Библейский наивизм Марка Шагала

В выставочном центре «Арт-банк» (Невский проспект, 62) проходит выставка работ Марка Шагала La Bible, в которой представлены 12 эскизов к витражам синагоги медицинского центра Хадасса в Иерусалиме и 40 литографий, иллюстрирующих Библию. Этот творческий путь прославленный мастер начал еще в 1930-е годы, а завершил его уже после Второй Мировой войны. Работы собраны из частных европейских коллекций. В оформлении выставки представлены тексты из Библии Синодального перевода как пояснения.

выставка Марка Шагала

Шагал родился в 1887 году в Витебске (Российская Империя), учился в 1900-1905 годы в Витебском четырехклассном ремесленном училище и в художественной школе Юдэля Пэна. Чтобы научиться высшему искусству рисования, он в 1906 году переехал в Санкт-Петербург, где два сезона занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, возглавляемой Николаем Рерихом. В 1909-1910 году Шагал учился под руководством Льва Бакста.

выставка Марка Шагала

В 1910 году на денежное пособие депутата Максима Винавера молодой художник поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с живописцами, графиками и поэтами-авангардистами.

выставка Марка Шагала

Спустя четыре года он вернулся в Витебск. Однако уже в начале 1920-х годов Шагал уехал в Германию, где в течение года в мастерской гравера Германа Штрука осваивал тонкие приемы офорта, сухой иглы, ксилографии и акватинты. Литографский камень или медную дощечку он называл талисманом, на котором художнику дано отобразить свои печали и радости. И в литографии, и в гравюре главным он считал чувство нерва, а ремесленную ловкость — второстепенной.

выставка Марка Шагала

Первые цветные литографии Шагала иллюстрировали сказки сборника «Тысяча и одна ночь», красочные и яркие в соответствии с колоритными образами Востока. По сравнению с ними литографии к Библии более спокойны и монохромны, в них делается акцент на содержание. Собственно, мастер считал их не иллюстрациями, а скорее повествованием с зарисовками. Герои рисунков напоминают образы из витебского детства художника, которые позже он воплощал через призму еврейского фольклора, но при этом в них есть библейская эпичность.

выставка Марка Шагала

В 1923 году Шагал переехал в Париж по приглашению издателя Амбруаза Воллара, а в 1937 году получил французское гражданство. На протяжении 1930-х годов и в первые годы после войны создал 105 офортов, гуаши и рисунки к Пятикнижию, книге Иисуса Навина, Судей, Пророка Самуила и Царств, текстам пророков Исайи, Иеремии и Иезекииля. Станковая графика увлекала художника с молодости как лаконичный и мобильный способ донести идею до большого числа людей.

выставка Марка Шагала

Шагал также изображал библейских персонажей в стенописи, в керамике. В начале 1930-х годов он получил заказ от Амбруаза Воллара на изготовление иллюстраций к Ветхому Завету. Так как художник хотел не только анализировать текст, но и проникнуться его сущностью, он совершил паломничество по Палестине, Сирии и Египту, то есть по всем ключевым местам ветхозаветных преданий.

выставка Марка Шагала

Шагал любил вносить национальные мотивы в живописные, графические и литературные произведения. Ведь мастер воспитывался в религиозной семье, а один из его предков еще в XVIII веке тоже был художником и расписывал синагогу.

выставка Марка Шагала

С 1950-х годов он создавал витражи для синагог, кирх и католических соборов по всему миру, а в 1959 году получил заказ для Хадасса. По эскизам, сделанным для витражей была создана серия литографий. Законченная работа экспонировалась с июня 1961 по февраль 1962 на выставке в Париже.

выставка Марка Шагала

Синагога Хадасса расположена на Иудейских холмах на западе Иерусалима. По проекту ее должны были освещать 12 окон по всему периметру, и в каждом был витраж, решенный в одном из четырех основных цветов с использованием различных оттенков.

выставка Марка Шагала

Марк Шагал считал синагогу венцом, венчающим «еврейское царство», а витражи в окнах — драгоценными камнями, которые его украшают. Художник начинал их с карандашных эскизов, затем переходил к рисунку тушью, далее к акварели и гуаши. Только потом он переходил к работе над стеклами.

выставка Марка Шагала

Библейский цикл увидел свет в 1955 году. В 1956 и 1960 годах эти работы были выставлены в Париже, где по-настоящему впечатлили французское общество. Позже, в 1973 году, в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала под названием «Библейское послание». В предисловии к каталогу этого события художник написал, что всегда считал Библию самым большим источником поэзии всех времен и искал ее отражение в жизни и искусстве.

выставка Марка Шагала

Кстати, в 1973 году Шагал также побывал в Москве, после долгих лет жизни за рубежом и замалчивания его имени в России. Он подарил Третьяковской галерее 70 своих графических листов. А первая его персональная выставка в России состоялась в 1987 году, когда мастера уже не было в живых.

выставка Марка Шагала

Шагал освещал не только библейские мотивы, но и реальные трагедии еврейского народа, например, «Хрустальную ночь» (картина «Белое распятие»). И все это делалось в его характерной манере.

выставка Марка Шагала

На выставке зритель может увидеть такие знаковые образы и эпизоды, как Ангел-наставник, Ангел с мечом, Ангел Рая, Сотворение мира, история Адама и Евы, Каин и Авель, Моисей, скрижали с десятью заповедями и многое другое.

выставка Марка Шагала

Разумеется, следует отметить, что Марк Шагал — художник для определенного зрителя: те, кому важна аутентичная и достоверная красота природы, человеческого тела, приметы эпохи, а также те, кому ничего не говорят термины из сферы печатной графики, могут не оценить его творчество. Ведь его графика порой красочностью и условностью черт напоминает детские рисунки, что, вероятно, объясняется стремлением сохранить связь с детством и корнями на многолетнем творческом пути. При всей сакральности библейской темы для художника, образы он выписывал как нечто очень простое и родное, будто подсмотренное когда-то из окна своего витебского дома.

выставка Марка Шагала

Не все ценители живописи и графики любят такую манеру, зато ее полезно будет изучить нашим воцерковленным современникам, которые привыкли воспринимать религию как что-то грозно нависающее над человеком и требующее только «запретить» и «покарать». Легкий и непосредственный тон, в котором говорит о ней Шагал, возможно, смягчит подобные представления.

Выставка будет работать до 1 марта 2018 года.

выставка Марка Шагала

9 февраля 2018.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.