«Другой город»: Петербург превращается

Петербург станет «Другим городом»: зрители спектакля Семена Александровского 17 сентября отправятся с набережной Фонтанки в Амстердам, Венецию или Париж. Этот променад-спектакль — совместная продукция независимого Pop-up театра и фестиваля искусств «Точка доступа», сделанная в соответствии с пришедшим в театр трендом на индивидуальное, а не коллективное переживание.

Спектакль «Другой город»Гостям «Другого города» режиссер Семен Александровский предлагает отправиться на променад по набережной, а заодно дешифровать культурные коды с помощью звуков. У каждого зрителя в таком случае — своя собственная постановка, правда, писать о ней можно либо перечислением фактов, либо от первого лица.

Простая арифметика: на каждого зрителя положены один плеер, одни наушники, один смартфон (если нет своего — организаторы выдадут) и один маршрут. Дальше человеку нужно выбрать один из трех городов (Париж, Амстердам или Венецию) и отправиться в одиночное путешествие, ориентируясь на карту-программку. Слева изображен маршрут по Петербургу, справа — уже по одному из трех городов. Две карты вместе образуют «Другой город». В Петербурге начальная точка — памятник мальчику возле церкви Симеона и Анны. В Париже — Собор Парижской Богоматери, в Венеции — Святого Марка, в  Амстердаме — Вестеркерк.

Зритель идет по Фонтанке к Неве и обратно — мимо Лебяжьей канавки и Цирка Чинизелли, а слышит совсем не Петербург: плеск воды в Венеции, велосипедные звонки Амстердама, гул машин Парижа… Вместо разбора пьесы Семен Александровский занимался поиском звуков, а вместо репетиций нахаживал километры с бинауральными микрофонами, записывающими звук объемно — как их слышал режиссер.

Спектакль «Другой город»

«Другой город» вступает в своего рода оппозицию к одному из самых известных в мире спектаклей-прогулок «Remote X» немецкой театральной компании Rimini Protokoll (своя версия спектакля есть в Москве и Петербурге). Там группой зрителей командует компьютерный голос несуществующего проводника. Здесь в качестве проводника — карта, предлагающая в определенных местах с помощью QR-кодов сравнивать города. Например, дерево на картинке, всплывающей после считывания кода на экране iPhone, и живое дерево в Летнем саду, панораму Венеции на видео и вид перед собственными глазами. Но при этом «Другой город» предлагает зрителю абсолютную свободу: в нем запросто можно уйти в другую сторону или даже заблудиться — контролировать, чтобы ты увидел свой спектакль, никто не будет. Но скорее всего постановка все равно случится. Так, я ушла не в ту сторону, и запись закончилась раньше запланированного. Но в то же время благодаря моей ошибке диалог русских туристов в Венеции («Смотри, как красиво, у нас всего час!») совпал секунда в секунду с моментом, когда на балконе одного из домов на набережной Фонтанки барышня стала позировать юноше — возможно, у них тоже был всего час.

Конечно, создание пространства, в котором реальность становится театром и наоборот, — уже не новость. Но вот инвентаризации реальностей путем наложения одной на другую, кажется, еще не было. И в этой инвентаризации петербуржец превращается в туриста, а турист становится туристом в квадрате.

Каждый из четырех городов спектакля — город-символ, любовь к которому является своего рода штампом. «Любить Петербург просто, а ты попробуй Саратов какой-нибудь полюби», — небезосновательно иронизирует коллега. Любить Париж, Венецию, Амстердам (нужное подчеркнуть) не сложнее. Но есть ли в этом всем город, а не наши представления о нем? И часто ли наше чувство имеет отношение к предмету, а не к иллюзии наших же представлений о нем? Почему, выбирая «Другой город», я сходу предпочитаю максимально близкую (как мне кажется) Петербургу Венецию? Снова срабатывают записанные на подкорку штампы про город на воде? Тогда почему же не Амстердам, прообраз Петербурга? На все эти вопросы приходится отвечать, оставшись наедине со спектаклем. Звуки складываются в радиопьесу, идущую в реальных декорациях. Пару лет назад, кстати, Александровский проделывал похожий фокус: спектакль «Радио Таганка» в Театре на Таганке звучал в наушниках у зрителя, который путешествовал по театру, ставшему живой декорацией. Теперь же лишенный своего голоса город стал не только живой декорацией, героем, но и актером.

Спектакль «Другой город»

…Приподнять наушник. Услышать, как синхронно шумят Венеция и Петербург. Не уронить телефон, располагая картинку с водами Венеции в опасной близости к воде Фонтанки. Убегать от какого-то неприятного типа — и осознать, что он бежит у тебя в ушах. Вслушиваться в крики итальянских демонстрантов — и смотреть на Марсово поле. И в этот момент физически ощутить всю относительность пространства: реального географического и культурного, разложенного на звуки-молекулы и собранного в представление о городе. Это и есть Другой город — тот самый, что живет в качестве культурного мифа у нас в голове. Тот самый, которому мы даем имя реального, занимаясь поиском города-мечты.

16 сентября 2016.
Текст: Елена Смородинова, фото: Геннадий Демченко, Pop-up театр
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.