Эрмитаж покраснел до февраля (фоторепортаж)

Несмотря на то, что на двух пресс-конференциях глава Эрмитажа Михаил Пиотровский, его заместитель Георгий Вилинбахов, а также заведующий отделом истории русской культуры Эрмитажа Вячеслав Федоров говорили, что при создании выставки «Зимний дворец и Эрмитаж, 1917. История создавалась здесь» они старались избежать навязывания каких-либо оценок, экспозиция оставляет однозначно тяжелое впечатление. И дело тут не профессионализме тех, кто ее создавал, — они, как всегда, на высоте…

Эрмитаж, 100-летие Революции

Революционные лозунги на кумаче в парадных залах, объятые алым Иорданская и Октябрьская лестницы, на которых доминирует громадная фигура плакатного рабочего, фотографии и другие документальные свидетельства времен Октябрьской революции 1917 года, броневик с пушками во дворе Зимнего, — все это оставляет ощущение тревоги и сожаления о том, что произошло в октябре 1917-го.

Броневик

Революционные плакаты продолжают преследовать посетителя в Иорданской галерее, Ротонде и Арапском зале.

Эрмитаж, 100-летие Революции

По словам заместителя заведующего Отделом рукописей и документального фонда Эрмитажа Елены Соломахи, Артиллерийский музей предоставил для Большого двора Зимнего броневик, ранее стоявший у Мраморного дворца.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Машина является точной копией той, с которой выступал Ленин.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Кроме того, во дворе стоят те самые пушки, которые находились там же во время Февральской и Октябрьской революций.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В день открытия выставки Зимний дворец подсветили красным, что лишь усилило общую драматургию мистерии, которая на самом-то деле длится в музее уже почти год.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Эрмитаж уже давно проводит точечные выставки в разных помещениях музея, связанных с определенными событиями 1917 года.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Например, в июле открылась экспозиция «Александр Керенский в Зимнем дворце» — она расположилась в Библиотеке Николая II, а в апреле — выставка, посвященная открытию Эрмитажа для посетителей после Февральской революции в 1917 году — на площадке Парадной лестницы Нового Эрмитажа (Теребеневской).

Эрмитаж, 100-летие Революции

Этот проект под названием «Штурм Зимнего» получил грандиозный финал.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Теперь посетители буквально погружаются в атмосферу событий вековой давности, искусно созданной в изменившемся до неузнаваемости пространстве музея.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Дизайн экспозиции в Эрмитаже подготовлен голландским бюро Caspar Conijn, поработавшим над выставкой о конце династии Романовых в центре «Эрмитаж Амстердам». Эта экспозиция вызвала огромный интерес европейцев.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Более того, по словам Михаила Пиотровского, именно европейские коллеги настоятельно рекомендовали отпраздновать 100-летие Революции в Санкт-Петербурге.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Это событие не только поставило на дыбы жизнь в России, но и отразилось на дальнейшей истории Европы.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Поэтому там к нему проявляют больше внимания, чем даже в России.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Дизайнеры из Нидерландов смонтировали в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца 13-метровые искусственные стены, создав эффект масштабного коллажа из исторических стен, хрустальных люстр, громадных фотографий, документов, костюмов, оружия, картин и даже кадров знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятого через 10 лет после переворота.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Один из подразделов выставки подробно рассказывает об исторических несоответствиях в легендарном фильме Эйзенштейна, там же непрерывно демонстрируется и сама картина.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Каждой теме экспозиции — а их всего 14 — посвящена отдельная выстроенная временная стена, в которой все взаимосвязано: изображение на стене, экспонаты, текст.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В Эрмитаже впервые создан синтез между экспонатами, светом, звуком и визуальным рядом.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В Ротонде и Арапском зале, которые тоже завешаны кумачом с лозунгами, открыта выставка печатных изданий 1917-1922 годов.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В нее вошли более 200 экспонатов из фондов Научной библиотеки.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Мемориальная экспозиция, посвященная аресту Временного правительства, развернулась в Малой столовой Зимнего дворца.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Именно там находится, пожалуй, единственный памятник Октябрьской революции в Эрмитаже — часы с носорогом.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Они были остановлены в день и час ареста Временного правительства, а 26 октября 2017 года — пошли вновь.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Целый век часы показывали 2 часа 10 минут, и теперь музей дал старт новой истории. Хочется верить, что в ней пушки и броневики так и останутся экспонатами.

Эрмитаж, 100-летие Революции

По словам Михаила Пиотровского, создатели мистерии из выставок и вечернего светового шоу хотели показать настроение революционного времени: хаос, раненные в лазарете, работа комиссий и правительства, попытки разграбить Эрмитаж… И это удалось — в музее чувствуется дух Революции, бессмысленной и беспощадной.

Эрмитаж, 100-летие Революции

С наступлением темноты стены Зимнего окрасились в красный, дав старт четырехчасовой мистерии.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Над Дворцовой площадью прозвучали стихи Анны Ахматовой, Александра Блока, Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, а также музыка Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Николая Мясковского, Александра Мосолова, Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Глобальный выставочный проект в Эрмитаже будет доступен для обозрения до 2 февраля будущего года.

Эрмитаж, 100-летие Революции

27 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фото: Александра Полукеева.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. В том же году актрису номинировали и на премию «Прорыв». В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.