«Довлатов»: Мнения экспертов

Прокат фильма «Довлатов» режиссера Алексея Германа-младшего продлили до 11 марта — благодаря успеху киноленты. В фильме показаны несколько дней из жизни Сергея Довлатова в начале ноября 1971 года. События разворачиваются в Ленинграде менее чем за год до отъезда писателя в Таллинн. «Довлатов» — кино о непростом советском времени и литературной жизни в нем. «Росбалт» опросил экспертов и друга Довлатова, которые рассказали, какие впечатления произвел на них фильм Алексея Германа-младшего и стоит ли его смотреть.

Довлатов

Андрей Арьев, литературовед, друг Сергея Довлатова:

«После просмотра у меня надвое раскололось сознание. Если бы я не знал Довлатова, Бродского, то этот фильм был бы прекрасной фреской той жизни. Но я знаю Довлатова. И хотя актер, который сыграл главную роль, внешне очень похож на Сергея, по импульсу, темпераменту он не соответствует личности писателя, жившего в Ленинграде в те годы. Довлатов всегда и всюду был в центре внимания, никогда не оставался сторонним наблюдателем. Он непрерывно шутил, был живым, а не погруженным в себя. Всегда был в диалоге со своими собеседниками, на их уровне, а не выше их. Поэтому фильм для меня удачен с художественной точки зрения, но неверно трактует Довлатова.

Значительное достижение этой картины — то, как представлена картина жизни андеграунда, культуры 1970-х годов. Фильм очень соответствует советской стилистике, и хорошо, что там показан не парадный Ленинград, а промышленная корабельная зона, редакции в полурабочих местах.

Меня поразила игра всех актеров, в том числе маленькой Кати. Эпизодическая роль редактора газеты, всей публики, особенно запомнился молодой поэт из подземелья. Вызывает вопросы мама Довлатова. Нора Сергеевна была блестящей женщиной, она рассказывала что-то интересное, а не читала морали своему сыну.

Актер, который играет Бродского, очень хорош. Слава богу, что он на него не очень похож внешне, но читает так, словно это сам Бродский. Я даже сначала подумал, что в фильме использовали магнитофонную запись поэта, но оказалось, что нет. Невозможно себе представить, чтобы Довлатов, когда читает Бродский, так отстраненно на что-то посмотрел мимо и ушел вдаль. Это совершенно нелепо.

Довлатов

Очень правильно, что писатель показан в художественной среде. Она была для него намного органичнее, чем литературная. Там Довлатов чувствовал себя свободнее: не нужно было напрягаться и думать, кто и что сказал. Об этом практически никто не знает — и слава богу, что это уловили.

Я думаю, что снять фильм про Довлатова, каким он был на самом деле, практически невозможно. Его проза настолько сконцентрирована и настолько жила сама по себе, что на экране это невозможно отобразить. При этом экранная жизнь отвлекает зрителя от речи героев. Недаром в этом фильме разговоры творческой интеллигенции растворились в картине жизни — запомнить что-то словесное выражение очень трудно. А проза Довлатова — это непрерывный диалог, в котором все и проявляется».

Владислав Пастернак, кинопродюсер:

«Картина, конечно, прекрасна за счет художника-постановщика и очень интересного подбора актеров. Авторы добились портретного сходства с Сергеем Довлатовым, пригласив на главную роль сербского актера Милана Марича. Что касается содержательно-стилистической стороны дела, то мне кажется, это авторский фильм Германа-младшего. Он узнаваем, как и все его предыдущие работы. Это и мануальная стилистика, мягкий свет, большое количество тональной перспективы. Визуально фильм похож на такие картины, как „Под электрическими облаками“, и в меньшей степени на „Бумажного солдата“, где режиссер и раньше касался тематики творческой интеллигенции.

Мне кажется, это больше фильм Алексея Германа-младшего, чем фильм о Довлатове. Для поклонников и того, и другого — достойная картина. Очень порадовала работа Антона Шагина (играет поэта-метростроевца Антона Кузнецова). Несмотря на то, что роль актера совсем маленькая, она очень эмоциональная и запоминающаяся.

Довлатов, Антон Шагин

Весь фильм — это прежде всего авторское высказывание режиссера. Довлатов у каждого свой, и ждать какого-то адекватного переложения книжного героя на экран не приходится. Если вам нравится такая эстетика, манера, то вам и фильм понравится. Хотя многие зрители впервые открывают для себя творчество Алексея Германа-младшего благодаря этой картине».

Анастасия Принцева, руководитель петербургского фестиваля, посвященного Сергею Довлатову, «День Д»:

«У меня, скорее, положительные впечатления от фильма. Это очень тонкий лед — снимать кино про автора, к которому у каждого из нас свое очень личное отношение. Это вход в зону почти что сакрального для многих ленинградцев. Довлатов — свой для всех. Он никогда не вставал в позу, в отличие от того же Бродского. Он такой же, как мы. Его чувства нам понятны. Поэтому он нравится и тем людям, которые книг почти не читают, и тем, кто читает только высоколобую литературу. Он по природе своей демократичен.

Многие говорят, что фильм — всего лишь набор сцен, каждую из которых можно спокойно заменить другой. Но мне кажется, что в задачи автора не входило снять какую-то драматургическую историю. Основной целью было пройти этот эмоциональный путь, прожить эти пару часов в одном мире с Довлатовым.

Кто-то утверждает, что есть мелкие фактологические ошибки: например, Бродский не разговаривал с Довлатовым на „ты“. Но ведь режиссер не может с точностью восстановить то время — это художественная работа. Другие говорят, что Довлатов здесь одинаков на протяжении всего фильма — он из раза в раз не может договориться сам с собой и с этим миром и просто выпадает из него. Ну это же тоже выбор режиссера, он не может показать нам всего Довлатова.

Довлатов

В отличие от фильма Говорухина, где, конечно, совсем не Довлатов, здесь узнавание состоялось. Для меня самое главное в картине Германа-младшего — сочувствие писателю и его близким. Очень деликатно и тонко в фильме представлен советский мир. Он показан с нежностью, как и сам герой. Для меня самое важное, что есть в фильме — это поразительное сочетание разреженного воздуха нежной оптики картины, благодаря которой ты буквально попадаешь обратно в то время, как во сне, — и ощущения духоты от того страшного совка, где людям не хватало кислорода».

Николай Митрохин, историк советского общества и советской литературы:

«Отношение к фильму неоднозначное. С эстетской стороны — многое можно покритиковать, хотя в целом фильм исторически достоверен. Это такой „Хрусталев, машину!“ двадцать лет спустя. Однако если в первом есть сумасшедшинка (возможно, гениальная), вызывающая желание пересмотреть и разобраться в деталях (не из удовольствия от просмотра, а из любопытства), то тут нет. Все понятно примерно через 15 минут просмотра, и дальше сюжет ходит по замкнутому кругу.

Однако для массовой аудитории картина полезна. На премьере зал был битком. Много молодежи, что хорошо. Ну, и вообще почти невероятно, что фильм об удушливой атмосфере советской эпохи был снят при поддержке Полтавченко и Михалкова. Впрочем в 1970-е прогрессивные фильмы также снимались при поддержке реальных сталинистов.

Возможно, я неудобно сидел перед экраном, но 10% текстов в репликах не могли разобрать ни я, ни мои соседи, особенно — в групповых сценах. Может быть, это задумка режиссера, демонстрирующая Довлатова в своеобразном психологическом туннеле. Стремление показать, что он немного аутист в этой среде. Но тогда стоило выделить моменты, когда писатель выходит из этого туннеля и наступает ясность.

Алексей Герман-старший

Литературный образ Довлатова и сам писатель, как человек, — довольно разные категории. Я знал это, когда шел на фильм. Актер подобран на роль довольно удачно. Меня лично больше раздражали непрерывные сцены курения. Причем персонажи курят хорошие сигареты с фильтром, а не ту дрянь, что курила питерская и московская интеллигенция в реальной жизни. Тогда „Беломор“ считался приличными папиросами.

Алексей Герман-младший

Алексей Герман-младший использует приемы своего папы. Порой это подражание чрезмерное. Но фильм все же о Довлатове. Как фигура он там, несомненно, присутствует. И должен сказать, что факт наличия в национальном корпусе такого фильма о недавней истории — это хорошо. При всей критике в отношении Германа-младшего, надо сказать, что в целом заданный уровень весьма приличный. Фильм про Довлатова можно было снять значительно хуже, поэтому я считаю, что такое кино — большая редкость».

7 марта 2018.
Текст: Александра Полукеева.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.