«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.

Добрая мина

Главными героями VI Балтийской биеннале стали молодые художники, успевшие заявить о себе в мире искусства. В экспозицию вошли произведения Анны Андржиевской, Сергея Деникина, Марьи Дмитриевов, Алексея Дымдемарченко, Ильи Гришаева, Влада Кулькова, Аси Маракулиной, Вадима Хохрякова, Николая Кривошеина, Геннадия Завьялова, Елены Агеевой, Евгения Федишина, Вадима Михайлова, Евгения Михнова-Войтенко, Александра Цикаришвили, Лизы Цикаришвили, Петра Швецова. В работах художников отражена рефлексия на тему современного мироустройства и взгляд на него в меняющейся перспективе.

Организаторы подчеркивают, что Балтийская биеннале стремится в будущем стать содружеством художников-единомышленников, преданных своему призванию. Как пояснил Глеб Ершов, «добрая мина» — вовсе не про мину, как оружие. «Тут переиначено выражение «хорошая мина при плохой игре», и интрига заключается в следующем: на выставке показано современное петербургское абстрактное искусство, с которым сейчас знакомы многие, но представьте, что 60 лет назад такое словосочетание не могло быть даже произнесено вслух», — пояснил он.

Две работы Евгения Михнова-Войтенко (российский художник, принадлежавший к «неофициальному» искусству) «Посвящение Баху» и «Посвящение Босху» послужили эпиграфами к выставке, как олицетворение советского абстрактного искусства, вдохновленного американской выставкой 1959 года в Сокольниках (Москва).

Добрая мина

Среди прочих достижений на ней было показано современное американское искусство. Благодаря этому многие советские художники воочию познакомились с полотнами Джексона Поллока, Марка Ротко, Барнетта Ньюмана и других. Выставка стала возможной благодаря краткому мигу «Оттепели», за которой последовала холодная война. За это время, в 1960-1980-е, в СССР сформировалась своя контркультура, неофициальное искусство, в котором не последнее место принадлежало абстракции.

Молодые художники обращаются к абстрактному искусству, используя его как язык, на котором им удобно говорить о своих личных, очень интимных вещах. Поэтому именно на этой выставке «добрая мина» — это спрятавшееся лицо художника.

Добрая мина

Выразителем основной идеи выставки стало произведение, созданное специально для VI Балтийской биеннале Сергеем Деникиным. Инсталляция художника не имеет названия, но искусствовед Глеб Ершов и сами зрители признают в ней образ той самой «доброй мины».

Добрая мина

Работа «Вчувствование» — это отсылка к труду немецкого философа Вильгельма Воррингера, который одновременно с Кандинским основал метод абстрактного творчества, рассказав об этом в книге «Абстракция и вчувствование». Автор Вадим Михайлов посредством своей картины напоминает зрителю, что путь к абстрактному искусству лежит именно через «вчувствование», и каждый волен встать на него и пройти так, как захочется.

Добрая мина

На «Добрую мину» в Новом Музее можно посмотреть до 2 декабря.

КСЕНИЯ  СМИРНОВА

8 ноября 2018.
Текст и фото: Ксения Смирнова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.