«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.

Добрая мина

Главными героями VI Балтийской биеннале стали молодые художники, успевшие заявить о себе в мире искусства. В экспозицию вошли произведения Анны Андржиевской, Сергея Деникина, Марьи Дмитриевов, Алексея Дымдемарченко, Ильи Гришаева, Влада Кулькова, Аси Маракулиной, Вадима Хохрякова, Николая Кривошеина, Геннадия Завьялова, Елены Агеевой, Евгения Федишина, Вадима Михайлова, Евгения Михнова-Войтенко, Александра Цикаришвили, Лизы Цикаришвили, Петра Швецова. В работах художников отражена рефлексия на тему современного мироустройства и взгляд на него в меняющейся перспективе.

Организаторы подчеркивают, что Балтийская биеннале стремится в будущем стать содружеством художников-единомышленников, преданных своему призванию. Как пояснил Глеб Ершов, «добрая мина» — вовсе не про мину, как оружие. «Тут переиначено выражение «хорошая мина при плохой игре», и интрига заключается в следующем: на выставке показано современное петербургское абстрактное искусство, с которым сейчас знакомы многие, но представьте, что 60 лет назад такое словосочетание не могло быть даже произнесено вслух», — пояснил он.

Две работы Евгения Михнова-Войтенко (российский художник, принадлежавший к «неофициальному» искусству) «Посвящение Баху» и «Посвящение Босху» послужили эпиграфами к выставке, как олицетворение советского абстрактного искусства, вдохновленного американской выставкой 1959 года в Сокольниках (Москва).

Добрая мина

Среди прочих достижений на ней было показано современное американское искусство. Благодаря этому многие советские художники воочию познакомились с полотнами Джексона Поллока, Марка Ротко, Барнетта Ньюмана и других. Выставка стала возможной благодаря краткому мигу «Оттепели», за которой последовала холодная война. За это время, в 1960-1980-е, в СССР сформировалась своя контркультура, неофициальное искусство, в котором не последнее место принадлежало абстракции.

Молодые художники обращаются к абстрактному искусству, используя его как язык, на котором им удобно говорить о своих личных, очень интимных вещах. Поэтому именно на этой выставке «добрая мина» — это спрятавшееся лицо художника.

Добрая мина

Выразителем основной идеи выставки стало произведение, созданное специально для VI Балтийской биеннале Сергеем Деникиным. Инсталляция художника не имеет названия, но искусствовед Глеб Ершов и сами зрители признают в ней образ той самой «доброй мины».

Добрая мина

Работа «Вчувствование» — это отсылка к труду немецкого философа Вильгельма Воррингера, который одновременно с Кандинским основал метод абстрактного творчества, рассказав об этом в книге «Абстракция и вчувствование». Автор Вадим Михайлов посредством своей картины напоминает зрителю, что путь к абстрактному искусству лежит именно через «вчувствование», и каждый волен встать на него и пройти так, как захочется.

Добрая мина

На «Добрую мину» в Новом Музее можно посмотреть до 2 декабря.

КСЕНИЯ  СМИРНОВА

8 ноября 2018.
Текст и фото: Ксения Смирнова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.