Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.

Осень русского средневековья

Название выставке дала книга знаменитого голландского историка и философа Йохана Хейзинги «Осень Средневековья», вышедшая сто лет назад. Она повествует о финальной стадии европейской культуры XIV-XV веков.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Западная культура и общественная жизнь в то время переходила от Средних веков к Новому времени. Россия же ступила на этот путь позже — уже в XVII веке.

Осень русского средневековья

В России «Осенью Средневековья» принято называть не только расцвет новой культуры, но и упадок искусства Древней Руси как отжившего свое этапа.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Данную выставку невозможно рассматривать в отрыве от исторического контекста — пресечения московской династии Ивана Калиты, войн, мятежей, интервенций, козней самозванцев и предателей, разрухи, возрождения и развития в сферах исследования, строительства, производства, урбанизации, неразрывно связанных с именем императора Петра I.

Осень русского средневековья

В XVII веке началось перераспределение художественных центров на карте России. При усилении роли Москвы, другие регионы утрачивали художественную неповторимость (Псков и Новгород) или сохраняли свои характерные отличия (Ярославль, Обонежье, Вологда).

"Осень русского средневековья", Русский музей

Изменения в иконописи, литературе и архитектуре этого периода свидетельствовали об интенсивном росте личностного, самобытного начала.

Осень русского средневековья

Культура эпохи русского средневековья отличается обострением противоречий и полярности художественных представлений, связанным с церковными реформами патриарха Никона 1650-60-х годов.

"Осень русского средневековья", Русский музей

XVII век интересен большим количеством ярких имен — авторов подписных икон и других декоративно-прикладных изделий. Выставка знакомит посетителей с работами таких иконописцев, как Симон Ушаков, Прокопий Чирин, Никифор Савин, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов.

Осень русского средневековья

Выделяются среди них иконы-складни из двух или трех закрывающихся створок. Яркий пример — икона «Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми», созданная в первой половине XVII века, предположительно Прокопием Чириным.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Это трехстворчатый складень с богатым декором, примечательный тем, что младенец Христос сидит на левой руке Богородицы, а не на правой, как на чудотворной Владимирской иконе.

Осень русского средневековья

В иконе виден новаторский принцип группировки святых и акцент на роли русских святителей, преподобных, князей, юродивых. Во всех рядах художник изобразил 172 святых. Произведений с подобными размерами и принципами композиции до наших дней сохранилось крайне мало.

"Осень русского средневековья", Русский музей

На экспозиции можно увидеть образцы лицевого шитья из мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина, Григория Иванова Новгородца, тихвинских серебряников Ивана Чернятина, Дмитрия Погудина, Игнатия Голубова.

Осень русского средневековья

Один из самых древних памятников строгановского лицевого шитья, представленный в Русском музее, — шитая плащаница, вложенная в 1592 году в домовой храм Строгановых, Благовещенский собор города Сольвычегодска, и сохранившая литургическую и вкладную надписи.

"Осень русского средневековья", Русский музей

В надписях на экспонатах можно увидеть имена заказчиков — это были члены царской семьи, церковные иерархи, государственные деятели, сыгравшие важную роль в истории XVII века. Иконы, церковная утварь или шитье изготавливались по их заказу для соборов и монастырей.

Осень русского средневековья

Один из вкладов царя Михаила Федоровича — серебряная рака преподобного Александра Свирского 1643 года. По заказу Никиты Григорьевича Строганова был изготовлен реликварный крест из Благовещенского собора Сольвычегодска.

Осень русского средневековья

Этот восьмиконечный крест, вырезанный из досок от гробниц святых ярославских князей Василия и Константина Всеволодовича, украшен золочением, серебряными вставками и бирюзой. Сакрализация гробовой доски родственна почитанию Древа животворящего креста, в то время как реликварий отсылает к византийским ставротекам с частицами Животворящего древа.

Осень русского средневековья

Еще одним активным вкладчиком был князь Иван Иванович Шуйский, и его последний заказ можно увидеть на текущей выставке — это лампада, изготовленная для Большого Успенского Тихвинского монастыря.

Осень русского средневековья

Эпоха, которой посвящена выставка в Корпусе Бенуа, отличается расцветом искусства фрески, в особенности это касается Ярославля. Впервые экспонируется деталь фрески «Адам и Ева в раю» из Калязина монастыря.

Осень русского средневековья

Развивалось и миниатюрное иконное письмо. Выставка отмечает такое явление, как рост интереса к западноевропейскому искусству во второй половине XVII века. Московская аристократия все больше интересовалась картинами западных мастеров и заказывала для себя портреты в масляной живописи, в то время как в Обонежье и Поморье все еще не отступали от архаичных принципов.

Осень русского средневековья

Соответственно, русские художники ориентировались на искусство голландских и немецких граверов, учились у иностранных живописцев, работавших в Оружейной палате. Имело значение также влияние юго-западной культуры, приток белорусских и украинских мастеров, связи с Афоном, Грецией, некоторыми восточными странами.

Осень русского средневековья

Экспозиция в Русском музее предлагает взглянуть под другим углом на знаковые события в истории нашей страны, в частности на эпоху петровских преобразований, которые были не чем иным как результатом духовных и интеллектуальных поисков XVII века.

Осень русского средневековья

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 апреля 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фото: Людмила Семенова, пресс-служба Русского музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.