«Безликие» ушли, но обещали вернуться

О продлении иммерсивного шоу «Безликие» в Санкт-Петербурге объявил один из продюсеров проекта Мигель (Сергей Шестеперов). В обновленном формате спектакль появится в октябре этого года: его дополнят более 100 новых сцен. Кроме того, создатели проекта в качестве благодарности зрителям за особую поддержку объявили о сохранении специальной цены на билеты, которые уже поступили в продажу.

Мигель, Безликие

Для тех, кто смог посетить спектакль «Кентерберийские рассказы», который был показан на на первом фестивале «Точка доступа», или тех, кто видел в «Балтийском доме» постановку Анджея Бубеня «Детство 45-53: а завтра будет счастье» по книге Людмилы Улицкой, шоу «Безликие», развернувшееся в Доме Соллогуба (Дворцовая набережная, 20), не будет неожиданностью. Правда это не поможет достичь понимания происходящего. Поэтому желательно предварительно ознакомиться с пьесой «Привидения» норвежского драматурга Генрика Ибсена. Хотя и это не поможет разобраться в хитросплетениях сюжета: он придуман на основе творческих идей Ибсена американкой Мией Занетти. Тем не менее, оригинальная пьеса Ибсена поможет хотя бы познакомиться с действующими лицами.

Шоу «Безликие» — это приквел, рассказывающий о странных событиях, случившихся накануне тех, что описаны в драме Генрика Ибсена. Но есть и другой путь – посмотреть иммерсивный спектакль в Доме Соллогуба еще и еще раз. Тогда разрозненная мозаика из увиденного сложится в цельную картину.

Название шоу выражает идею, которую воплощают зрители, надевая одинаковые маски. Публика скрывает лица, а актеры — нет. Маски нельзя снимать в течение всего шоу, нельзя разговаривать и пользоваться гаджетами. Любого нарушившего запрет беспощадно выводят со спектакля.

Действие разворачивается одновременно на четырех этажах старинного особняка, а зрители сами решают, за кем и куда следовать. Кому-то может повезти — и кто-нибудь из героев пообщается наедине лично с избранником из числа зрителей, рассказав свою историю. В финале же все собираются вместе и наблюдают сцену подготовки к операции Освальда. Тот обращается с мольбой к зрителям подтвердить, что он не Освальд (а это действительно так), чтобы избавить себя от скальпеля Доктора. Но тщетно! В ответ – только гробовое молчание. Правда многие зрители увлекаются настолько, что пытаются кричать Доктору, что перед ним не Освальд…

Мигель отказался комментировать возможность изменения финала шоу в случае вмешательства зрителей. Тем более, что тех, кто осмелился защитить Освальда, крайне мало, и их голоса пока тонут в молчании окружающих и завораживающих звуках саундтрека, созданного лидером Therr Maitz Антоном Беляевым.

«Безликим» на берегах Невы предшествовало иммерсивное шоу «Вернувшиеся» в Москве, созданное той же командой. За одним исключением, которое играет огромную роль: в «Безликих» авторами художественного оформления стали Александра Пятницкая и Тимур Каримов (художники-декараторы), а художником по костюмам — Алина Герман. Они смогли само по себе очень интересное, даже мистическое пространство особняка Александра Ивановича Соллогуба, которое значительно больше московской площадки шоу «Вернувшиеся», насытить приметами места и времени, соответствующими действию пьесы.

В доме на Дворцовой набережной им удалось невероятно и фантастически оформить каждое помещение. Особняк стал подобием небольшого городка: здесь и номер гостиницы, и мастерская портной, и врачебный кабинет, и аптека, и гримерная артистов, и лавка специй, и тюрьма, и многие другие залы, переходы и пространства. На столах разложено множество фотографий начала ХХ века, а книги можно найти и на сто лет старше, не говоря уже о зеркалах, щетках, шляпах, посуде и других предметах. Да и сама мебель (те же столы, бюро, шкафы, венские стулья) создана в начале прошлого столетия. В аптекарских шкафах стоят колбы, флаконы, реторты и другие аптечные сосуды столетней давности. Особо обращает на себя внимание в «гостиничном номере» пианино фирмы К.М. Шредеръ или зеркало ХIХ века со слегка испорченной амальгамой. Даже современный чайный сервиз Colombo из Lefard Ingland Collection стилизован под начало ХХ века.

А какая замечательная лавка колониальных товаров! Как тут не вспомнить Альфонса Муху и его красочные вывески, плакаты и этикетки, оформленные в стиле ар-нуво. Все это пиршество поначалу так ошеломляет зрителя, что он забывать, зачем пришел в это изменчивое пространство. Хочется рассмотреть подробно каждую мелочь, походить по странным кабинетам, полистать книги и взять в руки перо, чтобы написать самыми настоящими чернилами что-то безумное, соответствующее обстановке.

Отдельного рассказа требуют платья, развешенные в так называемой мастерской Портной. По ним можно изучать моду того времени. Все они сшиты по историческим фасонам и из исторических тканей. Художник по костюмам – Алина Герман и ее помощники побывали, видимо, на всех блошиных рынках Европы в поисках фурнитуры и тканей.

В особняке везде ведется видеонаблюдение (немудрено при таком количестве антиквариата!). Тем не менее, кому-то удалось украсть платье. Когда потеря обнаружилась, Мигель в соцсетях обратился к ворам с просьбой вернуть. Он пригрозил передать видеозапись в полицию. И платье вернули!

Сам Мигель отказывается сравнивать московский и петербургский проекты: «Это два совершенно разных шоу, потому что в нашем жанре, к сожалению или к счастью, правила диктует площадка, и в Петербурге очень сильно вдохновлял сам город. Плюс «Безликие» получились более масштабными – почти в полтора раза больше московского проекта».

В этом году, 22 августа состоялся последний показ прежнего шоу. Но уже 5 октября его создатели запустят обновленную версию. Почему они решились на этот шаг объяснил идейный вдохновитель спектакля — Мигель.

По его словам, кроме того, что спектакль дополнится сотней новых сцен, еще изменится логистика шоу. Таким образом зрителю станет более понятна сюжетная линия, а также взаимоотношения между героями. Кроме того, сейчас в здании идет необходимый ремонт.

«Мы много раз экспериментировали с этим шоу, и уже понимаем, как сделать так, чтобы все вообще были довольны. Мы хотим помочь зрителю больше проникнуть в сюжет. Русский человек привык к нарративу: ему все всегда нужно объяснять. А мы не хотим выходить за рамки иммерсивного театра и превращаться в жанр променада. Поэтому мы сделали пробный бесплатный показ с новой логистикой и сразу заметили изменения в реакции зрителей», — пояснил Мигель.

По его мнению, петербургский зритель — достаточно консервативен, но при этом он намного активнее московского. «Людям нравится шоу, они начинают привыкать. Такой объем комментариев по поводу шоу! Я их каждый день читаю. В ситуации, когда мы планировали переносить шоу в Москву случился дикий аншлаг. Мы получили огромное количество звонков, отзывов, комментариев и писем с просьбой не увозить проект из города. Все билеты на финальные показы были моментально распроданы», — рассказал продюсер.

Митель особо подчеркнул, что в Санкт-Петербурга команда проекта полностью сохраняется, «но будут сюрпризы». Публике остается дождаться 5 октября, чтобы оценить обновленный спектакль.

Мигель, Безликие

ИРИНА  СОРИНА

5 сентября 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.