Эрмитаж покраснел до февраля (фоторепортаж)

Несмотря на то, что на двух пресс-конференциях глава Эрмитажа Михаил Пиотровский, его заместитель Георгий Вилинбахов, а также заведующий отделом истории русской культуры Эрмитажа Вячеслав Федоров говорили, что при создании выставки «Зимний дворец и Эрмитаж, 1917. История создавалась здесь» они старались избежать навязывания каких-либо оценок, экспозиция оставляет однозначно тяжелое впечатление. И дело тут не профессионализме тех, кто ее создавал, — они, как всегда, на высоте…

Эрмитаж, 100-летие Революции

Революционные лозунги на кумаче в парадных залах, объятые алым Иорданская и Октябрьская лестницы, на которых доминирует громадная фигура плакатного рабочего, фотографии и другие документальные свидетельства времен Октябрьской революции 1917 года, броневик с пушками во дворе Зимнего, — все это оставляет ощущение тревоги и сожаления о том, что произошло в октябре 1917-го.

Броневик

Революционные плакаты продолжают преследовать посетителя в Иорданской галерее, Ротонде и Арапском зале.

Эрмитаж, 100-летие Революции

По словам заместителя заведующего Отделом рукописей и документального фонда Эрмитажа Елены Соломахи, Артиллерийский музей предоставил для Большого двора Зимнего броневик, ранее стоявший у Мраморного дворца.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Машина является точной копией той, с которой выступал Ленин.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Кроме того, во дворе стоят те самые пушки, которые находились там же во время Февральской и Октябрьской революций.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В день открытия выставки Зимний дворец подсветили красным, что лишь усилило общую драматургию мистерии, которая на самом-то деле длится в музее уже почти год.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Эрмитаж уже давно проводит точечные выставки в разных помещениях музея, связанных с определенными событиями 1917 года.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Например, в июле открылась экспозиция «Александр Керенский в Зимнем дворце» — она расположилась в Библиотеке Николая II, а в апреле — выставка, посвященная открытию Эрмитажа для посетителей после Февральской революции в 1917 году — на площадке Парадной лестницы Нового Эрмитажа (Теребеневской).

Эрмитаж, 100-летие Революции

Этот проект под названием «Штурм Зимнего» получил грандиозный финал.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Теперь посетители буквально погружаются в атмосферу событий вековой давности, искусно созданной в изменившемся до неузнаваемости пространстве музея.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Дизайн экспозиции в Эрмитаже подготовлен голландским бюро Caspar Conijn, поработавшим над выставкой о конце династии Романовых в центре «Эрмитаж Амстердам». Эта экспозиция вызвала огромный интерес европейцев.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Более того, по словам Михаила Пиотровского, именно европейские коллеги настоятельно рекомендовали отпраздновать 100-летие Революции в Санкт-Петербурге.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Это событие не только поставило на дыбы жизнь в России, но и отразилось на дальнейшей истории Европы.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Поэтому там к нему проявляют больше внимания, чем даже в России.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Дизайнеры из Нидерландов смонтировали в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца 13-метровые искусственные стены, создав эффект масштабного коллажа из исторических стен, хрустальных люстр, громадных фотографий, документов, костюмов, оружия, картин и даже кадров знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятого через 10 лет после переворота.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Один из подразделов выставки подробно рассказывает об исторических несоответствиях в легендарном фильме Эйзенштейна, там же непрерывно демонстрируется и сама картина.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Каждой теме экспозиции — а их всего 14 — посвящена отдельная выстроенная временная стена, в которой все взаимосвязано: изображение на стене, экспонаты, текст.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В Эрмитаже впервые создан синтез между экспонатами, светом, звуком и визуальным рядом.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В Ротонде и Арапском зале, которые тоже завешаны кумачом с лозунгами, открыта выставка печатных изданий 1917-1922 годов.

Эрмитаж, 100-летие Революции

В нее вошли более 200 экспонатов из фондов Научной библиотеки.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Мемориальная экспозиция, посвященная аресту Временного правительства, развернулась в Малой столовой Зимнего дворца.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Именно там находится, пожалуй, единственный памятник Октябрьской революции в Эрмитаже — часы с носорогом.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Они были остановлены в день и час ареста Временного правительства, а 26 октября 2017 года — пошли вновь.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Целый век часы показывали 2 часа 10 минут, и теперь музей дал старт новой истории. Хочется верить, что в ней пушки и броневики так и останутся экспонатами.

Эрмитаж, 100-летие Революции

По словам Михаила Пиотровского, создатели мистерии из выставок и вечернего светового шоу хотели показать настроение революционного времени: хаос, раненные в лазарете, работа комиссий и правительства, попытки разграбить Эрмитаж… И это удалось — в музее чувствуется дух Революции, бессмысленной и беспощадной.

Эрмитаж, 100-летие Революции

С наступлением темноты стены Зимнего окрасились в красный, дав старт четырехчасовой мистерии.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Над Дворцовой площадью прозвучали стихи Анны Ахматовой, Александра Блока, Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, а также музыка Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Николая Мясковского, Александра Мосолова, Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха.

Эрмитаж, 100-летие Революции

Глобальный выставочный проект в Эрмитаже будет доступен для обозрения до 2 февраля будущего года.

Эрмитаж, 100-летие Революции

27 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фото: Александра Полукеева.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».