«Довлатов»: Мнения экспертов

Прокат фильма «Довлатов» режиссера Алексея Германа-младшего продлили до 11 марта — благодаря успеху киноленты. В фильме показаны несколько дней из жизни Сергея Довлатова в начале ноября 1971 года. События разворачиваются в Ленинграде менее чем за год до отъезда писателя в Таллинн. «Довлатов» — кино о непростом советском времени и литературной жизни в нем. «Росбалт» опросил экспертов и друга Довлатова, которые рассказали, какие впечатления произвел на них фильм Алексея Германа-младшего и стоит ли его смотреть.

Довлатов

Андрей Арьев, литературовед, друг Сергея Довлатова:

«После просмотра у меня надвое раскололось сознание. Если бы я не знал Довлатова, Бродского, то этот фильм был бы прекрасной фреской той жизни. Но я знаю Довлатова. И хотя актер, который сыграл главную роль, внешне очень похож на Сергея, по импульсу, темпераменту он не соответствует личности писателя, жившего в Ленинграде в те годы. Довлатов всегда и всюду был в центре внимания, никогда не оставался сторонним наблюдателем. Он непрерывно шутил, был живым, а не погруженным в себя. Всегда был в диалоге со своими собеседниками, на их уровне, а не выше их. Поэтому фильм для меня удачен с художественной точки зрения, но неверно трактует Довлатова.

Значительное достижение этой картины — то, как представлена картина жизни андеграунда, культуры 1970-х годов. Фильм очень соответствует советской стилистике, и хорошо, что там показан не парадный Ленинград, а промышленная корабельная зона, редакции в полурабочих местах.

Меня поразила игра всех актеров, в том числе маленькой Кати. Эпизодическая роль редактора газеты, всей публики, особенно запомнился молодой поэт из подземелья. Вызывает вопросы мама Довлатова. Нора Сергеевна была блестящей женщиной, она рассказывала что-то интересное, а не читала морали своему сыну.

Актер, который играет Бродского, очень хорош. Слава богу, что он на него не очень похож внешне, но читает так, словно это сам Бродский. Я даже сначала подумал, что в фильме использовали магнитофонную запись поэта, но оказалось, что нет. Невозможно себе представить, чтобы Довлатов, когда читает Бродский, так отстраненно на что-то посмотрел мимо и ушел вдаль. Это совершенно нелепо.

Довлатов

Очень правильно, что писатель показан в художественной среде. Она была для него намного органичнее, чем литературная. Там Довлатов чувствовал себя свободнее: не нужно было напрягаться и думать, кто и что сказал. Об этом практически никто не знает — и слава богу, что это уловили.

Я думаю, что снять фильм про Довлатова, каким он был на самом деле, практически невозможно. Его проза настолько сконцентрирована и настолько жила сама по себе, что на экране это невозможно отобразить. При этом экранная жизнь отвлекает зрителя от речи героев. Недаром в этом фильме разговоры творческой интеллигенции растворились в картине жизни — запомнить что-то словесное выражение очень трудно. А проза Довлатова — это непрерывный диалог, в котором все и проявляется».

Владислав Пастернак, кинопродюсер:

«Картина, конечно, прекрасна за счет художника-постановщика и очень интересного подбора актеров. Авторы добились портретного сходства с Сергеем Довлатовым, пригласив на главную роль сербского актера Милана Марича. Что касается содержательно-стилистической стороны дела, то мне кажется, это авторский фильм Германа-младшего. Он узнаваем, как и все его предыдущие работы. Это и мануальная стилистика, мягкий свет, большое количество тональной перспективы. Визуально фильм похож на такие картины, как „Под электрическими облаками“, и в меньшей степени на „Бумажного солдата“, где режиссер и раньше касался тематики творческой интеллигенции.

Мне кажется, это больше фильм Алексея Германа-младшего, чем фильм о Довлатове. Для поклонников и того, и другого — достойная картина. Очень порадовала работа Антона Шагина (играет поэта-метростроевца Антона Кузнецова). Несмотря на то, что роль актера совсем маленькая, она очень эмоциональная и запоминающаяся.

Довлатов, Антон Шагин

Весь фильм — это прежде всего авторское высказывание режиссера. Довлатов у каждого свой, и ждать какого-то адекватного переложения книжного героя на экран не приходится. Если вам нравится такая эстетика, манера, то вам и фильм понравится. Хотя многие зрители впервые открывают для себя творчество Алексея Германа-младшего благодаря этой картине».

Анастасия Принцева, руководитель петербургского фестиваля, посвященного Сергею Довлатову, «День Д»:

«У меня, скорее, положительные впечатления от фильма. Это очень тонкий лед — снимать кино про автора, к которому у каждого из нас свое очень личное отношение. Это вход в зону почти что сакрального для многих ленинградцев. Довлатов — свой для всех. Он никогда не вставал в позу, в отличие от того же Бродского. Он такой же, как мы. Его чувства нам понятны. Поэтому он нравится и тем людям, которые книг почти не читают, и тем, кто читает только высоколобую литературу. Он по природе своей демократичен.

Многие говорят, что фильм — всего лишь набор сцен, каждую из которых можно спокойно заменить другой. Но мне кажется, что в задачи автора не входило снять какую-то драматургическую историю. Основной целью было пройти этот эмоциональный путь, прожить эти пару часов в одном мире с Довлатовым.

Кто-то утверждает, что есть мелкие фактологические ошибки: например, Бродский не разговаривал с Довлатовым на „ты“. Но ведь режиссер не может с точностью восстановить то время — это художественная работа. Другие говорят, что Довлатов здесь одинаков на протяжении всего фильма — он из раза в раз не может договориться сам с собой и с этим миром и просто выпадает из него. Ну это же тоже выбор режиссера, он не может показать нам всего Довлатова.

Довлатов

В отличие от фильма Говорухина, где, конечно, совсем не Довлатов, здесь узнавание состоялось. Для меня самое главное в картине Германа-младшего — сочувствие писателю и его близким. Очень деликатно и тонко в фильме представлен советский мир. Он показан с нежностью, как и сам герой. Для меня самое важное, что есть в фильме — это поразительное сочетание разреженного воздуха нежной оптики картины, благодаря которой ты буквально попадаешь обратно в то время, как во сне, — и ощущения духоты от того страшного совка, где людям не хватало кислорода».

Николай Митрохин, историк советского общества и советской литературы:

«Отношение к фильму неоднозначное. С эстетской стороны — многое можно покритиковать, хотя в целом фильм исторически достоверен. Это такой „Хрусталев, машину!“ двадцать лет спустя. Однако если в первом есть сумасшедшинка (возможно, гениальная), вызывающая желание пересмотреть и разобраться в деталях (не из удовольствия от просмотра, а из любопытства), то тут нет. Все понятно примерно через 15 минут просмотра, и дальше сюжет ходит по замкнутому кругу.

Однако для массовой аудитории картина полезна. На премьере зал был битком. Много молодежи, что хорошо. Ну, и вообще почти невероятно, что фильм об удушливой атмосфере советской эпохи был снят при поддержке Полтавченко и Михалкова. Впрочем в 1970-е прогрессивные фильмы также снимались при поддержке реальных сталинистов.

Возможно, я неудобно сидел перед экраном, но 10% текстов в репликах не могли разобрать ни я, ни мои соседи, особенно — в групповых сценах. Может быть, это задумка режиссера, демонстрирующая Довлатова в своеобразном психологическом туннеле. Стремление показать, что он немного аутист в этой среде. Но тогда стоило выделить моменты, когда писатель выходит из этого туннеля и наступает ясность.

Алексей Герман-старший

Литературный образ Довлатова и сам писатель, как человек, — довольно разные категории. Я знал это, когда шел на фильм. Актер подобран на роль довольно удачно. Меня лично больше раздражали непрерывные сцены курения. Причем персонажи курят хорошие сигареты с фильтром, а не ту дрянь, что курила питерская и московская интеллигенция в реальной жизни. Тогда „Беломор“ считался приличными папиросами.

Алексей Герман-младший

Алексей Герман-младший использует приемы своего папы. Порой это подражание чрезмерное. Но фильм все же о Довлатове. Как фигура он там, несомненно, присутствует. И должен сказать, что факт наличия в национальном корпусе такого фильма о недавней истории — это хорошо. При всей критике в отношении Германа-младшего, надо сказать, что в целом заданный уровень весьма приличный. Фильм про Довлатова можно было снять значительно хуже, поэтому я считаю, что такое кино — большая редкость».

7 марта 2018.
Текст: Александра Полукеева.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.