Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.

Русский экспрессионизм

Ранний русский экспрессионизм был сформирован на основе бунта нового поколения, чуткого к роковым предзнаменованиям в общественной жизни, против идеалов старой школы, которые ценили спокойный и идеалистический взгляд на окружающий мир, отражающийся в «буржуазном» академическом искусстве.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Под всем этим подразумевались такие неоднородные типы, как салонная живопись с налетом аристократизма, грамотность и техничность передвижников, оторванный от жизни оптимизм Союза русских художников, пассивная меланхоличность членов сообществ «Мир искусства» и «Голубая роза».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Художники-экспрессионисты поставили во главу угла свое протестное душевное состояние, внутренние противоречия, под влиянием которых технические приемы стали жесткими и упрощенными, а изобразительные средства — лаконичными и монотонными. Кружков и совместных экспозиций они не формировали, примыкая в основном к выставкам «Союза молодежи», «Мира искусства», «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и других групп, предоставляющих площадку для новаторов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Переломным моментом стал рубеж 1910-1920-х годов, когда конкуренция различных направлений особенно обострилась, а в 1924-1925 состоялась Первая всеобщая германская художественная выставка в Москве, Ленинграде и Саратове, где выставили свои работы яркие представители немецкого экспрессионизма.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

С 1930-х годов пути русских экспрессионистов расходились — одни подстраивались под новую официальную линию, получившую название соцреализм, другие подавались в слой непризнанных и даже маргинальных творцов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Однако всем им нельзя отказать в огромном вкладе в отечественную культуру: духовные и изобразительные поиски в живописи, рисунке, гравюре и скульптуре, а также печатной книге, плакате и монументальных произведениях, чрезвычайно расширили горизонты русского авангарда, сделали его доступным для зарубежного художественного языка и создали много культурных памятников и летописей.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Русский экспрессионизм заметно более ярок и жизнелюбив, чем склонный к упадничеству и безумию западный жанр, он использовал неправильность и обостренность линий и образов для акцента на чувствах, из которых всегда вырывался заряд надежды.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть работы приверженцев «низового» творчества русской провинции, с использованием архаических традиций лубка, расписных подносов, игрушек, прялок, посуды, одежды, всевозможных вывесок, примитивных форм и резких красок, — это Илья Машков (Портрет мальчика в расписной рубашке», «Натюрморт с виноградом»), Михаил Ларионов («Портрет Фонвизина»), Наталия Гончарова («Борцы», квадриптих «Евангелисты»). Их совместная экспозиция состоялась в 1910 году в Москве, на выставке «Бубновый валет».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На экспрессионистском творчестве Мстислава Добужинского и Бориса Григорьева отразились готические, меланхоличные приемы мирискусников, ищущих мотив надлома и тревоги в городских фасадах, уличных типажах, выразительных в своем одиночестве, многослойности театральных и карнавальных композиций.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Это есть в гротескном и мистическом «Портрете Всеволода Мейерхольда», который был написан Григорьевым за год до революции и гибели прежней культуры, или в «Видении рыцаря» Александра Яковлева, напоминающем о «Пляске Смерти» Ганса Гольбейна. Работы Добужинского показывают жизнь Петрограда после катаклизмов, в которой индустриальный подъем показан как некое потустороннее зло.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Черты экспрессионизма были позаимствованы советской идеологией для пропаганды социализма в монументальном искусстве — панно, больших полотнах, росписях зданий, дворцов культуры, выставочных залов, домов отдыха. Чаще они создавались к различным памятным датам, однако не всегда носили парадный и оптимистический оттенок, зачастую в них содержался социально-укоризненный подтекст, например в изображениях инвалидов войны.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Отличились экспрессионисты и в печатной графике, создав совершенно автономный пласт — малотиражные поэтические сборники под наименованием «футуристические книги». Эта техника сознательно шла наперекор устоявшимся традициям: печать на оберточной или обойной бумаге, нередкое письмо от руки, стилизация под старинные манускрипты и даже наскальное рисование. Рисунки тушью или литографические иллюстрации придавали выразительность с элементами агрессии, а тексты Алексея Крученых или Велимира Хлебникова становились отдельным изобразительным компонентом.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Петроград, а позже Ленинград, имея ореол «мистического города», сыграл особую роль в становлении русского экспрессионизма. Самым большим объединением в городе был «Круг художников» (1926-1932), активно ищущий новые решения и художественные средства. А самым известным основоположником мистической живописи вне быта был, несомненно, Павел Филонов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Но в то же время тема индустриального развития, производства, построения «нового человека», послевоенных разрушений, угасших окраин, контрастировала с душевными летними пейзажами, картинами молодости и дружбы, таинственной романтики ночных проспектов и огоньков в жилых зданиях (Алексей Карев, Евгения Эвенбах, Николай Костров).

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Всего на экспозиции представлены 250 произведений живописи, графики и скульптуры 1900- 1930-х годов из собрания Русского музея. Это первое в России и в мире монографическое собрание этого жанра и продолжение ряда монографических выставок Русского музея на тему основных течений в русском искусстве начала ХХ века — «Символизм в России», «Русский импрессионизм», «Неоклассицизм в России».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

8 октября 2018.
Текст и фото Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.