Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.

Русский экспрессионизм

Ранний русский экспрессионизм был сформирован на основе бунта нового поколения, чуткого к роковым предзнаменованиям в общественной жизни, против идеалов старой школы, которые ценили спокойный и идеалистический взгляд на окружающий мир, отражающийся в «буржуазном» академическом искусстве.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Под всем этим подразумевались такие неоднородные типы, как салонная живопись с налетом аристократизма, грамотность и техничность передвижников, оторванный от жизни оптимизм Союза русских художников, пассивная меланхоличность членов сообществ «Мир искусства» и «Голубая роза».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Художники-экспрессионисты поставили во главу угла свое протестное душевное состояние, внутренние противоречия, под влиянием которых технические приемы стали жесткими и упрощенными, а изобразительные средства — лаконичными и монотонными. Кружков и совместных экспозиций они не формировали, примыкая в основном к выставкам «Союза молодежи», «Мира искусства», «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и других групп, предоставляющих площадку для новаторов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Переломным моментом стал рубеж 1910-1920-х годов, когда конкуренция различных направлений особенно обострилась, а в 1924-1925 состоялась Первая всеобщая германская художественная выставка в Москве, Ленинграде и Саратове, где выставили свои работы яркие представители немецкого экспрессионизма.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

С 1930-х годов пути русских экспрессионистов расходились — одни подстраивались под новую официальную линию, получившую название соцреализм, другие подавались в слой непризнанных и даже маргинальных творцов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Однако всем им нельзя отказать в огромном вкладе в отечественную культуру: духовные и изобразительные поиски в живописи, рисунке, гравюре и скульптуре, а также печатной книге, плакате и монументальных произведениях, чрезвычайно расширили горизонты русского авангарда, сделали его доступным для зарубежного художественного языка и создали много культурных памятников и летописей.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Русский экспрессионизм заметно более ярок и жизнелюбив, чем склонный к упадничеству и безумию западный жанр, он использовал неправильность и обостренность линий и образов для акцента на чувствах, из которых всегда вырывался заряд надежды.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть работы приверженцев «низового» творчества русской провинции, с использованием архаических традиций лубка, расписных подносов, игрушек, прялок, посуды, одежды, всевозможных вывесок, примитивных форм и резких красок, — это Илья Машков (Портрет мальчика в расписной рубашке», «Натюрморт с виноградом»), Михаил Ларионов («Портрет Фонвизина»), Наталия Гончарова («Борцы», квадриптих «Евангелисты»). Их совместная экспозиция состоялась в 1910 году в Москве, на выставке «Бубновый валет».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

На экспрессионистском творчестве Мстислава Добужинского и Бориса Григорьева отразились готические, меланхоличные приемы мирискусников, ищущих мотив надлома и тревоги в городских фасадах, уличных типажах, выразительных в своем одиночестве, многослойности театральных и карнавальных композиций.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Это есть в гротескном и мистическом «Портрете Всеволода Мейерхольда», который был написан Григорьевым за год до революции и гибели прежней культуры, или в «Видении рыцаря» Александра Яковлева, напоминающем о «Пляске Смерти» Ганса Гольбейна. Работы Добужинского показывают жизнь Петрограда после катаклизмов, в которой индустриальный подъем показан как некое потустороннее зло.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Черты экспрессионизма были позаимствованы советской идеологией для пропаганды социализма в монументальном искусстве — панно, больших полотнах, росписях зданий, дворцов культуры, выставочных залов, домов отдыха. Чаще они создавались к различным памятным датам, однако не всегда носили парадный и оптимистический оттенок, зачастую в них содержался социально-укоризненный подтекст, например в изображениях инвалидов войны.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Отличились экспрессионисты и в печатной графике, создав совершенно автономный пласт — малотиражные поэтические сборники под наименованием «футуристические книги». Эта техника сознательно шла наперекор устоявшимся традициям: печать на оберточной или обойной бумаге, нередкое письмо от руки, стилизация под старинные манускрипты и даже наскальное рисование. Рисунки тушью или литографические иллюстрации придавали выразительность с элементами агрессии, а тексты Алексея Крученых или Велимира Хлебникова становились отдельным изобразительным компонентом.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Петроград, а позже Ленинград, имея ореол «мистического города», сыграл особую роль в становлении русского экспрессионизма. Самым большим объединением в городе был «Круг художников» (1926-1932), активно ищущий новые решения и художественные средства. А самым известным основоположником мистической живописи вне быта был, несомненно, Павел Филонов.

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Но в то же время тема индустриального развития, производства, построения «нового человека», послевоенных разрушений, угасших окраин, контрастировала с душевными летними пейзажами, картинами молодости и дружбы, таинственной романтики ночных проспектов и огоньков в жилых зданиях (Алексей Карев, Евгения Эвенбах, Николай Костров).

«Экспрессионизм в русском искусстве»

Всего на экспозиции представлены 250 произведений живописи, графики и скульптуры 1900- 1930-х годов из собрания Русского музея. Это первое в России и в мире монографическое собрание этого жанра и продолжение ряда монографических выставок Русского музея на тему основных течений в русском искусстве начала ХХ века — «Символизм в России», «Русский импрессионизм», «Неоклассицизм в России».

«Экспрессионизм в русском искусстве»

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

8 октября 2018.
Текст и фото Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…