«День Д»: шесть впечатлений после фестиваля Довлатова

Праздник в честь 75-летия Сергея Довлатова в Петербурге продолжался три дня. Во дворах между Фонтанкой, улицей Рубинштейна и «Пятью углами» звучал джаз, аплодисменты и голос историка Льва Лурье. А в конце улицы гостей «встречал» бронзовый Довлатов на фоне свежей штукатурки стены. «День Д», инициированный самими петербуржцами, превратился в глобальные народные гулянья.

«День Д»

1. Корюшка, «Зенит» и брутальные кадры

Вечером 2 сентября в «Англетере» открыли кинофестиваль, посвященный Довлатову. Зал был переполнен. Часть зрителей вынужденно стоя аплодировали фильму Льва Лурье о нью-йоркском периоде жизни писателя. Получилось ностальгически: мы смотрели на Нью-Йорк 2006 года и на героев «Дня Д», какими они были десять лет назад. Сразу после фильма Лурье и Юрий Сапрыкин дискуссировали на тему компромисса. Начали с заготовки о разнице культурных миров Москвы и Петербурга. К счастью, потом перешли к обсуждению личности и творчества юбиляра. «Довлатов наш! — воскликнул Лев Лурье. — Он такой же наш, как корюшка, как «Зенит». Я надеюсь, все понимают, что памятник Довлатову — это ответ мосту Кадырова?». Историк, впрочем, не стал развивать тему и перешел к сравнению Довлатова с Дмитрием Быковым. Со стен одного из залов гостиницы на выходивших из кинотеатра смотрел суровый, брутальный Довлатов — накануне стартовала выставка фоторабот Марка Сермана.

Другая тематическая выставка открылась в «Эрарте». Фотограф Нина Аловерт представила свои портреты писателя, а в соседнем зале выставили иллюстрации художника Михаила Гавричкова. Довлатов у Аловерт не менее брутальный, но более добрый. С фотографий он нежным взглядом следит за десятками опустошаемых бокалов вина. Гавричков подготовил иллюстрации для издательства «Вита Нова», придав им легкий ретроколорит: плотные акриловые мазки, лубочные, скругленные фигуры, нагромождение плоскостей. Все это в серых цветах колымской зоны либо туманно-синих вечерних красках Пушкинских Гор.

«День Д»

2. От квеста до коктейля

Чуть ли не главной сложностью всего праздника оказался аншлаг. Предварительная запись не спасла организаторов от стихийных живых очередей. В помещениях часто приходилось стоять, а уличные этапы превратились в сумбурные, но веселые гулянья. У двора школы №206, где учился Довлатов, в выходные стартовали квесты. Нужно было найти короткий путь через дворы от школы к дому №23 на Рубинштейна, припомнить, как звали тетушку писателя, жившую в доме-«коммуне», где ныне памятник Ольге Берггольц. Наконец, найти подсказку в сквере Маневича и узнать, по какому назначению раньше служил один из домов в Щербаковом переулке. Без мобильного Интернета не разберешься, его услугами вместе с коллегами по команде «Глаша» я и воспользовалась.

Побродив по дворам Толстовского дома, мы финишировали в баре «Цветочки» первыми, за что полагался приз. «Ой, а ведь сейчас только два часа дня», — спохватилась одна из участниц квеста, глядя, как бармен смешивает коктейль «Довлатов». Но он безжалостно влил в бокал стопку водки…

«День Д»

3. «Полдник воспоминаний»

Пока компании молодежи кочевали по дворам в районе Рубинштейна, в очередном переполненном зале, на этот раз Фонтанного дома, шел «полдник воспоминаний», как окрестили его участники. Друзья и знакомые писателя вспоминали о «том» времени: как познакомились, где работали и где халтурили, к кому ходили в гости, кто кого провожал домой. Все это было бы ностальгическим полушепотом людей пенсионного возраста, если бы не талант каждого из них — Андрея Арьева, Якова Гордина, Елены Скульской — преподнести свою историю как премьеру острого анекдота. 

Довлатов умело конструировал такие «анекдоты» в жизни, чтобы потом записать. А на встрече выяснилось, как много «заготовок» остались не использованы, но вполне пригодны для массового веселья. Появились на «полднике» и только что прилетевшие из Нью-Йорка Елена и Екатерина Довлатовы, вдова и дочь писателя.

«День Д»

4. Без двери, но с цветами

Воскресенье 4 сентября началось с открытия памятника Довлатову. Скульптор Вячеслав Бухаев напомнил, как долго и сложно создатели добивались установки монумента. Пока что писатель вернулся к родному дому без фундамента и двери с рамой. В таком неоконченном виде бронзовый Довлатов во всю принимал пышные букеты цветов. 

В 17:30 состоялось повторное, неофициальное, открытие памятника. Елена и Екатерина Довлатовы тонкими голосами искренне и немного удивленно поблагодарили город. Татьяна Толстая заметила, что Довлатов — может, и не великий, но очень любимый писатель. Затем на сцену в память о довлатовской Глаше вышли фокстерьеры, что вызвало бурное умиление публики. Билли Новик с командой заиграли джаз.

«День Д»

5. В гости к мигрантам

Параллельно рядом формировалась очередь в квартиру Довлатова. Заходить в коммуналку на третьем этаже должны были группы по 15 человек, но очередь стихийно захватила лестницу, а в квартире растянулась по знаменитому метафизическому коридору. Уборную хозяева отремонтировали, чем крайне горды, но у всего остального вид такой, будто последний ремонт делали еще до заселения Довлатовых.

В большой комнате, которую некогда выделили матери писателя, неплохо говорящий по-русски узбек признался корреспонденту «Авангарда», что Довлатова не читал, а всего в бывшей комнате писателя живут трое мигрантов. Они тщательно убрались перед наплывом гостей: можно ходить по центру комнаты и фотографировать колоритную печь. Что примечательно, к обитателям комнаты напротив кухни поздно вечером 3 сентября приходил агент по недвижимости и предлагал варианты расселения. Чтобы, по словам жильцов, сделать «или музей, или отель» из коммунальной квартиры.

«День Д»

6. Прогулка по барам как спектакль

«День Д» 4 сентября вылился на улицы города и вывел на свет своих создателей. Экскурсии по довлатовским местам водил сам Лев Лурье. Историк сокрушался, что удачное место в сквере Щербакова переулка уже занято Маневичем: «Конечно, Довлатову самое место было бы здесь, но тут взяли и убили Маневича…». Молодой режиссер Семен Александровский представил спектакль «Задержанный» по пьесе Вячеслава Дурненкова. В такой день велик соблазн сделать ставку на уличный спектакль, в идеале — чтобы он «провел» зрителей по всей улице Рубинштейна. И ставка на одного актера — большой риск. Александровский так и сделал: в прошлом телевизионный актер в образе милиционера сообщал зрителям свои рецензии, вернее, претензии к довлатовским текстам. Он комментировал цитаты и факты биографии писателя. «Да разве это хорошие тексты? Это полная фигня!» — негодовал милиционер, и каждый рядом понимал, сколько в этом любви. Почтенную публику водили из одного бара в другой, всем наливали по 50 грамм. Нет нужды добавлять, что спектакль получился искрометным, жизненным, а к концу стал даже компанейским.

Особый вкус «Дню Д» дала его единичность, ведь у нас его не было, и не факт, что еще будет. К окончанию праздника захотелось купить пару томов Довлатова (их в магазинах продавали со скидкой, и они кончились еще днем), взять на автовокзале билет до Пушкиногорья или хотя бы подпереть дверной косяк вместе с писателем, чтобы поймать на себе его взгляд.

5 сентября 2016.
Текст: Анастасия Семенович, фото: Анастасия Семенович, Александра Полукеева
Рубрика: Литература. Тэги: , , , , .

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».