«Другой город»: Петербург превращается

Петербург станет «Другим городом»: зрители спектакля Семена Александровского 17 сентября отправятся с набережной Фонтанки в Амстердам, Венецию или Париж. Этот променад-спектакль — совместная продукция независимого Pop-up театра и фестиваля искусств «Точка доступа», сделанная в соответствии с пришедшим в театр трендом на индивидуальное, а не коллективное переживание.

Спектакль «Другой город»Гостям «Другого города» режиссер Семен Александровский предлагает отправиться на променад по набережной, а заодно дешифровать культурные коды с помощью звуков. У каждого зрителя в таком случае — своя собственная постановка, правда, писать о ней можно либо перечислением фактов, либо от первого лица.

Простая арифметика: на каждого зрителя положены один плеер, одни наушники, один смартфон (если нет своего — организаторы выдадут) и один маршрут. Дальше человеку нужно выбрать один из трех городов (Париж, Амстердам или Венецию) и отправиться в одиночное путешествие, ориентируясь на карту-программку. Слева изображен маршрут по Петербургу, справа — уже по одному из трех городов. Две карты вместе образуют «Другой город». В Петербурге начальная точка — памятник мальчику возле церкви Симеона и Анны. В Париже — Собор Парижской Богоматери, в Венеции — Святого Марка, в  Амстердаме — Вестеркерк.

Зритель идет по Фонтанке к Неве и обратно — мимо Лебяжьей канавки и Цирка Чинизелли, а слышит совсем не Петербург: плеск воды в Венеции, велосипедные звонки Амстердама, гул машин Парижа… Вместо разбора пьесы Семен Александровский занимался поиском звуков, а вместо репетиций нахаживал километры с бинауральными микрофонами, записывающими звук объемно — как их слышал режиссер.

Спектакль «Другой город»

«Другой город» вступает в своего рода оппозицию к одному из самых известных в мире спектаклей-прогулок «Remote X» немецкой театральной компании Rimini Protokoll (своя версия спектакля есть в Москве и Петербурге). Там группой зрителей командует компьютерный голос несуществующего проводника. Здесь в качестве проводника — карта, предлагающая в определенных местах с помощью QR-кодов сравнивать города. Например, дерево на картинке, всплывающей после считывания кода на экране iPhone, и живое дерево в Летнем саду, панораму Венеции на видео и вид перед собственными глазами. Но при этом «Другой город» предлагает зрителю абсолютную свободу: в нем запросто можно уйти в другую сторону или даже заблудиться — контролировать, чтобы ты увидел свой спектакль, никто не будет. Но скорее всего постановка все равно случится. Так, я ушла не в ту сторону, и запись закончилась раньше запланированного. Но в то же время благодаря моей ошибке диалог русских туристов в Венеции («Смотри, как красиво, у нас всего час!») совпал секунда в секунду с моментом, когда на балконе одного из домов на набережной Фонтанки барышня стала позировать юноше — возможно, у них тоже был всего час.

Конечно, создание пространства, в котором реальность становится театром и наоборот, — уже не новость. Но вот инвентаризации реальностей путем наложения одной на другую, кажется, еще не было. И в этой инвентаризации петербуржец превращается в туриста, а турист становится туристом в квадрате.

Каждый из четырех городов спектакля — город-символ, любовь к которому является своего рода штампом. «Любить Петербург просто, а ты попробуй Саратов какой-нибудь полюби», — небезосновательно иронизирует коллега. Любить Париж, Венецию, Амстердам (нужное подчеркнуть) не сложнее. Но есть ли в этом всем город, а не наши представления о нем? И часто ли наше чувство имеет отношение к предмету, а не к иллюзии наших же представлений о нем? Почему, выбирая «Другой город», я сходу предпочитаю максимально близкую (как мне кажется) Петербургу Венецию? Снова срабатывают записанные на подкорку штампы про город на воде? Тогда почему же не Амстердам, прообраз Петербурга? На все эти вопросы приходится отвечать, оставшись наедине со спектаклем. Звуки складываются в радиопьесу, идущую в реальных декорациях. Пару лет назад, кстати, Александровский проделывал похожий фокус: спектакль «Радио Таганка» в Театре на Таганке звучал в наушниках у зрителя, который путешествовал по театру, ставшему живой декорацией. Теперь же лишенный своего голоса город стал не только живой декорацией, героем, но и актером.

Спектакль «Другой город»

…Приподнять наушник. Услышать, как синхронно шумят Венеция и Петербург. Не уронить телефон, располагая картинку с водами Венеции в опасной близости к воде Фонтанки. Убегать от какого-то неприятного типа — и осознать, что он бежит у тебя в ушах. Вслушиваться в крики итальянских демонстрантов — и смотреть на Марсово поле. И в этот момент физически ощутить всю относительность пространства: реального географического и культурного, разложенного на звуки-молекулы и собранного в представление о городе. Это и есть Другой город — тот самый, что живет в качестве культурного мифа у нас в голове. Тот самый, которому мы даем имя реального, занимаясь поиском города-мечты.

16 сентября 2016.
Текст: Елена Смородинова, фото: Геннадий Демченко, Pop-up театр
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , , , .

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.