Фабрика смерти, завод домыслов и семейное предприятие

На фестивале искусств «Точка доступа» зрители проходят квест в парке, становятся свидетелями примирения Ленина с Николаем II и читают текст одной из самых страшных пьес XX века. «Петербургский Авангард» рассказывает про спектакли, поставленные российскими режиссерами Сергеем Чеховым, Радионом Букаевым и Михаилом Тычининым.

Сергей Чехов

Дом с историческими явлениями

Режиссер Сергей Чехов буквально заточает зрителей в концертный зал Дома композиторов, откуда не так-то просто выбраться. Над зрителями по балкону бегает из угла в угол актер Сергей Романюк. Он играет попеременно то Николая II, то Ленина (внешне он похож на обоих одновременно!).

В центре П-образного балкона — актер Александринского театра Игорь Мосюк. Его персонаж провоцирует и царя, и вождя. В результате идеологически непримиримые лидеры как будто собираются договориться и пойти на компромисс.

Сценическая фантазия по мотивам романа-утопии Юрия Арабова вызывает клаустрофобию времени: зритель как будто зависает в комнате, а нить истории запутывается окончательно. В конце спектакля на двух экранах демонстрируется психотическое видео, погружающее в особую медитацию: такое чувство возникает, например, при просмотре восьмой серии нового «Твин Пикса».

Сергей Чехов, режиссер:

Сергей Чехов

Да, в России популярны альтернативные версии развития исторических событий. Их популярность вызвана, как мне кажется, постоянной проблемой с саморефлексией и с рефлексией исторических событий, из которых мы не можем вырваться на протяжении уже долгого времени.

Спектакль — как раз попытка разобраться в рефлексии насчет истории. Мы замечательно понимаем, что у нас либо великий Советский Союз, либо Святая Русь. Ну и возникает вопрос: а зачем это нужно, зачем выстраивать какие-то модели? Как это может помочь сейчас, в сегодняшнем дне?

События произошли так, как произошли. Для революции и гражданской войны было множество предпосылок, глубоких причин. У меня есть ощущение, что все эти события нужно просто знать, не пытаясь принять. Структурирование альтернативной истории сродни желанию перемотать и сделать по-другому, даже с историческими процессами. Это своего рода онанизм: совершенно непродуктивная вещь.

Столкновение с бабочкой

Спектакль состоит из 13 диалогов. Я помещаю двух главных героев в лимб, в бесконечную временную петлю. Они танцуют в этом цикле, постоянно пытаются разобраться, что произошло, находясь при этом в полубессознательном состоянии. Они заблудились в петле, переплелись в своем разбирательстве, не понимая, где вымысел, а где — реальность.

Поэтому возникает альтернативная реальность и желание что-либо изменить. А что, если бы я не отрекся? А что, если мы бы договорились с Николаем и исключили кровавый террор?

Столкновение с бабочкой

Дознание — сила

Зрители сидят в гараже и читают пьесу Петера Вайса. Про нее в свое время писали: «Для постановки в театре невозможна, так как слишком страшна». И это неудивительно: она основана на протоколах допросов Аушвицкого процесса начала 1960-х годов. Подробности ужасных нацистских преступлений зачитывает сама публика.

Спектакль «Дознание» (номинированный на «Золотую маску» в категориях «Лучший режиссер и «Драматический спектакль малой формы») переместился из Хабаровского тюза в петербургскую промзону на Васильевском острове.

Михаил Тычинин, режиссер:

Михаил Тычинин

Это был случай, когда «что» было понятно, а «как» долго не могло оформиться. Один из главных смыслов — ничего не проходит. Если ты делаешь что-то без свидетелей, ты все равно это делаешь. Можно привести в пример хотя бы 1990-е: они прошли, говорят, теперь другие времена, но мы ведь те же!

Жанр спектакля на «Точке доступа» обозначен как «спектакль в гараже». Я выбрал такое место потому, что непривычные, необжитые пространства больше будоражат воображение. У нас в театре гараж сделан из бетона, о многом можно подумать, глядя на серые стены и слушая, как читают Вайса.

На фестивале площадка другая и мысли, думаю, будут другие, главное, чтоб не было привычно, комфортно и скучно.  Вообще мне нравится, когда есть возможность выйти за пределы знакомой среды.

Дознание

Мы все состоим из одинаковых «винтиков», только набор у каждого свой. Поэтому у каждого свой спектакль. Что выдаст воображение отдельно взятого человека в ответ на наши действия, никогда неизвестно. Мы пытаемся организовать все так, чтобы зрительское внимание было смещено внутрь. Не всегда выходит.

В Москве произошло «извержение» внимания: перформанс перешел в хеппенинг. Одна из зрительниц отказалась брать предложенный ей реквизит и совместно с остальными участниками разыграла целую драму.

А ужасы сами по себе уже мало кого по-настоящему пугают. Даже этот жанр кинематографа считается «низким», гораздо важнее механизмы человеческого поведения, обнажаемые этим текстом.  Им мы все подвластны, и о них нужно знать, чтоб уметь ими управлять самостоятельно.

Семейные приключения

Неожиданно с радостным возгласом в эту серьезную компанию взрослых вбегает ребенок: он — участник уличного спектакля «Бабушкины очки». Во время театрального квеста его вместе с родителями ждет лабиринт с заданиями.

Игра разворачивается в Московском Парке Победы; участники переходят от станции к станции, упражняются в разных видах искусства — от театра до живописи. Маршрут заканчивается воздушно: каждый юный игрок (и его команда в лице мам-пап-бабушек-дедушек) катается на колесе обозрения.

Радион Букаев, режиссер:

Радион Букаев

В Казани, где я впервые ставил подобный квест, прошлым летом он проходил бесплатно, а в Санкт-Петербурге — за деньги. Это большая разница. Тогда была солнечная теплая погода в течение двух выходных дней. И мы об этом знали. В Северной столице обещают дожди. И локации совершенно другие. Это точно будут два разных спектакля.

Когда зритель видит рекламу «Семейный квест “Бабушкины очки”»,  то в большей степени обращает внимание именно на слово «семейный». Скорее всего, решает пойти из-за ребенка: важно, чтобы мелкий интересно провел время.

Бабушкины очки

Сам родитель – как довесок к ребенку. Но в нашем квесте мы пытаемся  сразу погрузить всех участников в одни обстоятельства, заставить прочувствовать их, переключить тумблер, из-за которого папа не может позволить себе включиться, а стоит в стороне.

Пройдя через творческие этапы, зрители могут неожиданно осознать, что они находятся не на квесте, а именно в театре. А что такое театр? У него и квеста есть общая черта, которая позволяет их соединять.  Театр — это здесь и сейчас, и квест — тоже. Если ты сейчас не разгадаешь загадку, то вылетишь. Если ты сидишь в зале и видишь, как на сцене работает артист, это делает процесс живым.

Колесо обозрения

Расписание фестиваля «Точка доступа» на сайте.

2 августа 2017.
Текст: Артем Мельник Фото: Вадим Фролов, пресс-служба фестиваля «Точка доступа»
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Выставка к 100-летию Октябрьской революции

Летописцы прошлой вселенной

За окном уже разгар октября — того самого месяца, в который случилась Социалистическая революция 100 лет назад. Те экспозиции в Русском музее, которые приурочены к юбилею события, скорее всего, уже посетили все желающие. И значит, можно сделать выводы о значимости и злободневности таких выставок в настоящее время.

Эрмитаж Амстердам

Эрмитаж — к 100-летию Октябрьской революции

В Государственном Эрмитаже состоится масштабное празднование 25 октября, годовщины Октябрьской революции 1917 года. В музее откроется масштабная выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь», состоящая из нескольких подразделов. Они охватят те помещения дворца, которые так или иначе связаны непосредственно со штурмом Зимнего.

Русский музей, Шинель

В Русском музее состоялась первая премьера

Пока современные театры заняты поисками новых форм, граничащими подчас с безумием, в Западном павильоне Михайловского замка уже сделана неожиданная и приятная находка. В Центре мультимедиа Русского музея 5 октября была представлена премьера кукольного спектакля с элементами мультимедиа по повести «Шинель» Николая Гоголя. Эта постановка стала удачным сочетанием эксперимента и технологий, которые столь дороги многим продвинутым ценителям современного искусства, с глубоко человечным и мудрым высказыванием классика о «социальном равенстве и неотъемлемых правах личности в любом ее состоянии и звании». Никому не ведомо, думал ли Гоголь именно так, но литературоведы берут на себя смелость запаковывать шедевры в такие научные формулы.

Олег Куликов

Олег Куликов: Живите в доме, и не рухнет дом

В Театре Эстрады им. А. Райкина проходят репетиции спектакля «Дом». Премьера намечена на 28 и 29 октября. Одноименную пьесу Евгения Гришковца ставит режиссер Олег Куликов, известный своими работами в Театре на Литейном и в Молодежном театре на Фонтанке. Выбрав на главную роль заслуженного артиста России Юрия Гальцева, он, пожалуй, идет на сознательный риск. Широкий зритель до сих пор воспринимает Гальцева исключительно как комика.

Музейный теплоход

На теплоходе к «Музейному Олимпу»

Около месяца осталось до церемония награждения лауреатов конкурса «Музейный Олимп» в Санкт-Петербурге. Торжество будет проходить 9 ноября в Военно-Морском музее, который был признан в 2016 году «Музеем года». В этом году в конкурсе «Музейный Олимп» принимает участие 31 музей, в том числе — семь федеральных, четыре музея федеральных ведомств, 14 городских, 5 муниципальных и один музей Ленинградской области. Лучшие проекты этих учреждений были представлены на борту «Музейного теплохода», которым стал «Константин Симонов» круизной компании «Водоходъ».

Karlsson Haus

Демоны в домике Карлсона

Очередной герой обзора нестандартных театров Санкт-Петербурга расположен в историческом центре — это театр Karlsson Haus. Если точнее, то у него три площадки — на Фонтанке, на улице Ломоносова и на Фурштатской улице, и объединяет их камерная обстановка, талантливая игра актеров, внимание к антуражу и необычный подбор литературных источников.