Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.

Осень русского средневековья

Название выставке дала книга знаменитого голландского историка и философа Йохана Хейзинги «Осень Средневековья», вышедшая сто лет назад. Она повествует о финальной стадии европейской культуры XIV-XV веков.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Западная культура и общественная жизнь в то время переходила от Средних веков к Новому времени. Россия же ступила на этот путь позже — уже в XVII веке.

Осень русского средневековья

В России «Осенью Средневековья» принято называть не только расцвет новой культуры, но и упадок искусства Древней Руси как отжившего свое этапа.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Данную выставку невозможно рассматривать в отрыве от исторического контекста — пресечения московской династии Ивана Калиты, войн, мятежей, интервенций, козней самозванцев и предателей, разрухи, возрождения и развития в сферах исследования, строительства, производства, урбанизации, неразрывно связанных с именем императора Петра I.

Осень русского средневековья

В XVII веке началось перераспределение художественных центров на карте России. При усилении роли Москвы, другие регионы утрачивали художественную неповторимость (Псков и Новгород) или сохраняли свои характерные отличия (Ярославль, Обонежье, Вологда).

"Осень русского средневековья", Русский музей

Изменения в иконописи, литературе и архитектуре этого периода свидетельствовали об интенсивном росте личностного, самобытного начала.

Осень русского средневековья

Культура эпохи русского средневековья отличается обострением противоречий и полярности художественных представлений, связанным с церковными реформами патриарха Никона 1650-60-х годов.

"Осень русского средневековья", Русский музей

XVII век интересен большим количеством ярких имен — авторов подписных икон и других декоративно-прикладных изделий. Выставка знакомит посетителей с работами таких иконописцев, как Симон Ушаков, Прокопий Чирин, Никифор Савин, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов.

Осень русского средневековья

Выделяются среди них иконы-складни из двух или трех закрывающихся створок. Яркий пример — икона «Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми», созданная в первой половине XVII века, предположительно Прокопием Чириным.

"Осень русского средневековья", Русский музей

Это трехстворчатый складень с богатым декором, примечательный тем, что младенец Христос сидит на левой руке Богородицы, а не на правой, как на чудотворной Владимирской иконе.

Осень русского средневековья

В иконе виден новаторский принцип группировки святых и акцент на роли русских святителей, преподобных, князей, юродивых. Во всех рядах художник изобразил 172 святых. Произведений с подобными размерами и принципами композиции до наших дней сохранилось крайне мало.

"Осень русского средневековья", Русский музей

На экспозиции можно увидеть образцы лицевого шитья из мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина, Григория Иванова Новгородца, тихвинских серебряников Ивана Чернятина, Дмитрия Погудина, Игнатия Голубова.

Осень русского средневековья

Один из самых древних памятников строгановского лицевого шитья, представленный в Русском музее, — шитая плащаница, вложенная в 1592 году в домовой храм Строгановых, Благовещенский собор города Сольвычегодска, и сохранившая литургическую и вкладную надписи.

"Осень русского средневековья", Русский музей

В надписях на экспонатах можно увидеть имена заказчиков — это были члены царской семьи, церковные иерархи, государственные деятели, сыгравшие важную роль в истории XVII века. Иконы, церковная утварь или шитье изготавливались по их заказу для соборов и монастырей.

Осень русского средневековья

Один из вкладов царя Михаила Федоровича — серебряная рака преподобного Александра Свирского 1643 года. По заказу Никиты Григорьевича Строганова был изготовлен реликварный крест из Благовещенского собора Сольвычегодска.

Осень русского средневековья

Этот восьмиконечный крест, вырезанный из досок от гробниц святых ярославских князей Василия и Константина Всеволодовича, украшен золочением, серебряными вставками и бирюзой. Сакрализация гробовой доски родственна почитанию Древа животворящего креста, в то время как реликварий отсылает к византийским ставротекам с частицами Животворящего древа.

Осень русского средневековья

Еще одним активным вкладчиком был князь Иван Иванович Шуйский, и его последний заказ можно увидеть на текущей выставке — это лампада, изготовленная для Большого Успенского Тихвинского монастыря.

Осень русского средневековья

Эпоха, которой посвящена выставка в Корпусе Бенуа, отличается расцветом искусства фрески, в особенности это касается Ярославля. Впервые экспонируется деталь фрески «Адам и Ева в раю» из Калязина монастыря.

Осень русского средневековья

Развивалось и миниатюрное иконное письмо. Выставка отмечает такое явление, как рост интереса к западноевропейскому искусству во второй половине XVII века. Московская аристократия все больше интересовалась картинами западных мастеров и заказывала для себя портреты в масляной живописи, в то время как в Обонежье и Поморье все еще не отступали от архаичных принципов.

Осень русского средневековья

Соответственно, русские художники ориентировались на искусство голландских и немецких граверов, учились у иностранных живописцев, работавших в Оружейной палате. Имело значение также влияние юго-западной культуры, приток белорусских и украинских мастеров, связи с Афоном, Грецией, некоторыми восточными странами.

Осень русского средневековья

Экспозиция в Русском музее предлагает взглянуть под другим углом на знаковые события в истории нашей страны, в частности на эпоху петровских преобразований, которые были не чем иным как результатом духовных и интеллектуальных поисков XVII века.

Осень русского средневековья

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

3 апреля 2019.
Текст: Людмила Семенова. Фото: Людмила Семенова, пресс-служба Русского музея.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.