«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.

Добрая мина

Главными героями VI Балтийской биеннале стали молодые художники, успевшие заявить о себе в мире искусства. В экспозицию вошли произведения Анны Андржиевской, Сергея Деникина, Марьи Дмитриевов, Алексея Дымдемарченко, Ильи Гришаева, Влада Кулькова, Аси Маракулиной, Вадима Хохрякова, Николая Кривошеина, Геннадия Завьялова, Елены Агеевой, Евгения Федишина, Вадима Михайлова, Евгения Михнова-Войтенко, Александра Цикаришвили, Лизы Цикаришвили, Петра Швецова. В работах художников отражена рефлексия на тему современного мироустройства и взгляд на него в меняющейся перспективе.

Организаторы подчеркивают, что Балтийская биеннале стремится в будущем стать содружеством художников-единомышленников, преданных своему призванию. Как пояснил Глеб Ершов, «добрая мина» — вовсе не про мину, как оружие. «Тут переиначено выражение «хорошая мина при плохой игре», и интрига заключается в следующем: на выставке показано современное петербургское абстрактное искусство, с которым сейчас знакомы многие, но представьте, что 60 лет назад такое словосочетание не могло быть даже произнесено вслух», — пояснил он.

Две работы Евгения Михнова-Войтенко (российский художник, принадлежавший к «неофициальному» искусству) «Посвящение Баху» и «Посвящение Босху» послужили эпиграфами к выставке, как олицетворение советского абстрактного искусства, вдохновленного американской выставкой 1959 года в Сокольниках (Москва).

Добрая мина

Среди прочих достижений на ней было показано современное американское искусство. Благодаря этому многие советские художники воочию познакомились с полотнами Джексона Поллока, Марка Ротко, Барнетта Ньюмана и других. Выставка стала возможной благодаря краткому мигу «Оттепели», за которой последовала холодная война. За это время, в 1960-1980-е, в СССР сформировалась своя контркультура, неофициальное искусство, в котором не последнее место принадлежало абстракции.

Молодые художники обращаются к абстрактному искусству, используя его как язык, на котором им удобно говорить о своих личных, очень интимных вещах. Поэтому именно на этой выставке «добрая мина» — это спрятавшееся лицо художника.

Добрая мина

Выразителем основной идеи выставки стало произведение, созданное специально для VI Балтийской биеннале Сергеем Деникиным. Инсталляция художника не имеет названия, но искусствовед Глеб Ершов и сами зрители признают в ней образ той самой «доброй мины».

Добрая мина

Работа «Вчувствование» — это отсылка к труду немецкого философа Вильгельма Воррингера, который одновременно с Кандинским основал метод абстрактного творчества, рассказав об этом в книге «Абстракция и вчувствование». Автор Вадим Михайлов посредством своей картины напоминает зрителю, что путь к абстрактному искусству лежит именно через «вчувствование», и каждый волен встать на него и пройти так, как захочется.

Добрая мина

На «Добрую мину» в Новом Музее можно посмотреть до 2 декабря.

КСЕНИЯ  СМИРНОВА

8 ноября 2018.
Текст и фото: Ксения Смирнова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.