«День Д»: шесть впечатлений после фестиваля Довлатова

Праздник в честь 75-летия Сергея Довлатова в Петербурге продолжался три дня. Во дворах между Фонтанкой, улицей Рубинштейна и «Пятью углами» звучал джаз, аплодисменты и голос историка Льва Лурье. А в конце улицы гостей «встречал» бронзовый Довлатов на фоне свежей штукатурки стены. «День Д», инициированный самими петербуржцами, превратился в глобальные народные гулянья.

«День Д»

1. Корюшка, «Зенит» и брутальные кадры

Вечером 2 сентября в «Англетере» открыли кинофестиваль, посвященный Довлатову. Зал был переполнен. Часть зрителей вынужденно стоя аплодировали фильму Льва Лурье о нью-йоркском периоде жизни писателя. Получилось ностальгически: мы смотрели на Нью-Йорк 2006 года и на героев «Дня Д», какими они были десять лет назад. Сразу после фильма Лурье и Юрий Сапрыкин дискуссировали на тему компромисса. Начали с заготовки о разнице культурных миров Москвы и Петербурга. К счастью, потом перешли к обсуждению личности и творчества юбиляра. «Довлатов наш! — воскликнул Лев Лурье. — Он такой же наш, как корюшка, как «Зенит». Я надеюсь, все понимают, что памятник Довлатову — это ответ мосту Кадырова?». Историк, впрочем, не стал развивать тему и перешел к сравнению Довлатова с Дмитрием Быковым. Со стен одного из залов гостиницы на выходивших из кинотеатра смотрел суровый, брутальный Довлатов — накануне стартовала выставка фоторабот Марка Сермана.

Другая тематическая выставка открылась в «Эрарте». Фотограф Нина Аловерт представила свои портреты писателя, а в соседнем зале выставили иллюстрации художника Михаила Гавричкова. Довлатов у Аловерт не менее брутальный, но более добрый. С фотографий он нежным взглядом следит за десятками опустошаемых бокалов вина. Гавричков подготовил иллюстрации для издательства «Вита Нова», придав им легкий ретроколорит: плотные акриловые мазки, лубочные, скругленные фигуры, нагромождение плоскостей. Все это в серых цветах колымской зоны либо туманно-синих вечерних красках Пушкинских Гор.

«День Д»

2. От квеста до коктейля

Чуть ли не главной сложностью всего праздника оказался аншлаг. Предварительная запись не спасла организаторов от стихийных живых очередей. В помещениях часто приходилось стоять, а уличные этапы превратились в сумбурные, но веселые гулянья. У двора школы №206, где учился Довлатов, в выходные стартовали квесты. Нужно было найти короткий путь через дворы от школы к дому №23 на Рубинштейна, припомнить, как звали тетушку писателя, жившую в доме-«коммуне», где ныне памятник Ольге Берггольц. Наконец, найти подсказку в сквере Маневича и узнать, по какому назначению раньше служил один из домов в Щербаковом переулке. Без мобильного Интернета не разберешься, его услугами вместе с коллегами по команде «Глаша» я и воспользовалась.

Побродив по дворам Толстовского дома, мы финишировали в баре «Цветочки» первыми, за что полагался приз. «Ой, а ведь сейчас только два часа дня», — спохватилась одна из участниц квеста, глядя, как бармен смешивает коктейль «Довлатов». Но он безжалостно влил в бокал стопку водки…

«День Д»

3. «Полдник воспоминаний»

Пока компании молодежи кочевали по дворам в районе Рубинштейна, в очередном переполненном зале, на этот раз Фонтанного дома, шел «полдник воспоминаний», как окрестили его участники. Друзья и знакомые писателя вспоминали о «том» времени: как познакомились, где работали и где халтурили, к кому ходили в гости, кто кого провожал домой. Все это было бы ностальгическим полушепотом людей пенсионного возраста, если бы не талант каждого из них — Андрея Арьева, Якова Гордина, Елены Скульской — преподнести свою историю как премьеру острого анекдота. 

Довлатов умело конструировал такие «анекдоты» в жизни, чтобы потом записать. А на встрече выяснилось, как много «заготовок» остались не использованы, но вполне пригодны для массового веселья. Появились на «полднике» и только что прилетевшие из Нью-Йорка Елена и Екатерина Довлатовы, вдова и дочь писателя.

«День Д»

4. Без двери, но с цветами

Воскресенье 4 сентября началось с открытия памятника Довлатову. Скульптор Вячеслав Бухаев напомнил, как долго и сложно создатели добивались установки монумента. Пока что писатель вернулся к родному дому без фундамента и двери с рамой. В таком неоконченном виде бронзовый Довлатов во всю принимал пышные букеты цветов. 

В 17:30 состоялось повторное, неофициальное, открытие памятника. Елена и Екатерина Довлатовы тонкими голосами искренне и немного удивленно поблагодарили город. Татьяна Толстая заметила, что Довлатов — может, и не великий, но очень любимый писатель. Затем на сцену в память о довлатовской Глаше вышли фокстерьеры, что вызвало бурное умиление публики. Билли Новик с командой заиграли джаз.

«День Д»

5. В гости к мигрантам

Параллельно рядом формировалась очередь в квартиру Довлатова. Заходить в коммуналку на третьем этаже должны были группы по 15 человек, но очередь стихийно захватила лестницу, а в квартире растянулась по знаменитому метафизическому коридору. Уборную хозяева отремонтировали, чем крайне горды, но у всего остального вид такой, будто последний ремонт делали еще до заселения Довлатовых.

В большой комнате, которую некогда выделили матери писателя, неплохо говорящий по-русски узбек признался корреспонденту «Авангарда», что Довлатова не читал, а всего в бывшей комнате писателя живут трое мигрантов. Они тщательно убрались перед наплывом гостей: можно ходить по центру комнаты и фотографировать колоритную печь. Что примечательно, к обитателям комнаты напротив кухни поздно вечером 3 сентября приходил агент по недвижимости и предлагал варианты расселения. Чтобы, по словам жильцов, сделать «или музей, или отель» из коммунальной квартиры.

«День Д»

6. Прогулка по барам как спектакль

«День Д» 4 сентября вылился на улицы города и вывел на свет своих создателей. Экскурсии по довлатовским местам водил сам Лев Лурье. Историк сокрушался, что удачное место в сквере Щербакова переулка уже занято Маневичем: «Конечно, Довлатову самое место было бы здесь, но тут взяли и убили Маневича…». Молодой режиссер Семен Александровский представил спектакль «Задержанный» по пьесе Вячеслава Дурненкова. В такой день велик соблазн сделать ставку на уличный спектакль, в идеале — чтобы он «провел» зрителей по всей улице Рубинштейна. И ставка на одного актера — большой риск. Александровский так и сделал: в прошлом телевизионный актер в образе милиционера сообщал зрителям свои рецензии, вернее, претензии к довлатовским текстам. Он комментировал цитаты и факты биографии писателя. «Да разве это хорошие тексты? Это полная фигня!» — негодовал милиционер, и каждый рядом понимал, сколько в этом любви. Почтенную публику водили из одного бара в другой, всем наливали по 50 грамм. Нет нужды добавлять, что спектакль получился искрометным, жизненным, а к концу стал даже компанейским.

Особый вкус «Дню Д» дала его единичность, ведь у нас его не было, и не факт, что еще будет. К окончанию праздника захотелось купить пару томов Довлатова (их в магазинах продавали со скидкой, и они кончились еще днем), взять на автовокзале билет до Пушкиногорья или хотя бы подпереть дверной косяк вместе с писателем, чтобы поймать на себе его взгляд.

5 сентября 2016.
Текст: Анастасия Семенович, фото: Анастасия Семенович, Александра Полукеева
Рубрика: Литература. Тэги: , , , , .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.