Эрмитаж покраснел до февраля (фоторепортаж)

Несмотря на то, что на двух пресс-конференциях глава Эрмитажа Михаил Пиотровский, его заместитель Георгий Вилинбахов, а также заведующий отделом истории русской культуры Эрмитажа Вячеслав Федоров говорили, что при создании выставки «Зимний дворец и Эрмитаж, 1917. История создавалась здесь» они старались избежать навязывания каких-либо оценок, экспозиция оставляет однозначно тяжелое впечатление. И дело тут не профессионализме тех, кто ее создавал, — они, как всегда, на высоте…

Эрмитаж, 100-летие Революции

Революционные лозунги на кумаче в парадных залах, объятые алым Иорданская и Октябрьская лестницы, на которых доминирует громадная фигура плакатного рабочего, фотографии и другие документальные свидетельства времен Октябрьской революции 1917 года, броневик с пушками во дворе Зимнего, — все это оставляет ощущение тревоги и сожаления о том, что произошло в октябре 1917-го.

Броневик

Революционные плакаты продолжают преследовать посетителя в Иорданской галерее, Ротонде и Арапском зале.

Эрмитаж, 100-летие Революции

По словам заместителя заведующего Отделом рукописей и документального фонда Эрмитажа Елены Соломахи, Артиллерийский музей предоставил для Большого двора Зимнего броневик, ранее стоявший у Мраморного дворца.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Машина является точной копией той, с которой выступал Ленин.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Кроме того, во дворе стоят те самые пушки, которые находились там же во время Февральской и Октябрьской революций.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В день открытия выставки Зимний дворец подсветили красным, что лишь усилило общую драматургию мистерии, которая на самом-то деле длится в музее уже почти год.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Эрмитаж уже давно проводит точечные выставки в разных помещениях музея, связанных с определенными событиями 1917 года.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Например, в июле открылась экспозиция «Александр Керенский в Зимнем дворце» — она расположилась в Библиотеке Николая II, а в апреле — выставка, посвященная открытию Эрмитажа для посетителей после Февральской революции в 1917 году — на площадке Парадной лестницы Нового Эрмитажа (Теребеневской).

Эрмитаж, 100-летие Революции

Этот проект под названием «Штурм Зимнего» получил грандиозный финал.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Теперь посетители буквально погружаются в атмосферу событий вековой давности, искусно созданной в изменившемся до неузнаваемости пространстве музея.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Дизайн экспозиции в Эрмитаже подготовлен голландским бюро Caspar Conijn, поработавшим над выставкой о конце династии Романовых в центре «Эрмитаж Амстердам». Эта экспозиция вызвала огромный интерес европейцев.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Более того, по словам Михаила Пиотровского, именно европейские коллеги настоятельно рекомендовали отпраздновать 100-летие Революции в Санкт-Петербурге.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Это событие не только поставило на дыбы жизнь в России, но и отразилось на дальнейшей истории Европы.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Поэтому там к нему проявляют больше внимания, чем даже в России.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Дизайнеры из Нидерландов смонтировали в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца 13-метровые искусственные стены, создав эффект масштабного коллажа из исторических стен, хрустальных люстр, громадных фотографий, документов, костюмов, оружия, картин и даже кадров знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятого через 10 лет после переворота.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Один из подразделов выставки подробно рассказывает об исторических несоответствиях в легендарном фильме Эйзенштейна, там же непрерывно демонстрируется и сама картина.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Каждой теме экспозиции — а их всего 14 — посвящена отдельная выстроенная временная стена, в которой все взаимосвязано: изображение на стене, экспонаты, текст.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В Эрмитаже впервые создан синтез между экспонатами, светом, звуком и визуальным рядом.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В Ротонде и Арапском зале, которые тоже завешаны кумачом с лозунгами, открыта выставка печатных изданий 1917-1922 годов.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В нее вошли более 200 экспонатов из фондов Научной библиотеки.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Мемориальная экспозиция, посвященная аресту Временного правительства, развернулась в Малой столовой Зимнего дворца.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Именно там находится, пожалуй, единственный памятник Октябрьской революции в Эрмитаже — часы с носорогом.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Они были остановлены в день и час ареста Временного правительства, а 26 октября 2017 года — пошли вновь.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Целый век часы показывали 2 часа 10 минут, и теперь музей дал старт новой истории. Хочется верить, что в ней пушки и броневики так и останутся экспонатами.

Эрмитаж, 100-летие Революции

По словам Михаила Пиотровского, создатели мистерии из выставок и вечернего светового шоу хотели показать настроение революционного времени: хаос, раненные в лазарете, работа комиссий и правительства, попытки разграбить Эрмитаж… И это удалось — в музее чувствуется дух Революции, бессмысленной и беспощадной.

Эрмитаж, 100-летие Революции

С наступлением темноты стены Зимнего окрасились в красный, дав старт четырехчасовой мистерии.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Над Дворцовой площадью прозвучали стихи Анны Ахматовой, Александра Блока, Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, а также музыка Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Николая Мясковского, Александра Мосолова, Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Глобальный выставочный проект в Эрмитаже будет доступен для обозрения до 2 февраля будущего года.

Эрмитаж, 100-летие Революции

27 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фото: Александра Полукеева.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.