«Другой город»: Петербург превращается

Петербург станет «Другим городом»: зрители спектакля Семена Александровского 17 сентября отправятся с набережной Фонтанки в Амстердам, Венецию или Париж. Этот променад-спектакль — совместная продукция независимого Pop-up театра и фестиваля искусств «Точка доступа», сделанная в соответствии с пришедшим в театр трендом на индивидуальное, а не коллективное переживание.

Спектакль «Другой город»Гостям «Другого города» режиссер Семен Александровский предлагает отправиться на променад по набережной, а заодно дешифровать культурные коды с помощью звуков. У каждого зрителя в таком случае — своя собственная постановка, правда, писать о ней можно либо перечислением фактов, либо от первого лица.

Простая арифметика: на каждого зрителя положены один плеер, одни наушники, один смартфон (если нет своего — организаторы выдадут) и один маршрут. Дальше человеку нужно выбрать один из трех городов (Париж, Амстердам или Венецию) и отправиться в одиночное путешествие, ориентируясь на карту-программку. Слева изображен маршрут по Петербургу, справа — уже по одному из трех городов. Две карты вместе образуют «Другой город». В Петербурге начальная точка — памятник мальчику возле церкви Симеона и Анны. В Париже — Собор Парижской Богоматери, в Венеции — Святого Марка, в  Амстердаме — Вестеркерк.

Зритель идет по Фонтанке к Неве и обратно — мимо Лебяжьей канавки и Цирка Чинизелли, а слышит совсем не Петербург: плеск воды в Венеции, велосипедные звонки Амстердама, гул машин Парижа… Вместо разбора пьесы Семен Александровский занимался поиском звуков, а вместо репетиций нахаживал километры с бинауральными микрофонами, записывающими звук объемно — как их слышал режиссер.

Спектакль «Другой город»

«Другой город» вступает в своего рода оппозицию к одному из самых известных в мире спектаклей-прогулок «Remote X» немецкой театральной компании Rimini Protokoll (своя версия спектакля есть в Москве и Петербурге). Там группой зрителей командует компьютерный голос несуществующего проводника. Здесь в качестве проводника — карта, предлагающая в определенных местах с помощью QR-кодов сравнивать города. Например, дерево на картинке, всплывающей после считывания кода на экране iPhone, и живое дерево в Летнем саду, панораму Венеции на видео и вид перед собственными глазами. Но при этом «Другой город» предлагает зрителю абсолютную свободу: в нем запросто можно уйти в другую сторону или даже заблудиться — контролировать, чтобы ты увидел свой спектакль, никто не будет. Но скорее всего постановка все равно случится. Так, я ушла не в ту сторону, и запись закончилась раньше запланированного. Но в то же время благодаря моей ошибке диалог русских туристов в Венеции («Смотри, как красиво, у нас всего час!») совпал секунда в секунду с моментом, когда на балконе одного из домов на набережной Фонтанки барышня стала позировать юноше — возможно, у них тоже был всего час.

Конечно, создание пространства, в котором реальность становится театром и наоборот, — уже не новость. Но вот инвентаризации реальностей путем наложения одной на другую, кажется, еще не было. И в этой инвентаризации петербуржец превращается в туриста, а турист становится туристом в квадрате.

Каждый из четырех городов спектакля — город-символ, любовь к которому является своего рода штампом. «Любить Петербург просто, а ты попробуй Саратов какой-нибудь полюби», — небезосновательно иронизирует коллега. Любить Париж, Венецию, Амстердам (нужное подчеркнуть) не сложнее. Но есть ли в этом всем город, а не наши представления о нем? И часто ли наше чувство имеет отношение к предмету, а не к иллюзии наших же представлений о нем? Почему, выбирая «Другой город», я сходу предпочитаю максимально близкую (как мне кажется) Петербургу Венецию? Снова срабатывают записанные на подкорку штампы про город на воде? Тогда почему же не Амстердам, прообраз Петербурга? На все эти вопросы приходится отвечать, оставшись наедине со спектаклем. Звуки складываются в радиопьесу, идущую в реальных декорациях. Пару лет назад, кстати, Александровский проделывал похожий фокус: спектакль «Радио Таганка» в Театре на Таганке звучал в наушниках у зрителя, который путешествовал по театру, ставшему живой декорацией. Теперь же лишенный своего голоса город стал не только живой декорацией, героем, но и актером.

Спектакль «Другой город»

…Приподнять наушник. Услышать, как синхронно шумят Венеция и Петербург. Не уронить телефон, располагая картинку с водами Венеции в опасной близости к воде Фонтанки. Убегать от какого-то неприятного типа — и осознать, что он бежит у тебя в ушах. Вслушиваться в крики итальянских демонстрантов — и смотреть на Марсово поле. И в этот момент физически ощутить всю относительность пространства: реального географического и культурного, разложенного на звуки-молекулы и собранного в представление о городе. Это и есть Другой город — тот самый, что живет в качестве культурного мифа у нас в голове. Тот самый, которому мы даем имя реального, занимаясь поиском города-мечты.

16 сентября 2016.
Текст: Елена Смородинова, фото: Геннадий Демченко, Pop-up театр
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.