«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

выставка Душа Петербурга

Всего здесь можно увидеть более 180 произведений. К примеру, в экспозицию вошли работы Виктора Вильнера, мастера и новатора в области литографии, его уникальные пластические находки в этом академическом жанре и эксперименты с материалом, от цинка до мрамора.

выставка Душа Петербурга

Он родился в Ленинграде в 1925 году, всю свою творческую жизнь посвятил образу родного города как в реалистичных, так и в метафорических обличьях, свободно играя с архитектурной роскошью и простотой дворов-колодцев, образами обычных горожан и литературных героев.

выставка Душа Петербурга

Вильнер был преподавателем в художественных школах, иллюстрировал детские книги, создавал станковые литографии по мотивам отечественных и зарубежных классиков. Свои лучшие произведения он подарил крупным российским музеям. Скончался художник в 2017 году.

выставка Душа Петербурга

Ярким представителем является и Александра Якобсон (1903-1966) — детский иллюстратор, живописец, мастер станковой графики. Она была членом художественной редакции легендарного ДЕТГИЗа, первого в мире государственного издательства, ориентированного на детскую аудиторию. Ее любимыми мотивами в графике были фольклор, поэзия, русская и мировая классика.

выставка Душа Петербурга

Также между ретроспективой и современностью можно наблюдать и преемственность в семейном смысле. Виктор Прошкин (1906-1983) и Виктория Белаковская (1901-1965) были представителями ленинградской школы жанровой и пейзажной живописи и яркими портретистами — их произведения отличаются скупостью в деталях и выразительностью цельного образа, что свойственно соцреализму, как в портрете рабочего металлического завода «Красный Выборжец», так и в образе неизвестной женщины в красном платье.

выставка Душа Петербурга

А продолжатель этой династии, Владимир Прошкин, родившийся в 1931 году, пишет новый, индустриальный Петербург, одним из символов которого является строительство «Лахта-Центра», — именно этот объект ультрасовременной архитектуры, на фоне прекрасного голубого неба, он изобразил на полотне «Башня века».

выставка Душа Петербурга

Среди активных в настоящее время мастеров — очень много настоящих романтиков. Виталий Боровик — мастер современной живописи в рамках серьезного и внимательного восприятия пейзажной и портретной натуры. Он пишет легкими, словно подсвечивающимися внутри пятнами акварели и масляного колера. Будучи почти ровесником Боровика, представителем послевоенного поколения, Виталий Цилиакус пишет в более раскованной, вольной в символах и трактовках и по-юному обаятельной, с оттенком творческого хулиганства манере.

выставка Душа Петербурга

Он побывал приверженцем ленинградского андеграунда, художником-постановщиком кукольного и народного театра, педагогом и создателем собственной художественной студии для детей. Его выставки проходили в различных уголках мира: и в сказочном городке-заповеднике Кольмаре во Франции, и в таинственной долине Кулу в Гималаях, и по ту сторону океана — в Филадельфии и Сиетле.

выставка Душа Петербурга

С 2014 года он постоянно участвует в экспозициях Союза художников, однако не расстается со своим неформальным и дерзким стилем, который придает красоте Петербурга в его пейзажах дополнительное очарование радостного мгновения. На выставке представлены картины в таком жанре — «Полнолуние в белую ночь на Неве», «Праздник на Неве».

выставка Душа Петербурга

Еще один мастер, условно представляющий «старую гвардию», но наделенный молодой энергией, жизнелюбием, отраженным в живописи, фантазией и озорством, — художница Дзовинар Бекарян. Тяжелые военные годы и трагедии, которые ей пришлось перенести в детстве, не помешали ей стать светлым и задорным живописцем, а может быть, и наоборот, придали этому дополнительный стимул. Она является автором большой серии произведений, посвященных романтическому образу родного Петербурга. Близка ей и «народная», деревенская тематика, с ее скромным колоритом и бесхитростными композициями.

выставка Душа Петербурга

На данной экспозиции представлены совсем «молодые» полотна Бекарян — «Белая ночь в Петербурге» (2016), «Уличные музыканты» (2014), интересные своей точностью в деталях и образах, вплоть до котов на далекой крыше, рассматриваемой из окна, ребят, веселящихся на летней террасе кафе и танцующих под музыку уличного оркестра, кораблика, бороздящего каналы, молодого человека, снимающего достопримечательности на смартфон. Радостно видеть, что живописцы открыты к новым веяниям жизни и не подвержены страху старения, как многие другие люди.

выставка Душа Петербурга

Представлены здесь также мастера исторической и монументальной живописи, тяготеющие к философским размышлениям и драматическим страницам былого. Величественный силуэт памятника императрице Екатерине на картине «Золотой век» Михаила Кудреватого, с таким же золотым фоном осеннего сада, резко контрастирует, например, с картиной Николая Репина «Блокадный хлеб», отделенной не только столетием истории, но и горестными монохромными красками, страшным реализмом и гораздо более конкретным и четким отпечатком в памяти и сознании петербуржцев. Но и то, и другое — неотделимо от души города, пережившей и прекрасные годы культурного подъема, и страшные катастрофы, которые, тем не менее, его не сломили.

выставка Душа Петербурга

Экспозиция по праву носит название «Душа Петербурга», так как участвующие в ней мастера создали действительно душевные и лирические образы, отнесясь с любовью и уважением к старому городу-музею и с живым интересом — к его сегодняшней жизни во всех ярких, противоречивых, порой странных, но всегда заслуживающих внимания проявлениях.

выставка Душа Петербурга

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

22 июня 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).