Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Выставка Братья Морозовы

Все трое великих собирателей и энтузиастов искусства, живших на рубеже XIX и XX веков, расширили для русского народа границы общеевропейской культуры и поспособствовали встраиванию русского сознания в тенденции сменяемых художественных течений в мире. Без преувеличения можно сказать, что их деятельность была направлена на просвещение и сбор лучших духовных богатств на благо соотечественников.

Выставка Братья Морозовы

Выставка занимает тринадцать залов — здесь можно увидеть все полотна из коллекции, которые принадлежат Эрмитажу. Но она является первой в своем роде монографической экспозицией в честь великих русских коллекционеров и меценатов, в которой их имена являются не менее важными, чем имена представленных живописцев.

выставка коллекции Морозовых в Эрмитаже

Семья Морозовых является ярким примером того, что на русской земле рождались люди, способные выбрать свой жизненный путь, не надеяться на барина, высшие силы и «авось», — основатель этой династии Савва Морозов, крепостной крестьянин, основал Никольскую хлопчатобумажную мануфактуру «С. Морозова сын и Ко». Пятеро сыновей Саввы Васильевича продолжили его дело по четырем ответвлениям. Их текстильные фабрики не только обеспечили рабочими местами множество людей, но и стали впоследствии двигателями культуры. Этот исторический факт необходимо знать всем последующим поколениям.

Выставка Братья Морозовы

В детстве братья Морозовы обучались рисунку и живописи у молодого художника Константина Морозова. Затем они получили высшее образование: Михаил — на историко-филологическом факультете Московского университета, а Иван — в Политехническом институте в Цюрихе.
Знаменитый французский импрессионизм, нашедший явный отклик у русского зрителя и художника, вызвал интерес у Морозовых и Щукина, как и яркие, эксцентричные образцы модерна, бросающие вызов салонному искусству. Из материалов выставки можно узнать, что Иван Морозов привез в Москву картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок», которая вызвала большой общественный резонанс на первой выставке импрессионистов в 1874 году.

выставка коллекции Морозовых в Эрмитаже

Братья Морозовы были дальновидными ценителями и не только отдавали должное мастерам, тяготеющим к академизму, как Огюст Ренуар или Эдгар Дега, но и замечали потенциал революционных художников — Винсента Ван Гога или Поля Гогена. Иван Морозов одним из первых в России разглядел ценность творений Поля Сезанна («Персики и груши», «Гора Святой Виктории», «Мост через Марну в Кретее», «Курильщик»), Пьера Боннара, которому заказал триптих «У средиземного моря», и Мориса Дени, занимавшегося живописным оформлением музыкального салона особняка, принадлежащего меценату. Художник был свободен в выборе сюжета и взял за основу сказку о Психее и Амуре из романа Апулея «Золотой осел». Салон также был украшен статуями Майоля, хранящимися в данный момент в Государственном музее имени Пушкина.

Выставка Братья Морозовы

Со временем Иван Морозов обратил внимание и на мастеров авангарда — благодаря ему Россия увидела картины Анри Матисса («Марокканский триптих») и Пабло Пикассо («Девочка на шаре», «Арлекин и его подруга»). Его брат, Михаил Морозов занимался собиранием и продвижением творчества Поля Гогена («Таитянские пасторали», «Чудесный источник», «Пейзаж с двумя козами»), Поля Бенара («Интимная феерия»). Оба в разное время приобрели портреты актрисы Жанны Самари — признанные шедевры Огюста Ренуара.

выставка коллекции Морозовых в Эрмитаже

После ранней смерти Михаила Морозова в 1903 году его брат продолжил начатое сообща дело. Он не только покупал работы европейских мастеров, но и способствовал организации выставки русской живописи в рамках Парижского Осеннего салона в 1906 году. Когда в 1914 году началась Первая Мировая война, контакты с Францией, в том числе и культурные, были разрушены, и Иван Морозов занялся коллекционированием русского искусства. В числе его приобретений — работы Валентина Серова, Михаила Врубеля, Марка Шагала и других мастеров, позднее ставших признанными классиками.

Выставка Братья Морозовы

После революции собрание Морозова было национализировано новой властью и стало Вторым музеем нового западного искусства (звание Первого носило собрание Щукина), а сам коллекционер уехал в Европу и в 1921 году скончался от продолжительной болезни в Карловых Варах.

В 1923 году два собрания были соединены в Государственный музей нового западного искусства, пристанищем которого стал особняк Ивана Морозова на Пречистенке в Москве. В 1930-е годы Государственный Эрмитаж получил около 90 картин из коллекции Морозовых в рамках обмена художественными ценностями между Москвой и Ленинградом.

Выставка Братья Морозовы

В 1948 году музей попал под нож из-за «распространения тлетворного влияния буржуазной культуры» – его ликвидировали по тайному приказу Сталина. К счастью, сами коллекции сохранились и были поделены между Эрмитажем и Музеем имени Пушкина, но не экспонировались для широкой публики до 1954 года. Первая большая выставка, посвященная деятельности Сергея Щукина и Ивана Морозова, прошла в Москве и Санкт-Петербурге только в 1995 году.

Выставка Братья Морозовы

Кураторы нынешней выставки – Альберт Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и Ольга Леонтьева, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, – выражают надежду, что она привлечет внимание большого круга петербуржцев и гостей Северной столицы. В ходе выставки будет представлена широкая образовательная программа – мастер-классы, лекции, экскурсии и встречи с организаторами.

Подробнее о выставке — на официальном сайте Эрмитажа.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

8 июля 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.