Два Дон Кихота на Фонтанке

Фестиваль «Балтийский дом», который в 27-й раз стартовал в одноименном театре 3 октября, закрывается сегодня. В течение трех недель петербуржцы наслаждались творчеством театров из Белоруссии, Венгрии, Германии, Грузии, Дании, Казахстана, Латвии, Польши, России и Хорватии. Не обошлось без сюрпризов: 10 и 11 октября в Молодежном театре на Фонтанке встретились два Дон Кихота — из Москвы и Санкт-Петербурга.

Борис Романов и Андрей Шимко

Пожалуй, это было самое прекрасное противостояние двух российских столиц, что само по себе очень напоминает борьбу с ветряными мельницами. Минифестивальчик назвали так: арт-поход «Путями Дон Кихота». Столь необычной театральной акцией «Балтийский дом» отметил 470-летие Сервантеса, которое празднуется в этом году, 29 сентября.

Петербургские артисты 10 октября представили постановку Семена Спивака по пьесе Михаила Булгакова, которую часто называют завещанием писателя потомкам. При жизни Булгакова пьеса, написанная в 1938 году, ни разу не была поставлена или опубликована. В 2009 году благодаря своему «Дон Кихоту» Молодежный театр на Фонтанке стал лауреатом Международного фестиваля классики в Альмагро (Испания).

На следующий день, 11 октября, уже в рамках Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» свое представление о Дон Кихоте показали на сцене Молодежного театра актеры московского «Эрмитажа». Фантазию по мотивам романа Сервантеса и пьесы Булгакова режиссер Михаил Левитин поставил специально на актера Бориса Романова, который играет заглавную роль.

Арт-поход открылся вечером 10 октября в Измайловском саду, у фигуры Петербургского ангела, где встретились два единомышленника — режиссеры Семен Спивак и Михаил Левитин — и обратились к своим зрителям и артистам. По старой испанской традиции, они преломили хлеб и сыр.

Семен Спивак и Михаил Левитин

Семен Спивак рассказал, что работал над спектаклем в тяжелое для него время, когда умирала его мать. Тем не менее, он решился на постановку-размышление о том, как сделать жизнь ярче, веселее и светлее не только для себя, но и для окружающих, как сохранить возможность мечтать, фантазировать и творить. Таков петербургский Дон Кихот, которого изумительно играет актер Андрей Шимко.

Михаил Левитин тоже признался, что работа над постановкой давалась нелегко. Московский спектакль — о том, что старость и смерть приходят ко всем, и их надо встречать достойно, до последнего сохраняя желание любить и бороться за справедливость. Режиссера волновали темы свободы и бессмертия. «Мы размышляли о том, может ли немолодой человек воскресить в себе силы к жизни и затем достойно уйти. Ведь возраст, по сути, не играет никакой роли!» – сказал Михаил Левитин.

режиссер Михаил Левитин

Собственно, этим и объясняется разница между двумя постановками: петербургский «Дон Кихот» — это исследование жизни, а московский — смерти. И оба эти взгляда органично сочетаются на одной сцене, как день и ночь.

В Молодежном «Дон Кихот» был создан девять лет назад и оказался знаковым для театра, а в «Эрмитаже» — увидел сцену только в 2017 году. Петербургский «Дон Кихот» встречает зрителя декорациями, как будто залитыми солнцем Испании, молодыми лицами и красивым пением. Эрмитажный «Дон Кихот» начинается с эксгумации и извлечения костей, правда ярких и разноцветных. Над затемненной сценой на протяжении всего действа висят своеобразные «песочные часы»: из огромных емкостей песок тихой струйкой течет на сцену, образуя в финале три могилы.

Дон Кихот Андрея Шимко — фантазер, мечтатель, смешной и трогательный человек. Впрочем, как и Санчо Панса в исполнении Романа Нечаева. Они нелепы, наивны, но невероятно обаятельны. Такое впечатление, что в их забавы поневоле втягиваются все, кто их окружает: Ключница (Татьяна Григорьева), племянница Дон Кихота Антония (Надежда Рязанцева), та самая Дульсинея — Альдонса Лоренсо (Наталья Паллин), цирюльник Николас (Алексей Одинг) и многие другие.

Андрей Шимко и Роман Нечаев

Только бакалавр Сансон Карраско не понял шутки, а когда понял — было уже поздно, поэтому чрезвычайно веселое действо заканчивается слезами. У Дона Кихота отняли мечту, и он покинул этот мир. В спектакле нет ни секунды скуки, а также проходных или незаметных героев — все персонажи в исполнении актеров Молодежки выразительные, яркие, запоминающиеся.

"Дон Кихот" Молодежного театра на Фонтанке

После завершения петербургского «Дон Кихота» артист Андрей Шимко передал театру «Эрмитаж» символическую эстафету – обломок копья, принадлежащего его герою.  И вызов был принят…

Андрей Шимко в роли Дон Кихота

Иная тональность у постановки московского театра «Эрмитаж». Там все довольно печально, даже несмотря на присутствие таких эксцентричных персонажей, как Росинант в исполнении Дарьи Белоусовой, Серый (осел Санчо Пансы, пристрастившийся к вину), которого очень смешно играет Алла Черных, или Мавр (Денис Назаренко) с патефоном.

Дон Кихот вызывает сочувствие и желание усадить на удобный стул. Он и правда Рыцарь Печального Образа. Впечатление усилено гениальной и драматичной музыкой Владимира Дашкевича и декорациями Сергея Бархина, в которых центральное место занимают упомянутые могилы и висящие на заднике разноцветные скелеты.

Борис Романов и Сергей Олексяк

Параллельно с путешествием Дон Кихота в пьесе разворачивается история жизни и смерти самого Сервантеса. Как известно, его могила была обнаружена лишь в 2015 году, тогда же останки были перезахоронены. Поэтому в постановке возникают некие современные исследователи, извлекающие кости из могилы и рассуждающие о том, принадлежат ли они «царю испанских поэтов»… В итоге он сливается со своим персонажем, и уже не понять, Дон Кихот вышел к зрителю или тень Сервантеса.

Семен Спивак и Михаил Левитин

Арт-поход в уютном мире Малой сцены Молодежного театра на Фонтанке и Измайловского сада завершился встречей в актерском клубе.  Как водится, был приготовлен капустный пирог, который подарил актерам директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. Естественно, молодые артисты показали капустник по мотивам обоих «Дон Кихотов».

Андрей Шимко и Борис Романов обменялись донкихотскими «головными уборами». «Эрмитаж» получил от Молодежного куст роз из Измайловского сада. Этот подарок стал символическим, поскольку оба театра двух столиц располагаются в живописных парках.

Капустный пирог в Молодежном театра на Фонтанке

Москвичи предложили свой ответ на арт-поход: Молодежный театр приглашен сыграть в «Эрмитаже» спектакль «Стакан воды», которому исполнилось 19 лет. А в московском театре премьера этой постановки еще только готовится.

Как бы то ни было, любое продолжение сотрудничества двух трупп станет актом донкихотства, поскольку люди, создающие Театр, сами того не подозревая, встают на путь этого рыцаря. Они воображают могущественных волшебников и страшных великанов, прекрасных возлюбленных и коварных врагов, поют о благородстве и честности, заставляя плакать и смеяться. И что самое интересное — зритель верит во все, что показывают на сцене, безоговорочно, потому что очень хочется верить в хорошее, в то, что жизнь может быть такой прекрасной и интересной…

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

21 октября 2017.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.