«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

Сюжет «Фантазий» вроде бы несложный, даже примитивный: Фарятьев (Андрей Шимко) до безумия влюбляется в Александру (Анастасия Грибова), которая живет вместе с мамой (Елена Ложкина) и совсем юной сестрой Любой (Ксения Плюснина). Сам Павел Фарятьев — человек неопределенной внешности и возраста, стоматолог — делит кров с интеллигентной тетей-фантазеркой (Ирина Соколова), которая тоже немного не от мира сего, как и ее племянник.

Фантазии Фарятьева

Александра дает уроки музыки, безнадежно любит какого-то необыкновенного Бедхудова, о котором все знают и которым все восхищяются, но он так и не появляется на сцене. Да и есть ли он вообще? Этот виртуальный персонаж бросил бедную Шуру, и вот она уже готова найти утешение в Павлике Фарятьеве. Тем более что тот поразил воображение и самой Александры, и ее родственниц ярким монологом о далеких планетах, где зародилось человечество и куда когда-нибудь вернется…

Мама и тетушка уже строят планы переезда, но свадьбы не будет. Сам Бедхудов «поманил Шуру пальчиком», и она сбежала к нему, оставив объясняться с Фарятьевым сестру Любу. Финальная сцена — невыносимое отчаяние, концентрированная сердечная боль. Люба признается в любви Фарятьеву, а тот настолько поражен уходом Александры, что уже не в состоянии понять что-либо и засыпает, беспомощно отключаясь от действительности.

Фантазии Фарятьева

«Приют комедианта», как известно, камерный театр с небольшим залом, в котором нет привычной сцены и тяжелого занавеса. Зритель, вошедший в зал, сразу же видит декорации (сценография и костюмы — Николай Слободяник). А в «Фантазиях Фарятьева» это — изобилие радиоприемников и часов-будильников из советского времени. Зритель как будто выпадает из современности, поскольку такие приемники и будильники остались если не в детстве, то уж в гостях у наших драгоценных бабушек и на вечных русских дачах обязательно. Они — где-то там, рядом со старинным патефоном и портретом Есенина, выжженным на доске. Это — территория вечности, безделия, чтения стихов, приятных размышлений о звездах и не очень приятных о смысле жизни. В общем — почти фантазии Фарятьева.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

Зритель попадает туда, где подлинный творец разговаривает с другими гениями, и счастлив слушать эту беседу. Пьеса Анны Соколовой — это реминисценция лучших произведений Чехова, Достоевского, Гоголя… В ней нашлось место стремлению трех героинь (хочется назвать их «тремя сестрами») — Александры, ее сестры Любы и их матери — уехать в Киев. Хотя какой сейчас Киев? Даже Москва кажется более реальной, несмотря на то, что там люди с такого рода сердечной мукой вряд ли способны найти себя.

Фантазии Фарятьева

В их устах постоянно звучит это вечное русское заклинание «все будет хорошо», после которого про себя произносишь «и мы увидим небо в алмазах». Все они любят друг друга, «как никто и никогда не любил», но по-достоевски слышат только себя и разговаривают с собой. Вот и сцена представляет собой несколько террас, линий, проведенных на разных уровнях, и каждый герой находит свое место на отдельной «жердочке», лишь иногда пересекаясь в диалогах у какого-нибудь будильника или проигрывателя. Каждый — на своей волне, со своими мыслями, страстями и открытиями, исторгаемыми в никуда.

Фантазии Фарятьева

Место действия пьесы — небольшой депрессивный городок у моря, хотя с таким же успехом события могут разворачиваться и в Купчино или Кудрово. Пьеса Аллы Соколовой была написана в 1970-е годы, но приметы времени в ней, если и были, то теперь, за давностью лет, стерлись напрочь. Это произведение не о времени, а о странностях любви и сердца. Практически у каждого персонажа сердце буквально связано, опутано любовью, которая становится его пороком. Так, мать Александры и Любы озабочена счастьем девочек: она страстно желает устроить их судьбу, но не получается, и сердце давит нехорошее предчувствие.

А сердце Александры начинает трепетать при имени Бедхудова, бесконечно любимого и вроде бы потерянного навсегда. При этом тонко чувствующая и музыкальная Шура бесконечно жестока с Фарятьевым. Ее сердце в этот момент настолько глухо, что она даже не понимает этого, хотя ей тоже пришлось хлебнуть горе неразделенной любви. Монолог Шуры, в котором она рассказывает о своей безнадежной страсти к Бедхудову, в исполнении Анастасии Грибовой невероятно и неожиданно трогателен, ведь до него она казалась такой обыкновенной, заурядной! Почти как Фарятьев до рассказа о далеких мирах и звездах.

Фантазии Фарятьева

«Сердце — это беда нашего времени» — фраза тетушки Фарятьева, которая стала и лейтмотивом, и в общем-то объяснением всех поступков главных героев. Только у каждого это сердце пребывает в безвоздушном пространстве эгоизма, полного нежелания слышать близкого человека.

К счастью, режиссеру Наталии Лапиной удалось уйти от гибельного надрыва и постоянной агонии чувств. Отличительной особенностью постановки стал тончайший юмор, построенный на едва уловимом взаимодействии актеров, на интонации, на дополнительных смыслах произносимого. «Зубной врач в семье — это счастье», — заявляет мама Александры. Это и грустно, и смешно, и такова неумолимая российская действительность на все времена. Недостаточно найти комичное в трагедии — это должно быть подано изысканно и верно. Наталии Лапиной и артистам удалось прийти к точному звучанию.

Фантазии Фарятьева

Такой же точной стала находка музыкального оформления спектакля, за которое отвечает Владимир Бычковский. Где-то далеко играет радио — в воздухе сливаются далекие и близкие мелодии, старые и современные, а иногда какая-то вдруг заставляет уйти в нее с головой. В эту музыку вторгаются фразы, записанные голосами главных героев и не только — как невысказанные сокровенные мысли. Кто знает? Может быть, их и не стоило произносить, чтобы не отпугнуть того, кого «любишь как никто и никогда».

Но ничем невозможно удержать того, кому не нужна эта болезненная привязанность. Остается утешаться тем, что «все существующее прекрасно, каждое мгновение имеет свой смысл, только нужно уловить гармонию момента». И тускло горят огни радиоприемников, как сигналы из далеких миров…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Фантазии Фарятьева

Ближайший спектакль «Фантазии Фарятьева» в театре «Приют комедианта» запланирован на 21 января (19:00).

13 января 2019.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии Дарьи Пичугиной предоставлены пресс-службой театра "Приют комедианта".
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.