«Ельцин Центр» покажет в Петербурге колымские лагеря и чеченскую войну

Первые гастроли театральной платформы «Ельцин Центра» (Екатеринбург) в Санкт-Петербурге пройдут в рамках офф-программы театральной премии для молодых «Прорыв». Два спектакля о сложных этапах истории России — сталинских лагерях и чеченской войне — покажут 5 и 6 марта.

Варлам Шаламов

Так, 5 марта (19:30) на Новой сцене Александринского театра состоится спектакль по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова. Это – цикл рассказов одного из самых пронзительных писателей советского времени. Они стали страшным и честным повествованием о людях, переживших ужасы сталинских лагерей.

Откровенный рассказ о том, как умирали от голода, как предавали и оказывались преданными, как сохраняли и как теряли в одночасье человеческое достоинство, превращаясь в загнанных в угол животных, и еще о том, как холодными колымскими ночами твердили стихи, заученные когда-то наизусть. По признанию самого Шаламова, именно стихи – Гумилева, Цветаевой, Пастернака – помогли ему выжить в этой нечеловеческой системе, на диких сорокоградусных морозах, среди урок и конвоиров, которые в сущности есть одно и то же.

Колымские рассказы

Для прозы Шаламова характерно то, что он никого не пугает, не требует жалости к себе или к людям, с которыми ему пришлось пережить свой опыт лагерей, не бравирует и не обличает. В бесчеловечной системе людям удавалось оставаться людьми. Это и есть главная тема в творчестве Шаламова, его рассказы наполнены робкой верой в сограждан и в человечество в целом.

Идея постановки принадлежит Ярославе Пулинович. Режиссер — Алексей Забегин. Сценическая версия: Ярославы Пулинович и Алексея Забегина. Художник — Константин Соловьев. В спектакле заняты: Ильдар Гарифуллин, Дмитрий Зимин, Александр Фукалов, Лиза Неволина.

Этот спектакль также вошел в программу «Маска Плюс» конкурса «Золотая маска».

Война, которой не было

На Малой сцене БДТ имени Товстоногова 6 марта (19:30) будет представлен спектакль «Война, которой не было». В основу постановки легли подлинные чеченские дневники Полины Жеребцовой. Режиссер — Семен Серзин, художник — Александра Микляева. В спектакле заняты артисты Свердловского академического театра драмы: Екатерина Соколова, Дмитрий Зимин, Иван Попов.

«Война, которой не было» – история девочки, живущей с мамой в Грозном и записывающей все, что происходит вокруг. В ее дневниках отражен предвоенный период, две чеченские кампании и «мирное» время после. В них нет политики или оценки происходящего. Только ощущения и мысли ребенка, чье взросление происходит в условиях непрекращающейся угрозы для жизни. Война и смерть здесь переплетены с очень человеческими темами: дружбой, ненавистью, первой влюбленностью, предательством.

Война, которой не было

Интересно, что оба спектакля поставили петербургские режиссеры, ученики Вениамина Фильштинского. Выпускники Академии театрального искусства 2011 года создали «Этюд-Театр» под руководством своего мастера. Именно там начинали свою творческую карьеру Алексей Забегин и Семен Серзин. Билеты на их постановки можно приобрести на официальном сайте премии «Прорыв», которая выполняет свою основную миссию – знакомит театралов с молодыми и талантливыми режиссерами, которые успешно работают на самых разнообразных площадках России.

Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» возникла в 2008 году как совместная инициатива Комитета по культуре Санкт-Петербурга, государственного драматического театра «Приют комедианта», а также театральных критиков Жанны Зарецкой и Андрея Пронина. Задача премии – поощрение и продвижение молодых профессионалов петербургской драматической сцены. «Прорыв» отдает предпочтение работам новаторского или экспериментального характера, считая своей задачей поддержку инновационных подходов к развитию театрального процесса.

Премия «Прорыв» также стремимся сблизить молодой театральный Санкт-Петербург, Москву и региональные театры. Шестой год оргкомитет организует офф-программу для того, чтобы познакомить петербургскую публику с интереснейшими спектаклями молодых режиссеров, выпущенными за пределами берегов Невы. В разные годы в рамках офф-программы премии проходили гастроли таких театров, как Гоголь-центр, Театр Наций, Московский театр имени Маяковского, Московский драматический театр имени Пушкина, Театр «Практика», театр «На Таганке», Пермский академический Театр-театр, Альметьевский татарский драматический театр, Тверской ТЮЗ и других.

25 февраля 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.