Эпатаж местного значения

Камерная арт-галерея «Борей» на Литейном проспекте, похоже, становится пристанищем для тех деятелей низкопробного творчества, которым по какой-то причине нет пути в коммерческую и гораздо более разрекламированную «Эрарту». Правда, в «Борее» продаются каталоги экспонируемых мастеров и сами работы, но оценить размеры этого товарооборота сложно.

Никола Самонов

И что-то подсказывает, что богемная публика охотнее оставляет пафосные отзывы об актуальности и ироничности «современного искусства», чем раскошеливается за эти произведения.

Вкратце о самой площадке: галерея основана в 1991 году коллективом энтузиастов, решивших внести свою лепту в формирование современной культурной среды города. Помимо выставок, там проходят творческие вечера, презентации книг и журналов, мастер-классы. А для некоторых художественных коллективов «Борей» стал постоянным домом — как, например, для объединения «Паразит», которое отметило наступление осени новой выставкой под названием «Школа молодого дальтоника» в коридоре галереи.

Никола Самонов

Практически одновременно состоялось открытие экспозиции художника Николы Самонова «Бар закрыт». Собственно, это традиция галереи — открывать выставочный сезон в сентябре. Обе экспозиции представляют собой яркий пример того, что в кино называется «трэш» (то есть «мусор»), а вот в театре и живописи почему-то «современное искусство».

Галерея Борей

Для Николы Самонова это первая персональная выставка в Санкт-Петербурге, хотя он является именитым художником-универсалом — дизайнером интерьеров и костюма, иллюстратором, оформителем сцены, художником-постановщиком в кино (фильм Алексея Учителя «Дневник его жены»).

Никола Самонов

Самонов учился на факультете монументальной живописи в ЛВХПУ имени Веры Мухиной в 1970-е годы (ныне Художественно-промышленная академия имени барона Штиглица).

Никола Самонов

Экспозиция состоит из живописи и графики разных лет, в том числе — декораций для Мариинского театра. И практически все эти работы воплощают антропоморфных монстров, написанных самыми агрессивными и едкими красками, которые вызывают чувство тревоги, — багровым, ярко-желтым, кислотно-зеленым.

Никола Самонов

По утверждению организаторов выставки, эти образы призваны показать нам что-то человеческое и одновременно божественное, но у простого зрителя они вызовут только мысли об адском пламени. Если бы это было высмеивание человеческих пороков, выставка еще могла бы вызвать смешанные чувства, но высокопарные названия, отсылающие к Библии, мифологии и древней истории, ни о чем таком не говорят. Его герои — «это мы с вами», в это нас призывают поверить.

Никола Самонов

Справедливости ради стоит заметить, что Самонов не перегибает с загадками и символами, как это любят делать другие эпатажные мастера. Если картина называется «Клеопатра растворяет жемчужину», то хотя бы жемчужина похожа на себя, а курсантов и балерин можно узнать по костюмам. Но то, что герои изображены либо со спины и затылка, либо с жутко перекошенными лицами, попросту вызывает сомнения в портретных способностях автора.

Никола Самонов

Однако если Никола Самонов хотя бы представил на своей выставке картины, то члены «Паразита» и вовсе отделались творениями из отходов производства — проволоки, скотча, цветных бумажек, невнятных фотоснимков. Эта группа так и характеризует свой стиль — «паразитический», начиная с 2000 года, когда «Борей» приютил в своем коридоре проект Владимира Козина и Вадима Флягина — продолжателей традиций «Товарищества Новые Тупые», известного своими выставками в туалетах.

Никола Самонов

На первой выставке «Паразита» Флягин представил свое нижнее белье. С 2004 года коллектив стал активно выставляться в «Борее» — новые экспозиции появляются каждые две недели, что красноречиво говорит о трудозатратах на это творчество…

Не стоит повторять, насколько эти приемы устарели, — «паразиты», похоже, пользуются ими без изменений с самого основания, а Самонов — и вовсе с 1980-х. Об этом уже говорилось неоднократно в обзорах других эпатажных выставок.

галерея Борей

Хочется сказать о другом: как часть массовой культуры все это вполне имеет право на существование, как и «мясные» платья Леди Гага, и матерные песенки Шнурова, и фильмы типа «Снеговик-убийца» или «Человеческая многоножка», и даже стишки-«пирожки» на просторах Интернета. Все это имеет свой круг поклонников.

галерея Борей

Но при чем здесь «современное искусство»? В этом термине просматривается весьма оскорбительный намек на то, что художников, понимающих и ценящих красоту, современный человек просто не способен оценить, его ум не осилит ничего значительнее кирпича или табуретки.

галерея Борей

Таким мастерам стоит просто честно признать: мы не художники, мы деятели трэша. Хотя этим они, конечно, отсекут от себя значительную долю пиара, во многом основанного на так называемом «троллинге» нормальных людей.

галерея Борей

Кроме того, творческим людям, декларирующим свое превосходство над «обывателем» и нежелание нравиться кому-либо кроме себя, следует обратить внимание на судьбу Кирилла Серебренникова, не так давно всколыхнувшую и расколовшую культурное общество страны.

галерея Борей

За него вступились многие артисты — из симпатии или страха за собственное благополучие. Но у обычных людей его имя, как правило, вызывает лишь скепсис и недоверие, независимо от деталей того обвинения, которое ему предъявлено… Тем более что этим обычным людям он практически не знаком.

галерея Борей

1 сентября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.