Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Дом культуры Ильича

Его сложно назвать театром в строгом смысле этого слова, так как площадка для вдохновения в нем гораздо шире. Это пристанище для творческих коллективов, художественных клубов и объединений по интересам, причем количество их членов, как взрослых, так и детей, с каждым годом возрастает. Многие масштабные проекты района и всего города зарождаются именно в его стенах.

Дом культуры Ильича

Учреждение существует с 1931 года — тогда-то оно и получило название «Дом культуры имени Ильича». Поначалу его основной аудиторией были работники завода «Электросила», но позже он обрел популярность у всего Московского района города на Неве.

Деятельность Дома культуры не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны — он служил столовой для народных ополченцев. Кроме того, его самодеятельные коллективы объединились в концертную бригаду, которая выступала на фронте для поднятия духа солдат.

Любовь Орлова

Среди былых богатств Дома культуры значилась уникальная библиотека управляющего заводом Siemens-Schuckertwerke, который после революции был преобразован в знакомое петербуржцам производственное объединение «Электросила». Также в советское время при нем работала спортивная школа, кружки по техническим и гуманитарным интересам семейного направления.

Карандаш

Для некоторых знаменитых представителей петербургской культуры — клоуна Михаила Румянцева («Карандаш»), актера Бруно Фрейндлиха, — Дом культуры имени Ильича был трамплином в широкое искусство. Выступали на его сцене также Ольга Берггольц, Любовь Орлова, Леонид Утесов, Игорь Горбачев.

Леонид Утесов

С 1997 года Дом культуры известен под новым названием, однако его деятельность не изменила прежним традициям. Среди наиболее известных его коллективов, заслуживших международное признание, — ансамбль танца «Россияночка», основанный в 1990 году, и духовой оркестр, созданный при заводе «Электросила» еще до открытия Дома культуры. Эти коллективы отличаются индивидуальным почерком и участвуют в престижных конкурсах, от городских до международных.

Дом культуры Ильича

В число его мероприятий входят фестивали детского и народного творчества, молодежные тематические турниры, игротеки и мастер-классы, культурное сотрудничество со школами, колледжами, вузами и клубами для подростков, творческие лаборатории и семинары для работников культуры со всей России.

В КДЦ «Московский» работают студии бесплатных занятий по вокалу, хореографии, музыке и театральному мастерству, а также моде и стилю, цирковому искусству, акробатике, игровой импровизации,мастерству дизайна. В нем есть Большой и Малый залы, а также пространство для выставок.

Дом культуры Ильича

Центр регулярно участвует в городских смотрах на лучшую акцию в сфере досуга и культуры, и в его активе уже не одна победа. Администрация Дома культуры — директор Эльвира Чинакаева, художественный руководитель Наталья Скоморох и заведующие секторами — развивает и поддерживает деятельность «Московского», стараясь создавать комфортные условия для тех, кто приходит в центр за новыми навыками или просто за душевным удовольствием.

Дом культуры Ильича

Одним из ярких и интересных событий в «Московском» стал спектакль в последний день уходящего 2017 года, доставивший несомненное удовольствие всем, кто его видел. На сцене Большого зала состоялся показ оперетты «Небесные ласточки (Мадемуазель Нитуш)» с оригинальной музыкой Флоримона Эрве по сюжету Анри Мельяка и Альбера Мийо. Она была создана в 1882 году, а затем поставлена в парижском театре «Варьете». Эта очаровательная музыкальная комедия о Франции XIX века построена на юном задоре, хорошем легкомыслии, неприятии ханжества и любви к искусству.

Дом культуры Ильича

В России оперетту ставил Константин Станиславский (1884 год), МДТ имени Ермоловой (телеспектакль 1974 года). Большинство зрителей помнят фильм Леонида Квинихидзе, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1976 году.

Режиссером спектакля выступил заслуженный деятель искусств Виктор Бутурлин, а дирижером — лауреат Государственной премии РСФСР Владимир Рылов. Роли исполняют мастера классического вокала Юрий Мартьянов, Леонид Репин, Светлана Мартьянова, Марина Ковчина, Илья Римар и другие. Постановка отличается тем высоким уровнем профессионализма, от которого зрители, увы, начинают отвыкать.

Создатели спектакля бережно отнеслись к специфике места и эпохи, в которых разворачиваются события, а те вольности, которые все же допущены в трактовке, очень добродушны и действительно забавны, что сейчас не так часто можно увидеть на сцене.

Дом культуры Ильича

Действие вообще пронизано юмором, который хоть и утрирует отдельные человеческие пороки, но делает это с большим человеколюбием. И злодеев в пьесе нет, есть только слабости и недоразумения. Блестяще в этом плане показаны и офицеры, и примадонна Корина, и настоятельница пансиона, и директор театра. А центральные персонажи — юная певица Дениза, учитель музыки Селестен и лейтенант Фернан, — при всей своей молодой наивности отмечены обаянием аутентичного позапрошлого века.

Дом культуры Ильича

Помимо прекрасного пения, украшением спектакля является классический «френч канкан» — компиляция из парижского сольного канкана и британского, где этот близкий к кадрили танец исполняет кордебалет, а также веселого девичьего визга и смеха. И хотя его в таком виде придумали лишь в XX веке в «Мулен Руж», он не выглядит чужеродным элементом в пьесе о более старых временах и французской провинции.

Дом культуры Ильича

Блестяще выполнили свою работу и художники спектакля — костюмеры и декораторы. К сожалению, сейчас публика нередко, соблазнившись интересным сюжетом или талантливыми актерами, идет на новую постановку и неожиданно видит пустую сцену, черный или белый холст для фона и исполнителей, одетых в полинявшие комплекты той одежды, которую носим сами. В итоге зал порой выглядит наряднее актерского ансамбля, только радости этот факт не доставляет.

Дом культуры Ильича

Однако визуальный ряд «Небесных ласточек» полностью соответствовал праздничному настроению, с которым зрители пришли приятно провести время до новогодней ночи. Он призван вызывать радостные эмоции и отвлекать от рутины, поэтому костюмы и декорации окрашены в теплые и радужные цвета, что, однако, не имеет ничего общего с аляповатостью. И хотя никаких намеков на новогоднюю или рождественскую тематику пьеса не имеет, она прекрасно отвечала духу общего праздника, который всегда ассоциируется с блеском и яркостью гирлянд, фейерверков, подарков…

Дом культуры Ильича

На этом праздничные сюрпризы от КДЦ «Московский» не заканчиваются: до 20 января в фойе открыта выставка «Свет рождественской звезды» от арт-группы «Мы», кроме того, зрителей ждут другие музыкальные спектакли, лекции и просто вечера развлечений.

Дом культуры Ильича

15 января 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.