Две грани ночи в Этнографическом музее

Выставка «Царство ночи. Образы ночи в русской народной культуры» в Этнографическим музее объединяет в себе две составляющие — документальную (размышления о ночи через фотографии, рисунки и предметы быта, связанные с утилитарными приметами времени отдыха, сна и недомогания) и художественно-мистическую, призванную показать отношение русского народа к темному времени суток как к чему-то сакральному, таинственному, приближающему нас к потусторонним злым и добрым силам.

Царство ночи в Этнографическом музее

Экспозиция демонстрирует, что столь трепетное и даже тревожное отношение простого народа к образам ночи связано со сложной компиляцией языческого мировоззрения, знаний, почерпнутых из средневековой науки, христианской картины мира и базовых компонентов народного быта. Ночь воспринималась как символ покоя после монотонной дневной рутины и одновременно — пристанище опасности и тайны. В конце XIX — нач але XX века такие убеждения сохранялись в основном в селах и провинциальных городах.

Среди экспонатов можно увидеть постельные принадлежности — наволочки, покрывала, наматрасники, а также «дерюжки» — детские одеяльца, подзоры, появившиеся в русской деревне одновременно с кроватью, получившей распространение в зажиточных домах во второй половине XIX века, как и детская колыбель.

Царство ночи в Этнографическом музее

Прежде крестьяне пользовались подушками и матрасами, набитыми соломой и обтянутыми грубой льняной материей, а вместо одеял укрывались старой шубой. Основным ложем служила лавка, врубленная одной стороной в стену, — к ней приставляли скамью с перекидной спинкой. Детскую люльку подвешивали под потолок на длинной палке и защищали пологом, а также клали в нее различные обереги, отгоняющие от ребенка злые силы. Но в княжеских и боярских семьях кровати не были диковинкой уже в XVII веке.

К экспонатам прилагаются также тексты заговоров, которые полагалось прочитать перед сном, их сущность была в том, чтобы попросить у высших добрых сил защиты от темных и опасных духов. Особенно важны были колыбельные, которые обязательно матери должны были петь младенцам, чтобы уберечь их от «ночницы» (так в старые времена называли бессонницу).

Царство ночи в Этнографическом музее

Выставка реконструирует крестьянское жилище со всеми атрибутами отхода ко сну. Можно увидеть даже рукомойник и лохань, в которых люди непременно умывались утром и вечером, считая, что к чистому не пристанет дурное.

Но другие интерьеры и обстановочные сцены посвящены скорее суевериям и мистике, чем быту и гигиене. Например, можно увидеть, как обустраивали ложе для молодоженов в первую ночь супружества, — снопы ржи и овса клали на кровать с пожеланиями богатства и рождения детей, уздечка символизировала крепость брачных уз, талисманами от злых сил были ножи, кочерга, полено. Рядом ставили кадки с зерном или мешки с мукой, как залог будущей сытой и обильной жизни семьи. Украшали кровать белые простыни с причудливо расшитыми подзорами. Люди считали, что именно в брачную ночь закладываются основы будущей жизни новой семьи и ее потомства.

Царство ночи в Этнографическом музее

Кроме того, ночи приписывались целительные силы, удобные для проведения магических обрядов, которые защищали людей от эпидемий и мора скота. Согласно одному из них, женщины на протяжении ночи ткали холст для «обыденной ткани». Этот холст вешали на кресты, на сельские храмы, или вдоль тех дорог, по которым предположительно могла прийти болезнь. Ткань должна была впитать хворь, а затем ее сжигали. На выставке показан сам холст и инструменты для пряжи и ткачества.

Царство ночи в Этнографическом музее

И конечно, одно из самых романтических предназначений ночи в понимании русского народа — это гадания и чудеса. Согласно древним календарям, именно ночи приписывался шанс узнавать будущее, толковать сновидения, общаться со сверхъестественными силами через сакральные предметы. Для этого нужно было уединиться в таких местах, где могла селиться нечистая сила. Самыми могущественными волшебными свойствами наделяли те ночи, которые приходились на канун главных христианских праздников — Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи и Рождества Иоанна Крестителя (ночь на Ивана Купала). Люди верили, что в это время луна и звезды светят ярче, на землю приходят души предков, вода в водоемах становится целебной, распускаются удивительные растения, дарующие знания, а также именно в эти ночи можно обнаружить самые драгоценные и древние клады.

Царство ночи в Этнографическом музее

Эту часть выставки иллюстрируют символы и атрибуты празднований и обрядов — кадило, зеркала, подсвечники, пасхальные яйца, пряничные рождественские козули.

Но наши предки видели в ночи и темную сторону магии, которая особенно расцветала в дни Святок (две первые недели января). В это время на землю якобы приходили злые духи из потустороннего мира. Чтобы справиться со своими страхами перед необъяснимым, молодежь изображала «бесовских ряженых» — одевалась в одежду из рогожи и закрывали лица масками, а потом пугала односельчан.

Царство ночи в Этнографическом музее

Несомненным украшением выставки являются литографии Бориса Забирохина, художника-графика из Петербурга, чьей излюбленной темой является мистика, фантазии и языческие древние образы. Он хорошо знаком с народными верованиями и жуткими легендами, и передает их в своей графике с точностью и особой душевностью. На этих литографиях, гротескных и в то же время живых, можно увидеть русалок, кикимор, водяных, упырей, оборотней, леших, домовых. И кажется, что художник передал их облик очень близко к представлениям народа.

Также на выставке показаны фотографии и интерактивные презентации, из которых можно узнать, как русский народ толковал устройство Вселенной, назначение Луны, Созвездий и планет.

Царство ночи в Этнографическом музее

Эта красивая экспозиция вызывает у нас воспоминания о потаенных страхах, мечтах и фантазиях, благодаря которым мы даже в такой стремительный и технологичный век сохраняем общность с нашими предками — с особыми чувствами ждем новогодней ночи, любим «пощекотать нервы» в Хэллоуин, любуемся звездным небом и именно перед сном остаемся наедине с собой и думаем о самом сокровенном.

Посетить выставку петербуржцы смогут до 25 марта.

Царство ночи в Этнографическом музее

15 марта 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.