Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

выставка Елены Мартилла

Елена Марттила родилась в 1923 году в Петрограде, в семье курсанта военного училища Оскара Марттила, уроженца финского города Котка, и его жены Евдокии, рабочей завода Козицкого. Еще когда будущая художница была маленькой, ее родители расстались, а в 1937 году Оскар Марттила был арестован и приговорен к расстрелу.

выставка Елены Марттила

Творческие задатки Елены проявились в пять лет, когда она стала обучаться рисованию в саду «Детский очаг» под руководством художницы Екатерины Огневой. Затем, в 1934 году, Марттила приняла участие в Первом Всесоюзном конкурсе юных дарований и поступила в художественную школу при Всероссийской Академии художеств в городе, который к тому моменту уже именовался Ленинградом.

выставка Елены Марттила

Трагическим летом 1941 года Елена Марттила как раз закончила среднюю школу. После объявления войны она стала добровольцем сандружины Районного Красного Креста, работала медсестрой в детской больнице, помогала эвакуировать детей и раненых. На фронт она не попала по состоянию здоровья, и в конце 1941 года поступила в Ленинградское художественное училище имени Серова, которое в тот момент было единственным открытым художественным заведением в осажденном городе.

выставка Елены Марттила

В 1942 году, зимой, Марттила создала первую серию блокадных зарисовок, которые по сути были военным репортажем — они запечатлевали самые страшные моменты на улицах блокадного Ленинграда и в бомбоубежищах. Эти работы — документальная фиксация момента, который нужно было успеть перенести на бумагу вопреки морозу и опасности. В них есть и разрушенные дома, и выстывшие квартиры, и люди, умирающие на улицах от голода и стужи. Резкие штрихи, скупая композиция, никакого приукрашивания, никаких посторонних деталей, никакого ура-патриотизма, — вся эта лаконичность лучше самых страшных фантазий помогает осмыслить глубину исторической катастрофы.

выставка Елены Марттила

Весной она эвакуировалась в Мордовию из-за контузии и болезни матери. Там художница преподавала черчение и естествознание в школе, работала на лесозаготовках и в колхозе. Но очень скоро она вернулась в родной город и к обучению в училище.

выставка Елены Марттила

Закончив его в 1948 году, Елена поступила в Ленинградскую Академию художеств на факультет графики, но вскоре покинула ее, так как вынуждена была работать и обеспечивать семью.

выставка Елены Марттила

Послевоенный период стал временем расцвета творчества Елены Марттила. Она работала художником-оформителем, рисовала плакаты, ставила кукольные спектакли во Дворце пионеров, занималась педагогической деятельностью в Ленинградском художественном училище и Педагогическом институте имени Герцена, а также вела творческие студии в Политехническом институте имени Калинина.

выставка Елены Марттила

В 1964 году художница принимает участие во Всемирном фестивале кукольных театров «Унима» в Ленинграде. Ее оформительские эскизы легли в основу более чем 50 спектаклей. Но и в мирное время Марттила не забывала о том, что оказало наиболее глубокое влияние на ее творчество, сделало его таким обостренно эмоциональным, – о блокадном времени.

выставка Елены Марттила

Ее замысел состоял в том, чтобы придать блокадным эскизам новую, доступную и вместе с тем выразительную художественную форму. Для этого Марттила при помощи мастера-печатника Николая Трофимовича обратилась к технике гравюры на картоне, соединяющей в себе черты живописи и графики. Новый этап был удачным – первую из созданных ею гравюр, работу «Студент», приобрел Русский музей. В этой технике Марттила вновь создала серию блокадных воспоминаний.

выставка Елены Марттила

Параллельно с этим шла работа над циклом графических листов по мотивам произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Интересовали Елену Марттила и такие жанры, как пейзаж и натюрморт, но о блокадной теме она не забывала никогда.

В годы заката Советского Союза Елена Марттила была принята в Союз художников, а ее работы стали экспонироваться в различных уголках России и за рубежом — в Германии, Финляндии, Франции, Великобритании.

выставка Елены Марттила

С 1996 года Елена Марттила стала жить на две страны — Россию и Финляндию, родину отца, где ей предоставили художественную мастерскую. Она увлеклась живописью и освоила технику монотипии с акварели. С середины 1990-х годов и по настоящее время прошло более 130 выставок художницы, 30 из которых были персональными. Ее работы выставлялись в родном Санкт-Петербурге, в Москве, в Берлине и Кембридже, они хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, ряде областных художественных музеев в различных регионах России и частных коллекциях по всему миру.

выставка Елены Марттила

Елена Марттила является обладателем Золотой медали Союза художников России. Художница ни в коем случае не стала рабой одной темы и одного цикла — всю творческую жизнь она ищет и постигает новые жанры, техники, изобразительные языки и объекты. В том числе – это смелое решение иллюстрировать Булгакова, что не удавалось многим мастерам. Те графические средства, которые выбрала для этого Марттила, искусствоведы сочли весьма убедительными и созвучными духу произведения.

выставка Елены Марттила

Но все же короткий, на беглый взгляд, отрезок блокадной юности, в масштабе 95 прожитых лет, повлиял на ее искусство больше чего-либо другого, и это невозможно отрицать. Ведь сохранить на бумаге в такой безжалостной четкости то, что наверняка хочется забыть, вычеркнуть из памяти и сновидений, – для этого нужна необыкновенная сила характера и художественного дара, превалирующая над человеческими слабостями и неподвластная ужасам войны.

Выставка «Миг между прошлым и будущим» открыта для посетителей Союза художников до 28 января.

выставка Елены Марттила

22 января 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.

Точка доступа

«Точка доступа»: вопросы и ответы

В воскресенье, 5 августа, в Санкт-Петербурге завершается четвертый фестиваль «Точка доступа» — самый большой в России форум, специализирующийся на нестандартном формате театрального искусства. Подмостками спектаклей становятся городские ландшафты, сады и парки, палуба речного теплохода и даже городские пустыри. Еще с 2015 года «Точка доступа» работает и как продюсерский центр, который не только предоставляет локации для приглашенных режиссеров и актеров, но и создает собственные сценические премьеры.