Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.

Русский экспрессионизм

Ранний русский экспрессионизм был сформирован на основе бунта нового поколения, чуткого к роковым предзнаменованиям в общественной жизни, против идеалов старой школы, которые ценили спокойный и идеалистический взгляд на окружающий мир, отражающийся в «буржуазном» академическом искусстве.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Под всем этим подразумевались такие неоднородные типы, как салонная живопись с налетом аристократизма, грамотность и техничность передвижников, оторванный от жизни оптимизм Союза русских художников, пассивная меланхоличность членов сообществ «Мир искусства» и «Голубая роза».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Художники-экспрессионисты поставили во главу угла свое протестное душевное состояние, внутренние противоречия, под влиянием которых технические приемы стали жесткими и упрощенными, а изобразительные средства — лаконичными и монотонными. Кружков и совместных экспозиций они не формировали, примыкая в основном к выставкам «Союза молодежи», «Мира искусства», «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и других групп, предоставляющих площадку для новаторов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Переломным моментом стал рубеж 1910-1920-х годов, когда конкуренция различных направлений особенно обострилась, а в 1924-1925 состоялась Первая всеобщая германская художественная выставка в Москве, Ленинграде и Саратове, где выставили свои работы яркие представители немецкого экспрессионизма.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

С 1930-х годов пути русских экспрессионистов расходились — одни подстраивались под новую официальную линию, получившую название соцреализм, другие подавались в слой непризнанных и даже маргинальных творцов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Однако всем им нельзя отказать в огромном вкладе в отечественную культуру: духовные и изобразительные поиски в живописи, рисунке, гравюре и скульптуре, а также печатной книге, плакате и монументальных произведениях, чрезвычайно расширили горизонты русского авангарда, сделали его доступным для зарубежного художественного языка и создали много культурных памятников и летописей.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Русский экспрессионизм заметно более ярок и жизнелюбив, чем склонный к упадничеству и безумию западный жанр, он использовал неправильность и обостренность линий и образов для акцента на чувствах, из которых всегда вырывался заряд надежды.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть работы приверженцев «низового» творчества русской провинции, с использованием архаических традиций лубка, расписных подносов, игрушек, прялок, посуды, одежды, всевозможных вывесок, примитивных форм и резких красок, — это Илья Машков (Портрет мальчика в расписной рубашке», «Натюрморт с виноградом»), Михаил Ларионов («Портрет Фонвизина»), Наталия Гончарова («Борцы», квадриптих «Евангелисты»). Их совместная экспозиция состоялась в 1910 году в Москве, на выставке «Бубновый валет».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На экспрессионистском творчестве Мстислава Добужинского и Бориса Григорьева отразились готические, меланхоличные приемы мирискусников, ищущих мотив надлома и тревоги в городских фасадах, уличных типажах, выразительных в своем одиночестве, многослойности театральных и карнавальных композиций.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Это есть в гротескном и мистическом «Портрете Всеволода Мейерхольда», который был написан Григорьевым за год до революции и гибели прежней культуры, или в «Видении рыцаря» Александра Яковлева, напоминающем о «Пляске Смерти» Ганса Гольбейна. Работы Добужинского показывают жизнь Петрограда после катаклизмов, в которой индустриальный подъем показан как некое потустороннее зло.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Черты экспрессионизма были позаимствованы советской идеологией для пропаганды социализма в монументальном искусстве — панно, больших полотнах, росписях зданий, дворцов культуры, выставочных залов, домов отдыха. Чаще они создавались к различным памятным датам, однако не всегда носили парадный и оптимистический оттенок, зачастую в них содержался социально-укоризненный подтекст, например в изображениях инвалидов войны.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Отличились экспрессионисты и в печатной графике, создав совершенно автономный пласт — малотиражные поэтические сборники под наименованием «футуристические книги». Эта техника сознательно шла наперекор устоявшимся традициям: печать на оберточной или обойной бумаге, нередкое письмо от руки, стилизация под старинные манускрипты и даже наскальное рисование. Рисунки тушью или литографические иллюстрации придавали выразительность с элементами агрессии, а тексты Алексея Крученых или Велимира Хлебникова становились отдельным изобразительным компонентом.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Петроград, а позже Ленинград, имея ореол «мистического города», сыграл особую роль в становлении русского экспрессионизма. Самым большим объединением в городе был «Круг художников» (1926-1932), активно ищущий новые решения и художественные средства. А самым известным основоположником мистической живописи вне быта был, несомненно, Павел Филонов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Но в то же время тема индустриального развития, производства, построения «нового человека», послевоенных разрушений, угасших окраин, контрастировала с душевными летними пейзажами, картинами молодости и дружбы, таинственной романтики ночных проспектов и огоньков в жилых зданиях (Алексей Карев, Евгения Эвенбах, Николай Костров).

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Всего на экспозиции представлены 250 произведений живописи, графики и скульптуры 1900- 1930-х годов из собрания Русского музея. Это первое в России и в мире монографическое собрание этого жанра и продолжение ряда монографических выставок Русского музея на тему основных течений в русском искусстве начала ХХ века — «Символизм в России», «Русский импрессионизм», «Неоклассицизм в России».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

8 октября 2018.
Текст и фото Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Олег Куликов

Олег Куликов: В театре мне важен эксперимент

В конце уходящего года поклонников Театра Эстрады имени Аркадия Райкина ждет сюрприз – 30 и 31 декабря здесь состоится премьера спектакля «Конопатая девчонка» с Юрием Гальцевым в главной роли. Ставит спектакль режиссер Олег Куликов. Ровно год назад на этой сцене он представил публике свой вариант пьесы Евгения Гришковца и Анны Матисон «Дом» и тоже вывел на сцену худрука театра. Причем в очень необычном для него образе. Олег Куликов рассказал «Петербургскому авангарду» о новой постановке.

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.