«День Д»: шесть впечатлений после фестиваля Довлатова

Праздник в честь 75-летия Сергея Довлатова в Петербурге продолжался три дня. Во дворах между Фонтанкой, улицей Рубинштейна и «Пятью углами» звучал джаз, аплодисменты и голос историка Льва Лурье. А в конце улицы гостей «встречал» бронзовый Довлатов на фоне свежей штукатурки стены. «День Д», инициированный самими петербуржцами, превратился в глобальные народные гулянья.

«День Д»

1. Корюшка, «Зенит» и брутальные кадры

Вечером 2 сентября в «Англетере» открыли кинофестиваль, посвященный Довлатову. Зал был переполнен. Часть зрителей вынужденно стоя аплодировали фильму Льва Лурье о нью-йоркском периоде жизни писателя. Получилось ностальгически: мы смотрели на Нью-Йорк 2006 года и на героев «Дня Д», какими они были десять лет назад. Сразу после фильма Лурье и Юрий Сапрыкин дискуссировали на тему компромисса. Начали с заготовки о разнице культурных миров Москвы и Петербурга. К счастью, потом перешли к обсуждению личности и творчества юбиляра. «Довлатов наш! — воскликнул Лев Лурье. — Он такой же наш, как корюшка, как «Зенит». Я надеюсь, все понимают, что памятник Довлатову — это ответ мосту Кадырова?». Историк, впрочем, не стал развивать тему и перешел к сравнению Довлатова с Дмитрием Быковым. Со стен одного из залов гостиницы на выходивших из кинотеатра смотрел суровый, брутальный Довлатов — накануне стартовала выставка фоторабот Марка Сермана.

Другая тематическая выставка открылась в «Эрарте». Фотограф Нина Аловерт представила свои портреты писателя, а в соседнем зале выставили иллюстрации художника Михаила Гавричкова. Довлатов у Аловерт не менее брутальный, но более добрый. С фотографий он нежным взглядом следит за десятками опустошаемых бокалов вина. Гавричков подготовил иллюстрации для издательства «Вита Нова», придав им легкий ретроколорит: плотные акриловые мазки, лубочные, скругленные фигуры, нагромождение плоскостей. Все это в серых цветах колымской зоны либо туманно-синих вечерних красках Пушкинских Гор.

«День Д»

2. От квеста до коктейля

Чуть ли не главной сложностью всего праздника оказался аншлаг. Предварительная запись не спасла организаторов от стихийных живых очередей. В помещениях часто приходилось стоять, а уличные этапы превратились в сумбурные, но веселые гулянья. У двора школы №206, где учился Довлатов, в выходные стартовали квесты. Нужно было найти короткий путь через дворы от школы к дому №23 на Рубинштейна, припомнить, как звали тетушку писателя, жившую в доме-«коммуне», где ныне памятник Ольге Берггольц. Наконец, найти подсказку в сквере Маневича и узнать, по какому назначению раньше служил один из домов в Щербаковом переулке. Без мобильного Интернета не разберешься, его услугами вместе с коллегами по команде «Глаша» я и воспользовалась.

Побродив по дворам Толстовского дома, мы финишировали в баре «Цветочки» первыми, за что полагался приз. «Ой, а ведь сейчас только два часа дня», — спохватилась одна из участниц квеста, глядя, как бармен смешивает коктейль «Довлатов». Но он безжалостно влил в бокал стопку водки…

«День Д»

3. «Полдник воспоминаний»

Пока компании молодежи кочевали по дворам в районе Рубинштейна, в очередном переполненном зале, на этот раз Фонтанного дома, шел «полдник воспоминаний», как окрестили его участники. Друзья и знакомые писателя вспоминали о «том» времени: как познакомились, где работали и где халтурили, к кому ходили в гости, кто кого провожал домой. Все это было бы ностальгическим полушепотом людей пенсионного возраста, если бы не талант каждого из них — Андрея Арьева, Якова Гордина, Елены Скульской — преподнести свою историю как премьеру острого анекдота. 

Довлатов умело конструировал такие «анекдоты» в жизни, чтобы потом записать. А на встрече выяснилось, как много «заготовок» остались не использованы, но вполне пригодны для массового веселья. Появились на «полднике» и только что прилетевшие из Нью-Йорка Елена и Екатерина Довлатовы, вдова и дочь писателя.

«День Д»

4. Без двери, но с цветами

Воскресенье 4 сентября началось с открытия памятника Довлатову. Скульптор Вячеслав Бухаев напомнил, как долго и сложно создатели добивались установки монумента. Пока что писатель вернулся к родному дому без фундамента и двери с рамой. В таком неоконченном виде бронзовый Довлатов во всю принимал пышные букеты цветов. 

В 17:30 состоялось повторное, неофициальное, открытие памятника. Елена и Екатерина Довлатовы тонкими голосами искренне и немного удивленно поблагодарили город. Татьяна Толстая заметила, что Довлатов — может, и не великий, но очень любимый писатель. Затем на сцену в память о довлатовской Глаше вышли фокстерьеры, что вызвало бурное умиление публики. Билли Новик с командой заиграли джаз.

«День Д»

5. В гости к мигрантам

Параллельно рядом формировалась очередь в квартиру Довлатова. Заходить в коммуналку на третьем этаже должны были группы по 15 человек, но очередь стихийно захватила лестницу, а в квартире растянулась по знаменитому метафизическому коридору. Уборную хозяева отремонтировали, чем крайне горды, но у всего остального вид такой, будто последний ремонт делали еще до заселения Довлатовых.

В большой комнате, которую некогда выделили матери писателя, неплохо говорящий по-русски узбек признался корреспонденту «Авангарда», что Довлатова не читал, а всего в бывшей комнате писателя живут трое мигрантов. Они тщательно убрались перед наплывом гостей: можно ходить по центру комнаты и фотографировать колоритную печь. Что примечательно, к обитателям комнаты напротив кухни поздно вечером 3 сентября приходил агент по недвижимости и предлагал варианты расселения. Чтобы, по словам жильцов, сделать «или музей, или отель» из коммунальной квартиры.

«День Д»

6. Прогулка по барам как спектакль

«День Д» 4 сентября вылился на улицы города и вывел на свет своих создателей. Экскурсии по довлатовским местам водил сам Лев Лурье. Историк сокрушался, что удачное место в сквере Щербакова переулка уже занято Маневичем: «Конечно, Довлатову самое место было бы здесь, но тут взяли и убили Маневича…». Молодой режиссер Семен Александровский представил спектакль «Задержанный» по пьесе Вячеслава Дурненкова. В такой день велик соблазн сделать ставку на уличный спектакль, в идеале — чтобы он «провел» зрителей по всей улице Рубинштейна. И ставка на одного актера — большой риск. Александровский так и сделал: в прошлом телевизионный актер в образе милиционера сообщал зрителям свои рецензии, вернее, претензии к довлатовским текстам. Он комментировал цитаты и факты биографии писателя. «Да разве это хорошие тексты? Это полная фигня!» — негодовал милиционер, и каждый рядом понимал, сколько в этом любви. Почтенную публику водили из одного бара в другой, всем наливали по 50 грамм. Нет нужды добавлять, что спектакль получился искрометным, жизненным, а к концу стал даже компанейским.

Особый вкус «Дню Д» дала его единичность, ведь у нас его не было, и не факт, что еще будет. К окончанию праздника захотелось купить пару томов Довлатова (их в магазинах продавали со скидкой, и они кончились еще днем), взять на автовокзале билет до Пушкиногорья или хотя бы подпереть дверной косяк вместе с писателем, чтобы поймать на себе его взгляд.

5 сентября 2016.
Текст: Анастасия Семенович, фото: Анастасия Семенович, Александра Полукеева
Рубрика: Литература. Тэги: , , , , .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.