«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

Сюжет «Фантазий» вроде бы несложный, даже примитивный: Фарятьев (Андрей Шимко) до безумия влюбляется в Александру (Анастасия Грибова), которая живет вместе с мамой (Елена Ложкина) и совсем юной сестрой Любой (Ксения Плюснина). Сам Павел Фарятьев — человек неопределенной внешности и возраста, стоматолог — делит кров с интеллигентной тетей-фантазеркой (Ирина Соколова), которая тоже немного не от мира сего, как и ее племянник.

Фантазии Фарятьева

Александра дает уроки музыки, безнадежно любит какого-то необыкновенного Бедхудова, о котором все знают и которым все восхищяются, но он так и не появляется на сцене. Да и есть ли он вообще? Этот виртуальный персонаж бросил бедную Шуру, и вот она уже готова найти утешение в Павлике Фарятьеве. Тем более что тот поразил воображение и самой Александры, и ее родственниц ярким монологом о далеких планетах, где зародилось человечество и куда когда-нибудь вернется…

Мама и тетушка уже строят планы переезда, но свадьбы не будет. Сам Бедхудов «поманил Шуру пальчиком», и она сбежала к нему, оставив объясняться с Фарятьевым сестру Любу. Финальная сцена — невыносимое отчаяние, концентрированная сердечная боль. Люба признается в любви Фарятьеву, а тот настолько поражен уходом Александры, что уже не в состоянии понять что-либо и засыпает, беспомощно отключаясь от действительности.

Фантазии Фарятьева

«Приют комедианта», как известно, камерный театр с небольшим залом, в котором нет привычной сцены и тяжелого занавеса. Зритель, вошедший в зал, сразу же видит декорации (сценография и костюмы — Николай Слободяник). А в «Фантазиях Фарятьева» это — изобилие радиоприемников и часов-будильников из советского времени. Зритель как будто выпадает из современности, поскольку такие приемники и будильники остались если не в детстве, то уж в гостях у наших драгоценных бабушек и на вечных русских дачах обязательно. Они — где-то там, рядом со старинным патефоном и портретом Есенина, выжженным на доске. Это — территория вечности, безделия, чтения стихов, приятных размышлений о звездах и не очень приятных о смысле жизни. В общем — почти фантазии Фарятьева.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

Зритель попадает туда, где подлинный творец разговаривает с другими гениями, и счастлив слушать эту беседу. Пьеса Анны Соколовой — это реминисценция лучших произведений Чехова, Достоевского, Гоголя… В ней нашлось место стремлению трех героинь (хочется назвать их «тремя сестрами») — Александры, ее сестры Любы и их матери — уехать в Киев. Хотя какой сейчас Киев? Даже Москва кажется более реальной, несмотря на то, что там люди с такого рода сердечной мукой вряд ли способны найти себя.

Фантазии Фарятьева

В их устах постоянно звучит это вечное русское заклинание «все будет хорошо», после которого про себя произносишь «и мы увидим небо в алмазах». Все они любят друг друга, «как никто и никогда не любил», но по-достоевски слышат только себя и разговаривают с собой. Вот и сцена представляет собой несколько террас, линий, проведенных на разных уровнях, и каждый герой находит свое место на отдельной «жердочке», лишь иногда пересекаясь в диалогах у какого-нибудь будильника или проигрывателя. Каждый — на своей волне, со своими мыслями, страстями и открытиями, исторгаемыми в никуда.

Фантазии Фарятьева

Место действия пьесы — небольшой депрессивный городок у моря, хотя с таким же успехом события могут разворачиваться и в Купчино или Кудрово. Пьеса Аллы Соколовой была написана в 1970-е годы, но приметы времени в ней, если и были, то теперь, за давностью лет, стерлись напрочь. Это произведение не о времени, а о странностях любви и сердца. Практически у каждого персонажа сердце буквально связано, опутано любовью, которая становится его пороком. Так, мать Александры и Любы озабочена счастьем девочек: она страстно желает устроить их судьбу, но не получается, и сердце давит нехорошее предчувствие.

А сердце Александры начинает трепетать при имени Бедхудова, бесконечно любимого и вроде бы потерянного навсегда. При этом тонко чувствующая и музыкальная Шура бесконечно жестока с Фарятьевым. Ее сердце в этот момент настолько глухо, что она даже не понимает этого, хотя ей тоже пришлось хлебнуть горе неразделенной любви. Монолог Шуры, в котором она рассказывает о своей безнадежной страсти к Бедхудову, в исполнении Анастасии Грибовой невероятно и неожиданно трогателен, ведь до него она казалась такой обыкновенной, заурядной! Почти как Фарятьев до рассказа о далеких мирах и звездах.

Фантазии Фарятьева

«Сердце — это беда нашего времени» — фраза тетушки Фарятьева, которая стала и лейтмотивом, и в общем-то объяснением всех поступков главных героев. Только у каждого это сердце пребывает в безвоздушном пространстве эгоизма, полного нежелания слышать близкого человека.

К счастью, режиссеру Наталии Лапиной удалось уйти от гибельного надрыва и постоянной агонии чувств. Отличительной особенностью постановки стал тончайший юмор, построенный на едва уловимом взаимодействии актеров, на интонации, на дополнительных смыслах произносимого. «Зубной врач в семье — это счастье», — заявляет мама Александры. Это и грустно, и смешно, и такова неумолимая российская действительность на все времена. Недостаточно найти комичное в трагедии — это должно быть подано изысканно и верно. Наталии Лапиной и артистам удалось прийти к точному звучанию.

Фантазии Фарятьева

Такой же точной стала находка музыкального оформления спектакля, за которое отвечает Владимир Бычковский. Где-то далеко играет радио — в воздухе сливаются далекие и близкие мелодии, старые и современные, а иногда какая-то вдруг заставляет уйти в нее с головой. В эту музыку вторгаются фразы, записанные голосами главных героев и не только — как невысказанные сокровенные мысли. Кто знает? Может быть, их и не стоило произносить, чтобы не отпугнуть того, кого «любишь как никто и никогда».

Но ничем невозможно удержать того, кому не нужна эта болезненная привязанность. Остается утешаться тем, что «все существующее прекрасно, каждое мгновение имеет свой смысл, только нужно уловить гармонию момента». И тускло горят огни радиоприемников, как сигналы из далеких миров…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Фантазии Фарятьева

Ближайший спектакль «Фантазии Фарятьева» в театре «Приют комедианта» запланирован на 21 января (19:00).

13 января 2019.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии Дарьи Пичугиной предоставлены пресс-службой театра "Приют комедианта".
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.