Два Дон Кихота на Фонтанке

Фестиваль «Балтийский дом», который в 27-й раз стартовал в одноименном театре 3 октября, закрывается сегодня. В течение трех недель петербуржцы наслаждались творчеством театров из Белоруссии, Венгрии, Германии, Грузии, Дании, Казахстана, Латвии, Польши, России и Хорватии. Не обошлось без сюрпризов: 10 и 11 октября в Молодежном театре на Фонтанке встретились два Дон Кихота — из Москвы и Санкт-Петербурга.

Борис Романов и Андрей Шимко

Пожалуй, это было самое прекрасное противостояние двух российских столиц, что само по себе очень напоминает борьбу с ветряными мельницами. Минифестивальчик назвали так: арт-поход «Путями Дон Кихота». Столь необычной театральной акцией «Балтийский дом» отметил 470-летие Сервантеса, которое празднуется в этом году, 29 сентября.

Петербургские артисты 10 октября представили постановку Семена Спивака по пьесе Михаила Булгакова, которую часто называют завещанием писателя потомкам. При жизни Булгакова пьеса, написанная в 1938 году, ни разу не была поставлена или опубликована. В 2009 году благодаря своему «Дон Кихоту» Молодежный театр на Фонтанке стал лауреатом Международного фестиваля классики в Альмагро (Испания).

На следующий день, 11 октября, уже в рамках Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» свое представление о Дон Кихоте показали на сцене Молодежного театра актеры московского «Эрмитажа». Фантазию по мотивам романа Сервантеса и пьесы Булгакова режиссер Михаил Левитин поставил специально на актера Бориса Романова, который играет заглавную роль.

Арт-поход открылся вечером 10 октября в Измайловском саду, у фигуры Петербургского ангела, где встретились два единомышленника — режиссеры Семен Спивак и Михаил Левитин — и обратились к своим зрителям и артистам. По старой испанской традиции, они преломили хлеб и сыр.

Семен Спивак и Михаил Левитин

Семен Спивак рассказал, что работал над спектаклем в тяжелое для него время, когда умирала его мать. Тем не менее, он решился на постановку-размышление о том, как сделать жизнь ярче, веселее и светлее не только для себя, но и для окружающих, как сохранить возможность мечтать, фантазировать и творить. Таков петербургский Дон Кихот, которого изумительно играет актер Андрей Шимко.

Михаил Левитин тоже признался, что работа над постановкой давалась нелегко. Московский спектакль — о том, что старость и смерть приходят ко всем, и их надо встречать достойно, до последнего сохраняя желание любить и бороться за справедливость. Режиссера волновали темы свободы и бессмертия. «Мы размышляли о том, может ли немолодой человек воскресить в себе силы к жизни и затем достойно уйти. Ведь возраст, по сути, не играет никакой роли!» – сказал Михаил Левитин.

режиссер Михаил Левитин

Собственно, этим и объясняется разница между двумя постановками: петербургский «Дон Кихот» — это исследование жизни, а московский — смерти. И оба эти взгляда органично сочетаются на одной сцене, как день и ночь.

В Молодежном «Дон Кихот» был создан девять лет назад и оказался знаковым для театра, а в «Эрмитаже» — увидел сцену только в 2017 году. Петербургский «Дон Кихот» встречает зрителя декорациями, как будто залитыми солнцем Испании, молодыми лицами и красивым пением. Эрмитажный «Дон Кихот» начинается с эксгумации и извлечения костей, правда ярких и разноцветных. Над затемненной сценой на протяжении всего действа висят своеобразные «песочные часы»: из огромных емкостей песок тихой струйкой течет на сцену, образуя в финале три могилы.

Дон Кихот Андрея Шимко — фантазер, мечтатель, смешной и трогательный человек. Впрочем, как и Санчо Панса в исполнении Романа Нечаева. Они нелепы, наивны, но невероятно обаятельны. Такое впечатление, что в их забавы поневоле втягиваются все, кто их окружает: Ключница (Татьяна Григорьева), племянница Дон Кихота Антония (Надежда Рязанцева), та самая Дульсинея — Альдонса Лоренсо (Наталья Паллин), цирюльник Николас (Алексей Одинг) и многие другие.

Андрей Шимко и Роман Нечаев

Только бакалавр Сансон Карраско не понял шутки, а когда понял — было уже поздно, поэтому чрезвычайно веселое действо заканчивается слезами. У Дона Кихота отняли мечту, и он покинул этот мир. В спектакле нет ни секунды скуки, а также проходных или незаметных героев — все персонажи в исполнении актеров Молодежки выразительные, яркие, запоминающиеся.

"Дон Кихот" Молодежного театра на Фонтанке

После завершения петербургского «Дон Кихота» артист Андрей Шимко передал театру «Эрмитаж» символическую эстафету – обломок копья, принадлежащего его герою.  И вызов был принят…

Андрей Шимко в роли Дон Кихота

Иная тональность у постановки московского театра «Эрмитаж». Там все довольно печально, даже несмотря на присутствие таких эксцентричных персонажей, как Росинант в исполнении Дарьи Белоусовой, Серый (осел Санчо Пансы, пристрастившийся к вину), которого очень смешно играет Алла Черных, или Мавр (Денис Назаренко) с патефоном.

Дон Кихот вызывает сочувствие и желание усадить на удобный стул. Он и правда Рыцарь Печального Образа. Впечатление усилено гениальной и драматичной музыкой Владимира Дашкевича и декорациями Сергея Бархина, в которых центральное место занимают упомянутые могилы и висящие на заднике разноцветные скелеты.

Борис Романов и Сергей Олексяк

Параллельно с путешествием Дон Кихота в пьесе разворачивается история жизни и смерти самого Сервантеса. Как известно, его могила была обнаружена лишь в 2015 году, тогда же останки были перезахоронены. Поэтому в постановке возникают некие современные исследователи, извлекающие кости из могилы и рассуждающие о том, принадлежат ли они «царю испанских поэтов»… В итоге он сливается со своим персонажем, и уже не понять, Дон Кихот вышел к зрителю или тень Сервантеса.

Семен Спивак и Михаил Левитин

Арт-поход в уютном мире Малой сцены Молодежного театра на Фонтанке и Измайловского сада завершился встречей в актерском клубе.  Как водится, был приготовлен капустный пирог, который подарил актерам директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. Естественно, молодые артисты показали капустник по мотивам обоих «Дон Кихотов».

Андрей Шимко и Борис Романов обменялись донкихотскими «головными уборами». «Эрмитаж» получил от Молодежного куст роз из Измайловского сада. Этот подарок стал символическим, поскольку оба театра двух столиц располагаются в живописных парках.

Капустный пирог в Молодежном театра на Фонтанке

Москвичи предложили свой ответ на арт-поход: Молодежный театр приглашен сыграть в «Эрмитаже» спектакль «Стакан воды», которому исполнилось 19 лет. А в московском театре премьера этой постановки еще только готовится.

Как бы то ни было, любое продолжение сотрудничества двух трупп станет актом донкихотства, поскольку люди, создающие Театр, сами того не подозревая, встают на путь этого рыцаря. Они воображают могущественных волшебников и страшных великанов, прекрасных возлюбленных и коварных врагов, поют о благородстве и честности, заставляя плакать и смеяться. И что самое интересное — зритель верит во все, что показывают на сцене, безоговорочно, потому что очень хочется верить в хорошее, в то, что жизнь может быть такой прекрасной и интересной…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

21 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.