профессиональных, но просто скучных оперных арий. А те, кто стоял далеко, от главной площадки праздника совсем ничего не увидели.

В течение первых 20 минут (а продолжалось шоу немногим более 40) казалось, что это вступление и вот-вот начнется главная часть. И примерно в это же время часть народа стала расходиться. Когда же стало ясно, что вот это и есть главная часть, толпа уже очень заметно поредела.

Надо отметить, что в остальной части парка, кроме Большого каскада, все это время было тихо и пустынно. Почему не было народных гуляний, ярмарок, шуточных, а не пафосных представлений?

И руководство музея совместно с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко своей торжественной речью всерьез хотели сказать нам, что они вложились по полной? Причем в плане не только денег, но и идей, старания, уважения, в конце концов, к публике, которая ехала издалека, платила немалые деньги за вход, а то и за полный трансфер, и потом наблюдала это действо в весьма неудобном положении?

Открытие фонтанов в Петергофе

Кстати, если уж говорить о деньгах, то многие у нас сетуют на то, что на развлекательные мероприятия типа Олимпиад и Алых парусов выбрасываются огромные суммы, а на нужные вещи, вроде пенсий и дорог, идет в разы меньше. Так вот, развлекательное тоже нужно, эти траты вовсе не лишние, если только они себя оправдывают. Но это не тот случай. И сколько бы ни было потрачено на эту церемонию, в итоге выглядевшую очень дешевой, лучше было бы все эти средства пустить на достойные подарки блокадникам в 9 мая и вовсе обойтись без нее, чем проводить в таком виде.

В конце концов, по-настоящему фонтаны включили не в этот день, а раньше, и выключить их в начале шоу, чтобы «торжественно» запустить в конце, — неудачная задумка. Праздник фонтанов без их участия… Да, тут сложно комментировать.

Хорошо, что Петродворец остается все таким же великолепным, ошеломляющим для туристов и родным для петербуржцев музеем, да и просто местом для приятных прогулок. Ему не повредят такие провальные церемонии. Но они вредят репутации Санкт-Петербурга в мире туризма, если уж мы претендуем на серьезную роль в нем, вредят бюджету города, они отпугивают потенциальных гостей на следующий год, и в конечном счете — просто портят настроение. А в преддверии нашего короткого и непредсказуемого лета хочется больше радостных и светлых моментов.

22 мая 2017.
Текст: Людмила Семенова
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.