Две грани ночи в Этнографическом музее

Выставка «Царство ночи. Образы ночи в русской народной культуры» в Этнографическим музее объединяет в себе две составляющие — документальную (размышления о ночи через фотографии, рисунки и предметы быта, связанные с утилитарными приметами времени отдыха, сна и недомогания) и художественно-мистическую, призванную показать отношение русского народа к темному времени суток как к чему-то сакральному, таинственному, приближающему нас к потусторонним злым и добрым силам.

Царство ночи в Этнографическом музее

Экспозиция демонстрирует, что столь трепетное и даже тревожное отношение простого народа к образам ночи связано со сложной компиляцией языческого мировоззрения, знаний, почерпнутых из средневековой науки, христианской картины мира и базовых компонентов народного быта. Ночь воспринималась как символ покоя после монотонной дневной рутины и одновременно — пристанище опасности и тайны. В конце XIX — нач але XX века такие убеждения сохранялись в основном в селах и провинциальных городах.

Среди экспонатов можно увидеть постельные принадлежности — наволочки, покрывала, наматрасники, а также «дерюжки» — детские одеяльца, подзоры, появившиеся в русской деревне одновременно с кроватью, получившей распространение в зажиточных домах во второй половине XIX века, как и детская колыбель.

Царство ночи в Этнографическом музее

Прежде крестьяне пользовались подушками и матрасами, набитыми соломой и обтянутыми грубой льняной материей, а вместо одеял укрывались старой шубой. Основным ложем служила лавка, врубленная одной стороной в стену, — к ней приставляли скамью с перекидной спинкой. Детскую люльку подвешивали под потолок на длинной палке и защищали пологом, а также клали в нее различные обереги, отгоняющие от ребенка злые силы. Но в княжеских и боярских семьях кровати не были диковинкой уже в XVII веке.

К экспонатам прилагаются также тексты заговоров, которые полагалось прочитать перед сном, их сущность была в том, чтобы попросить у высших добрых сил защиты от темных и опасных духов. Особенно важны были колыбельные, которые обязательно матери должны были петь младенцам, чтобы уберечь их от «ночницы» (так в старые времена называли бессонницу).

Царство ночи в Этнографическом музее

Выставка реконструирует крестьянское жилище со всеми атрибутами отхода ко сну. Можно увидеть даже рукомойник и лохань, в которых люди непременно умывались утром и вечером, считая, что к чистому не пристанет дурное.

Но другие интерьеры и обстановочные сцены посвящены скорее суевериям и мистике, чем быту и гигиене. Например, можно увидеть, как обустраивали ложе для молодоженов в первую ночь супружества, — снопы ржи и овса клали на кровать с пожеланиями богатства и рождения детей, уздечка символизировала крепость брачных уз, талисманами от злых сил были ножи, кочерга, полено. Рядом ставили кадки с зерном или мешки с мукой, как залог будущей сытой и обильной жизни семьи. Украшали кровать белые простыни с причудливо расшитыми подзорами. Люди считали, что именно в брачную ночь закладываются основы будущей жизни новой семьи и ее потомства.

Царство ночи в Этнографическом музее

Кроме того, ночи приписывались целительные силы, удобные для проведения магических обрядов, которые защищали людей от эпидемий и мора скота. Согласно одному из них, женщины на протяжении ночи ткали холст для «обыденной ткани». Этот холст вешали на кресты, на сельские храмы, или вдоль тех дорог, по которым предположительно могла прийти болезнь. Ткань должна была впитать хворь, а затем ее сжигали. На выставке показан сам холст и инструменты для пряжи и ткачества.

Царство ночи в Этнографическом музее

И конечно, одно из самых романтических предназначений ночи в понимании русского народа — это гадания и чудеса. Согласно древним календарям, именно ночи приписывался шанс узнавать будущее, толковать сновидения, общаться со сверхъестественными силами через сакральные предметы. Для этого нужно было уединиться в таких местах, где могла селиться нечистая сила. Самыми могущественными волшебными свойствами наделяли те ночи, которые приходились на канун главных христианских праздников — Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи и Рождества Иоанна Крестителя (ночь на Ивана Купала). Люди верили, что в это время луна и звезды светят ярче, на землю приходят души предков, вода в водоемах становится целебной, распускаются удивительные растения, дарующие знания, а также именно в эти ночи можно обнаружить самые драгоценные и древние клады.

Царство ночи в Этнографическом музее

Эту часть выставки иллюстрируют символы и атрибуты празднований и обрядов — кадило, зеркала, подсвечники, пасхальные яйца, пряничные рождественские козули.

Но наши предки видели в ночи и темную сторону магии, которая особенно расцветала в дни Святок (две первые недели января). В это время на землю якобы приходили злые духи из потустороннего мира. Чтобы справиться со своими страхами перед необъяснимым, молодежь изображала «бесовских ряженых» — одевалась в одежду из рогожи и закрывали лица масками, а потом пугала односельчан.

Царство ночи в Этнографическом музее

Несомненным украшением выставки являются литографии Бориса Забирохина, художника-графика из Петербурга, чьей излюбленной темой является мистика, фантазии и языческие древние образы. Он хорошо знаком с народными верованиями и жуткими легендами, и передает их в своей графике с точностью и особой душевностью. На этих литографиях, гротескных и в то же время живых, можно увидеть русалок, кикимор, водяных, упырей, оборотней, леших, домовых. И кажется, что художник передал их облик очень близко к представлениям народа.

Также на выставке показаны фотографии и интерактивные презентации, из которых можно узнать, как русский народ толковал устройство Вселенной, назначение Луны, Созвездий и планет.

Царство ночи в Этнографическом музее

Эта красивая экспозиция вызывает у нас воспоминания о потаенных страхах, мечтах и фантазиях, благодаря которым мы даже в такой стремительный и технологичный век сохраняем общность с нашими предками — с особыми чувствами ждем новогодней ночи, любим «пощекотать нервы» в Хэллоуин, любуемся звездным небом и именно перед сном остаемся наедине с собой и думаем о самом сокровенном.

Посетить выставку петербуржцы смогут до 25 марта.

Царство ночи в Этнографическом музее

15 марта 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.