Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.

Русский экспрессионизм

Ранний русский экспрессионизм был сформирован на основе бунта нового поколения, чуткого к роковым предзнаменованиям в общественной жизни, против идеалов старой школы, которые ценили спокойный и идеалистический взгляд на окружающий мир, отражающийся в «буржуазном» академическом искусстве.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Под всем этим подразумевались такие неоднородные типы, как салонная живопись с налетом аристократизма, грамотность и техничность передвижников, оторванный от жизни оптимизм Союза русских художников, пассивная меланхоличность членов сообществ «Мир искусства» и «Голубая роза».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Художники-экспрессионисты поставили во главу угла свое протестное душевное состояние, внутренние противоречия, под влиянием которых технические приемы стали жесткими и упрощенными, а изобразительные средства — лаконичными и монотонными. Кружков и совместных экспозиций они не формировали, примыкая в основном к выставкам «Союза молодежи», «Мира искусства», «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и других групп, предоставляющих площадку для новаторов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Переломным моментом стал рубеж 1910-1920-х годов, когда конкуренция различных направлений особенно обострилась, а в 1924-1925 состоялась Первая всеобщая германская художественная выставка в Москве, Ленинграде и Саратове, где выставили свои работы яркие представители немецкого экспрессионизма.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

С 1930-х годов пути русских экспрессионистов расходились — одни подстраивались под новую официальную линию, получившую название соцреализм, другие подавались в слой непризнанных и даже маргинальных творцов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Однако всем им нельзя отказать в огромном вкладе в отечественную культуру: духовные и изобразительные поиски в живописи, рисунке, гравюре и скульптуре, а также печатной книге, плакате и монументальных произведениях, чрезвычайно расширили горизонты русского авангарда, сделали его доступным для зарубежного художественного языка и создали много культурных памятников и летописей.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Русский экспрессионизм заметно более ярок и жизнелюбив, чем склонный к упадничеству и безумию западный жанр, он использовал неправильность и обостренность линий и образов для акцента на чувствах, из которых всегда вырывался заряд надежды.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть работы приверженцев «низового» творчества русской провинции, с использованием архаических традиций лубка, расписных подносов, игрушек, прялок, посуды, одежды, всевозможных вывесок, примитивных форм и резких красок, — это Илья Машков (Портрет мальчика в расписной рубашке», «Натюрморт с виноградом»), Михаил Ларионов («Портрет Фонвизина»), Наталия Гончарова («Борцы», квадриптих «Евангелисты»). Их совместная экспозиция состоялась в 1910 году в Москве, на выставке «Бубновый валет».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На экспрессионистском творчестве Мстислава Добужинского и Бориса Григорьева отразились готические, меланхоличные приемы мирискусников, ищущих мотив надлома и тревоги в городских фасадах, уличных типажах, выразительных в своем одиночестве, многослойности театральных и карнавальных композиций.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Это есть в гротескном и мистическом «Портрете Всеволода Мейерхольда», который был написан Григорьевым за год до революции и гибели прежней культуры, или в «Видении рыцаря» Александра Яковлева, напоминающем о «Пляске Смерти» Ганса Гольбейна. Работы Добужинского показывают жизнь Петрограда после катаклизмов, в которой индустриальный подъем показан как некое потустороннее зло.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Черты экспрессионизма были позаимствованы советской идеологией для пропаганды социализма в монументальном искусстве — панно, больших полотнах, росписях зданий, дворцов культуры, выставочных залов, домов отдыха. Чаще они создавались к различным памятным датам, однако не всегда носили парадный и оптимистический оттенок, зачастую в них содержался социально-укоризненный подтекст, например в изображениях инвалидов войны.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Отличились экспрессионисты и в печатной графике, создав совершенно автономный пласт — малотиражные поэтические сборники под наименованием «футуристические книги». Эта техника сознательно шла наперекор устоявшимся традициям: печать на оберточной или обойной бумаге, нередкое письмо от руки, стилизация под старинные манускрипты и даже наскальное рисование. Рисунки тушью или литографические иллюстрации придавали выразительность с элементами агрессии, а тексты Алексея Крученых или Велимира Хлебникова становились отдельным изобразительным компонентом.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Петроград, а позже Ленинград, имея ореол «мистического города», сыграл особую роль в становлении русского экспрессионизма. Самым большим объединением в городе был «Круг художников» (1926-1932), активно ищущий новые решения и художественные средства. А самым известным основоположником мистической живописи вне быта был, несомненно, Павел Филонов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Но в то же время тема индустриального развития, производства, построения «нового человека», послевоенных разрушений, угасших окраин, контрастировала с душевными летними пейзажами, картинами молодости и дружбы, таинственной романтики ночных проспектов и огоньков в жилых зданиях (Алексей Карев, Евгения Эвенбах, Николай Костров).

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Всего на экспозиции представлены 250 произведений живописи, графики и скульптуры 1900- 1930-х годов из собрания Русского музея. Это первое в России и в мире монографическое собрание этого жанра и продолжение ряда монографических выставок Русского музея на тему основных течений в русском искусстве начала ХХ века — «Символизм в России», «Русский импрессионизм», «Неоклассицизм в России».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

8 октября 2018.
Текст и фото Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

шоу "Торук. Первый полет"

Торук — спаситель Древа жизни на Пандоре

Тех, кому довелось побывать на любом шоу канадского Cirque Du Soleil, можно считать счастливчиками — этот цирк всегда делает красочные представления, которыми невозможно не восхищаться. Теперь в сотрудничестве с Джэймсом Кэмероном, подарившим миру «Аватар», цирк сделал спектакль-приквел к картине.

Дом авиаторов

Они защищали балтийское небо…

Во Всеволожске открылся новый музей. Пока о нем широко не сообщается в СМИ. И все-таки он уже существует, но пока работает в тестовом режиме. Первый «десант» — члены общественного объединения «Дом музеев» — высадился здесь в конце апреля. Знакомство музейщиков с этим необычным домом подтвердило: такого, пожалуй, в музейной среде еще не бывало. Ведь Дом авиаторов — так называется филиал музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» во Всеволожске — это музей нового типа. Мультимедийная составляющая позволяет почувствовать себя свидетелем событий тех времен. Многое можно практически увидеть — вплоть до виртуального участия в тренировочном бою.