Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Денис Мацуев

Пианист приехал в БКЗ «Октябрьский» прямо из аэропорта. Он прогнал несколько номеров на репетиции, коротко пообщался с журналистами и вышел на сцену. Ни минуты на отдых – все технично, быстро, профессионально.

Денис Мацуев

Вечер начался с классики – Мацуев исполнил «Размышление» Петра Чайковского и «Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова. Перед тем как перейти ко второму произведению, пианист рассказал о важности для него творчества Рахманинова. Но это было излишне – своим страстным исполнением он выразил больше. Именно Мацуеву внук композитора Александр Рахманинофф доверил впервые исполнить неизвестные произведения своего деда.

Денис Мацуев

К окончанию «Вариаций» возникло ощущение, что произошла ошибка, и публика находится на концерте академической музыки. Но тут уже сам маэстро поспешил успокоить публику: «На этом классический блок закончился, переходим к джазу». К Денису присоединились взрослые музыканты: ударник Александр Зингер и контрабасист Андрей Иванов. Последний известен еще и как изобретатель новых принципов игры на инструменте – с помощью объедения джазового и академического подходов к исполнению. Кому как не ему играть на джазовом концерте классического пианиста?

Денис Мацуев

Выбор первого джазового номера тоже был неслучаен. Прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина. В начале 1920-х годов прошлого века эту пьесу заказали тогда еще молодому композитору. Она стала удачным экспериментом по созданию нового стиля, опирающегося на слияние джаза и классики.

Денис Мацуев

Сначала было слышно только фортепиано. Чуть позже, сначала тихо, потом все отчетливей, к нему присоединились ударные и контрабас. Вскоре джаз охватил все вокруг. Во время своего соло Иванов будто бы превратил контрабас в какой-то иной инструмент или сразу в несколько. «Сухой» звук почему-то навеял ассоциации с пустыней – что-то древнее было в нем. Это ощущение только усугубило феерическое возвращение ударных и фортепиано – словно оазис встретился на пути. Потом было соло ударника, и снова феерия.

Денис Мацуев

Когда взрослые джазмены покинули сцену, Денис представил своего скрипача – Матвея Блюмина. Он, как и другие юные музыканты, которым еще предстояло выйти к зрителям, – лауреат телевизионного конкурса «Синяя птица». Первым номером дуэта скрипки и фортепиано стал сложный для исполнения «Танец гномов» Антонио Баццини. Помните, Мацуев говорил, что классический блок закончен? Это был обман – завораживающий и виртуозный. Или лучше сказать – неожиданный подарок для любителей академической музыки. Неудержимая, холерическая скрипка не отставала от рояля Мацуева.

Денис Мацуев

Следом зазвучал «Каприс №24» Никколо Паганини в джазовой обработке. К исполнению присоединились контрабас и ударные – словно веселая компания ворвалась в тихое кафе, наполнив его смехом и шутками. Комментарии Мацуева между номерами можно назвать идеальными – они не превращались в затянутые монологи-воспоминания, но помогали лучше прочувствовать музыку. В меру было в них и юмора.

Денис Мацуев

Вот и сейчас Денис, известный своей любовью к футболу, обратился к публике: «В команде «Зенита» замена… Нет, все-таки «Спартака». Да, я понимаю… И отношусь с большим уважением, но все-таки «Спартака». Сейчас мое место займет маленькая принцесса, ей нет еще и девяти лет. Ее зовут София Курлович. Не смотрите на картинку, а слушайте. Она будет играть мелодию «Барбариска», которую написал Андрей Иванов специально для конкурса «Синяя птица».

Денис Мацуев

«Не смотрите на картинку» – эту же фразу Мацуев произнес, когда я перед концертом спросил его, как возникла идея проводить совместные концерты с детьми. С самого начала было понятно, что привлечение юных исполнителей для Мацуева – отнюдь не элемент декора, который должен растрогать и без того восторженных слушателей. Здесь история глубже. Во-первых, пианист не забывает, что обязан своим успехом, в том числе и детским конкурсам, и многое делает для подрастающего поколения музыкантов. А во-вторых, чувствуется, что во время концерта он и сам любуется своими юными коллегами.

Денис Мацуев

Мацуев слукавил, призывая «не смотреть на картинку». На нее обязательно нужно смотреть! Выступление юных дарований на равных со знаменитыми музыкантами в корне меняет восприятие слушателей, перезагружает его. Зрителю трудно поверить своим глазам. Одно дело, когда этих талантливых ребят показывают по телевизору, и совсем иное — когда вживую, здесь и сейчас. Настоящие волшебники от музыки, юные, как спутники Гарри Поттера. После каждого соло детям аплодировали, как после опасного акробатического номера.

Денис Мацуев

Когда крошечная София Курлович уступила фортепиано Мацуеву, к нему присоединились двое ребят постарше: Софья Тюрина (саксофон) и Даниил Гулевич (ударные). Они приготовили зрителям огненный коктейль из двух неожиданных компонентов – фрагмента оперы «Князь Игорь» Александра Бородина и композиции Take Five квартета Дейва Брубека.

Денис Мацуев

Пританцовывающий за роялем Денис – это особое зрелище. Те, кто, сидел в первых рядах, слышали еще и его вокал – во время выступления он подпевает себе. Но даже издали видно, как он отбивает ритм ступнями, а иногда в порыве просто откидывает ноги.

С таким же накалом звучал «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. В этом выступлении чувствовалось что-то от спорта и от опасных трюков. Время от времени с задних рядов доносилось искреннее восклицание: «Ну, ничего себе!».

Денис Мацуев

На концерте впервые сыграли балладу, посвященную озеру Байкал, автором которой стал сам Денис Мацуев. Он написал ее, будучи совсем юным, когда учился в Иркутске. Символ детства, который звучал совсем по-взрослому дал возможность окунуться в теплый вечерний джаз, расслабиться и перевести дух перед следующими бешеными мелодиями.

Денис Мацуев

Ни разу во время концерта Мацуев не давил других музыкантов своим авторитетом, позволяя свободно высказаться. Название соответствует – это действительно был вечер, на котором друзья общались посредством музыки, друг с другом и с публикой.

Все знают, что Мацуев – виртуозный пианист и общественный деятель. При этом он еще и выдающийся популяризатор, причем как академической музыки, так и джаза. Ни одной минуты не было скучно на концерте – он прошел на одном дыхании. Чувствуется, что и джаз, и этот концерт для Дениса – история личная и бесконечно дорогая.

Денис Мацуев

ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

6 декабря 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.

Книги 2020

Книги с петербургской пропиской

Петербург для художественной и научно-популярной литературы — тема неисчерпаемая. Ежегодно выходит несколько десятков книг, посвященных городу. Автор «Петербургского авангарда» узнал, чего стоит ждать преданным читателям в 2020 году. Представляем вашему вниманию книги про Петербург, произведения петербургских авторов, и романы, действие которых происходит в Петербурге.

Оскар

«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Василий Соловьев-Седой

Василий Соловьев-Седой: Сейчас я бы не рискнул выйти и два часа читать Бродского без музыки

Внук советского классика, артист художественного слова Василий Соловьев-Седой рассказывает «Петербургскому Авангарду» о метаморфозах этого жанра, изменении театрального ландшафта и зрительского восприятия. Владимир Соловьев-Седой 12 февраля прочитает на Квартирнике несколько «зимних» произведений Александра Пушкина, Бориса Пастернака и Давида Самойлова.

Андрей Зорин

Отправить бы Толстого к психотерапевту…

В декабре издательство «Новое литературное обозрение» выпустило краткую биографию Льва Толстого, которую написал Андрей Зорин. «Петербургский авангард» объясняет, чем же так хороша очередная книга о классике.