Фонтаны идей иссякли?

Из всех организаторов праздничной церемонии открытия фонтанов в Петергофе 20 мая 2017 года петербуржцев не подвела только погода. А ведь многие, собираясь на праздник, именно с ее стороны ожидали каверзы — прогноз на субботу был не очень благоприятным: в первой половине дня ожидался дождь. Однако хоть небо и оставалось серым и хмурым, доставать зонтики так и не пришлось. Увы, ничем другим путешествие в Петродворец не порадовало.

Открытие фонтанов в Петергофе-2017

Анонс театрализованного представления «Путешествие в страну Дон Кихота» был весьма заманчивым. Да и как иначе: оно приурочено не только к открытию сезона в Петергофе, но и к окончанию перекрестного Года туризма между Россией и Испанией-2016-2017. То есть, организаторам, в том числе — Министерству культуры, предстояло не только порадовать петербуржцев, но и не осрамиться перед испанскими партнерами и приглашенными участниками шоу, которые как раз делали все, что от них зависело.

На деле и ту, и другую задачу они провалили. Конечно, не последнюю роль сыграло то, что многие зрители бывали в Испании, видели настоящую корриду, аутентичное исполнение фламенко и сарданы (пусть и ориентированное на туристов) и даже легендарные Поющие фонтаны в Барселоне. Удивить их стилизацией под все это сложно. Даже курортный городок Тосса де Мар, о котором в России слышали далеко не все, знаменует свои пляжные сезоны впечатляющими салютами.

Но ведь можно было сделать эту стилизацию качественной, яркой, веселой, приложить больше творческих сил и технических средств, которые на сегодняшний день могут очень многое.

Открытие фонтанов в Петергофе

Например, Салют Победы, который петербуржцы наблюдали на Неве 20 лет назад, был не хуже тех пиротехнических потуг и клубов цветного дыма, что представили на открытии в этом сезоне. Те же любительские фейерверки, которые сейчас пускает молодежь в Новый год во дворах, и вовсе гораздо лучше их.

Можно, конечно, кивать на погоду и дневное время, в которое не смотрятся пиротехнические и световые шоу (которые осенью в Петергофе удаются на славу). Но что мешало перенести праздник на более позднее время и снова сделать дворцовые фасады сценой для лазерных иллюзий? Они уж точно были бы масштабнее и выигрышнее танцев в народных костюмах, навевающих воспоминания о концертах в областных ДК, и профессиональных, но просто скучных оперных арий. А те, кто стоял далеко, от главной площадки праздника совсем ничего не увидели.

В течение первых 20 минут (а продолжалось шоу немногим более 40) казалось, что это вступление и вот-вот начнется главная часть. И примерно в это же время часть народа стала расходиться. Когда же стало ясно, что вот это и есть главная часть, толпа уже очень заметно поредела.

Надо отметить, что в остальной части парка, кроме Большого каскада, все это время было тихо и пустынно. Почему не было народных гуляний, ярмарок, шуточных, а не пафосных представлений?

И руководство музея совместно с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко своей торжественной речью всерьез хотели сказать нам, что они вложились по полной? Причем в плане не только денег, но и идей, старания, уважения, в конце концов, к публике, которая ехала издалека, платила немалые деньги за вход, а то и за полный трансфер, и потом наблюдала это действо в весьма неудобном положении?

Открытие фонтанов в Петергофе

Кстати, если уж говорить о деньгах, то многие у нас сетуют на то, что на развлекательные мероприятия типа Олимпиад и Алых парусов выбрасываются огромные суммы, а на нужные вещи, вроде пенсий и дорог, идет в разы меньше. Так вот, развлекательное тоже нужно, эти траты вовсе не лишние, если только они себя оправдывают. Но это не тот случай. И сколько бы ни было потрачено на эту церемонию, в итоге выглядевшую очень дешевой, лучше было бы все эти средства пустить на достойные подарки блокадникам в 9 мая и вовсе обойтись без нее, чем проводить в таком виде.

В конце концов, по-настоящему фонтаны включили не в этот день, а раньше, и выключить их в начале шоу, чтобы «торжественно» запустить в конце, — неудачная задумка. Праздник фонтанов без их участия… Да, тут сложно комментировать.

Хорошо, что Петродворец остается все таким же великолепным, ошеломляющим для туристов и родным для петербуржцев музеем, да и просто местом для приятных прогулок. Ему не повредят такие провальные церемонии. Но они вредят репутации Санкт-Петербурга в мире туризма, если уж мы претендуем на серьезную роль в нем, вредят бюджету города, они отпугивают потенциальных гостей на следующий год, и в конечном счете — просто портят настроение. А в преддверии нашего короткого и непредсказуемого лета хочется больше радостных и светлых моментов.

22 мая 2017.
Текст: Людмила Семенова
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.