Две грани ночи в Этнографическом музее

Выставка «Царство ночи. Образы ночи в русской народной культуры» в Этнографическим музее объединяет в себе две составляющие — документальную (размышления о ночи через фотографии, рисунки и предметы быта, связанные с утилитарными приметами времени отдыха, сна и недомогания) и художественно-мистическую, призванную показать отношение русского народа к темному времени суток как к чему-то сакральному, таинственному, приближающему нас к потусторонним злым и добрым силам.

Царство ночи в Этнографическом музее

Экспозиция демонстрирует, что столь трепетное и даже тревожное отношение простого народа к образам ночи связано со сложной компиляцией языческого мировоззрения, знаний, почерпнутых из средневековой науки, христианской картины мира и базовых компонентов народного быта. Ночь воспринималась как символ покоя после монотонной дневной рутины и одновременно — пристанище опасности и тайны. В конце XIX — нач але XX века такие убеждения сохранялись в основном в селах и провинциальных городах.

Среди экспонатов можно увидеть постельные принадлежности — наволочки, покрывала, наматрасники, а также «дерюжки» — детские одеяльца, подзоры, появившиеся в русской деревне одновременно с кроватью, получившей распространение в зажиточных домах во второй половине XIX века, как и детская колыбель.

Царство ночи в Этнографическом музее

Прежде крестьяне пользовались подушками и матрасами, набитыми соломой и обтянутыми грубой льняной материей, а вместо одеял укрывались старой шубой. Основным ложем служила лавка, врубленная одной стороной в стену, — к ней приставляли скамью с перекидной спинкой. Детскую люльку подвешивали под потолок на длинной палке и защищали пологом, а также клали в нее различные обереги, отгоняющие от ребенка злые силы. Но в княжеских и боярских семьях кровати не были диковинкой уже в XVII веке.

К экспонатам прилагаются также тексты заговоров, которые полагалось прочитать перед сном, их сущность была в том, чтобы попросить у высших добрых сил защиты от темных и опасных духов. Особенно важны были колыбельные, которые обязательно матери должны были петь младенцам, чтобы уберечь их от «ночницы» (так в старые времена называли бессонницу).

Царство ночи в Этнографическом музее

Выставка реконструирует крестьянское жилище со всеми атрибутами отхода ко сну. Можно увидеть даже рукомойник и лохань, в которых люди непременно умывались утром и вечером, считая, что к чистому не пристанет дурное.

Но другие интерьеры и обстановочные сцены посвящены скорее суевериям и мистике, чем быту и гигиене. Например, можно увидеть, как обустраивали ложе для молодоженов в первую ночь супружества, — снопы ржи и овса клали на кровать с пожеланиями богатства и рождения детей, уздечка символизировала крепость брачных уз, талисманами от злых сил были ножи, кочерга, полено. Рядом ставили кадки с зерном или мешки с мукой, как залог будущей сытой и обильной жизни семьи. Украшали кровать белые простыни с причудливо расшитыми подзорами. Люди считали, что именно в брачную ночь закладываются основы будущей жизни новой семьи и ее потомства.

Царство ночи в Этнографическом музее

Кроме того, ночи приписывались целительные силы, удобные для проведения магических обрядов, которые защищали людей от эпидемий и мора скота. Согласно одному из них, женщины на протяжении ночи ткали холст для «обыденной ткани». Этот холст вешали на кресты, на сельские храмы, или вдоль тех дорог, по которым предположительно могла прийти болезнь. Ткань должна была впитать хворь, а затем ее сжигали. На выставке показан сам холст и инструменты для пряжи и ткачества.

Царство ночи в Этнографическом музее

И конечно, одно из самых романтических предназначений ночи в понимании русского народа — это гадания и чудеса. Согласно древним календарям, именно ночи приписывался шанс узнавать будущее, толковать сновидения, общаться со сверхъестественными силами через сакральные предметы. Для этого нужно было уединиться в таких местах, где могла селиться нечистая сила. Самыми могущественными волшебными свойствами наделяли те ночи, которые приходились на канун главных христианских праздников — Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи и Рождества Иоанна Крестителя (ночь на Ивана Купала). Люди верили, что в это время луна и звезды светят ярче, на землю приходят души предков, вода в водоемах становится целебной, распускаются удивительные растения, дарующие знания, а также именно в эти ночи можно обнаружить самые драгоценные и древние клады.

Царство ночи в Этнографическом музее

Эту часть выставки иллюстрируют символы и атрибуты празднований и обрядов — кадило, зеркала, подсвечники, пасхальные яйца, пряничные рождественские козули.

Но наши предки видели в ночи и темную сторону магии, которая особенно расцветала в дни Святок (две первые недели января). В это время на землю якобы приходили злые духи из потустороннего мира. Чтобы справиться со своими страхами перед необъяснимым, молодежь изображала «бесовских ряженых» — одевалась в одежду из рогожи и закрывали лица масками, а потом пугала односельчан.

Царство ночи в Этнографическом музее

Несомненным украшением выставки являются литографии Бориса Забирохина, художника-графика из Петербурга, чьей излюбленной темой является мистика, фантазии и языческие древние образы. Он хорошо знаком с народными верованиями и жуткими легендами, и передает их в своей графике с точностью и особой душевностью. На этих литографиях, гротескных и в то же время живых, можно увидеть русалок, кикимор, водяных, упырей, оборотней, леших, домовых. И кажется, что художник передал их облик очень близко к представлениям народа.

Также на выставке показаны фотографии и интерактивные презентации, из которых можно узнать, как русский народ толковал устройство Вселенной, назначение Луны, Созвездий и планет.

Царство ночи в Этнографическом музее

Эта красивая экспозиция вызывает у нас воспоминания о потаенных страхах, мечтах и фантазиях, благодаря которым мы даже в такой стремительный и технологичный век сохраняем общность с нашими предками — с особыми чувствами ждем новогодней ночи, любим «пощекотать нервы» в Хэллоуин, любуемся звездным небом и именно перед сном остаемся наедине с собой и думаем о самом сокровенном.

Посетить выставку петербуржцы смогут до 25 марта.

Царство ночи в Этнографическом музее

15 марта 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.