Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Дом культуры Ильича

Его сложно назвать театром в строгом смысле этого слова, так как площадка для вдохновения в нем гораздо шире. Это пристанище для творческих коллективов, художественных клубов и объединений по интересам, причем количество их членов, как взрослых, так и детей, с каждым годом возрастает. Многие масштабные проекты района и всего города зарождаются именно в его стенах.

Дом культуры Ильича

Учреждение существует с 1931 года — тогда-то оно и получило название «Дом культуры имени Ильича». Поначалу его основной аудиторией были работники завода «Электросила», но позже он обрел популярность у всего Московского района города на Неве.

Деятельность Дома культуры не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны — он служил столовой для народных ополченцев. Кроме того, его самодеятельные коллективы объединились в концертную бригаду, которая выступала на фронте для поднятия духа солдат.

Любовь Орлова

Среди былых богатств Дома культуры значилась уникальная библиотека управляющего заводом Siemens-Schuckertwerke, который после революции был преобразован в знакомое петербуржцам производственное объединение «Электросила». Также в советское время при нем работала спортивная школа, кружки по техническим и гуманитарным интересам семейного направления.

Карандаш

Для некоторых знаменитых представителей петербургской культуры — клоуна Михаила Румянцева («Карандаш»), актера Бруно Фрейндлиха, — Дом культуры имени Ильича был трамплином в широкое искусство. Выступали на его сцене также Ольга Берггольц, Любовь Орлова, Леонид Утесов, Игорь Горбачев.

Леонид Утесов

С 1997 года Дом культуры известен под новым названием, однако его деятельность не изменила прежним традициям. Среди наиболее известных его коллективов, заслуживших международное признание, — ансамбль танца «Россияночка», основанный в 1990 году, и духовой оркестр, созданный при заводе «Электросила» еще до открытия Дома культуры. Эти коллективы отличаются индивидуальным почерком и участвуют в престижных конкурсах, от городских до международных.

Дом культуры Ильича

В число его мероприятий входят фестивали детского и народного творчества, молодежные тематические турниры, игротеки и мастер-классы, культурное сотрудничество со школами, колледжами, вузами и клубами для подростков, творческие лаборатории и семинары для работников культуры со всей России.

В КДЦ «Московский» работают студии бесплатных занятий по вокалу, хореографии, музыке и театральному мастерству, а также моде и стилю, цирковому искусству, акробатике, игровой импровизации,мастерству дизайна. В нем есть Большой и Малый залы, а также пространство для выставок.

Дом культуры Ильича

Центр регулярно участвует в городских смотрах на лучшую акцию в сфере досуга и культуры, и в его активе уже не одна победа. Администрация Дома культуры — директор Эльвира Чинакаева, художественный руководитель Наталья Скоморох и заведующие секторами — развивает и поддерживает деятельность «Московского», стараясь создавать комфортные условия для тех, кто приходит в центр за новыми навыками или просто за душевным удовольствием.

Дом культуры Ильича

Одним из ярких и интересных событий в «Московском» стал спектакль в последний день уходящего 2017 года, доставивший несомненное удовольствие всем, кто его видел. На сцене Большого зала состоялся показ оперетты «Небесные ласточки (Мадемуазель Нитуш)» с оригинальной музыкой Флоримона Эрве по сюжету Анри Мельяка и Альбера Мийо. Она была создана в 1882 году, а затем поставлена в парижском театре «Варьете». Эта очаровательная музыкальная комедия о Франции XIX века построена на юном задоре, хорошем легкомыслии, неприятии ханжества и любви к искусству.

Дом культуры Ильича

В России оперетту ставил Константин Станиславский (1884 год), МДТ имени Ермоловой (телеспектакль 1974 года). Большинство зрителей помнят фильм Леонида Квинихидзе, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1976 году.

Режиссером спектакля выступил заслуженный деятель искусств Виктор Бутурлин, а дирижером — лауреат Государственной премии РСФСР Владимир Рылов. Роли исполняют мастера классического вокала Юрий Мартьянов, Леонид Репин, Светлана Мартьянова, Марина Ковчина, Илья Римар и другие. Постановка отличается тем высоким уровнем профессионализма, от которого зрители, увы, начинают отвыкать.

Создатели спектакля бережно отнеслись к специфике места и эпохи, в которых разворачиваются события, а те вольности, которые все же допущены в трактовке, очень добродушны и действительно забавны, что сейчас не так часто можно увидеть на сцене.

Дом культуры Ильича

Действие вообще пронизано юмором, который хоть и утрирует отдельные человеческие пороки, но делает это с большим человеколюбием. И злодеев в пьесе нет, есть только слабости и недоразумения. Блестяще в этом плане показаны и офицеры, и примадонна Корина, и настоятельница пансиона, и директор театра. А центральные персонажи — юная певица Дениза, учитель музыки Селестен и лейтенант Фернан, — при всей своей молодой наивности отмечены обаянием аутентичного позапрошлого века.

Дом культуры Ильича

Помимо прекрасного пения, украшением спектакля является классический «френч канкан» — компиляция из парижского сольного канкана и британского, где этот близкий к кадрили танец исполняет кордебалет, а также веселого девичьего визга и смеха. И хотя его в таком виде придумали лишь в XX веке в «Мулен Руж», он не выглядит чужеродным элементом в пьесе о более старых временах и французской провинции.

Дом культуры Ильича

Блестяще выполнили свою работу и художники спектакля — костюмеры и декораторы. К сожалению, сейчас публика нередко, соблазнившись интересным сюжетом или талантливыми актерами, идет на новую постановку и неожиданно видит пустую сцену, черный или белый холст для фона и исполнителей, одетых в полинявшие комплекты той одежды, которую носим сами. В итоге зал порой выглядит наряднее актерского ансамбля, только радости этот факт не доставляет.

Дом культуры Ильича

Однако визуальный ряд «Небесных ласточек» полностью соответствовал праздничному настроению, с которым зрители пришли приятно провести время до новогодней ночи. Он призван вызывать радостные эмоции и отвлекать от рутины, поэтому костюмы и декорации окрашены в теплые и радужные цвета, что, однако, не имеет ничего общего с аляповатостью. И хотя никаких намеков на новогоднюю или рождественскую тематику пьеса не имеет, она прекрасно отвечала духу общего праздника, который всегда ассоциируется с блеском и яркостью гирлянд, фейерверков, подарков…

Дом культуры Ильича

На этом праздничные сюрпризы от КДЦ «Московский» не заканчиваются: до 20 января в фойе открыта выставка «Свет рождественской звезды» от арт-группы «Мы», кроме того, зрителей ждут другие музыкальные спектакли, лекции и просто вечера развлечений.

Дом культуры Ильича

15 января 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.