«Безликие» ушли, но обещали вернуться

О продлении иммерсивного шоу «Безликие» в Санкт-Петербурге объявил один из продюсеров проекта Мигель (Сергей Шестеперов). В обновленном формате спектакль появится в октябре этого года: его дополнят более 100 новых сцен. Кроме того, создатели проекта в качестве благодарности зрителям за особую поддержку объявили о сохранении специальной цены на билеты, которые уже поступили в продажу.

Мигель, Безликие

Для тех, кто смог посетить спектакль «Кентерберийские рассказы», который был показан на на первом фестивале «Точка доступа», или тех, кто видел в «Балтийском доме» постановку Анджея Бубеня «Детство 45-53: а завтра будет счастье» по книге Людмилы Улицкой, шоу «Безликие», развернувшееся в Доме Соллогуба (Дворцовая набережная, 20), не будет неожиданностью. Правда это не поможет достичь понимания происходящего. Поэтому желательно предварительно ознакомиться с пьесой «Привидения» норвежского драматурга Генрика Ибсена. Хотя и это не поможет разобраться в хитросплетениях сюжета: он придуман на основе творческих идей Ибсена американкой Мией Занетти. Тем не менее, оригинальная пьеса Ибсена поможет хотя бы познакомиться с действующими лицами.

Шоу «Безликие» — это приквел, рассказывающий о странных событиях, случившихся накануне тех, что описаны в драме Генрика Ибсена. Но есть и другой путь – посмотреть иммерсивный спектакль в Доме Соллогуба еще и еще раз. Тогда разрозненная мозаика из увиденного сложится в цельную картину.

Название шоу выражает идею, которую воплощают зрители, надевая одинаковые маски. Публика скрывает лица, а актеры — нет. Маски нельзя снимать в течение всего шоу, нельзя разговаривать и пользоваться гаджетами. Любого нарушившего запрет беспощадно выводят со спектакля.

Действие разворачивается одновременно на четырех этажах старинного особняка, а зрители сами решают, за кем и куда следовать. Кому-то может повезти — и кто-нибудь из героев пообщается наедине лично с избранником из числа зрителей, рассказав свою историю. В финале же все собираются вместе и наблюдают сцену подготовки к операции Освальда. Тот обращается с мольбой к зрителям подтвердить, что он не Освальд (а это действительно так), чтобы избавить себя от скальпеля Доктора. Но тщетно! В ответ – только гробовое молчание. Правда многие зрители увлекаются настолько, что пытаются кричать Доктору, что перед ним не Освальд…

Мигель отказался комментировать возможность изменения финала шоу в случае вмешательства зрителей. Тем более, что тех, кто осмелился защитить Освальда, крайне мало, и их голоса пока тонут в молчании окружающих и завораживающих звуках саундтрека, созданного лидером Therr Maitz Антоном Беляевым.

«Безликим» на берегах Невы предшествовало иммерсивное шоу «Вернувшиеся» в Москве, созданное той же командой. За одним исключением, которое играет огромную роль: в «Безликих» авторами художественного оформления стали Александра Пятницкая и Тимур Каримов (художники-декараторы), а художником по костюмам — Алина Герман. Они смогли само по себе очень интересное, даже мистическое пространство особняка Александра Ивановича Соллогуба, которое значительно больше московской площадки шоу «Вернувшиеся», насытить приметами места и времени, соответствующими действию пьесы.

В доме на Дворцовой набережной им удалось невероятно и фантастически оформить каждое помещение. Особняк стал подобием небольшого городка: здесь и номер гостиницы, и мастерская портной, и врачебный кабинет, и аптека, и гримерная артистов, и лавка специй, и тюрьма, и многие другие залы, переходы и пространства. На столах разложено множество фотографий начала ХХ века, а книги можно найти и на сто лет старше, не говоря уже о зеркалах, щетках, шляпах, посуде и других предметах. Да и сама мебель (те же столы, бюро, шкафы, венские стулья) создана в начале прошлого столетия. В аптекарских шкафах стоят колбы, флаконы, реторты и другие аптечные сосуды столетней давности. Особо обращает на себя внимание в «гостиничном номере» пианино фирмы К.М. Шредеръ или зеркало ХIХ века со слегка испорченной амальгамой. Даже современный чайный сервиз Colombo из Lefard Ingland Collection стилизован под начало ХХ века.

А какая замечательная лавка колониальных товаров! Как тут не вспомнить Альфонса Муху и его красочные вывески, плакаты и этикетки, оформленные в стиле ар-нуво. Все это пиршество поначалу так ошеломляет зрителя, что он забывать, зачем пришел в это изменчивое пространство. Хочется рассмотреть подробно каждую мелочь, походить по странным кабинетам, полистать книги и взять в руки перо, чтобы написать самыми настоящими чернилами что-то безумное, соответствующее обстановке.

Отдельного рассказа требуют платья, развешенные в так называемой мастерской Портной. По ним можно изучать моду того времени. Все они сшиты по историческим фасонам и из исторических тканей. Художник по костюмам – Алина Герман и ее помощники побывали, видимо, на всех блошиных рынках Европы в поисках фурнитуры и тканей.

В особняке везде ведется видеонаблюдение (немудрено при таком количестве антиквариата!). Тем не менее, кому-то удалось украсть платье. Когда потеря обнаружилась, Мигель в соцсетях обратился к ворам с просьбой вернуть. Он пригрозил передать видеозапись в полицию. И платье вернули!

Сам Мигель отказывается сравнивать московский и петербургский проекты: «Это два совершенно разных шоу, потому что в нашем жанре, к сожалению или к счастью, правила диктует площадка, и в Петербурге очень сильно вдохновлял сам город. Плюс «Безликие» получились более масштабными – почти в полтора раза больше московского проекта».

В этом году, 22 августа состоялся последний показ прежнего шоу. Но уже 5 октября его создатели запустят обновленную версию. Почему они решились на этот шаг объяснил идейный вдохновитель спектакля — Мигель.

По его словам, кроме того, что спектакль дополнится сотней новых сцен, еще изменится логистика шоу. Таким образом зрителю станет более понятна сюжетная линия, а также взаимоотношения между героями. Кроме того, сейчас в здании идет необходимый ремонт.

«Мы много раз экспериментировали с этим шоу, и уже понимаем, как сделать так, чтобы все вообще были довольны. Мы хотим помочь зрителю больше проникнуть в сюжет. Русский человек привык к нарративу: ему все всегда нужно объяснять. А мы не хотим выходить за рамки иммерсивного театра и превращаться в жанр променада. Поэтому мы сделали пробный бесплатный показ с новой логистикой и сразу заметили изменения в реакции зрителей», — пояснил Мигель.

По его мнению, петербургский зритель — достаточно консервативен, но при этом он намного активнее московского. «Людям нравится шоу, они начинают привыкать. Такой объем комментариев по поводу шоу! Я их каждый день читаю. В ситуации, когда мы планировали переносить шоу в Москву случился дикий аншлаг. Мы получили огромное количество звонков, отзывов, комментариев и писем с просьбой не увозить проект из города. Все билеты на финальные показы были моментально распроданы», — рассказал продюсер.

Митель особо подчеркнул, что в Санкт-Петербурга команда проекта полностью сохраняется, «но будут сюрпризы». Публике остается дождаться 5 октября, чтобы оценить обновленный спектакль.

Мигель, Безликие

ИРИНА  СОРИНА

5 сентября 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Jazz across bording

Jazz Across Borders стер границы 15 стран

Представители более чем 15 стран собрались на форум-фесте Jazz Across Borders (JAB) в Северной столице России. Этот фестиваль проходит в рамках Международного культурного форума, который в седьмой раз проходит в Санкт-Петербурге. Программа JAB включает панельные дискуссии, выставку российской и зарубежной джазовой индустрии, мастер-классы, концерты в клубах Санкт-Петербурга и шоукейсы. Грандиозным финалом двухдневного джазового марафона станет гала-концерт звездных музыкантов в Мариинском театре 17 ноября.

Вадим Эйленкриг

Вадим Эйленкриг: Еще сыграем на Марсе

В Санкт-Петербурге стартовал Международный культурный форум (МКФ), и одним из самых ярких событий его программы станет джазовый фестиваль, который начнется 16 ноября. Под эгидой МКФ форум-фест Jazz Across Borders (JAB) проводится второй раз, его руководитель известный российский музыкант Игорь Бутман. На этой площадке встретятся молодые музыканты, живые легенды и профессионалы музыкальной индустрии со всего мира. Участник форум-феста, трубач-виртуоз Вадим Эйленкриг рассказал «Петербургскому авангарду» о джазовой части МКФ.

Константин Райкин

Константин Райкин: Очень хочется высказаться, и очень опасно

На Новой сцене Александринского театра в рамках Международного культурного форума состоялась встреча с руководителем театра «Сатирикон», народным артистом России Константином Райкиным. Корреспондент «Росбалта» выбрал лучшие цитаты из монолога и ответов артиста на вопросы аудитории — о творческом пути, ролях, отношении к зрителям и тени отца.

Главный штаб, МКФ

В Петербурге — Международный культурный форум

В Северной столице утром 15 ноября официально открылся VII Международный культурный форум. На торжестве в Главном Штабе собрались важные гости, организаторы и участники МКФ. В пятницу, 16 ноября (19:00), праздник по случаю начала работы форума пройдет в Мариинском театре. Телеграмма, в которой участников форума поприветствовал президент РФ Владимир Путин, опубликована на сайте Кремля.

Мир знаний

Петербург погрузится в космологию «Мира знаний»

С 16 по 20 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XIII Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний». Почетный гость фестиваля – доктор биологических наук, бессменный ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов. Тема фестиваля – космология. Ученые, кинематографисты, представители общественных организаций и просто зрители соберутся для обсуждения актуальных проблем развития современной науки и культуры, знакомства с традициями и новыми направлениями научно-популярного кино.

Добрая мина

«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.