«День Д»: шесть впечатлений после фестиваля Довлатова

Праздник в честь 75-летия Сергея Довлатова в Петербурге продолжался три дня. Во дворах между Фонтанкой, улицей Рубинштейна и «Пятью углами» звучал джаз, аплодисменты и голос историка Льва Лурье. А в конце улицы гостей «встречал» бронзовый Довлатов на фоне свежей штукатурки стены. «День Д», инициированный самими петербуржцами, превратился в глобальные народные гулянья.

«День Д»

1. Корюшка, «Зенит» и брутальные кадры

Вечером 2 сентября в «Англетере» открыли кинофестиваль, посвященный Довлатову. Зал был переполнен. Часть зрителей вынужденно стоя аплодировали фильму Льва Лурье о нью-йоркском периоде жизни писателя. Получилось ностальгически: мы смотрели на Нью-Йорк 2006 года и на героев «Дня Д», какими они были десять лет назад. Сразу после фильма Лурье и Юрий Сапрыкин дискуссировали на тему компромисса. Начали с заготовки о разнице культурных миров Москвы и Петербурга. К счастью, потом перешли к обсуждению личности и творчества юбиляра. «Довлатов наш! — воскликнул Лев Лурье. — Он такой же наш, как корюшка, как «Зенит». Я надеюсь, все понимают, что памятник Довлатову — это ответ мосту Кадырова?». Историк, впрочем, не стал развивать тему и перешел к сравнению Довлатова с Дмитрием Быковым. Со стен одного из залов гостиницы на выходивших из кинотеатра смотрел суровый, брутальный Довлатов — накануне стартовала выставка фоторабот Марка Сермана.

Другая тематическая выставка открылась в «Эрарте». Фотограф Нина Аловерт представила свои портреты писателя, а в соседнем зале выставили иллюстрации художника Михаила Гавричкова. Довлатов у Аловерт не менее брутальный, но более добрый. С фотографий он нежным взглядом следит за десятками опустошаемых бокалов вина. Гавричков подготовил иллюстрации для издательства «Вита Нова», придав им легкий ретроколорит: плотные акриловые мазки, лубочные, скругленные фигуры, нагромождение плоскостей. Все это в серых цветах колымской зоны либо туманно-синих вечерних красках Пушкинских Гор.

«День Д»

2. От квеста до коктейля

Чуть ли не главной сложностью всего праздника оказался аншлаг. Предварительная запись не спасла организаторов от стихийных живых очередей. В помещениях часто приходилось стоять, а уличные этапы превратились в сумбурные, но веселые гулянья. У двора школы №206, где учился Довлатов, в выходные стартовали квесты. Нужно было найти короткий путь через дворы от школы к дому №23 на Рубинштейна, припомнить, как звали тетушку писателя, жившую в доме-«коммуне», где ныне памятник Ольге Берггольц. Наконец, найти подсказку в сквере Маневича и узнать, по какому назначению раньше служил один из домов в Щербаковом переулке. Без мобильного Интернета не разберешься, его услугами вместе с коллегами по команде «Глаша» я и воспользовалась.

Побродив по дворам Толстовского дома, мы финишировали в баре «Цветочки» первыми, за что полагался приз. «Ой, а ведь сейчас только два часа дня», — спохватилась одна из участниц квеста, глядя, как бармен смешивает коктейль «Довлатов». Но он безжалостно влил в бокал стопку водки…

«День Д»

3. «Полдник воспоминаний»

Пока компании молодежи кочевали по дворам в районе Рубинштейна, в очередном переполненном зале, на этот раз Фонтанного дома, шел «полдник воспоминаний», как окрестили его участники. Друзья и знакомые писателя вспоминали о «том» времени: как познакомились, где работали и где халтурили, к кому ходили в гости, кто кого провожал домой. Все это было бы ностальгическим полушепотом людей пенсионного возраста, если бы не талант каждого из них — Андрея Арьева, Якова Гордина, Елены Скульской — преподнести свою историю как премьеру острого анекдота. 

Довлатов умело конструировал такие «анекдоты» в жизни, чтобы потом записать. А на встрече выяснилось, как много «заготовок» остались не использованы, но вполне пригодны для массового веселья. Появились на «полднике» и только что прилетевшие из Нью-Йорка Елена и Екатерина Довлатовы, вдова и дочь писателя.

«День Д»

4. Без двери, но с цветами

Воскресенье 4 сентября началось с открытия памятника Довлатову. Скульптор Вячеслав Бухаев напомнил, как долго и сложно создатели добивались установки монумента. Пока что писатель вернулся к родному дому без фундамента и двери с рамой. В таком неоконченном виде бронзовый Довлатов во всю принимал пышные букеты цветов. 

В 17:30 состоялось повторное, неофициальное, открытие памятника. Елена и Екатерина Довлатовы тонкими голосами искренне и немного удивленно поблагодарили город. Татьяна Толстая заметила, что Довлатов — может, и не великий, но очень любимый писатель. Затем на сцену в память о довлатовской Глаше вышли фокстерьеры, что вызвало бурное умиление публики. Билли Новик с командой заиграли джаз.

«День Д»

5. В гости к мигрантам

Параллельно рядом формировалась очередь в квартиру Довлатова. Заходить в коммуналку на третьем этаже должны были группы по 15 человек, но очередь стихийно захватила лестницу, а в квартире растянулась по знаменитому метафизическому коридору. Уборную хозяева отремонтировали, чем крайне горды, но у всего остального вид такой, будто последний ремонт делали еще до заселения Довлатовых.

В большой комнате, которую некогда выделили матери писателя, неплохо говорящий по-русски узбек признался корреспонденту «Авангарда», что Довлатова не читал, а всего в бывшей комнате писателя живут трое мигрантов. Они тщательно убрались перед наплывом гостей: можно ходить по центру комнаты и фотографировать колоритную печь. Что примечательно, к обитателям комнаты напротив кухни поздно вечером 3 сентября приходил агент по недвижимости и предлагал варианты расселения. Чтобы, по словам жильцов, сделать «или музей, или отель» из коммунальной квартиры.

«День Д»

6. Прогулка по барам как спектакль

«День Д» 4 сентября вылился на улицы города и вывел на свет своих создателей. Экскурсии по довлатовским местам водил сам Лев Лурье. Историк сокрушался, что удачное место в сквере Щербакова переулка уже занято Маневичем: «Конечно, Довлатову самое место было бы здесь, но тут взяли и убили Маневича…». Молодой режиссер Семен Александровский представил спектакль «Задержанный» по пьесе Вячеслава Дурненкова. В такой день велик соблазн сделать ставку на уличный спектакль, в идеале — чтобы он «провел» зрителей по всей улице Рубинштейна. И ставка на одного актера — большой риск. Александровский так и сделал: в прошлом телевизионный актер в образе милиционера сообщал зрителям свои рецензии, вернее, претензии к довлатовским текстам. Он комментировал цитаты и факты биографии писателя. «Да разве это хорошие тексты? Это полная фигня!» — негодовал милиционер, и каждый рядом понимал, сколько в этом любви. Почтенную публику водили из одного бара в другой, всем наливали по 50 грамм. Нет нужды добавлять, что спектакль получился искрометным, жизненным, а к концу стал даже компанейским.

Особый вкус «Дню Д» дала его единичность, ведь у нас его не было, и не факт, что еще будет. К окончанию праздника захотелось купить пару томов Довлатова (их в магазинах продавали со скидкой, и они кончились еще днем), взять на автовокзале билет до Пушкиногорья или хотя бы подпереть дверной косяк вместе с писателем, чтобы поймать на себе его взгляд.

5 сентября 2016.
Текст: Анастасия Семенович, фото: Анастасия Семенович, Александра Полукеева
Рубрика: Литература. Тэги: , , , , .

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.