Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

выставка Елены Мартилла

Елена Марттила родилась в 1923 году в Петрограде, в семье курсанта военного училища Оскара Марттила, уроженца финского города Котка, и его жены Евдокии, рабочей завода Козицкого. Еще когда будущая художница была маленькой, ее родители расстались, а в 1937 году Оскар Марттила был арестован и приговорен к расстрелу.

выставка Елены Марттила

Творческие задатки Елены проявились в пять лет, когда она стала обучаться рисованию в саду «Детский очаг» под руководством художницы Екатерины Огневой. Затем, в 1934 году, Марттила приняла участие в Первом Всесоюзном конкурсе юных дарований и поступила в художественную школу при Всероссийской Академии художеств в городе, который к тому моменту уже именовался Ленинградом.

выставка Елены Марттила

Трагическим летом 1941 года Елена Марттила как раз закончила среднюю школу. После объявления войны она стала добровольцем сандружины Районного Красного Креста, работала медсестрой в детской больнице, помогала эвакуировать детей и раненых. На фронт она не попала по состоянию здоровья, и в конце 1941 года поступила в Ленинградское художественное училище имени Серова, которое в тот момент было единственным открытым художественным заведением в осажденном городе.

выставка Елены Марттила

В 1942 году, зимой, Марттила создала первую серию блокадных зарисовок, которые по сути были военным репортажем — они запечатлевали самые страшные моменты на улицах блокадного Ленинграда и в бомбоубежищах. Эти работы — документальная фиксация момента, который нужно было успеть перенести на бумагу вопреки морозу и опасности. В них есть и разрушенные дома, и выстывшие квартиры, и люди, умирающие на улицах от голода и стужи. Резкие штрихи, скупая композиция, никакого приукрашивания, никаких посторонних деталей, никакого ура-патриотизма, — вся эта лаконичность лучше самых страшных фантазий помогает осмыслить глубину исторической катастрофы.

выставка Елены Марттила

Весной она эвакуировалась в Мордовию из-за контузии и болезни матери. Там художница преподавала черчение и естествознание в школе, работала на лесозаготовках и в колхозе. Но очень скоро она вернулась в родной город и к обучению в училище.

выставка Елены Марттила

Закончив его в 1948 году, Елена поступила в Ленинградскую Академию художеств на факультет графики, но вскоре покинула ее, так как вынуждена была работать и обеспечивать семью.

выставка Елены Марттила

Послевоенный период стал временем расцвета творчества Елены Марттила. Она работала художником-оформителем, рисовала плакаты, ставила кукольные спектакли во Дворце пионеров, занималась педагогической деятельностью в Ленинградском художественном училище и Педагогическом институте имени Герцена, а также вела творческие студии в Политехническом институте имени Калинина.

выставка Елены Марттила

В 1964 году художница принимает участие во Всемирном фестивале кукольных театров «Унима» в Ленинграде. Ее оформительские эскизы легли в основу более чем 50 спектаклей. Но и в мирное время Марттила не забывала о том, что оказало наиболее глубокое влияние на ее творчество, сделало его таким обостренно эмоциональным, – о блокадном времени.

выставка Елены Марттила

Ее замысел состоял в том, чтобы придать блокадным эскизам новую, доступную и вместе с тем выразительную художественную форму. Для этого Марттила при помощи мастера-печатника Николая Трофимовича обратилась к технике гравюры на картоне, соединяющей в себе черты живописи и графики. Новый этап был удачным – первую из созданных ею гравюр, работу «Студент», приобрел Русский музей. В этой технике Марттила вновь создала серию блокадных воспоминаний.

выставка Елены Марттила

Параллельно с этим шла работа над циклом графических листов по мотивам произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Интересовали Елену Марттила и такие жанры, как пейзаж и натюрморт, но о блокадной теме она не забывала никогда.

В годы заката Советского Союза Елена Марттила была принята в Союз художников, а ее работы стали экспонироваться в различных уголках России и за рубежом — в Германии, Финляндии, Франции, Великобритании.

выставка Елены Марттила

С 1996 года Елена Марттила стала жить на две страны — Россию и Финляндию, родину отца, где ей предоставили художественную мастерскую. Она увлеклась живописью и освоила технику монотипии с акварели. С середины 1990-х годов и по настоящее время прошло более 130 выставок художницы, 30 из которых были персональными. Ее работы выставлялись в родном Санкт-Петербурге, в Москве, в Берлине и Кембридже, они хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, ряде областных художественных музеев в различных регионах России и частных коллекциях по всему миру.

выставка Елены Марттила

Елена Марттила является обладателем Золотой медали Союза художников России. Художница ни в коем случае не стала рабой одной темы и одного цикла — всю творческую жизнь она ищет и постигает новые жанры, техники, изобразительные языки и объекты. В том числе – это смелое решение иллюстрировать Булгакова, что не удавалось многим мастерам. Те графические средства, которые выбрала для этого Марттила, искусствоведы сочли весьма убедительными и созвучными духу произведения.

выставка Елены Марттила

Но все же короткий, на беглый взгляд, отрезок блокадной юности, в масштабе 95 прожитых лет, повлиял на ее искусство больше чего-либо другого, и это невозможно отрицать. Ведь сохранить на бумаге в такой безжалостной четкости то, что наверняка хочется забыть, вычеркнуть из памяти и сновидений, – для этого нужна необыкновенная сила характера и художественного дара, превалирующая над человеческими слабостями и неподвластная ужасам войны.

Выставка «Миг между прошлым и будущим» открыта для посетителей Союза художников до 28 января.

выставка Елены Марттила

22 января 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.