«Безликие» ушли, но обещали вернуться

О продлении иммерсивного шоу «Безликие» в Санкт-Петербурге объявил один из продюсеров проекта Мигель (Сергей Шестеперов). В обновленном формате спектакль появится в октябре этого года: его дополнят более 100 новых сцен. Кроме того, создатели проекта в качестве благодарности зрителям за особую поддержку объявили о сохранении специальной цены на билеты, которые уже поступили в продажу.

Мигель, Безликие

Для тех, кто смог посетить спектакль «Кентерберийские рассказы», который был показан на на первом фестивале «Точка доступа», или тех, кто видел в «Балтийском доме» постановку Анджея Бубеня «Детство 45-53: а завтра будет счастье» по книге Людмилы Улицкой, шоу «Безликие», развернувшееся в Доме Соллогуба (Дворцовая набережная, 20), не будет неожиданностью. Правда это не поможет достичь понимания происходящего. Поэтому желательно предварительно ознакомиться с пьесой «Привидения» норвежского драматурга Генрика Ибсена. Хотя и это не поможет разобраться в хитросплетениях сюжета: он придуман на основе творческих идей Ибсена американкой Мией Занетти. Тем не менее, оригинальная пьеса Ибсена поможет хотя бы познакомиться с действующими лицами.

Шоу «Безликие» — это приквел, рассказывающий о странных событиях, случившихся накануне тех, что описаны в драме Генрика Ибсена. Но есть и другой путь – посмотреть иммерсивный спектакль в Доме Соллогуба еще и еще раз. Тогда разрозненная мозаика из увиденного сложится в цельную картину.

Название шоу выражает идею, которую воплощают зрители, надевая одинаковые маски. Публика скрывает лица, а актеры — нет. Маски нельзя снимать в течение всего шоу, нельзя разговаривать и пользоваться гаджетами. Любого нарушившего запрет беспощадно выводят со спектакля.

Действие разворачивается одновременно на четырех этажах старинного особняка, а зрители сами решают, за кем и куда следовать. Кому-то может повезти — и кто-нибудь из героев пообщается наедине лично с избранником из числа зрителей, рассказав свою историю. В финале же все собираются вместе и наблюдают сцену подготовки к операции Освальда. Тот обращается с мольбой к зрителям подтвердить, что он не Освальд (а это действительно так), чтобы избавить себя от скальпеля Доктора. Но тщетно! В ответ – только гробовое молчание. Правда многие зрители увлекаются настолько, что пытаются кричать Доктору, что перед ним не Освальд…

Мигель отказался комментировать возможность изменения финала шоу в случае вмешательства зрителей. Тем более, что тех, кто осмелился защитить Освальда, крайне мало, и их голоса пока тонут в молчании окружающих и завораживающих звуках саундтрека, созданного лидером Therr Maitz Антоном Беляевым.

«Безликим» на берегах Невы предшествовало иммерсивное шоу «Вернувшиеся» в Москве, созданное той же командой. За одним исключением, которое играет огромную роль: в «Безликих» авторами художественного оформления стали Александра Пятницкая и Тимур Каримов (художники-декараторы), а художником по костюмам — Алина Герман. Они смогли само по себе очень интересное, даже мистическое пространство особняка Александра Ивановича Соллогуба, которое значительно больше московской площадки шоу «Вернувшиеся», насытить приметами места и времени, соответствующими действию пьесы.

В доме на Дворцовой набережной им удалось невероятно и фантастически оформить каждое помещение. Особняк стал подобием небольшого городка: здесь и номер гостиницы, и мастерская портной, и врачебный кабинет, и аптека, и гримерная артистов, и лавка специй, и тюрьма, и многие другие залы, переходы и пространства. На столах разложено множество фотографий начала ХХ века, а книги можно найти и на сто лет старше, не говоря уже о зеркалах, щетках, шляпах, посуде и других предметах. Да и сама мебель (те же столы, бюро, шкафы, венские стулья) создана в начале прошлого столетия. В аптекарских шкафах стоят колбы, флаконы, реторты и другие аптечные сосуды столетней давности. Особо обращает на себя внимание в «гостиничном номере» пианино фирмы К.М. Шредеръ или зеркало ХIХ века со слегка испорченной амальгамой. Даже современный чайный сервиз Colombo из Lefard Ingland Collection стилизован под начало ХХ века.

А какая замечательная лавка колониальных товаров! Как тут не вспомнить Альфонса Муху и его красочные вывески, плакаты и этикетки, оформленные в стиле ар-нуво. Все это пиршество поначалу так ошеломляет зрителя, что он забывать, зачем пришел в это изменчивое пространство. Хочется рассмотреть подробно каждую мелочь, походить по странным кабинетам, полистать книги и взять в руки перо, чтобы написать самыми настоящими чернилами что-то безумное, соответствующее обстановке.

Отдельного рассказа требуют платья, развешенные в так называемой мастерской Портной. По ним можно изучать моду того времени. Все они сшиты по историческим фасонам и из исторических тканей. Художник по костюмам – Алина Герман и ее помощники побывали, видимо, на всех блошиных рынках Европы в поисках фурнитуры и тканей.

В особняке везде ведется видеонаблюдение (немудрено при таком количестве антиквариата!). Тем не менее, кому-то удалось украсть платье. Когда потеря обнаружилась, Мигель в соцсетях обратился к ворам с просьбой вернуть. Он пригрозил передать видеозапись в полицию. И платье вернули!

Сам Мигель отказывается сравнивать московский и петербургский проекты: «Это два совершенно разных шоу, потому что в нашем жанре, к сожалению или к счастью, правила диктует площадка, и в Петербурге очень сильно вдохновлял сам город. Плюс «Безликие» получились более масштабными – почти в полтора раза больше московского проекта».

В этом году, 22 августа состоялся последний показ прежнего шоу. Но уже 5 октября его создатели запустят обновленную версию. Почему они решились на этот шаг объяснил идейный вдохновитель спектакля — Мигель.

По его словам, кроме того, что спектакль дополнится сотней новых сцен, еще изменится логистика шоу. Таким образом зрителю станет более понятна сюжетная линия, а также взаимоотношения между героями. Кроме того, сейчас в здании идет необходимый ремонт.

«Мы много раз экспериментировали с этим шоу, и уже понимаем, как сделать так, чтобы все вообще были довольны. Мы хотим помочь зрителю больше проникнуть в сюжет. Русский человек привык к нарративу: ему все всегда нужно объяснять. А мы не хотим выходить за рамки иммерсивного театра и превращаться в жанр променада. Поэтому мы сделали пробный бесплатный показ с новой логистикой и сразу заметили изменения в реакции зрителей», — пояснил Мигель.

По его мнению, петербургский зритель — достаточно консервативен, но при этом он намного активнее московского. «Людям нравится шоу, они начинают привыкать. Такой объем комментариев по поводу шоу! Я их каждый день читаю. В ситуации, когда мы планировали переносить шоу в Москву случился дикий аншлаг. Мы получили огромное количество звонков, отзывов, комментариев и писем с просьбой не увозить проект из города. Все билеты на финальные показы были моментально распроданы», — рассказал продюсер.

Митель особо подчеркнул, что в Санкт-Петербурга команда проекта полностью сохраняется, «но будут сюрпризы». Публике остается дождаться 5 октября, чтобы оценить обновленный спектакль.

Мигель, Безликие

ИРИНА  СОРИНА

5 сентября 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.