Демоны в домике Карлсона

Очередной герой обзора нестандартных театров Санкт-Петербурга расположен в историческом центре — это театр Karlsson Haus. Если точнее, то у него три площадки — на Фонтанке, на улице Ломоносова и на Фурштатской улице, и объединяет их камерная обстановка, талантливая игра актеров, внимание к антуражу и необычный подбор литературных источников.

Karlsson Haus

Сказки скандинавских писателей, включая автора истории о герое, давшем театру имя, а также произведения Вильгельма Гауфа, Льюиса Кэрролла, Чарльза Диккенса, народные предания, — все это в сочетании с детализированными декорациями и аутентичными кукольными героями позволяет окунуться в романтическую и в то же время тревожную атмосферу, интересную и детям, и взрослым. И это ни в коем случае не заменить чтением сказки на ночь.

Театр был основан в 2005 году коллективом кукольников и очень быстро приобрел популярность у петербуржцев. В его активе — премия «Золотая маска» за кукольный спектакль «Вероятно, чаепитие состоится», награды на зарубежных фестивалях. Труппа основала Международную лабораторию фигуративного театра. В Karlsson Haus постоянно работает студия для детей под руководством актрисы и режиссера Екатерины Ложкиной-Белевич.

Karlsson Haus

Но театр развивается также и во взрослом направлении, чему способствует его дружба с молодыми труппами индивидуалистов, отличающихся эксцентричными и даже скандальными постановками.

Один из них — «Невидимый театр», независимый коллектив петербургских артистов-новаторов из различных театральных школ. Его постановки — «Демоны», «Любовь людей», «Саша, вынеси мусор» — можно увидеть на сцене Karlsson Haus на Фурштатской улице.

Эта площадка была открыта всего год назад, на месте бывшей бани. Благодаря работе театрального художника Эмиля Капелюша она получилась экстравагантной и в то же время очень по-питерски уютной и романтичной.

Karlsson Haus

Весь интерьер маленького фойе стилизован под старину: буфет, литые столики, гардероб, занавешенный вместо штор или жалюзи металлическими трубочками, которые при соприкосновении издают музыкальные напевы. Оформители догадались совместить сказку и декаданс, и это получилось гармонично и непринужденно. Для дневных детских спектаклей открыт вход с улицы через окно, чтобы каждый чувствовал себя Малышом или Карлсоном, для взрослых вечерних — подвал во дворе-колодце, который в осенние сумерки приобретает мистические черты.

Karlsson Haus

В холодное время года, когда в городе воцаряется полутьма, сюда особенно приятно прийти. С любовью труппы к северным сказкам с их уютными хуторами, суровой природой и такими же людскими характерами, в Питере легко найти родственные души.

Для тех же, кто решительно предпочитает взрослый репертуар, будет интересен спектакль «Демоны» от друзей Karlsson Haus из «Невидимого театра». Пьеса была написана украинским драматургом Натальей Ворожбит в 2004 году, а в 2013 году режиссер «Этюд-театра» Семен Серзин поставил по ней спектакль, впоследствии выдвинутый на премию «Прорыв» в пяти номинациях и премию «Золотой софит» (лучшая женская роль, номинанткой стала исполнительница главной роли Алессандра Джунтини).

Karlsson Haus

Некоторые театроведы разглядели в «Демонах» отсылки к мифам и даже к Библии, но на самом деле в них все и проще, и одновременно сложнее.

С самого начала зрителя погружают в атмосферу села Глыбокое, застрявшего в непрерывном пост-перестроечном времени. То, что действие происходит на Украине, мало что меняет. Даже местная «мода» этому соответствует — леопардовые принты, белье ядовитых расцветок, жуткие заколки из искусственных цветов, золоченые пояса, блестящие босоножки поверх цветастых носков, попса из старого магнитофона, дешевый макияж.

Karlsson Haus

Потуги опустившейся главной героини, самогонщицы Нинки, себя приукрасить, выглядят так же жалко, как ее животное отношение к сожителю, заезжему Славику, выдаваемое здесь за отчаянную страсть.

Не менее вульгарное впечатление производят и мужские персонажи, одержимые выпивкой, сексом и самоудовлетворением с помощью псевдоэротического чтива.

Возможно, развал СССР отчасти привел к такой деградации простых, то есть малограмотных и малоимущих людей, безразличных к политике, науке, реформам и вообще всему, что выходит за грани удовлетворения инстинктов.

Karlsson Haus

В сущности, спектакль именно об этом, то есть — об инстинктах, безусловное следование которым, без всякой оглядки на мысли, причины, следствия, и превращает героев в настоящих демонов. Это уже не грешники, о которых поется в фильме «За спичками» — «но от того они милей всегда». Их экспрессивные конфликты выглядят прямой отсылкой к реальным криминальным сводкам, речь изобилует матом, а примирения обусловлены не привязанностью, а нежеланием что-либо менять в своем животном существовании и алкогольной размягченностью. Поэтому финальное описание живописной природы, на фоне которой людские пороки не больше песчинки, кажется чужеродным приростком в этой истории.

Ее конец — не счастливый, но логичный: этим сонным от алкоголя персонажам нет нужды убивать друг друга, потому что нет стимула жить самим. Они продолжают свое унылое выживание, ярким пятном в котором выглядит трио ведьм, тихо, но постоянно разрушающих стабильность.

Karlsson Haus

Но этих персонажей отличает неподдельность образов, которой нет у людей с налетом «цивильности» и такой же гнилой сущностью. Спектакль тепло встречен зрителями, но хотелось бы думать, что не из-за того, что те узрели в героях нечто близкое. А из-за того, что им очень надоело, когда маргинальную молодежь делают звездами Первого канала и организуют ей пышную свадьбу, когда мужчины оправдывают «левые» похождения природой, а женщины называют свою тупую покорность и трусость жертвенной любовью. Публике уже давно надоели красивые слова, поэтому рэп со словами «жизнь, б…, такая б…, жизнь!» вызывает овации.

Даже героиня нашумевшего клипа о лабутенах, живущая вроде как в спальном районе и разговаривающая матом, — это только маска на ухоженной актрисе и модели. А настоящее чрево общества показано в этой пьесе. Актеры себя не жалеют, позволяя авторам и гримерам изуродовать себя так, что сочувствовать героям решительно не хочется.

Karlsson Haus

Удивительно представить, как на одной сцене днем идут светлые спектакли для детей, а вечером — такая катастрофическая проза. Но главное, чего хочется пожелать актерам Karlsson Haus и «Невидимого театра», — чтобы репертуар и тех, и других не забавлял аудиторию, не был разовой заменой похода в торговый центр или просмотра «Дома-2», герои которого на первый взгляд похожи на «Демонов». И детские спектакли нуждаются в не менее серьезном восприятии, чем взрослые провокационные находки. Но для этого, конечно, должна развиваться сама аудитория.

10 октября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Аркадий Райкин

Только как же я с Вами расстанусь, Добрый зритель в девятом ряду?

Тридцать лет назад не стало Аркадия Иссаковича Райкина. Любимый артист огромной страны ушел 17 декабря 1987 года. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме актера на Невском проспекте, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда конца советской эпохи это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Вадим Каспаров

Вадим Каспаров: Танец — мост в будущее

Одна из первых в Санкт-Петербурге и России школа танцев — Kannon dance — отмечает 20-летие. Cейчас петербургскому зрителю эта школа больше известна как учредитель Международного фестиваля современного танца Open Look. Основатели школы — Вадим и Наталья Каспаровы, муж и жена, продюсер и хореограф, соавторы и союзники. За два десятилетия им удалось сделать Open Look площадкой, на которой собираются лучшие зарубежные педагоги и самые продвинутые танцевальные компании.

Мария Гладких и Анастасия Гордеева

Русский музей: Революция Online

Потеряет ли Русский музей посетителей, когда все выставки будут доступны онлайн? И почему школьникам интересны картины о революции? Об этом корреспонденту «Петербургского авангарда» рассказали начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких и заведующая сектором организации мероприятий Центра мультимедиа Русского музея Анастасия Гордеева.

Фестиваль японского кино

В «Родине» состоится 51-й Фестиваль японского кино

С 6 по 12 декабря в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12) в 51-й раз будет проходить Фестиваль японского кино. Все фильмы демонстрируются на японском языке с русскими субтитрами. Премьерой номер один будет «Клинок Бессмертного» (2017 год), ставший событием юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля.

Русский музей

Русский музей стремится в Online

Не так давно в Санкт-Петербурге состоялся очередной Международный культурный форум, который официально открылся 16 ноября, но задолго до его открытия в Северной столице начались мероприятия, приготавливающие культурное сообщество к МКФ. Событие такого масштаба не обошло стороной и Русский музей, который не устает совершенствоваться и осваивать новые технологии. Так, 14-15 ноября в Лектории Михайловского замка (Садовая улица, 2) состоялась международная научно-практическая конференция «Русский музей: виртуальный филиал». Новая стратегия и лучший опыт информационно-образовательных центров». А 16 ноября под эгидой МКФ вопросы, поднятые на конференции, обсуждались на Рабочей встрече с представителями учреждений — партнеров проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Чай и кофе

Блеск и нищета петербургского чаепития

В последний уик-энд ноября в Петербурге состоятся сразу два тематических мероприятия на схожую тему. В лофт-проекте «Этажи» проходит «Кофе фестиваль»: на территории второго этажа, в «Синем пространстве», запланированы мастер-классы и семинары о приготовлении и распитии любимого многими напитка, акции от кофеен и дегустации.