«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.

Добрая мина

Главными героями VI Балтийской биеннале стали молодые художники, успевшие заявить о себе в мире искусства. В экспозицию вошли произведения Анны Андржиевской, Сергея Деникина, Марьи Дмитриевов, Алексея Дымдемарченко, Ильи Гришаева, Влада Кулькова, Аси Маракулиной, Вадима Хохрякова, Николая Кривошеина, Геннадия Завьялова, Елены Агеевой, Евгения Федишина, Вадима Михайлова, Евгения Михнова-Войтенко, Александра Цикаришвили, Лизы Цикаришвили, Петра Швецова. В работах художников отражена рефлексия на тему современного мироустройства и взгляд на него в меняющейся перспективе.

Организаторы подчеркивают, что Балтийская биеннале стремится в будущем стать содружеством художников-единомышленников, преданных своему призванию. Как пояснил Глеб Ершов, «добрая мина» — вовсе не про мину, как оружие. «Тут переиначено выражение «хорошая мина при плохой игре», и интрига заключается в следующем: на выставке показано современное петербургское абстрактное искусство, с которым сейчас знакомы многие, но представьте, что 60 лет назад такое словосочетание не могло быть даже произнесено вслух», — пояснил он.

Две работы Евгения Михнова-Войтенко (российский художник, принадлежавший к «неофициальному» искусству) «Посвящение Баху» и «Посвящение Босху» послужили эпиграфами к выставке, как олицетворение советского абстрактного искусства, вдохновленного американской выставкой 1959 года в Сокольниках (Москва).

Добрая мина

Среди прочих достижений на ней было показано современное американское искусство. Благодаря этому многие советские художники воочию познакомились с полотнами Джексона Поллока, Марка Ротко, Барнетта Ньюмана и других. Выставка стала возможной благодаря краткому мигу «Оттепели», за которой последовала холодная война. За это время, в 1960-1980-е, в СССР сформировалась своя контркультура, неофициальное искусство, в котором не последнее место принадлежало абстракции.

Молодые художники обращаются к абстрактному искусству, используя его как язык, на котором им удобно говорить о своих личных, очень интимных вещах. Поэтому именно на этой выставке «добрая мина» — это спрятавшееся лицо художника.

Добрая мина

Выразителем основной идеи выставки стало произведение, созданное специально для VI Балтийской биеннале Сергеем Деникиным. Инсталляция художника не имеет названия, но искусствовед Глеб Ершов и сами зрители признают в ней образ той самой «доброй мины».

Добрая мина

Работа «Вчувствование» — это отсылка к труду немецкого философа Вильгельма Воррингера, который одновременно с Кандинским основал метод абстрактного творчества, рассказав об этом в книге «Абстракция и вчувствование». Автор Вадим Михайлов посредством своей картины напоминает зрителю, что путь к абстрактному искусству лежит именно через «вчувствование», и каждый волен встать на него и пройти так, как захочется.

Добрая мина

На «Добрую мину» в Новом Музее можно посмотреть до 2 декабря.

КСЕНИЯ  СМИРНОВА

8 ноября 2018.
Текст и фото: Ксения Смирнова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.