Эпатаж местного значения

Камерная арт-галерея «Борей» на Литейном проспекте, похоже, становится пристанищем для тех деятелей низкопробного творчества, которым по какой-то причине нет пути в коммерческую и гораздо более разрекламированную «Эрарту». Правда, в «Борее» продаются каталоги экспонируемых мастеров и сами работы, но оценить размеры этого товарооборота сложно.

Никола Самонов

И что-то подсказывает, что богемная публика охотнее оставляет пафосные отзывы об актуальности и ироничности «современного искусства», чем раскошеливается за эти произведения.

Вкратце о самой площадке: галерея основана в 1991 году коллективом энтузиастов, решивших внести свою лепту в формирование современной культурной среды города. Помимо выставок, там проходят творческие вечера, презентации книг и журналов, мастер-классы. А для некоторых художественных коллективов «Борей» стал постоянным домом — как, например, для объединения «Паразит», которое отметило наступление осени новой выставкой под названием «Школа молодого дальтоника» в коридоре галереи.

Никола Самонов

Практически одновременно состоялось открытие экспозиции художника Николы Самонова «Бар закрыт». Собственно, это традиция галереи — открывать выставочный сезон в сентябре. Обе экспозиции представляют собой яркий пример того, что в кино называется «трэш» (то есть «мусор»), а вот в театре и живописи почему-то «современное искусство».

Галерея Борей

Для Николы Самонова это первая персональная выставка в Санкт-Петербурге, хотя он является именитым художником-универсалом — дизайнером интерьеров и костюма, иллюстратором, оформителем сцены, художником-постановщиком в кино (фильм Алексея Учителя «Дневник его жены»).

Никола Самонов

Самонов учился на факультете монументальной живописи в ЛВХПУ имени Веры Мухиной в 1970-е годы (ныне Художественно-промышленная академия имени барона Штиглица).

Никола Самонов

Экспозиция состоит из живописи и графики разных лет, в том числе — декораций для Мариинского театра. И практически все эти работы воплощают антропоморфных монстров, написанных самыми агрессивными и едкими красками, которые вызывают чувство тревоги, — багровым, ярко-желтым, кислотно-зеленым.

Никола Самонов

По утверждению организаторов выставки, эти образы призваны показать нам что-то человеческое и одновременно божественное, но у простого зрителя они вызовут только мысли об адском пламени. Если бы это было высмеивание человеческих пороков, выставка еще могла бы вызвать смешанные чувства, но высокопарные названия, отсылающие к Библии, мифологии и древней истории, ни о чем таком не говорят. Его герои — «это мы с вами», в это нас призывают поверить.

Никола Самонов

Справедливости ради стоит заметить, что Самонов не перегибает с загадками и символами, как это любят делать другие эпатажные мастера. Если картина называется «Клеопатра растворяет жемчужину», то хотя бы жемчужина похожа на себя, а курсантов и балерин можно узнать по костюмам. Но то, что герои изображены либо со спины и затылка, либо с жутко перекошенными лицами, попросту вызывает сомнения в портретных способностях автора.

Никола Самонов

Однако если Никола Самонов хотя бы представил на своей выставке картины, то члены «Паразита» и вовсе отделались творениями из отходов производства — проволоки, скотча, цветных бумажек, невнятных фотоснимков. Эта группа так и характеризует свой стиль — «паразитический», начиная с 2000 года, когда «Борей» приютил в своем коридоре проект Владимира Козина и Вадима Флягина — продолжателей традиций «Товарищества Новые Тупые», известного своими выставками в туалетах.

Никола Самонов

На первой выставке «Паразита» Флягин представил свое нижнее белье. С 2004 года коллектив стал активно выставляться в «Борее» — новые экспозиции появляются каждые две недели, что красноречиво говорит о трудозатратах на это творчество…

Не стоит повторять, насколько эти приемы устарели, — «паразиты», похоже, пользуются ими без изменений с самого основания, а Самонов — и вовсе с 1980-х. Об этом уже говорилось неоднократно в обзорах других эпатажных выставок.

галерея Борей

Хочется сказать о другом: как часть массовой культуры все это вполне имеет право на существование, как и «мясные» платья Леди Гага, и матерные песенки Шнурова, и фильмы типа «Снеговик-убийца» или «Человеческая многоножка», и даже стишки-«пирожки» на просторах Интернета. Все это имеет свой круг поклонников.

галерея Борей

Но при чем здесь «современное искусство»? В этом термине просматривается весьма оскорбительный намек на то, что художников, понимающих и ценящих красоту, современный человек просто не способен оценить, его ум не осилит ничего значительнее кирпича или табуретки.

галерея Борей

Таким мастерам стоит просто честно признать: мы не художники, мы деятели трэша. Хотя этим они, конечно, отсекут от себя значительную долю пиара, во многом основанного на так называемом «троллинге» нормальных людей.

галерея Борей

Кроме того, творческим людям, декларирующим свое превосходство над «обывателем» и нежелание нравиться кому-либо кроме себя, следует обратить внимание на судьбу Кирилла Серебренникова, не так давно всколыхнувшую и расколовшую культурное общество страны.

галерея Борей

За него вступились многие артисты — из симпатии или страха за собственное благополучие. Но у обычных людей его имя, как правило, вызывает лишь скепсис и недоверие, независимо от деталей того обвинения, которое ему предъявлено… Тем более что этим обычным людям он практически не знаком.

галерея Борей

1 сентября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Диана Вишнева

Context. Diana Vishneva закрылся большим гала-концером в Мариинском

Вечером воскресенья, 19 ноября, на исторической сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге прошло торжественное закрытие пятого Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Зрители вечера увидели выступления ведущих балетных артистов из Великобритании, США, Германии, Нидерландов.

Плоды Просвещения

«Плоды Просвещения»: Сад познания средь серых многоэтажек

Созданное в торгово-развлекательном комплексе «Гранд Каньон» (проспект Энгельса, 154А) пространство для детских игр и развития под названием «Дивный город» — яркий пример того, что хорошие намерения иногда все же находят своих адресатов. Для тех петербуржцев, которым довелось жить на северной окраине города — ближайшей станцией метро является «Проспект Просвещения». Здесь, среди не слишком приветливых и живописных пейзажей, тусклых зимой и удушливых летом, «Дивный город» — это прекрасная возможность видеть красивое, наслаждаться им и прививать эту привычку своим детям.

Хосейн Нуршаг

Хосейн Нуршаг: То, что требует усилия для сохранения, уже умерло

В концертном зале «Колизей» 22 ноября выступят иранские музыканты с программой «Ушедший караван». Публика сможет насладиться авазом — уникальным аутентичным иранским пением в сопровождении исфаханского ансамбля «Фераг». Солировать будет певец Хосейн Нуршаг, который рассказал «Петербургскому авангарду», как рождается аваз, почему не стыдно плакать, что разделяет Россию и Иран и надо ли сохранять традиции.

Олег Виноградов, Николай Цискаридзе

«Балетмейстер» завершил первый день работы МКФ

Гала-концерт «Балетмейстер» в БКЗ «Октябрьский» был посвящен 80-летию известного балетмейстера Олега Виноградова, а также 60-летию его творческой деятельности. Грандиозный вечер балета включен в программу VI Международного культурного форума, который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге.

Премия Аврора

Боярский, Дунаевский и Дога дали старт «Авроре»

В Санкт-Петербурге 15 ноября прошла торжественная церемония вручения первой Музыкальной премии кино и телевидения «Аврора». В этот вечер гости торжества, которое состоялось в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12), стали свидетелями уникального мероприятия, нацеленного на повышение качества музыкального оформления отечественных фильмов и увеличение количества музыкальных кинокартин.

Стимпанк

«Стимпанк, или Параллельная реальность» открыта до марта

В творческом центре «Ветер странствий» (набережная Фонтанки, 119) до конца марта будущего года продолжит работать выставка «Стимпанк, или Параллельная реальность». Посетителей ждут приключенческие квесты в интерактивно-тематической форме, мастер-классы в творческих мастерских, косплей, интересные образовательные программы.