Две грани ночи в Этнографическом музее

Выставка «Царство ночи. Образы ночи в русской народной культуры» в Этнографическим музее объединяет в себе две составляющие — документальную (размышления о ночи через фотографии, рисунки и предметы быта, связанные с утилитарными приметами времени отдыха, сна и недомогания) и художественно-мистическую, призванную показать отношение русского народа к темному времени суток как к чему-то сакральному, таинственному, приближающему нас к потусторонним злым и добрым силам.

Царство ночи в Этнографическом музее

Экспозиция демонстрирует, что столь трепетное и даже тревожное отношение простого народа к образам ночи связано со сложной компиляцией языческого мировоззрения, знаний, почерпнутых из средневековой науки, христианской картины мира и базовых компонентов народного быта. Ночь воспринималась как символ покоя после монотонной дневной рутины и одновременно — пристанище опасности и тайны. В конце XIX — нач але XX века такие убеждения сохранялись в основном в селах и провинциальных городах.

Среди экспонатов можно увидеть постельные принадлежности — наволочки, покрывала, наматрасники, а также «дерюжки» — детские одеяльца, подзоры, появившиеся в русской деревне одновременно с кроватью, получившей распространение в зажиточных домах во второй половине XIX века, как и детская колыбель.

Царство ночи в Этнографическом музее

Прежде крестьяне пользовались подушками и матрасами, набитыми соломой и обтянутыми грубой льняной материей, а вместо одеял укрывались старой шубой. Основным ложем служила лавка, врубленная одной стороной в стену, — к ней приставляли скамью с перекидной спинкой. Детскую люльку подвешивали под потолок на длинной палке и защищали пологом, а также клали в нее различные обереги, отгоняющие от ребенка злые силы. Но в княжеских и боярских семьях кровати не были диковинкой уже в XVII веке.

К экспонатам прилагаются также тексты заговоров, которые полагалось прочитать перед сном, их сущность была в том, чтобы попросить у высших добрых сил защиты от темных и опасных духов. Особенно важны были колыбельные, которые обязательно матери должны были петь младенцам, чтобы уберечь их от «ночницы» (так в старые времена называли бессонницу).

Царство ночи в Этнографическом музее

Выставка реконструирует крестьянское жилище со всеми атрибутами отхода ко сну. Можно увидеть даже рукомойник и лохань, в которых люди непременно умывались утром и вечером, считая, что к чистому не пристанет дурное.

Но другие интерьеры и обстановочные сцены посвящены скорее суевериям и мистике, чем быту и гигиене. Например, можно увидеть, как обустраивали ложе для молодоженов в первую ночь супружества, — снопы ржи и овса клали на кровать с пожеланиями богатства и рождения детей, уздечка символизировала крепость брачных уз, талисманами от злых сил были ножи, кочерга, полено. Рядом ставили кадки с зерном или мешки с мукой, как залог будущей сытой и обильной жизни семьи. Украшали кровать белые простыни с причудливо расшитыми подзорами. Люди считали, что именно в брачную ночь закладываются основы будущей жизни новой семьи и ее потомства.

Царство ночи в Этнографическом музее

Кроме того, ночи приписывались целительные силы, удобные для проведения магических обрядов, которые защищали людей от эпидемий и мора скота. Согласно одному из них, женщины на протяжении ночи ткали холст для «обыденной ткани». Этот холст вешали на кресты, на сельские храмы, или вдоль тех дорог, по которым предположительно могла прийти болезнь. Ткань должна была впитать хворь, а затем ее сжигали. На выставке показан сам холст и инструменты для пряжи и ткачества.

Царство ночи в Этнографическом музее

И конечно, одно из самых романтических предназначений ночи в понимании русского народа — это гадания и чудеса. Согласно древним календарям, именно ночи приписывался шанс узнавать будущее, толковать сновидения, общаться со сверхъестественными силами через сакральные предметы. Для этого нужно было уединиться в таких местах, где могла селиться нечистая сила. Самыми могущественными волшебными свойствами наделяли те ночи, которые приходились на канун главных христианских праздников — Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи и Рождества Иоанна Крестителя (ночь на Ивана Купала). Люди верили, что в это время луна и звезды светят ярче, на землю приходят души предков, вода в водоемах становится целебной, распускаются удивительные растения, дарующие знания, а также именно в эти ночи можно обнаружить самые драгоценные и древние клады.

Царство ночи в Этнографическом музее

Эту часть выставки иллюстрируют символы и атрибуты празднований и обрядов — кадило, зеркала, подсвечники, пасхальные яйца, пряничные рождественские козули.

Но наши предки видели в ночи и темную сторону магии, которая особенно расцветала в дни Святок (две первые недели января). В это время на землю якобы приходили злые духи из потустороннего мира. Чтобы справиться со своими страхами перед необъяснимым, молодежь изображала «бесовских ряженых» — одевалась в одежду из рогожи и закрывали лица масками, а потом пугала односельчан.

Царство ночи в Этнографическом музее

Несомненным украшением выставки являются литографии Бориса Забирохина, художника-графика из Петербурга, чьей излюбленной темой является мистика, фантазии и языческие древние образы. Он хорошо знаком с народными верованиями и жуткими легендами, и передает их в своей графике с точностью и особой душевностью. На этих литографиях, гротескных и в то же время живых, можно увидеть русалок, кикимор, водяных, упырей, оборотней, леших, домовых. И кажется, что художник передал их облик очень близко к представлениям народа.

Также на выставке показаны фотографии и интерактивные презентации, из которых можно узнать, как русский народ толковал устройство Вселенной, назначение Луны, Созвездий и планет.

Царство ночи в Этнографическом музее

Эта красивая экспозиция вызывает у нас воспоминания о потаенных страхах, мечтах и фантазиях, благодаря которым мы даже в такой стремительный и технологичный век сохраняем общность с нашими предками — с особыми чувствами ждем новогодней ночи, любим «пощекотать нервы» в Хэллоуин, любуемся звездным небом и именно перед сном остаемся наедине с собой и думаем о самом сокровенном.

Посетить выставку петербуржцы смогут до 25 марта.

Царство ночи в Этнографическом музее

15 марта 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.