Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу...» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

каэромания

К. Р. — это Константин Константинович Романов (внук Императора Николая I). Все, чего с лихвой хватило бы на нескольких человек, сошлось в одном. Под псевдонимом К. Р. он писал стихи (императорское происхождение не позволяло подписываться своим именем), однако стихи его хорошо знали при жизни. История такого одного стихотворения К. Р. «Умер, бедняга…» — поистине удивительна. До революции оно входило в программу многих хоров и певцов эстрады. Его знали и пели как в царской семье, так и в среде простых солдат, которые вообще считали это стихотворение народной песней. Но самое удивительное, что стихотворение так подействовало эмоционально на офицеров Измайловского полка (где служил Великий князь), что был даже изменен порядок похорон нижних чинов: их стали хоронить с должными почестями, как и офицеров. Так искусство повлияло на уклад воинской жизни!

Прекрасно образованный, знавший языки Константин Константинович был и замечательным переводчиком: переводил Гете, Шекспира, Шиллера. Был режиссером и актером домашних спектаклей и даже сам играл роль Гамлета. По инициативе Константина Константиновича в год 100-летия Александра Пушкина был учрежден Пушкинский дом, ныне Институт русской литературы РАН.

Возглавляя в течение 26 лет Академию наук, Романов содействовал открытию обсерваторий, организации экспедиций на Шпицберген, Новую Землю, в Монголию, в Семиречье. По его инициативе впервые была присуждена Нобелевская премия российским ученым Ивану Павлову и Илье Мечникову; был построен первый арктический ледокол… Это лишь часть всей его многообразной деятельности, включавшей и истинную благотворительность. При К. Р. Мраморный дворец (ныне филиал Русского музея) был настоящим центром культурной жизни. Здесь бывали Чайковский, Майков, Рубинштейн, Гончаров. Читал отрывки из «Братьев Карамазовых» Достоевский…

каэромания

История дворца, переплетенная с биографией Константина Романова, и вдохновила сотрудников Русского музея на организацию молодежного поэтического конкурса имени К. Р., который проводится совместно с Союзом писателей Санкт-Петербурга. Номинации конкурса дают возможность показать самые разные дарования и способности: это и исторические темы, и поэтические жанры (роман, баллада, сонет), и — посвящение самому К. Р. Личность Великого князя вдохновила некоторых участников на такой сложнейший поэтический жанр, как акростих.

Но самой любимой и главной номинацией во все эти годы остается живописная. Наверное, потому, что живопись особенно близка поэтическим натурам. Не случайно и Леонардо да Винчи говорил, что живопись — это поэзия красками, а поэзия — живопись словами.

За годы существования конкурс вырос во вполне зрелый и серьезный проект, где обязательно есть главный приз (произведение современного художника). Выпускается книга по результатам конкурса — со стихами финалистов и победителей. В Мраморном дворце проходит торжественное награждение, для участников конкурса организуются творческие вечера. И все это — благодаря множеству партнеров и помощников, число которых с каждым годов прирастает. Конкурс объединил вокруг себя самые разные учреждения культуры и бизнеса, причем не только петербургские — партнеры есть и в Прибалтике, и в Германии.

«Для молодых поэтов наш конкурс — ступенька в большое творчество, поддержка на литературном поприще. Для нас же, взрослых, — с одной стороны возможность жить в ногу с молодым поколением, а с другой — обращать его взгляды к истории и культуре России. — считает председатель оргкомитета конкурса, заведующий Мраморным дворцом Сергей Любимцев. — Впрочем, и для взрослых он тоже является побудительным для новых поисков и научных исследований».

Конкурс за время существования превратился в настоящее культурное сообщество, получившее домашнее название «КаэРомания». Термин, отчасти шутливый, обозначает необычное и серьезное явление. Годы работы над проектом собрали вокруг имени К. Р. самых разных людей и самые разные учреждения, которые помогают конкурсу развиваться и делают это совершенно бескорыстно и безвозмездно. В 2020 году он будет отмечать свой юбилей — 10 лет существования.

каэромания

Узнать подробно о новом конкурсе, который начнется в этом году 15 ноября, можно будет на сайте Русского музея, сайте Дома писателей Санкт-Петербурга, а также в соцсетях — Facebook и «Вконтакте», в группах «Каэромания».

НАТАЛЬЯ КРЫЛОВА

23 мая 2019.

Рубрика: Литература Музеи / кино. Тэги: , .

Фотограф Таисия Овод, Предоставлено Молодежным театром на Фонтанке

«Театр в объективе» показал мастеров

В Молодежном театре на Фонтанке назвали имена победителей Второго конкурса молодых фотографов. Первый конкурс «Театр в объективе» состоялся в 2018 году. Он был учрежден Молодежным театром на Фонтанке при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Мик Мосс, Antimatter

Мик Мосс: Когда сочиняю, я — хирург, который оперирует сам себя

Группа Antimatter посетила Россию месяц назад с очередным туром, представив публике свой новый альбом Black Market Enlightenment и очаровав зрителей настолько, что никто не хотел ее отпускать — общение продолжалось и после концертов. С тех пор Мик Мосс успел вернуться домой, получить номинацию на премию Progressive Music Awards и рассказать «Петербургскому авангарду» о впечатлениях о концертах в России, музыке в целом и о том, как и почему он создает свои песни — нам показалось важным продолжить разговор, который начался месяц назад.

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.