Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Денис Мацуев

Пианист приехал в БКЗ «Октябрьский» прямо из аэропорта. Он прогнал несколько номеров на репетиции, коротко пообщался с журналистами и вышел на сцену. Ни минуты на отдых – все технично, быстро, профессионально.

Денис Мацуев

Вечер начался с классики – Мацуев исполнил «Размышление» Петра Чайковского и «Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова. Перед тем как перейти ко второму произведению, пианист рассказал о важности для него творчества Рахманинова. Но это было излишне – своим страстным исполнением он выразил больше. Именно Мацуеву внук композитора Александр Рахманинофф доверил впервые исполнить неизвестные произведения своего деда.

Денис Мацуев

К окончанию «Вариаций» возникло ощущение, что произошла ошибка, и публика находится на концерте академической музыки. Но тут уже сам маэстро поспешил успокоить публику: «На этом классический блок закончился, переходим к джазу». К Денису присоединились взрослые музыканты: ударник Александр Зингер и контрабасист Андрей Иванов. Последний известен еще и как изобретатель новых принципов игры на инструменте – с помощью объедения джазового и академического подходов к исполнению. Кому как не ему играть на джазовом концерте классического пианиста?

Денис Мацуев

Выбор первого джазового номера тоже был неслучаен. Прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина. В начале 1920-х годов прошлого века эту пьесу заказали тогда еще молодому композитору. Она стала удачным экспериментом по созданию нового стиля, опирающегося на слияние джаза и классики.

Денис Мацуев

Сначала было слышно только фортепиано. Чуть позже, сначала тихо, потом все отчетливей, к нему присоединились ударные и контрабас. Вскоре джаз охватил все вокруг. Во время своего соло Иванов будто бы превратил контрабас в какой-то иной инструмент или сразу в несколько. «Сухой» звук почему-то навеял ассоциации с пустыней – что-то древнее было в нем. Это ощущение только усугубило феерическое возвращение ударных и фортепиано – словно оазис встретился на пути. Потом было соло ударника, и снова феерия.

Денис Мацуев

Когда взрослые джазмены покинули сцену, Денис представил своего скрипача – Матвея Блюмина. Он, как и другие юные музыканты, которым еще предстояло выйти к зрителям, – лауреат телевизионного конкурса «Синяя птица». Первым номером дуэта скрипки и фортепиано стал сложный для исполнения «Танец гномов» Антонио Баццини. Помните, Мацуев говорил, что классический блок закончен? Это был обман – завораживающий и виртуозный. Или лучше сказать – неожиданный подарок для любителей академической музыки. Неудержимая, холерическая скрипка не отставала от рояля Мацуева.

Денис Мацуев

Следом зазвучал «Каприс №24» Никколо Паганини в джазовой обработке. К исполнению присоединились контрабас и ударные – словно веселая компания ворвалась в тихое кафе, наполнив его смехом и шутками. Комментарии Мацуева между номерами можно назвать идеальными – они не превращались в затянутые монологи-воспоминания, но помогали лучше прочувствовать музыку. В меру было в них и юмора.

Денис Мацуев

Вот и сейчас Денис, известный своей любовью к футболу, обратился к публике: «В команде «Зенита» замена… Нет, все-таки «Спартака». Да, я понимаю… И отношусь с большим уважением, но все-таки «Спартака». Сейчас мое место займет маленькая принцесса, ей нет еще и девяти лет. Ее зовут София Курлович. Не смотрите на картинку, а слушайте. Она будет играть мелодию «Барбариска», которую написал Андрей Иванов специально для конкурса «Синяя птица».

Денис Мацуев

«Не смотрите на картинку» – эту же фразу Мацуев произнес, когда я перед концертом спросил его, как возникла идея проводить совместные концерты с детьми. С самого начала было понятно, что привлечение юных исполнителей для Мацуева – отнюдь не элемент декора, который должен растрогать и без того восторженных слушателей. Здесь история глубже. Во-первых, пианист не забывает, что обязан своим успехом, в том числе и детским конкурсам, и многое делает для подрастающего поколения музыкантов. А во-вторых, чувствуется, что во время концерта он и сам любуется своими юными коллегами.

Денис Мацуев

Мацуев слукавил, призывая «не смотреть на картинку». На нее обязательно нужно смотреть! Выступление юных дарований на равных со знаменитыми музыкантами в корне меняет восприятие слушателей, перезагружает его. Зрителю трудно поверить своим глазам. Одно дело, когда этих талантливых ребят показывают по телевизору, и совсем иное — когда вживую, здесь и сейчас. Настоящие волшебники от музыки, юные, как спутники Гарри Поттера. После каждого соло детям аплодировали, как после опасного акробатического номера.

Денис Мацуев

Когда крошечная София Курлович уступила фортепиано Мацуеву, к нему присоединились двое ребят постарше: Софья Тюрина (саксофон) и Даниил Гулевич (ударные). Они приготовили зрителям огненный коктейль из двух неожиданных компонентов – фрагмента оперы «Князь Игорь» Александра Бородина и композиции Take Five квартета Дейва Брубека.

Денис Мацуев

Пританцовывающий за роялем Денис – это особое зрелище. Те, кто, сидел в первых рядах, слышали еще и его вокал – во время выступления он подпевает себе. Но даже издали видно, как он отбивает ритм ступнями, а иногда в порыве просто откидывает ноги.

С таким же накалом звучал «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. В этом выступлении чувствовалось что-то от спорта и от опасных трюков. Время от времени с задних рядов доносилось искреннее восклицание: «Ну, ничего себе!».

Денис Мацуев

На концерте впервые сыграли балладу, посвященную озеру Байкал, автором которой стал сам Денис Мацуев. Он написал ее, будучи совсем юным, когда учился в Иркутске. Символ детства, который звучал совсем по-взрослому дал возможность окунуться в теплый вечерний джаз, расслабиться и перевести дух перед следующими бешеными мелодиями.

Денис Мацуев

Ни разу во время концерта Мацуев не давил других музыкантов своим авторитетом, позволяя свободно высказаться. Название соответствует – это действительно был вечер, на котором друзья общались посредством музыки, друг с другом и с публикой.

Все знают, что Мацуев – виртуозный пианист и общественный деятель. При этом он еще и выдающийся популяризатор, причем как академической музыки, так и джаза. Ни одной минуты не было скучно на концерте – он прошел на одном дыхании. Чувствуется, что и джаз, и этот концерт для Дениса – история личная и бесконечно дорогая.

Денис Мацуев

ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

6 декабря 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.