Эрмитаж покраснел до февраля (фоторепортаж)

Несмотря на то, что на двух пресс-конференциях глава Эрмитажа Михаил Пиотровский, его заместитель Георгий Вилинбахов, а также заведующий отделом истории русской культуры Эрмитажа Вячеслав Федоров говорили, что при создании выставки «Зимний дворец и Эрмитаж, 1917. История создавалась здесь» они старались избежать навязывания каких-либо оценок, экспозиция оставляет однозначно тяжелое впечатление. И дело тут не профессионализме тех, кто ее создавал, — они, как всегда, на высоте…

Эрмитаж, 100-летие Революции

Революционные лозунги на кумаче в парадных залах, объятые алым Иорданская и Октябрьская лестницы, на которых доминирует громадная фигура плакатного рабочего, фотографии и другие документальные свидетельства времен Октябрьской революции 1917 года, броневик с пушками во дворе Зимнего, — все это оставляют ощущение тревоги и сожаления о том, что произошло в октябре 1917-го.

Броневик

Революционные плакаты продолжают преследовать посетителя в Иорданской галерее, Ротонде и Арапском зале.

Эрмитаж, 100-летие Революции

По словам заместителя заведующего Отделом рукописей и документального фонда Эрмитажа Елены Соломахи, Артиллерийский музей предоставил для Большого двора Зимнего броневик, ранее стоявший у Мраморного дворца.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Машина является точной копией той, с которой выступал Ленин.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Кроме того, во дворе стоят те самые пушки, которые находились там же во время Февральской и Октябрьской революций.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В день открытия выставки Зимний дворец подсветили красным, что лишь усилило общую драматургию мистерии, которая на самом-то деле длится в музее уже почти год.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Эрмитаж уже давно проводит точечные выставки в разных помещениях музея, связанных с определенными событиями 1917 года.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Например, в июле открылась экспозиция «Александр Керенский в Зимнем дворце» — она расположилась в Библиотеке Николая II, а в апреле — выставка, посвященная открытию Эрмитажа для посетителей после Февральской революции в 1917 году — на площадке Парадной лестницы Нового Эрмитажа (Теребеневской).

Эрмитаж, 100-летие Революции

Этот проект под названием «Штурм Зимнего» получил грандиозный финал.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Теперь посетители буквально погружаются в атмосферу событий вековой давности, искусно созданной в изменившемся до неузнаваемости пространстве музея.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Дизайн экспозиции в Эрмитаже подготовлен голландским бюро Caspar Conijn, поработавшим над выставкой о конце династии Романовых в центре «Эрмитаж Амстердам». Эта экспозиция вызвала огромный интерес европейцев.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Более того, по словам Михаила Пиотровского, именно европейские коллеги настоятельно рекомендовали отпраздновать 100-летие Революции в Санкт-Петербурге.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Это событие не только поставило на дыбы жизнь в России, но и отразилось на дальнейшей истории Европы.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Поэтому там к нему проявляют больше внимания, чем даже в России.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Дизайнеры из Нидерландов создали в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца 13-метровые искусственные стены, создав эффект масштабного коллажа из исторических стен, хрустальных люстр, громадных фотографий, документов, костюмов, оружия, картин и даже кадров знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятого через 10 лет после переворота.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Один из подразделов выставки подробно рассказывает об исторических несоответствиях в легендарном фильме Эйзенштейна, там же непрерывно демонстрируется и сама картина.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Каждой теме экспозиции — а их всего 14 — посвящена отдельная выстроенная временная стена, в которой все взаимосвязано: изображение на стене, экспонаты, текст.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Эрмитаже впервые создан синтез между экспонатами, светом, звуком и визуальным рядом.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В Ротонде и Арапском зале, которые тоже завешаны кумачом с лозунгами, открыта выставка печатных изданий 1917-1922 годов.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В нее вошли более 200 экспонатов из фондов Научной библиотеки.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Мемориальная экспозиция, посвященная аресту Временного правительства, развернулась в Малой столовой Зимнего дворца.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Именно там находится, пожалуй, единственный памятник Октябрьской революции в Эрмитаже — часы с носорогом.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Они были остановлены в день и час ареста Временного правительства, а 26 октября 2017 года — пошли вновь.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Целый век часы показывали 2 часа 10 минут, и теперь музей дал старт новой истории. Хочется верить, что в ней пушки и броневики так и останутся экспонатами.

Эрмитаж, 100-летие Революции

По словам Михаила Пиотровского, создатели мистерии из выставок и вечернего светового шоу хотели показать настроение революционного времени: хаос, раненные в лазарете, работа комиссий и правительства, попытки разграбить Эрмитаж… И это удалось — в музее чувствуется дух Революции, бессмысленной и беспощадной.

Эрмитаж, 100-летие Революции

С наступлением темноты стены Зимнего окрасились в красный, дав старт четырехчасовой мистерии.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Над Дворцовой площадью прозвучали стихи Анны Ахматовой, Александра Блока, Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, а также музыка Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Николая Мясковского, Александра Мосолова, Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Глобальный выставочный проект в Эрмитаже будет доступен для обозрения до 2 февраля будущего года.

Эрмитаж, 100-летие Революции

27 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фото: Александра Полукеева.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Аркадий Райкин

Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Иссаковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Вадим Каспаров

Вадим Каспаров: Танец — мост в будущее

Одна из первых в Санкт-Петербурге и России школа танцев — Kannon dance — отмечает 20-летие. Cейчас петербургскому зрителю эта школа больше известна как учредитель Международного фестиваля современного танца Open Look. Основатели школы — Вадим и Наталья Каспаровы, муж и жена, продюсер и хореограф, соавторы и союзники. За два десятилетия им удалось сделать Open Look площадкой, на которой собираются лучшие зарубежные педагоги и самые продвинутые танцевальные компании.

Мария Гладких и Анастасия Гордеева

Русский музей: Революция Online

Потеряет ли Русский музей посетителей, когда все выставки будут доступны онлайн? И почему школьникам интересны картины о революции? Об этом корреспонденту «Петербургского авангарда» рассказали начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких и заведующая сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея Анастасия Гордеева.

Фестиваль японского кино

В «Родине» состоится 51-й Фестиваль японского кино

С 6 по 12 декабря в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12) в 51-й раз будет проходить Фестиваль японского кино. Все фильмы демонстрируются на японском языке с русскими субтитрами. Премьерой номер один будет «Клинок Бессмертного» (2017 год), ставший событием юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля.

Русский музей

Русский музей стремится в Online

Не так давно в Санкт-Петербурге состоялся очередной Международный культурный форум, который официально открылся 16 ноября, но задолго до его открытия в Северной столице начались мероприятия, приготавливающие культурное сообщество к МКФ. Событие такого масштаба не обошло стороной и Русский музей, который не устает совершенствоваться и осваивать новые технологии. Так, 14-15 ноября в Лектории Михайловского замка (Садовая улица, 2) состоялась международная научно-практическая конференция «Русский музей: виртуальный филиал». Новая стратегия и лучший опыт информационно-образовательных центров». А 16 ноября под эгидой МКФ вопросы, поднятые на конференции, обсуждались на Рабочей встрече с представителями учреждений — партнеров проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Чай и кофе

Блеск и нищета петербургского чаепития

В последний уик-энд ноября в Петербурге состоятся сразу два тематических мероприятия на схожую тему. В лофт-проекте «Этажи» проходит «Кофе фестиваль»: на территории второго этажа, в «Синем пространстве», запланированы мастер-классы и семинары о приготовлении и распитии любимого многими напитка, акции от кофеен и дегустации.