Библейский наивизм Марка Шагала

В выставочном центре «Арт-банк» (Невский проспект, 62) проходит выставка работ Марка Шагала La Bible, в которой представлены 12 эскизов к витражам синагоги медицинского центра Хадасса в Иерусалиме и 40 литографий, иллюстрирующих Библию. Этот творческий путь прославленный мастер начал еще в 1930-е годы, а завершил его уже после Второй Мировой войны. Работы собраны из частных европейских коллекций. В оформлении выставки представлены тексты из Библии Синодального перевода как пояснения.

выставка Марка Шагала

Шагал родился в 1887 году в Витебске (Российская Империя), учился в 1900-1905 годы в Витебском четырехклассном ремесленном училище и в художественной школе Юдэля Пэна. Чтобы научиться высшему искусству рисования, он в 1906 году переехал в Санкт-Петербург, где два сезона занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, возглавляемой Николаем Рерихом. В 1909-1910 году Шагал учился под руководством Льва Бакста.

выставка Марка Шагала

В 1910 году на денежное пособие депутата Максима Винавера молодой художник поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с живописцами, графиками и поэтами-авангардистами.

выставка Марка Шагала

Спустя четыре года он вернулся в Витебск. Однако уже в начале 1920-х годов Шагал уехал в Германию, где в течение года в мастерской гравера Германа Штрука осваивал тонкие приемы офорта, сухой иглы, ксилографии и акватинты. Литографский камень или медную дощечку он называл талисманом, на котором художнику дано отобразить свои печали и радости. И в литографии, и в гравюре главным он считал чувство нерва, а ремесленную ловкость — второстепенной.

выставка Марка Шагала

Первые цветные литографии Шагала иллюстрировали сказки сборника «Тысяча и одна ночь», красочные и яркие в соответствии с колоритными образами Востока. По сравнению с ними литографии к Библии более спокойны и монохромны, в них делается акцент на содержание. Собственно, мастер считал их не иллюстрациями, а скорее повествованием с зарисовками. Герои рисунков напоминают образы из витебского детства художника, которые позже он воплощал через призму еврейского фольклора, но при этом в них есть библейская эпичность.

выставка Марка Шагала

В 1923 году Шагал переехал в Париж по приглашению издателя Амбруаза Воллара, а в 1937 году получил французское гражданство. На протяжении 1930-х годов и в первые годы после войны создал 105 офортов, гуаши и рисунки к Пятикнижию, книге Иисуса Навина, Судей, Пророка Самуила и Царств, текстам пророков Исайи, Иеремии и Иезекииля. Станковая графика увлекала художника с молодости как лаконичный и мобильный способ донести идею до большого числа людей.

выставка Марка Шагала

Шагал также изображал библейских персонажей в стенописи, в керамике. В начале 1930-х годов он получил заказ от Амбруаза Воллара на изготовление иллюстраций к Ветхому Завету. Так как художник хотел не только анализировать текст, но и проникнуться его сущностью, он совершил паломничество по Палестине, Сирии и Египту, то есть по всем ключевым местам ветхозаветных преданий.

выставка Марка Шагала

Шагал любил вносить национальные мотивы в живописные, графические и литературные произведения. Ведь мастер воспитывался в религиозной семье, а один из его предков еще в XVIII веке тоже был художником и расписывал синагогу.

выставка Марка Шагала

С 1950-х годов он создавал витражи для синагог, кирх и католических соборов по всему миру, а в 1959 году получил заказ для Хадасса. По эскизам, сделанным для витражей была создана серия литографий. Законченная работа экспонировалась с июня 1961 по февраль 1962 на выставке в Париже.

выставка Марка Шагала

Синагога Хадасса расположена на Иудейских холмах на западе Иерусалима. По проекту ее должны были освещать 12 окон по всему периметру, и в каждом был витраж, решенный в одном из четырех основных цветов с использованием различных оттенков.

выставка Марка Шагала

Марк Шагал считал синагогу венцом, венчающим «еврейское царство», а витражи в окнах — драгоценными камнями, которые его украшают. Художник начинал их с карандашных эскизов, затем переходил к рисунку тушью, далее к акварели и гуаши. Только потом он переходил к работе над стеклами.

выставка Марка Шагала

Библейский цикл увидел свет в 1955 году. В 1956 и 1960 годах эти работы были выставлены в Париже, где по-настоящему впечатлили французское общество. Позже, в 1973 году, в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала под названием «Библейское послание». В предисловии к каталогу этого события художник написал, что всегда считал Библию самым большим источником поэзии всех времен и искал ее отражение в жизни и искусстве.

выставка Марка Шагала

Кстати, в 1973 году Шагал также побывал в Москве, после долгих лет жизни за рубежом и замалчивания его имени в России. Он подарил Третьяковской галерее 70 своих графических листов. А первая его персональная выставка в России состоялась в 1987 году, когда мастера уже не было в живых.

выставка Марка Шагала

Шагал освещал не только библейские мотивы, но и реальные трагедии еврейского народа, например, «Хрустальную ночь» (картина «Белое распятие»). И все это делалось в его характерной манере.

выставка Марка Шагала

На выставке зритель может увидеть такие знаковые образы и эпизоды, как Ангел-наставник, Ангел с мечом, Ангел Рая, Сотворение мира, история Адама и Евы, Каин и Авель, Моисей, скрижали с десятью заповедями и многое другое.

выставка Марка Шагала

Разумеется, следует отметить, что Марк Шагал — художник для определенного зрителя: те, кому важна аутентичная и достоверная красота природы, человеческого тела, приметы эпохи, а также те, кому ничего не говорят термины из сферы печатной графики, могут не оценить его творчество. Ведь его графика порой красочностью и условностью черт напоминает детские рисунки, что, вероятно, объясняется стремлением сохранить связь с детством и корнями на многолетнем творческом пути. При всей сакральности библейской темы для художника, образы он выписывал как нечто очень простое и родное, будто подсмотренное когда-то из окна своего витебского дома.

выставка Марка Шагала

Не все ценители живописи и графики любят такую манеру, зато ее полезно будет изучить нашим воцерковленным современникам, которые привыкли воспринимать религию как что-то грозно нависающее над человеком и требующее только «запретить» и «покарать». Легкий и непосредственный тон, в котором говорит о ней Шагал, возможно, смягчит подобные представления.

Выставка будет работать до 1 марта 2018 года.

выставка Марка Шагала

9 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.