Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

выставка Елены Мартилла

Елена Марттила родилась в 1923 году в Петрограде, в семье курсанта военного училища Оскара Марттила, уроженца финского города Котка, и его жены Евдокии, рабочей завода Козицкого. Еще когда будущая художница была маленькой, ее родители расстались, а в 1937 году Оскар Марттила был арестован и приговорен к расстрелу.

выставка Елены Марттила

Творческие задатки Елены проявились в пять лет, когда она стала обучаться рисованию в саду «Детский очаг» под руководством художницы Екатерины Огневой. Затем, в 1934 году, Марттила приняла участие в Первом Всесоюзном конкурсе юных дарований и поступила в художественную школу при Всероссийской Академии художеств в городе, который к тому моменту уже именовался Ленинградом.

выставка Елены Марттила

Трагическим летом 1941 года Елена Марттила как раз закончила среднюю школу. После объявления войны она стала добровольцем сандружины Районного Красного Креста, работала медсестрой в детской больнице, помогала эвакуировать детей и раненых. На фронт она не попала по состоянию здоровья, и в конце 1941 года поступила в Ленинградское художественное училище имени Серова, которое в тот момент было единственным открытым художественным заведением в осажденном городе.

выставка Елены Марттила

В 1942 году, зимой, Марттила создала первую серию блокадных зарисовок, которые по сути были военным репортажем — они запечатлевали самые страшные моменты на улицах блокадного Ленинграда и в бомбоубежищах. Эти работы — документальная фиксация момента, который нужно было успеть перенести на бумагу вопреки морозу и опасности. В них есть и разрушенные дома, и выстывшие квартиры, и люди, умирающие на улицах от голода и стужи. Резкие штрихи, скупая композиция, никакого приукрашивания, никаких посторонних деталей, никакого ура-патриотизма, — вся эта лаконичность лучше самых страшных фантазий помогает осмыслить глубину исторической катастрофы.

выставка Елены Марттила

Весной она эвакуировалась в Мордовию из-за контузии и болезни матери. Там художница преподавала черчение и естествознание в школе, работала на лесозаготовках и в колхозе. Но очень скоро она вернулась в родной город и к обучению в училище.

выставка Елены Марттила

Закончив его в 1948 году, Елена поступила в Ленинградскую Академию художеств на факультет графики, но вскоре покинула ее, так как вынуждена была работать и обеспечивать семью.

выставка Елены Марттила

Послевоенный период стал временем расцвета творчества Елены Марттила. Она работала художником-оформителем, рисовала плакаты, ставила кукольные спектакли во Дворце пионеров, занималась педагогической деятельностью в Ленинградском художественном училище и Педагогическом институте имени Герцена, а также вела творческие студии в Политехническом институте имени Калинина.

выставка Елены Марттила

В 1964 году художница принимает участие во Всемирном фестивале кукольных театров «Унима» в Ленинграде. Ее оформительские эскизы легли в основу более чем 50 спектаклей. Но и в мирное время Марттила не забывала о том, что оказало наиболее глубокое влияние на ее творчество, сделало его таким обостренно эмоциональным, – о блокадном времени.

выставка Елены Марттила

Ее замысел состоял в том, чтобы придать блокадным эскизам новую, доступную и вместе с тем выразительную художественную форму. Для этого Марттила при помощи мастера-печатника Николая Трофимовича обратилась к технике гравюры на картоне, соединяющей в себе черты живописи и графики. Новый этап был удачным – первую из созданных ею гравюр, работу «Студент», приобрел Русский музей. В этой технике Марттила вновь создала серию блокадных воспоминаний.

выставка Елены Марттила

Параллельно с этим шла работа над циклом графических листов по мотивам произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Интересовали Елену Марттила и такие жанры, как пейзаж и натюрморт, но о блокадной теме она не забывала никогда.

В годы заката Советского Союза Елена Марттила была принята в Союз художников, а ее работы стали экспонироваться в различных уголках России и за рубежом — в Германии, Финляндии, Франции, Великобритании.

выставка Елены Марттила

С 1996 года Елена Марттила стала жить на две страны — Россию и Финляндию, родину отца, где ей предоставили художественную мастерскую. Она увлеклась живописью и освоила технику монотипии с акварели. С середины 1990-х годов и по настоящее время прошло более 130 выставок художницы, 30 из которых были персональными. Ее работы выставлялись в родном Санкт-Петербурге, в Москве, в Берлине и Кембридже, они хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, ряде областных художественных музеев в различных регионах России и частных коллекциях по всему миру.

выставка Елены Марттила

Елена Марттила является обладателем Золотой медали Союза художников России. Художница ни в коем случае не стала рабой одной темы и одного цикла — всю творческую жизнь она ищет и постигает новые жанры, техники, изобразительные языки и объекты. В том числе – это смелое решение иллюстрировать Булгакова, что не удавалось многим мастерам. Те графические средства, которые выбрала для этого Марттила, искусствоведы сочли весьма убедительными и созвучными духу произведения.

выставка Елены Марттила

Но все же короткий, на беглый взгляд, отрезок блокадной юности, в масштабе 95 прожитых лет, повлиял на ее искусство больше чего-либо другого, и это невозможно отрицать. Ведь сохранить на бумаге в такой безжалостной четкости то, что наверняка хочется забыть, вычеркнуть из памяти и сновидений, – для этого нужна необыкновенная сила характера и художественного дара, превалирующая над человеческими слабостями и неподвластная ужасам войны.

Выставка «Миг между прошлым и будущим» открыта для посетителей Союза художников до 28 января.

выставка Елены Марттила

22 января 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.