Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.

Осень русского средневековья

Название выставке дала книга знаменитого голландского историка и философа Йохана Хейзинги «Осень Средневековья», вышедшая сто лет назад. Она повествует о финальной стадии европейской культуры XIV-XV веков.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Западная культура и общественная жизнь в то время переходила от Средних веков к Новому времени. Россия же ступила на этот путь позже — уже в XVII веке.

Осень русского средневековья

В России «Осенью Средневековья» принято называть не только расцвет новой культуры, но и упадок искусства Древней Руси как отжившего свое этапа.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Данную выставку невозможно рассматривать в отрыве от исторического контекста — пресечения московской династии Ивана Калиты, войн, мятежей, интервенций, козней самозванцев и предателей, разрухи, возрождения и развития в сферах исследования, строительства, производства, урбанизации, неразрывно связанных с именем императора Петра I.

Осень русского средневековья

В XVII веке началось перераспределение художественных центров на карте России. При усилении роли Москвы, другие регионы утрачивали художественную неповторимость (Псков и Новгород) или сохраняли свои характерные отличия (Ярославль, Обонежье, Вологда).

"Осень русского средневековья", Русский музей

Изменения в иконописи, литературе и архитектуре этого периода свидетельствовали об интенсивном росте личностного, самобытного начала.

Осень русского средневековья

Культура эпохи русского средневековья отличается обострением противоречий и полярности художественных представлений, связанным с церковными реформами патриарха Никона 1650-60-х годов.

"Осень русского средневековья", Русский музей

XVII век интересен большим количеством ярких имен — авторов подписных икон и других декоративно-прикладных изделий. Выставка знакомит посетителей с работами таких иконописцев, как Симон Ушаков, Прокопий Чирин, Никифор Савин, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов.

Осень русского средневековья

Выделяются среди них иконы-складни из двух или трех закрывающихся створок. Яркий пример — икона «Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми», созданная в первой половине XVII века, предположительно Прокопием Чириным.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Это трехстворчатый складень с богатым декором, примечательный тем, что младенец Христос сидит на левой руке Богородицы, а не на правой, как на чудотворной Владимирской иконе.

Осень русского средневековья

В иконе виден новаторский принцип группировки святых и акцент на роли русских святителей, преподобных, князей, юродивых. Во всех рядах художник изобразил 172 святых. Произведений с подобными размерами и принципами композиции до наших дней сохранилось крайне мало.

"Осень русского средневековья", Русский музей

На экспозиции можно увидеть образцы лицевого шитья из мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина, Григория Иванова Новгородца, тихвинских серебряников Ивана Чернятина, Дмитрия Погудина, Игнатия Голубова.

Осень русского средневековья

Один из самых древних памятников строгановского лицевого шитья, представленный в Русском музее, — шитая плащаница, вложенная в 1592 году в домовой храм Строгановых, Благовещенский собор города Сольвычегодска, и сохранившая литургическую и вкладную надписи.

"Осень русского средневековья", Русский музей

В надписях на экспонатах можно увидеть имена заказчиков — это были члены царской семьи, церковные иерархи, государственные деятели, сыгравшие важную роль в истории XVII века. Иконы, церковная утварь или шитье изготавливались по их заказу для соборов и монастырей.

Осень русского средневековья

Один из вкладов царя Михаила Федоровича — серебряная рака преподобного Александра Свирского 1643 года. По заказу Никиты Григорьевича Строганова был изготовлен реликварный крест из Благовещенского собора Сольвычегодска.

Осень русского средневековья

Этот восьмиконечный крест, вырезанный из досок от гробниц святых ярославских князей Василия и Константина Всеволодовича, украшен золочением, серебряными вставками и бирюзой. Сакрализация гробовой доски родственна почитанию Древа животворящего креста, в то время как реликварий отсылает к византийским ставротекам с частицами Животворящего древа.

Осень русского средневековья

Еще одним активным вкладчиком был князь Иван Иванович Шуйский, и его последний заказ можно увидеть на текущей выставке — это лампада, изготовленная для Большого Успенского Тихвинского монастыря.

Осень русского средневековья

Эпоха, которой посвящена выставка в Корпусе Бенуа, отличается расцветом искусства фрески, в особенности это касается Ярославля. Впервые экспонируется деталь фрески «Адам и Ева в раю» из Калязина монастыря.

Осень русского средневековья

Развивалось и миниатюрное иконное письмо. Выставка отмечает такое явление, как рост интереса к западноевропейскому искусству во второй половине XVII века. Московская аристократия все больше интересовалась картинами западных мастеров и заказывала для себя портреты в масляной живописи, в то время как в Обонежье и Поморье все еще не отступали от архаичных принципов.

Осень русского средневековья

Соответственно, русские художники ориентировались на искусство голландских и немецких граверов, учились у иностранных живописцев, работавших в Оружейной палате. Имело значение также влияние юго-западной культуры, приток белорусских и украинских мастеров, связи с Афоном, Грецией, некоторыми восточными странами.

Осень русского средневековья

Экспозиция в Русском музее предлагает взглянуть под другим углом на знаковые события в истории нашей страны, в частности на эпоху петровских преобразований, которые были не чем иным как результатом духовных и интеллектуальных поисков XVII века.

Осень русского средневековья

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 апреля 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фото: Людмила Семенова, пресс-служба Русского музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.