Эпатаж местного значения

Камерная арт-галерея «Борей» на Литейном проспекте, похоже, становится пристанищем для тех деятелей низкопробного творчества, которым по какой-то причине нет пути в коммерческую и гораздо более разрекламированную «Эрарту». Правда, в «Борее» продаются каталоги экспонируемых мастеров и сами работы, но оценить размеры этого товарооборота сложно.

Никола Самонов

И что-то подсказывает, что богемная публика охотнее оставляет пафосные отзывы об актуальности и ироничности «современного искусства», чем раскошеливается за эти произведения.

Вкратце о самой площадке: галерея основана в 1991 году коллективом энтузиастов, решивших внести свою лепту в формирование современной культурной среды города. Помимо выставок, там проходят творческие вечера, презентации книг и журналов, мастер-классы. А для некоторых художественных коллективов «Борей» стал постоянным домом — как, например, для объединения «Паразит», которое отметило наступление осени новой выставкой под названием «Школа молодого дальтоника» в коридоре галереи.

Никола Самонов

Практически одновременно состоялось открытие экспозиции художника Николы Самонова «Бар закрыт». Собственно, это традиция галереи — открывать выставочный сезон в сентябре. Обе экспозиции представляют собой яркий пример того, что в кино называется «трэш» (то есть «мусор»), а вот в театре и живописи почему-то «современное искусство».

Галерея Борей

Для Николы Самонова это первая персональная выставка в Санкт-Петербурге, хотя он является именитым художником-универсалом — дизайнером интерьеров и костюма, иллюстратором, оформителем сцены, художником-постановщиком в кино (фильм Алексея Учителя «Дневник его жены»).

Никола Самонов

Самонов учился на факультете монументальной живописи в ЛВХПУ имени Веры Мухиной в 1970-е годы (ныне Художественно-промышленная академия имени барона Штиглица).

Никола Самонов

Экспозиция состоит из живописи и графики разных лет, в том числе — декораций для Мариинского театра. И практически все эти работы воплощают антропоморфных монстров, написанных самыми агрессивными и едкими красками, которые вызывают чувство тревоги, — багровым, ярко-желтым, кислотно-зеленым.

Никола Самонов

По утверждению организаторов выставки, эти образы призваны показать нам что-то человеческое и одновременно божественное, но у простого зрителя они вызовут только мысли об адском пламени. Если бы это было высмеивание человеческих пороков, выставка еще могла бы вызвать смешанные чувства, но высокопарные названия, отсылающие к Библии, мифологии и древней истории, ни о чем таком не говорят. Его герои — «это мы с вами», в это нас призывают поверить.

Никола Самонов

Справедливости ради стоит заметить, что Самонов не перегибает с загадками и символами, как это любят делать другие эпатажные мастера. Если картина называется «Клеопатра растворяет жемчужину», то хотя бы жемчужина похожа на себя, а курсантов и балерин можно узнать по костюмам. Но то, что герои изображены либо со спины и затылка, либо с жутко перекошенными лицами, попросту вызывает сомнения в портретных способностях автора.

Никола Самонов

Однако если Никола Самонов хотя бы представил на своей выставке картины, то члены «Паразита» и вовсе отделались творениями из отходов производства — проволоки, скотча, цветных бумажек, невнятных фотоснимков. Эта группа так и характеризует свой стиль — «паразитический», начиная с 2000 года, когда «Борей» приютил в своем коридоре проект Владимира Козина и Вадима Флягина — продолжателей традиций «Товарищества Новые Тупые», известного своими выставками в туалетах.

Никола Самонов

На первой выставке «Паразита» Флягин представил свое нижнее белье. С 2004 года коллектив стал активно выставляться в «Борее» — новые экспозиции появляются каждые две недели, что красноречиво говорит о трудозатратах на это творчество…

Не стоит повторять, насколько эти приемы устарели, — «паразиты», похоже, пользуются ими без изменений с самого основания, а Самонов — и вовсе с 1980-х. Об этом уже говорилось неоднократно в обзорах других эпатажных выставок.

галерея Борей

Хочется сказать о другом: как часть массовой культуры все это вполне имеет право на существование, как и «мясные» платья Леди Гага, и матерные песенки Шнурова, и фильмы типа «Снеговик-убийца» или «Человеческая многоножка», и даже стишки-«пирожки» на просторах Интернета. Все это имеет свой круг поклонников.

галерея Борей

Но при чем здесь «современное искусство»? В этом термине просматривается весьма оскорбительный намек на то, что художников, понимающих и ценящих красоту, современный человек просто не способен оценить, его ум не осилит ничего значительнее кирпича или табуретки.

галерея Борей

Таким мастерам стоит просто честно признать: мы не художники, мы деятели трэша. Хотя этим они, конечно, отсекут от себя значительную долю пиара, во многом основанного на так называемом «троллинге» нормальных людей.

галерея Борей

Кроме того, творческим людям, декларирующим свое превосходство над «обывателем» и нежелание нравиться кому-либо кроме себя, следует обратить внимание на судьбу Кирилла Серебренникова, не так давно всколыхнувшую и расколовшую культурное общество страны.

галерея Борей

За него вступились многие артисты — из симпатии или страха за собственное благополучие. Но у обычных людей его имя, как правило, вызывает лишь скепсис и недоверие, независимо от деталей того обвинения, которое ему предъявлено… Тем более что этим обычным людям он практически не знаком.

галерея Борей

1 сентября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.