Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу...» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

каэромания

К. Р. — это Константин Константинович Романов (внук Императора Николая I). Все, чего с лихвой хватило бы на нескольких человек, сошлось в одном. Под псевдонимом К. Р. он писал стихи (императорское происхождение не позволяло подписываться своим именем), однако стихи его хорошо знали при жизни. История такого одного стихотворения К. Р. «Умер, бедняга…» — поистине удивительна. До революции оно входило в программу многих хоров и певцов эстрады. Его знали и пели как в царской семье, так и в среде простых солдат, которые вообще считали это стихотворение народной песней. Но самое удивительное, что стихотворение так подействовало эмоционально на офицеров Измайловского полка (где служил Великий князь), что был даже изменен порядок похорон нижних чинов: их стали хоронить с должными почестями, как и офицеров. Так искусство повлияло на уклад воинской жизни!

Прекрасно образованный, знавший языки Константин Константинович был и замечательным переводчиком: переводил Гете, Шекспира, Шиллера. Был режиссером и актером домашних спектаклей и даже сам играл роль Гамлета. По инициативе Константина Константиновича в год 100-летия Александра Пушкина был учрежден Пушкинский дом, ныне Институт русской литературы РАН.

Возглавляя в течение 26 лет Академию наук, Романов содействовал открытию обсерваторий, организации экспедиций на Шпицберген, Новую Землю, в Монголию, в Семиречье. По его инициативе впервые была присуждена Нобелевская премия российским ученым Ивану Павлову и Илье Мечникову; был построен первый арктический ледокол… Это лишь часть всей его многообразной деятельности, включавшей и истинную благотворительность. При К. Р. Мраморный дворец (ныне филиал Русского музея) был настоящим центром культурной жизни. Здесь бывали Чайковский, Майков, Рубинштейн, Гончаров. Читал отрывки из «Братьев Карамазовых» Достоевский…

каэромания

История дворца, переплетенная с биографией Константина Романова, и вдохновила сотрудников Русского музея на организацию молодежного поэтического конкурса имени К. Р., который проводится совместно с Союзом писателей Санкт-Петербурга. Номинации конкурса дают возможность показать самые разные дарования и способности: это и исторические темы, и поэтические жанры (роман, баллада, сонет), и — посвящение самому К. Р. Личность Великого князя вдохновила некоторых участников на такой сложнейший поэтический жанр, как акростих.

Но самой любимой и главной номинацией во все эти годы остается живописная. Наверное, потому, что живопись особенно близка поэтическим натурам. Не случайно и Леонардо да Винчи говорил, что живопись — это поэзия красками, а поэзия — живопись словами.

За годы существования конкурс вырос во вполне зрелый и серьезный проект, где обязательно есть главный приз (произведение современного художника). Выпускается книга по результатам конкурса — со стихами финалистов и победителей. В Мраморном дворце проходит торжественное награждение, для участников конкурса организуются творческие вечера. И все это — благодаря множеству партнеров и помощников, число которых с каждым годов прирастает. Конкурс объединил вокруг себя самые разные учреждения культуры и бизнеса, причем не только петербургские — партнеры есть и в Прибалтике, и в Германии.

«Для молодых поэтов наш конкурс — ступенька в большое творчество, поддержка на литературном поприще. Для нас же, взрослых, — с одной стороны возможность жить в ногу с молодым поколением, а с другой — обращать его взгляды к истории и культуре России. — считает председатель оргкомитета конкурса, заведующий Мраморным дворцом Сергей Любимцев. — Впрочем, и для взрослых он тоже является побудительным для новых поисков и научных исследований».

Конкурс за время существования превратился в настоящее культурное сообщество, получившее домашнее название «КаэРомания». Термин, отчасти шутливый, обозначает необычное и серьезное явление. Годы работы над проектом собрали вокруг имени К. Р. самых разных людей и самые разные учреждения, которые помогают конкурсу развиваться и делают это совершенно бескорыстно и безвозмездно. В 2020 году он будет отмечать свой юбилей — 10 лет существования.

каэромания

Узнать подробно о новом конкурсе, который начнется в этом году 15 ноября, можно будет на сайте Русского музея, сайте Дома писателей Санкт-Петербурга, а также в соцсетях — Facebook и «Вконтакте», в группах «Каэромания».

НАТАЛЬЯ КРЫЛОВА

23 мая 2019.

Рубрика: Литература Музеи / кино. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.