Бесконечное гран жете Мариуса Петипа

Отца Мариуса Петипа звали Жан Антуан. Но в России к великому революционеру и консерватору балетного искусства обращались – Мариус Иванович. Изменилось Отечество, изменилось и отчество. Однако Петипа не был Ивановичем, не помнящим родства. От такого наследства невозможно отказаться – Мариус происходит из танцевальной династии Франции – страны, в которой возник балет.

Петипа. Танцемания

С самого детства у Мариуса было то, чем мало кто может похвастать: он всегда знал, чему посвятит свою жизнь. Человеку, не знакомому с биографией балетмейстера, может показаться, что название для масштабной выставки в Санкт-Петербурге, посвященной его прижизненному творческому пути и влиянию на последователей, выбрано банальное – «Петипа. Танцемания».

Петипа. Танцемания

Однако оно отражает не только преданность Мариуса Ивановича искусству и его признанные достижения в нем. «Танцемания» — это еще и точка отсчета. Место, с которого он прыгнул в вечность, когда был еще был 9-летним мальчиком. Так назывался первый балет, в котором он принял участие.

Петипа. Танцемания

Экспозиция, посвященная 200-летию создателя русского балета, занимает все основное здание Театрального музея на площади Островского, 6. Она будет интересна не только тем, кто с юных лет знает, что такое «Танцемания».

Петипа. Танцемания

Это — выставка для всех. Даже для тех, кто не стесняется открыто признаться, что не любит и не понимает балет. Возможно, именно для таких посетителей она представляет наибольшую ценность – после ее посещения восприятие балетного искусства может поменяться навсегда.

Петипа. Танцемания

Здесь представлена история жизни Мариуса Петипа, универсальная для восприятия зрителей любых стран и эпох. И ее начало не лишено интриги. Так, в своих мемуарах балетмейстер заявляет, что родился не в 1818 году, а в 1822-м. Таки образом он «помолодел» на четыре года.

Петипа. Танцемания

И это вполне в его духе, потому что Петипа был не только бесконечно влюблен в искусство, но и вдумчиво выстраивал карьеру главного российского балетмейстера. Он знал цену хорошим танцорам и при этом обожал своих детей, писал для них лучшие партии, даже понимая, что другие их заслуживают больше.

Петипа. Танцемания

Хореограф придерживался строгих принципов, но был готов пойти на компромисс, если этого требовали обстоятельства. И при всем этом он остался в вечности.

Петипа. Танцемания

Один из первых экспонатов выставки – это контракт, заключенный между Мариусом Ивановичем и Дирекцией Императорских театров. Будущий главный балетмейстер поставил под ним свою подпись весенним днем 24 мая 1847 года. Сразу же после этого он получил аванс. Санкт-Петербург утопал в зелени и тепло принимал иностранца.

Петипа. Танцемания

На выставке представлены подлинные костюмы и декорации к вошедшим в историю балет постановкам Петипа: «Дочь Фараона» (1862), «Баядерка» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Пробуждение Флоры» (1894), «Лебединое озеро» (1895), «Раймонда» (1898). Балет «Дочь Фараона» стал первой оригинальной работой балетмейстера.

Петипа. Танцемания

Его премьера состоялась 18 января 1862 года в Большом театре Петербурга. Роль главного героя тогда исполнил сам Мариус Иванович. Постановка положила начало целой серии масштабных многоактовых спектаклей хореографа. Именно после успеха «Дочери Фараона» Петипа назначили балетмейстером балетной группы.

Петипа. Танцемания

Стены Музея театрального и музыкального искусства тоже можно считать частью экспозиции – именно здесь находилась Дирекция Императорских театров. В этом здании Чайковский работал над музыкой к «Спящей красавице» (1890) – одному из самых главных балетов Мариуса Ивановича. Постановка имеет огромное значение для биографии балетмейстера.

Петипа. Танцемания

В ней он сумел создать синтез классического балета и модной в то время феерии, к которой сам Петипа относился критически. «Спящая красавица» могла стать грандиозным провалом мастера, но стала одним из величайших его триумфов, изменив вектор развития мирового танцевального искусства.

Петипа. Танцемания

7 января 1898 года в Мариинском дворце состоялась премьера балета «Раймонда», которому суждено было стать последним сохранившимся сочинением хореографа. Композитором постановки стал Александр Глазунов. Петипа было уже 80 лет, однако он доказал, что все еще способен создавать удивительно яркие и современные спектакли.

Петипа. Танцемания

Еще сильнее погрузиться в эпоху помогут трансляции фрагментов постановок выдающегося хореографа, а также аудиоспектакль «Современники о балетах Мариуса Петипа», созданный по мотивам публикаций газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Не все отзывы о постановках балетмейстера были лестными, но это тоже часть жизни – взлеты становятся заметнее, когда присутствуют и падения.

Петипа. Танцемания

Посетители выставки смогут увидеть костюмы выдающихся танцовщиков, исполнявших в постановках Петипа главные партии: Павла Гердта, Энрико Чекетти и Матильды Кшесинской, героине нашумевшей картины Александра Учителя. Виртуозный Энрико Чекетти рассказывал, что Мариус Иванович знал множество скандальных историй о членах царской семьи и представителях знати, но конечно, не мог о них написать – высокий статус и солидная «пенсия» не позволяли ему сделать это даже после «отставки».

Петипа. Танцемания

Хореография многих постановок Петипа потеряна безвозвратно. Среди них — «Синяя борода», «Волшебные пилюли», «Флорида», «Голубая георгина», «Ливанская красавица», «Камарго», «Сон в летнюю ночь», «Приказ короля», «Царь Кандавл». Сохранились крупицы: эскизы, фотографии, костюмы.

Петипа. Танцемания

Но глядя на них, можно прочувствовать масштаб и красоту когда-то знаменитых на весь мир спектаклей. Они открывают безграничный простор воображению опытных балетоманов, способных представить, как все это могло выглядеть на сцене.

Петипа. Танцемания

Символично, что проход в помещение, где представлено наследие «забытых» постановок, неприметен. Словно бы здесь хранятся исключительные сокровища, открывающиеся самым внимательным.

Петипа. Танцемания

Центральное место здесь отведено сундуку, наполненному танцевальными костюмами. По легенде он принадлежал главному герою выставки. В таких же сундуках в XIX веке хранили и перевозили театральный реквизит.

Петипа. Танцемания

Влияние Петипа на развитие мирового балета иллюстрируется костюмами, предоставленными Национальным центром сценического костюма Франции и Стокгольмского музея танца.

Петипа. Танцемания

Они создавались по мотивам оригинальных костюмов к «Спящей красавице». Среди них — пачка Ноэллы Понтуа для партии Авроры и облачение Сирила Атанасова для партии Принца Дезире, а также комплект костюмов к балету «Спящая принцесса», поставленному в 1921 году в антрепризе Сергея Дягилева «Русский балет».

Петипа. Танцемания

Петипа востребован и сегодня. Об этом говорят другие экспонаты – фрагменты современных восстановленных балетов Петипа, а также костюмы выдающихся танцоров XX века: Ирины Колпаковой, Константина Сергеева, Габриэлы Комлевой, Рудольфа Нуреева, Николая Цискаридзе.

Петипа. Танцемания

Выставка продлится до 24 февраля 2019 года.

ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

Петипа. Танцемания

29 ноября 2018.
Текст и фото: Дмитрий Глебов.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.