Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.

Осень русского средневековья

Название выставке дала книга знаменитого голландского историка и философа Йохана Хейзинги «Осень Средневековья», вышедшая сто лет назад. Она повествует о финальной стадии европейской культуры XIV-XV веков.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Западная культура и общественная жизнь в то время переходила от Средних веков к Новому времени. Россия же ступила на этот путь позже — уже в XVII веке.

Осень русского средневековья

В России «Осенью Средневековья» принято называть не только расцвет новой культуры, но и упадок искусства Древней Руси как отжившего свое этапа.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Данную выставку невозможно рассматривать в отрыве от исторического контекста — пресечения московской династии Ивана Калиты, войн, мятежей, интервенций, козней самозванцев и предателей, разрухи, возрождения и развития в сферах исследования, строительства, производства, урбанизации, неразрывно связанных с именем императора Петра I.

Осень русского средневековья

В XVII веке началось перераспределение художественных центров на карте России. При усилении роли Москвы, другие регионы утрачивали художественную неповторимость (Псков и Новгород) или сохраняли свои характерные отличия (Ярославль, Обонежье, Вологда).

"Осень русского средневековья", Русский музей

Изменения в иконописи, литературе и архитектуре этого периода свидетельствовали об интенсивном росте личностного, самобытного начала.

Осень русского средневековья

Культура эпохи русского средневековья отличается обострением противоречий и полярности художественных представлений, связанным с церковными реформами патриарха Никона 1650-60-х годов.

"Осень русского средневековья", Русский музей

XVII век интересен большим количеством ярких имен — авторов подписных икон и других декоративно-прикладных изделий. Выставка знакомит посетителей с работами таких иконописцев, как Симон Ушаков, Прокопий Чирин, Никифор Савин, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов.

Осень русского средневековья

Выделяются среди них иконы-складни из двух или трех закрывающихся створок. Яркий пример — икона «Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми», созданная в первой половине XVII века, предположительно Прокопием Чириным.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Это трехстворчатый складень с богатым декором, примечательный тем, что младенец Христос сидит на левой руке Богородицы, а не на правой, как на чудотворной Владимирской иконе.

Осень русского средневековья

В иконе виден новаторский принцип группировки святых и акцент на роли русских святителей, преподобных, князей, юродивых. Во всех рядах художник изобразил 172 святых. Произведений с подобными размерами и принципами композиции до наших дней сохранилось крайне мало.

"Осень русского средневековья", Русский музей

На экспозиции можно увидеть образцы лицевого шитья из мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина, Григория Иванова Новгородца, тихвинских серебряников Ивана Чернятина, Дмитрия Погудина, Игнатия Голубова.

Осень русского средневековья

Один из самых древних памятников строгановского лицевого шитья, представленный в Русском музее, — шитая плащаница, вложенная в 1592 году в домовой храм Строгановых, Благовещенский собор города Сольвычегодска, и сохранившая литургическую и вкладную надписи.

"Осень русского средневековья", Русский музей

В надписях на экспонатах можно увидеть имена заказчиков — это были члены царской семьи, церковные иерархи, государственные деятели, сыгравшие важную роль в истории XVII века. Иконы, церковная утварь или шитье изготавливались по их заказу для соборов и монастырей.

Осень русского средневековья

Один из вкладов царя Михаила Федоровича — серебряная рака преподобного Александра Свирского 1643 года. По заказу Никиты Григорьевича Строганова был изготовлен реликварный крест из Благовещенского собора Сольвычегодска.

Осень русского средневековья

Этот восьмиконечный крест, вырезанный из досок от гробниц святых ярославских князей Василия и Константина Всеволодовича, украшен золочением, серебряными вставками и бирюзой. Сакрализация гробовой доски родственна почитанию Древа животворящего креста, в то время как реликварий отсылает к византийским ставротекам с частицами Животворящего древа.

Осень русского средневековья

Еще одним активным вкладчиком был князь Иван Иванович Шуйский, и его последний заказ можно увидеть на текущей выставке — это лампада, изготовленная для Большого Успенского Тихвинского монастыря.

Осень русского средневековья

Эпоха, которой посвящена выставка в Корпусе Бенуа, отличается расцветом искусства фрески, в особенности это касается Ярославля. Впервые экспонируется деталь фрески «Адам и Ева в раю» из Калязина монастыря.

Осень русского средневековья

Развивалось и миниатюрное иконное письмо. Выставка отмечает такое явление, как рост интереса к западноевропейскому искусству во второй половине XVII века. Московская аристократия все больше интересовалась картинами западных мастеров и заказывала для себя портреты в масляной живописи, в то время как в Обонежье и Поморье все еще не отступали от архаичных принципов.

Осень русского средневековья

Соответственно, русские художники ориентировались на искусство голландских и немецких граверов, учились у иностранных живописцев, работавших в Оружейной палате. Имело значение также влияние юго-западной культуры, приток белорусских и украинских мастеров, связи с Афоном, Грецией, некоторыми восточными странами.

Осень русского средневековья

Экспозиция в Русском музее предлагает взглянуть под другим углом на знаковые события в истории нашей страны, в частности на эпоху петровских преобразований, которые были не чем иным как результатом духовных и интеллектуальных поисков XVII века.

Осень русского средневековья

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 апреля 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фото: Людмила Семенова, пресс-служба Русского музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Карамарх, фото с сайта музея

#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.