Эпатаж местного значения

Камерная арт-галерея «Борей» на Литейном проспекте, похоже, становится пристанищем для тех деятелей низкопробного творчества, которым по какой-то причине нет пути в коммерческую и гораздо более разрекламированную «Эрарту». Правда, в «Борее» продаются каталоги экспонируемых мастеров и сами работы, но оценить размеры этого товарооборота сложно.

Никола Самонов

И что-то подсказывает, что богемная публика охотнее оставляет пафосные отзывы об актуальности и ироничности «современного искусства», чем раскошеливается за эти произведения.

Вкратце о самой площадке: галерея основана в 1991 году коллективом энтузиастов, решивших внести свою лепту в формирование современной культурной среды города. Помимо выставок, там проходят творческие вечера, презентации книг и журналов, мастер-классы. А для некоторых художественных коллективов «Борей» стал постоянным домом — как, например, для объединения «Паразит», которое отметило наступление осени новой выставкой под названием «Школа молодого дальтоника» в коридоре галереи.

Никола Самонов

Практически одновременно состоялось открытие экспозиции художника Николы Самонова «Бар закрыт». Собственно, это традиция галереи — открывать выставочный сезон в сентябре. Обе экспозиции представляют собой яркий пример того, что в кино называется «трэш» (то есть «мусор»), а вот в театре и живописи почему-то «современное искусство».

Галерея Борей

Для Николы Самонова это первая персональная выставка в Санкт-Петербурге, хотя он является именитым художником-универсалом — дизайнером интерьеров и костюма, иллюстратором, оформителем сцены, художником-постановщиком в кино (фильм Алексея Учителя «Дневник его жены»).

Никола Самонов

Самонов учился на факультете монументальной живописи в ЛВХПУ имени Веры Мухиной в 1970-е годы (ныне Художественно-промышленная академия имени барона Штиглица).

Никола Самонов

Экспозиция состоит из живописи и графики разных лет, в том числе — декораций для Мариинского театра. И практически все эти работы воплощают антропоморфных монстров, написанных самыми агрессивными и едкими красками, которые вызывают чувство тревоги, — багровым, ярко-желтым, кислотно-зеленым.

Никола Самонов

По утверждению организаторов выставки, эти образы призваны показать нам что-то человеческое и одновременно божественное, но у простого зрителя они вызовут только мысли об адском пламени. Если бы это было высмеивание человеческих пороков, выставка еще могла бы вызвать смешанные чувства, но высокопарные названия, отсылающие к Библии, мифологии и древней истории, ни о чем таком не говорят. Его герои — «это мы с вами», в это нас призывают поверить.

Никола Самонов

Справедливости ради стоит заметить, что Самонов не перегибает с загадками и символами, как это любят делать другие эпатажные мастера. Если картина называется «Клеопатра растворяет жемчужину», то хотя бы жемчужина похожа на себя, а курсантов и балерин можно узнать по костюмам. Но то, что герои изображены либо со спины и затылка, либо с жутко перекошенными лицами, попросту вызывает сомнения в портретных способностях автора.

Никола Самонов

Однако если Никола Самонов хотя бы представил на своей выставке картины, то члены «Паразита» и вовсе отделались творениями из отходов производства — проволоки, скотча, цветных бумажек, невнятных фотоснимков. Эта группа так и характеризует свой стиль — «паразитический», начиная с 2000 года, когда «Борей» приютил в своем коридоре проект Владимира Козина и Вадима Флягина — продолжателей традиций «Товарищества Новые Тупые», известного своими выставками в туалетах.

Никола Самонов

На первой выставке «Паразита» Флягин представил свое нижнее белье. С 2004 года коллектив стал активно выставляться в «Борее» — новые экспозиции появляются каждые две недели, что красноречиво говорит о трудозатратах на это творчество…

Не стоит повторять, насколько эти приемы устарели, — «паразиты», похоже, пользуются ими без изменений с самого основания, а Самонов — и вовсе с 1980-х. Об этом уже говорилось неоднократно в обзорах других эпатажных выставок.

галерея Борей

Хочется сказать о другом: как часть массовой культуры все это вполне имеет право на существование, как и «мясные» платья Леди Гага, и матерные песенки Шнурова, и фильмы типа «Снеговик-убийца» или «Человеческая многоножка», и даже стишки-«пирожки» на просторах Интернета. Все это имеет свой круг поклонников.

галерея Борей

Но при чем здесь «современное искусство»? В этом термине просматривается весьма оскорбительный намек на то, что художников, понимающих и ценящих красоту, современный человек просто не способен оценить, его ум не осилит ничего значительнее кирпича или табуретки.

галерея Борей

Таким мастерам стоит просто честно признать: мы не художники, мы деятели трэша. Хотя этим они, конечно, отсекут от себя значительную долю пиара, во многом основанного на так называемом «троллинге» нормальных людей.

галерея Борей

Кроме того, творческим людям, декларирующим свое превосходство над «обывателем» и нежелание нравиться кому-либо кроме себя, следует обратить внимание на судьбу Кирилла Серебренникова, не так давно всколыхнувшую и расколовшую культурное общество страны.

галерея Борей

За него вступились многие артисты — из симпатии или страха за собственное благополучие. Но у обычных людей его имя, как правило, вызывает лишь скепсис и недоверие, независимо от деталей того обвинения, которое ему предъявлено… Тем более что этим обычным людям он практически не знаком.

галерея Борей

1 сентября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Уильям Шекспир

Шекспир не уходит в отставку

Вечный театральный спор «как ставить классику?» в литературе решен уже давно. Большинство художественных текстов – новые версии известных сюжетов, заимствованных из античной литературы, основанных на использовании библейских мотивов, фольклора. Переосмысление авторских текстов, старая сказка на новый лад – вполне укоренившаяся традиция. Шекспир тоже не брезговал чужими произведениями.

Послание к человеку

«Послание к человеку»: Впечатляющее начало

Кинофестиваль «Послание к человеку» в 27-й раз проходит в Северной столице, как и полагается в нашем городе, под аккомпанемент ливня. Публика на Дворцовой площади увидела, пожалуй, самый известный документальный фильм Дзиги Вертова, с изучения которого начинают первые шаги в профессии будущие кинематографисты.

Александр Мелихов

Александр Мелихов: Почему мы себя не убиваем

В ходе проекта «Квартирники» в пресс-центре Росбалта предлагаем встретится с известным петербургским писателем, публицистом, критиком, лауреатом многих литературных премий, заместителем главного редактора журнала «Нева» Александром Мелиховым. Прозаик-мыслитель рассказал нашему корреспонденту о своих взглядах на происходящее в обществе и литературе:

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова: «Паханы с района» легко проникли в нашу жизнь

Наступила осень… Безудержно хочется кофе с коньяком и теплого пледа. А вместо этого за уютными стенами наших квартир — дети берут ружье и идут убивать, из торговых комплексов эвакуируют людей из-за обострения у телефонных террористов, у Поклонской мироточит бюст, а впереди — День Учителя, и уже многие не воспринимают второе слово в названии праздника в его первоначальном значении.

Как в этих условиях найти эффективный способ договориться с мозгом о том, чтобы он спал ночью и бодрствовал днем, с начальником — о прибавке к жалованью, с ребенком — чтобы он учил таблицу умножения вместо того, чтобы пялиться в планшет? К счастью, в нашем мире есть умные люди, которые давно научились решать эти проблемы не то чтобы легко, но эффективно, профессионально и надолго. Нам бы с ними поговорить за чашечкой кофе (можно и без коньяка)…

Росбалт решился на этот шаг и предлагает всем безотлагательно собраться на «Квартирник». В рамках этого проекта мы приглашаем на нашу «кухню» — в пресс-центр Росбалта — психологов, философов, писателей, музыкантов, чтобы поговорить о том, как нам жить дальше.

На первый «Квартирник» 18 сентября к нам придет дипломированный биолог, семейный психолог, автор книг для родителей подростков Катерина Мурашова. Она расскажет о десяти самых распространенных родительских ошибках. Цена вопроса, в смысле — визита на встречу, для желающих поговорить с экспертом составляет 300 рублей. Беседы гарантированно обещают быть интересными и полезными. Читайте интервью, думайте, приходите. Не упустите возможность начать новую жизнь с понедельника!

День Д

«День Д». Вторая оттепель (фоторепортаж)

В Санкт-Петербурге во второй раз масштабно отметили день рождения писателя Сергея Довлатова. В этом году лейтмотивом фестиваля стала «вторая оттепель» — время довлатовской юности, его надежд и искренней веры в то, что он станет популярным писателем и обеспечит себе беззаботную жизнь.

Инженерный замок

Квест в гостях у Павла Первого

У гостей и жителей Санкт-Петербурга есть уникальная возможность посетить техно-игровой маршрут «Романтический наш император» в Центре мультимедиа Русского музея. Проект посвящен создателю и владельцу Михайловского замка Павлу I.