Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.

Русский экспрессионизм

Ранний русский экспрессионизм был сформирован на основе бунта нового поколения, чуткого к роковым предзнаменованиям в общественной жизни, против идеалов старой школы, которые ценили спокойный и идеалистический взгляд на окружающий мир, отражающийся в «буржуазном» академическом искусстве.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Под всем этим подразумевались такие неоднородные типы, как салонная живопись с налетом аристократизма, грамотность и техничность передвижников, оторванный от жизни оптимизм Союза русских художников, пассивная меланхоличность членов сообществ «Мир искусства» и «Голубая роза».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Художники-экспрессионисты поставили во главу угла свое протестное душевное состояние, внутренние противоречия, под влиянием которых технические приемы стали жесткими и упрощенными, а изобразительные средства — лаконичными и монотонными. Кружков и совместных экспозиций они не формировали, примыкая в основном к выставкам «Союза молодежи», «Мира искусства», «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и других групп, предоставляющих площадку для новаторов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Переломным моментом стал рубеж 1910-1920-х годов, когда конкуренция различных направлений особенно обострилась, а в 1924-1925 состоялась Первая всеобщая германская художественная выставка в Москве, Ленинграде и Саратове, где выставили свои работы яркие представители немецкого экспрессионизма.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

С 1930-х годов пути русских экспрессионистов расходились — одни подстраивались под новую официальную линию, получившую название соцреализм, другие подавались в слой непризнанных и даже маргинальных творцов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Однако всем им нельзя отказать в огромном вкладе в отечественную культуру: духовные и изобразительные поиски в живописи, рисунке, гравюре и скульптуре, а также печатной книге, плакате и монументальных произведениях, чрезвычайно расширили горизонты русского авангарда, сделали его доступным для зарубежного художественного языка и создали много культурных памятников и летописей.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Русский экспрессионизм заметно более ярок и жизнелюбив, чем склонный к упадничеству и безумию западный жанр, он использовал неправильность и обостренность линий и образов для акцента на чувствах, из которых всегда вырывался заряд надежды.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть работы приверженцев «низового» творчества русской провинции, с использованием архаических традиций лубка, расписных подносов, игрушек, прялок, посуды, одежды, всевозможных вывесок, примитивных форм и резких красок, — это Илья Машков (Портрет мальчика в расписной рубашке», «Натюрморт с виноградом»), Михаил Ларионов («Портрет Фонвизина»), Наталия Гончарова («Борцы», квадриптих «Евангелисты»). Их совместная экспозиция состоялась в 1910 году в Москве, на выставке «Бубновый валет».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На экспрессионистском творчестве Мстислава Добужинского и Бориса Григорьева отразились готические, меланхоличные приемы мирискусников, ищущих мотив надлома и тревоги в городских фасадах, уличных типажах, выразительных в своем одиночестве, многослойности театральных и карнавальных композиций.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Это есть в гротескном и мистическом «Портрете Всеволода Мейерхольда», который был написан Григорьевым за год до революции и гибели прежней культуры, или в «Видении рыцаря» Александра Яковлева, напоминающем о «Пляске Смерти» Ганса Гольбейна. Работы Добужинского показывают жизнь Петрограда после катаклизмов, в которой индустриальный подъем показан как некое потустороннее зло.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Черты экспрессионизма были позаимствованы советской идеологией для пропаганды социализма в монументальном искусстве — панно, больших полотнах, росписях зданий, дворцов культуры, выставочных залов, домов отдыха. Чаще они создавались к различным памятным датам, однако не всегда носили парадный и оптимистический оттенок, зачастую в них содержался социально-укоризненный подтекст, например в изображениях инвалидов войны.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Отличились экспрессионисты и в печатной графике, создав совершенно автономный пласт — малотиражные поэтические сборники под наименованием «футуристические книги». Эта техника сознательно шла наперекор устоявшимся традициям: печать на оберточной или обойной бумаге, нередкое письмо от руки, стилизация под старинные манускрипты и даже наскальное рисование. Рисунки тушью или литографические иллюстрации придавали выразительность с элементами агрессии, а тексты Алексея Крученых или Велимира Хлебникова становились отдельным изобразительным компонентом.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Петроград, а позже Ленинград, имея ореол «мистического города», сыграл особую роль в становлении русского экспрессионизма. Самым большим объединением в городе был «Круг художников» (1926-1932), активно ищущий новые решения и художественные средства. А самым известным основоположником мистической живописи вне быта был, несомненно, Павел Филонов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Но в то же время тема индустриального развития, производства, построения «нового человека», послевоенных разрушений, угасших окраин, контрастировала с душевными летними пейзажами, картинами молодости и дружбы, таинственной романтики ночных проспектов и огоньков в жилых зданиях (Алексей Карев, Евгения Эвенбах, Николай Костров).

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Всего на экспозиции представлены 250 произведений живописи, графики и скульптуры 1900- 1930-х годов из собрания Русского музея. Это первое в России и в мире монографическое собрание этого жанра и продолжение ряда монографических выставок Русского музея на тему основных течений в русском искусстве начала ХХ века — «Символизм в России», «Русский импрессионизм», «Неоклассицизм в России».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

8 октября 2018.
Текст и фото Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.