Фабрика смерти, завод домыслов и семейное предприятие

На фестивале искусств «Точка доступа» зрители проходят квест в парке, становятся свидетелями примирения Ленина с Николаем II и читают текст одной из самых страшных пьес XX века. «Петербургский Авангард» рассказывает про спектакли, поставленные российскими режиссерами Сергеем Чеховым, Радионом Букаевым и Михаилом Тычининым.

Сергей Чехов

Дом с историческими явлениями

Режиссер Сергей Чехов буквально заточает зрителей в концертный зал Дома композиторов, откуда не так-то просто выбраться. Над зрителями по балкону бегает из угла в угол актер Сергей Романюк. Он играет попеременно то Николая II, то Ленина (внешне он похож на обоих одновременно!).

В центре П-образного балкона — актер Александринского театра Игорь Мосюк. Его персонаж провоцирует и царя, и вождя. В результате идеологически непримиримые лидеры как будто собираются договориться и пойти на компромисс.

Сценическая фантазия по мотивам романа-утопии Юрия Арабова вызывает клаустрофобию времени: зритель как будто зависает в комнате, а нить истории запутывается окончательно. В конце спектакля на двух экранах демонстрируется психотическое видео, погружающее в особую медитацию: такое чувство возникает, например, при просмотре восьмой серии нового «Твин Пикса».

Сергей Чехов, режиссер:

Сергей Чехов

Да, в России популярны альтернативные версии развития исторических событий. Их популярность вызвана, как мне кажется, постоянной проблемой с саморефлексией и с рефлексией исторических событий, из которых мы не можем вырваться на протяжении уже долгого времени.

Спектакль — как раз попытка разобраться в рефлексии насчет истории. Мы замечательно понимаем, что у нас либо великий Советский Союз, либо Святая Русь. Ну и возникает вопрос: а зачем это нужно, зачем выстраивать какие-то модели? Как это может помочь сейчас, в сегодняшнем дне?

События произошли так, как произошли. Для революции и гражданской войны было множество предпосылок, глубоких причин. У меня есть ощущение, что все эти события нужно просто знать, не пытаясь принять. Структурирование альтернативной истории сродни желанию перемотать и сделать по-другому, даже с историческими процессами. Это своего рода онанизм: совершенно непродуктивная вещь.

Столкновение с бабочкой

Спектакль состоит из 13 диалогов. Я помещаю двух главных героев в лимб, в бесконечную временную петлю. Они танцуют в этом цикле, постоянно пытаются разобраться, что произошло, находясь при этом в полубессознательном состоянии. Они заблудились в петле, переплелись в своем разбирательстве, не понимая, где вымысел, а где — реальность.

Поэтому возникает альтернативная реальность и желание что-либо изменить. А что, если бы я не отрекся? А что, если мы бы договорились с Николаем и исключили кровавый террор?

Столкновение с бабочкой

Дознание — сила

Зрители сидят в гараже и читают пьесу Петера Вайса. Про нее в свое время писали: «Для постановки в театре невозможна, так как слишком страшна». И это неудивительно: она основана на протоколах допросов Аушвицкого процесса начала 1960-х годов. Подробности ужасных нацистских преступлений зачитывает сама публика.

Спектакль «Дознание» (номинированный на «Золотую маску» в категориях «Лучший режиссер и «Драматический спектакль малой формы») переместился из Хабаровского тюза в петербургскую промзону на Васильевском острове.

Михаил Тычинин, режиссер:

Михаил Тычинин

Это был случай, когда «что» было понятно, а «как» долго не могло оформиться. Один из главных смыслов — ничего не проходит. Если ты делаешь что-то без свидетелей, ты все равно это делаешь. Можно привести в пример хотя бы 1990-е: они прошли, говорят, теперь другие времена, но мы ведь те же!

Жанр спектакля на «Точке доступа» обозначен как «спектакль в гараже». Я выбрал такое место потому, что непривычные, необжитые пространства больше будоражат воображение. У нас в театре гараж сделан из бетона, о многом можно подумать, глядя на серые стены и слушая, как читают Вайса.

На фестивале площадка другая и мысли, думаю, будут другие, главное, чтоб не было привычно, комфортно и скучно.  Вообще мне нравится, когда есть возможность выйти за пределы знакомой среды.

Дознание

Мы все состоим из одинаковых «винтиков», только набор у каждого свой. Поэтому у каждого свой спектакль. Что выдаст воображение отдельно взятого человека в ответ на наши действия, никогда неизвестно. Мы пытаемся организовать все так, чтобы зрительское внимание было смещено внутрь. Не всегда выходит.

В Москве произошло «извержение» внимания: перформанс перешел в хеппенинг. Одна из зрительниц отказалась брать предложенный ей реквизит и совместно с остальными участниками разыграла целую драму.

А ужасы сами по себе уже мало кого по-настоящему пугают. Даже этот жанр кинематографа считается «низким», гораздо важнее механизмы человеческого поведения, обнажаемые этим текстом.  Им мы все подвластны, и о них нужно знать, чтоб уметь ими управлять самостоятельно.

Семейные приключения

Неожиданно с радостным возгласом в эту серьезную компанию взрослых вбегает ребенок: он — участник уличного спектакля «Бабушкины очки». Во время театрального квеста его вместе с родителями ждет лабиринт с заданиями.

Игра разворачивается в Московском Парке Победы; участники переходят от станции к станции, упражняются в разных видах искусства — от театра до живописи. Маршрут заканчивается воздушно: каждый юный игрок (и его команда в лице мам-пап-бабушек-дедушек) катается на колесе обозрения.

Радион Букаев, режиссер:

Радион Букаев

В Казани, где я впервые ставил подобный квест, прошлым летом он проходил бесплатно, а в Санкт-Петербурге — за деньги. Это большая разница. Тогда была солнечная теплая погода в течение двух выходных дней. И мы об этом знали. В Северной столице обещают дожди. И локации совершенно другие. Это точно будут два разных спектакля.

Когда зритель видит рекламу «Семейный квест “Бабушкины очки”»,  то в большей степени обращает внимание именно на слово «семейный». Скорее всего, решает пойти из-за ребенка: важно, чтобы мелкий интересно провел время.

Бабушкины очки

Сам родитель – как довесок к ребенку. Но в нашем квесте мы пытаемся  сразу погрузить всех участников в одни обстоятельства, заставить прочувствовать их, переключить тумблер, из-за которого папа не может позволить себе включиться, а стоит в стороне.

Пройдя через творческие этапы, зрители могут неожиданно осознать, что они находятся не на квесте, а именно в театре. А что такое театр? У него и квеста есть общая черта, которая позволяет их соединять.  Театр — это здесь и сейчас, и квест — тоже. Если ты сейчас не разгадаешь загадку, то вылетишь. Если ты сидишь в зале и видишь, как на сцене работает артист, это делает процесс живым.

Колесо обозрения

Расписание фестиваля «Точка доступа» на сайте.

2 августа 2017.
Текст: Артем Мельник Фото: Вадим Фролов, пресс-служба фестиваля «Точка доступа»
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Выставка Эдварда Беккермана

Таинственный сад Эдварда Беккермана

Выставка Эдварда Беккермана «Рай», которая открылась в Строгановском дворце Русского музея, выглядит волшебной новогодней искоркой на фоне темной, переменчивой и угрюмой городской зимы. Во всяком случае, так можно сказать о его удивительных цветах и ангелах, которые будто бы написаны светящейся краской. Тем петербуржцам, которым в преддверии новогодних праздников хочется увидеть что-то одновременно экстравагантное и красивое, следует посетить эту экспозицию.

Аркадий Райкин

Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Иссаковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Вадим Каспаров

Вадим Каспаров: Танец — мост в будущее

Одна из первых в Санкт-Петербурге и России школа танцев — Kannon dance — отмечает 20-летие. Cейчас петербургскому зрителю эта школа больше известна как учредитель Международного фестиваля современного танца Open Look. Основатели школы — Вадим и Наталья Каспаровы, муж и жена, продюсер и хореограф, соавторы и союзники. За два десятилетия им удалось сделать Open Look площадкой, на которой собираются лучшие зарубежные педагоги и самые продвинутые танцевальные компании.

Мария Гладких и Анастасия Гордеева

Русский музей: Революция Online

Потеряет ли Русский музей посетителей, когда все выставки будут доступны онлайн? И почему школьникам интересны картины о революции? Об этом корреспонденту «Петербургского авангарда» рассказали начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких и заведующая сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея Анастасия Гордеева.

Фестиваль японского кино

В «Родине» состоится 51-й Фестиваль японского кино

С 6 по 12 декабря в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12) в 51-й раз будет проходить Фестиваль японского кино. Все фильмы демонстрируются на японском языке с русскими субтитрами. Премьерой номер один будет «Клинок Бессмертного» (2017 год), ставший событием юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля.

Русский музей

Русский музей стремится в Online

Не так давно в Санкт-Петербурге состоялся очередной Международный культурный форум, который официально открылся 16 ноября, но задолго до его открытия в Северной столице начались мероприятия, приготавливающие культурное сообщество к МКФ. Событие такого масштаба не обошло стороной и Русский музей, который не устает совершенствоваться и осваивать новые технологии. Так, 14-15 ноября в Лектории Михайловского замка (Садовая улица, 2) состоялась международная научно-практическая конференция «Русский музей: виртуальный филиал». Новая стратегия и лучший опыт информационно-образовательных центров». А 16 ноября под эгидой МКФ вопросы, поднятые на конференции, обсуждались на Рабочей встрече с представителями учреждений — партнеров проекта «Русский музей: виртуальный филиал».