«Ельцин Центр» покажет в Петербурге колымские лагеря и чеченскую войну

Первые гастроли театральной платформы «Ельцин Центра» (Екатеринбург) в Санкт-Петербурге пройдут в рамках офф-программы театральной премии для молодых «Прорыв». Два спектакля о сложных этапах истории России — сталинских лагерях и чеченской войне — покажут 5 и 6 марта.

Варлам Шаламов

Так, 5 марта (19:30) на Новой сцене Александринского театра состоится спектакль по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова. Это – цикл рассказов одного из самых пронзительных писателей советского времени. Они стали страшным и честным повествованием о людях, переживших ужасы сталинских лагерей.

Откровенный рассказ о том, как умирали от голода, как предавали и оказывались преданными, как сохраняли и как теряли в одночасье человеческое достоинство, превращаясь в загнанных в угол животных, и еще о том, как холодными колымскими ночами твердили стихи, заученные когда-то наизусть. По признанию самого Шаламова, именно стихи – Гумилева, Цветаевой, Пастернака – помогли ему выжить в этой нечеловеческой системе, на диких сорокоградусных морозах, среди урок и конвоиров, которые в сущности есть одно и то же.

Колымские рассказы

Для прозы Шаламова характерно то, что он никого не пугает, не требует жалости к себе или к людям, с которыми ему пришлось пережить свой опыт лагерей, не бравирует и не обличает. В бесчеловечной системе людям удавалось оставаться людьми. Это и есть главная тема в творчестве Шаламова, его рассказы наполнены робкой верой в сограждан и в человечество в целом.

Идея постановки принадлежит Ярославе Пулинович. Режиссер — Алексей Забегин. Сценическая версия: Ярославы Пулинович и Алексея Забегина. Художник — Константин Соловьев. В спектакле заняты: Ильдар Гарифуллин, Дмитрий Зимин, Александр Фукалов, Лиза Неволина.

Этот спектакль также вошел в программу «Маска Плюс» конкурса «Золотая маска».

Война, которой не было

На Малой сцене БДТ имени Товстоногова 6 марта (19:30) будет представлен спектакль «Война, которой не было». В основу постановки легли подлинные чеченские дневники Полины Жеребцовой. Режиссер — Семен Серзин, художник — Александра Микляева. В спектакле заняты артисты Свердловского академического театра драмы: Екатерина Соколова, Дмитрий Зимин, Иван Попов.

«Война, которой не было» – история девочки, живущей с мамой в Грозном и записывающей все, что происходит вокруг. В ее дневниках отражен предвоенный период, две чеченские кампании и «мирное» время после. В них нет политики или оценки происходящего. Только ощущения и мысли ребенка, чье взросление происходит в условиях непрекращающейся угрозы для жизни. Война и смерть здесь переплетены с очень человеческими темами: дружбой, ненавистью, первой влюбленностью, предательством.

Война, которой не было

Интересно, что оба спектакля поставили петербургские режиссеры, ученики Вениамина Фильштинского. Выпускники Академии театрального искусства 2011 года создали «Этюд-Театр» под руководством своего мастера. Именно там начинали свою творческую карьеру Алексей Забегин и Семен Серзин. Билеты на их постановки можно приобрести на официальном сайте премии «Прорыв», которая выполняет свою основную миссию – знакомит театралов с молодыми и талантливыми режиссерами, которые успешно работают на самых разнообразных площадках России.

Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» возникла в 2008 году как совместная инициатива Комитета по культуре Санкт-Петербурга, государственного драматического театра «Приют комедианта», а также театральных критиков Жанны Зарецкой и Андрея Пронина. Задача премии – поощрение и продвижение молодых профессионалов петербургской драматической сцены. «Прорыв» отдает предпочтение работам новаторского или экспериментального характера, считая своей задачей поддержку инновационных подходов к развитию театрального процесса.

Премия «Прорыв» также стремимся сблизить молодой театральный Санкт-Петербург, Москву и региональные театры. Шестой год оргкомитет организует офф-программу для того, чтобы познакомить петербургскую публику с интереснейшими спектаклями молодых режиссеров, выпущенными за пределами берегов Невы. В разные годы в рамках офф-программы премии проходили гастроли таких театров, как Гоголь-центр, Театр Наций, Московский театр имени Маяковского, Московский драматический театр имени Пушкина, Театр «Практика», театр «На Таганке», Пермский академический Театр-театр, Альметьевский татарский драматический театр, Тверской ТЮЗ и других.

25 февраля 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.