Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу...» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

каэромания

К. Р. — это Константин Константинович Романов (внук Императора Николая I). Все, чего с лихвой хватило бы на нескольких человек, сошлось в одном. Под псевдонимом К. Р. он писал стихи (императорское происхождение не позволяло подписываться своим именем), однако стихи его хорошо знали при жизни. История такого одного стихотворения К. Р. «Умер, бедняга…» — поистине удивительна. До революции оно входило в программу многих хоров и певцов эстрады. Его знали и пели как в царской семье, так и в среде простых солдат, которые вообще считали это стихотворение народной песней. Но самое удивительное, что стихотворение так подействовало эмоционально на офицеров Измайловского полка (где служил Великий князь), что был даже изменен порядок похорон нижних чинов: их стали хоронить с должными почестями, как и офицеров. Так искусство повлияло на уклад воинской жизни!

Прекрасно образованный, знавший языки Константин Константинович был и замечательным переводчиком: переводил Гете, Шекспира, Шиллера. Был режиссером и актером домашних спектаклей и даже сам играл роль Гамлета. По инициативе Константина Константиновича в год 100-летия Александра Пушкина был учрежден Пушкинский дом, ныне Институт русской литературы РАН.

Возглавляя в течение 26 лет Академию наук, Романов содействовал открытию обсерваторий, организации экспедиций на Шпицберген, Новую Землю, в Монголию, в Семиречье. По его инициативе впервые была присуждена Нобелевская премия российским ученым Ивану Павлову и Илье Мечникову; был построен первый арктический ледокол… Это лишь часть всей его многообразной деятельности, включавшей и истинную благотворительность. При К. Р. Мраморный дворец (ныне филиал Русского музея) был настоящим центром культурной жизни. Здесь бывали Чайковский, Майков, Рубинштейн, Гончаров. Читал отрывки из «Братьев Карамазовых» Достоевский…

каэромания

История дворца, переплетенная с биографией Константина Романова, и вдохновила сотрудников Русского музея на организацию молодежного поэтического конкурса имени К. Р., который проводится совместно с Союзом писателей Санкт-Петербурга. Номинации конкурса дают возможность показать самые разные дарования и способности: это и исторические темы, и поэтические жанры (роман, баллада, сонет), и — посвящение самому К. Р. Личность Великого князя вдохновила некоторых участников на такой сложнейший поэтический жанр, как акростих.

Но самой любимой и главной номинацией во все эти годы остается живописная. Наверное, потому, что живопись особенно близка поэтическим натурам. Не случайно и Леонардо да Винчи говорил, что живопись — это поэзия красками, а поэзия — живопись словами.

За годы существования конкурс вырос во вполне зрелый и серьезный проект, где обязательно есть главный приз (произведение современного художника). Выпускается книга по результатам конкурса — со стихами финалистов и победителей. В Мраморном дворце проходит торжественное награждение, для участников конкурса организуются творческие вечера. И все это — благодаря множеству партнеров и помощников, число которых с каждым годов прирастает. Конкурс объединил вокруг себя самые разные учреждения культуры и бизнеса, причем не только петербургские — партнеры есть и в Прибалтике, и в Германии.

«Для молодых поэтов наш конкурс — ступенька в большое творчество, поддержка на литературном поприще. Для нас же, взрослых, — с одной стороны возможность жить в ногу с молодым поколением, а с другой — обращать его взгляды к истории и культуре России. — считает председатель оргкомитета конкурса, заведующий Мраморным дворцом Сергей Любимцев. — Впрочем, и для взрослых он тоже является побудительным для новых поисков и научных исследований».

Конкурс за время существования превратился в настоящее культурное сообщество, получившее домашнее название «КаэРомания». Термин, отчасти шутливый, обозначает необычное и серьезное явление. Годы работы над проектом собрали вокруг имени К. Р. самых разных людей и самые разные учреждения, которые помогают конкурсу развиваться и делают это совершенно бескорыстно и безвозмездно. В 2020 году он будет отмечать свой юбилей — 10 лет существования.

каэромания

Узнать подробно о новом конкурсе, который начнется в этом году 15 ноября, можно будет на сайте Русского музея, сайте Дома писателей Санкт-Петербурга, а также в соцсетях — Facebook и «Вконтакте», в группах «Каэромания».

НАТАЛЬЯ КРЫЛОВА

23 мая 2019.

Рубрика: Литература Музеи / кино. Тэги: , .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.