Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Денис Мацуев

Пианист приехал в БКЗ «Октябрьский» прямо из аэропорта. Он прогнал несколько номеров на репетиции, коротко пообщался с журналистами и вышел на сцену. Ни минуты на отдых – все технично, быстро, профессионально.

Денис Мацуев

Вечер начался с классики – Мацуев исполнил «Размышление» Петра Чайковского и «Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова. Перед тем как перейти ко второму произведению, пианист рассказал о важности для него творчества Рахманинова. Но это было излишне – своим страстным исполнением он выразил больше. Именно Мацуеву внук композитора Александр Рахманинофф доверил впервые исполнить неизвестные произведения своего деда.

Денис Мацуев

К окончанию «Вариаций» возникло ощущение, что произошла ошибка, и публика находится на концерте академической музыки. Но тут уже сам маэстро поспешил успокоить публику: «На этом классический блок закончился, переходим к джазу». К Денису присоединились взрослые музыканты: ударник Александр Зингер и контрабасист Андрей Иванов. Последний известен еще и как изобретатель новых принципов игры на инструменте – с помощью объедения джазового и академического подходов к исполнению. Кому как не ему играть на джазовом концерте классического пианиста?

Денис Мацуев

Выбор первого джазового номера тоже был неслучаен. Прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина. В начале 1920-х годов прошлого века эту пьесу заказали тогда еще молодому композитору. Она стала удачным экспериментом по созданию нового стиля, опирающегося на слияние джаза и классики.

Денис Мацуев

Сначала было слышно только фортепиано. Чуть позже, сначала тихо, потом все отчетливей, к нему присоединились ударные и контрабас. Вскоре джаз охватил все вокруг. Во время своего соло Иванов будто бы превратил контрабас в какой-то иной инструмент или сразу в несколько. «Сухой» звук почему-то навеял ассоциации с пустыней – что-то древнее было в нем. Это ощущение только усугубило феерическое возвращение ударных и фортепиано – словно оазис встретился на пути. Потом было соло ударника, и снова феерия.

Денис Мацуев

Когда взрослые джазмены покинули сцену, Денис представил своего скрипача – Матвея Блюмина. Он, как и другие юные музыканты, которым еще предстояло выйти к зрителям, – лауреат телевизионного конкурса «Синяя птица». Первым номером дуэта скрипки и фортепиано стал сложный для исполнения «Танец гномов» Антонио Баццини. Помните, Мацуев говорил, что классический блок закончен? Это был обман – завораживающий и виртуозный. Или лучше сказать – неожиданный подарок для любителей академической музыки. Неудержимая, холерическая скрипка не отставала от рояля Мацуева.

Денис Мацуев

Следом зазвучал «Каприс №24» Никколо Паганини в джазовой обработке. К исполнению присоединились контрабас и ударные – словно веселая компания ворвалась в тихое кафе, наполнив его смехом и шутками. Комментарии Мацуева между номерами можно назвать идеальными – они не превращались в затянутые монологи-воспоминания, но помогали лучше прочувствовать музыку. В меру было в них и юмора.

Денис Мацуев

Вот и сейчас Денис, известный своей любовью к футболу, обратился к публике: «В команде «Зенита» замена… Нет, все-таки «Спартака». Да, я понимаю… И отношусь с большим уважением, но все-таки «Спартака». Сейчас мое место займет маленькая принцесса, ей нет еще и девяти лет. Ее зовут София Курлович. Не смотрите на картинку, а слушайте. Она будет играть мелодию «Барбариска», которую написал Андрей Иванов специально для конкурса «Синяя птица».

Денис Мацуев

«Не смотрите на картинку» – эту же фразу Мацуев произнес, когда я перед концертом спросил его, как возникла идея проводить совместные концерты с детьми. С самого начала было понятно, что привлечение юных исполнителей для Мацуева – отнюдь не элемент декора, который должен растрогать и без того восторженных слушателей. Здесь история глубже. Во-первых, пианист не забывает, что обязан своим успехом, в том числе и детским конкурсам, и многое делает для подрастающего поколения музыкантов. А во-вторых, чувствуется, что во время концерта он и сам любуется своими юными коллегами.

Денис Мацуев

Мацуев слукавил, призывая «не смотреть на картинку». На нее обязательно нужно смотреть! Выступление юных дарований на равных со знаменитыми музыкантами в корне меняет восприятие слушателей, перезагружает его. Зрителю трудно поверить своим глазам. Одно дело, когда этих талантливых ребят показывают по телевизору, и совсем иное — когда вживую, здесь и сейчас. Настоящие волшебники от музыки, юные, как спутники Гарри Поттера. После каждого соло детям аплодировали, как после опасного акробатического номера.

Денис Мацуев

Когда крошечная София Курлович уступила фортепиано Мацуеву, к нему присоединились двое ребят постарше: Софья Тюрина (саксофон) и Даниил Гулевич (ударные). Они приготовили зрителям огненный коктейль из двух неожиданных компонентов – фрагмента оперы «Князь Игорь» Александра Бородина и композиции Take Five квартета Дейва Брубека.

Денис Мацуев

Пританцовывающий за роялем Денис – это особое зрелище. Те, кто, сидел в первых рядах, слышали еще и его вокал – во время выступления он подпевает себе. Но даже издали видно, как он отбивает ритм ступнями, а иногда в порыве просто откидывает ноги.

С таким же накалом звучал «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. В этом выступлении чувствовалось что-то от спорта и от опасных трюков. Время от времени с задних рядов доносилось искреннее восклицание: «Ну, ничего себе!».

Денис Мацуев

На концерте впервые сыграли балладу, посвященную озеру Байкал, автором которой стал сам Денис Мацуев. Он написал ее, будучи совсем юным, когда учился в Иркутске. Символ детства, который звучал совсем по-взрослому дал возможность окунуться в теплый вечерний джаз, расслабиться и перевести дух перед следующими бешеными мелодиями.

Денис Мацуев

Ни разу во время концерта Мацуев не давил других музыкантов своим авторитетом, позволяя свободно высказаться. Название соответствует – это действительно был вечер, на котором друзья общались посредством музыки, друг с другом и с публикой.

Все знают, что Мацуев – виртуозный пианист и общественный деятель. При этом он еще и выдающийся популяризатор, причем как академической музыки, так и джаза. Ни одной минуты не было скучно на концерте – он прошел на одном дыхании. Чувствуется, что и джаз, и этот концерт для Дениса – история личная и бесконечно дорогая.

Денис Мацуев

ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

6 декабря 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).