Два Дон Кихота на Фонтанке

Фестиваль «Балтийский дом», который в 27-й раз стартовал в одноименном театре 3 октября, закрывается сегодня. В течение трех недель петербуржцы наслаждались творчеством театров из Белоруссии, Венгрии, Германии, Грузии, Дании, Казахстана, Латвии, Польши, России и Хорватии. Не обошлось без сюрпризов: 10 и 11 октября в Молодежном театре на Фонтанке встретились два Дон Кихота — из Москвы и Санкт-Петербурга.

Борис Романов и Андрей Шимко

Пожалуй, это было самое прекрасное противостояние двух российских столиц, что само по себе очень напоминает борьбу с ветряными мельницами. Минифестивальчик назвали так: арт-поход «Путями Дон Кихота». Столь необычной театральной акцией «Балтийский дом» отметил 470-летие Сервантеса, которое празднуется в этом году, 29 сентября.

Петербургские артисты 10 октября представили постановку Семена Спивака по пьесе Михаила Булгакова, которую часто называют завещанием писателя потомкам. При жизни Булгакова пьеса, написанная в 1938 году, ни разу не была поставлена или опубликована. В 2009 году благодаря своему «Дон Кихоту» Молодежный театр на Фонтанке стал лауреатом Международного фестиваля классики в Альмагро (Испания).

На следующий день, 11 октября, уже в рамках Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» свое представление о Дон Кихоте показали на сцене Молодежного театра актеры московского «Эрмитажа». Фантазию по мотивам романа Сервантеса и пьесы Булгакова режиссер Михаил Левитин поставил специально на актера Бориса Романова, который играет заглавную роль.

Арт-поход открылся вечером 10 октября в Измайловском саду, у фигуры Петербургского ангела, где встретились два единомышленника — режиссеры Семен Спивак и Михаил Левитин — и обратились к своим зрителям и артистам. По старой испанской традиции, они преломили хлеб и сыр.

Семен Спивак и Михаил Левитин

Семен Спивак рассказал, что работал над спектаклем в тяжелое для него время, когда умирала его мать. Тем не менее, он решился на постановку-размышление о том, как сделать жизнь ярче, веселее и светлее не только для себя, но и для окружающих, как сохранить возможность мечтать, фантазировать и творить. Таков петербургский Дон Кихот, которого изумительно играет актер Андрей Шимко.

Михаил Левитин тоже признался, что работа над постановкой давалась нелегко. Московский спектакль — о том, что старость и смерть приходят ко всем, и их надо встречать достойно, до последнего сохраняя желание любить и бороться за справедливость. Режиссера волновали темы свободы и бессмертия. «Мы размышляли о том, может ли немолодой человек воскресить в себе силы к жизни и затем достойно уйти. Ведь возраст, по сути, не играет никакой роли!» – сказал Михаил Левитин.

режиссер Михаил Левитин

Собственно, этим и объясняется разница между двумя постановками: петербургский «Дон Кихот» — это исследование жизни, а московский — смерти. И оба эти взгляда органично сочетаются на одной сцене, как день и ночь.

В Молодежном «Дон Кихот» был создан девять лет назад и оказался знаковым для театра, а в «Эрмитаже» — увидел сцену только в 2017 году. Петербургский «Дон Кихот» встречает зрителя декорациями, как будто залитыми солнцем Испании, молодыми лицами и красивым пением. Эрмитажный «Дон Кихот» начинается с эксгумации и извлечения костей, правда ярких и разноцветных. Над затемненной сценой на протяжении всего действа висят своеобразные «песочные часы»: из огромных емкостей песок тихой струйкой течет на сцену, образуя в финале три могилы.

Дон Кихот Андрея Шимко — фантазер, мечтатель, смешной и трогательный человек. Впрочем, как и Санчо Панса в исполнении Романа Нечаева. Они нелепы, наивны, но невероятно обаятельны. Такое впечатление, что в их забавы поневоле втягиваются все, кто их окружает: Ключница (Татьяна Григорьева), племянница Дон Кихота Антония (Надежда Рязанцева), та самая Дульсинея — Альдонса Лоренсо (Наталья Паллин), цирюльник Николас (Алексей Одинг) и многие другие.

Андрей Шимко и Роман Нечаев

Только бакалавр Сансон Карраско не понял шутки, а когда понял — было уже поздно, поэтому чрезвычайно веселое действо заканчивается слезами. У Дона Кихота отняли мечту, и он покинул этот мир. В спектакле нет ни секунды скуки, а также проходных или незаметных героев — все персонажи в исполнении актеров Молодежки выразительные, яркие, запоминающиеся.

"Дон Кихот" Молодежного театра на Фонтанке

После завершения петербургского «Дон Кихота» артист Андрей Шимко передал театру «Эрмитаж» символическую эстафету – обломок копья, принадлежащего его герою.  И вызов был принят…

Андрей Шимко в роли Дон Кихота

Иная тональность у постановки московского театра «Эрмитаж». Там все довольно печально, даже несмотря на присутствие таких эксцентричных персонажей, как Росинант в исполнении Дарьи Белоусовой, Серый (осел Санчо Пансы, пристрастившийся к вину), которого очень смешно играет Алла Черных, или Мавр (Денис Назаренко) с патефоном.

Дон Кихот вызывает сочувствие и желание усадить на удобный стул. Он и правда Рыцарь Печального Образа. Впечатление усилено гениальной и драматичной музыкой Владимира Дашкевича и декорациями Сергея Бархина, в которых центральное место занимают упомянутые могилы и висящие на заднике разноцветные скелеты.

Борис Романов и Сергей Олексяк

Параллельно с путешествием Дон Кихота в пьесе разворачивается история жизни и смерти самого Сервантеса. Как известно, его могила была обнаружена лишь в 2015 году, тогда же останки были перезахоронены. Поэтому в постановке возникают некие современные исследователи, извлекающие кости из могилы и рассуждающие о том, принадлежат ли они «царю испанских поэтов»… В итоге он сливается со своим персонажем, и уже не понять, Дон Кихот вышел к зрителю или тень Сервантеса.

Семен Спивак и Михаил Левитин

Арт-поход в уютном мире Малой сцены Молодежного театра на Фонтанке и Измайловского сада завершился встречей в актерском клубе.  Как водится, был приготовлен капустный пирог, который подарил актерам директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. Естественно, молодые артисты показали капустник по мотивам обоих «Дон Кихотов».

Андрей Шимко и Борис Романов обменялись донкихотскими «головными уборами». «Эрмитаж» получил от Молодежного куст роз из Измайловского сада. Этот подарок стал символическим, поскольку оба театра двух столиц располагаются в живописных парках.

Капустный пирог в Молодежном театра на Фонтанке

Москвичи предложили свой ответ на арт-поход: Молодежный театр приглашен сыграть в «Эрмитаже» спектакль «Стакан воды», которому исполнилось 19 лет. А в московском театре премьера этой постановки еще только готовится.

Как бы то ни было, любое продолжение сотрудничества двух трупп станет актом донкихотства, поскольку люди, создающие Театр, сами того не подозревая, встают на путь этого рыцаря. Они воображают могущественных волшебников и страшных великанов, прекрасных возлюбленных и коварных врагов, поют о благородстве и честности, заставляя плакать и смеяться. И что самое интересное — зритель верит во все, что показывают на сцене, безоговорочно, потому что очень хочется верить в хорошее, в то, что жизнь может быть такой прекрасной и интересной…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

21 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.