Бесконечное гран жете Мариуса Петипа

Отца Мариуса Петипа звали Жан Антуан. Но в России к великому революционеру и консерватору балетного искусства обращались – Мариус Иванович. Изменилось Отечество, изменилось и отчество. Однако Петипа не был Ивановичем, не помнящим родства. От такого наследства невозможно отказаться – Мариус происходит из танцевальной династии Франции – страны, в которой возник балет.

Петипа. Танцемания

С самого детства у Мариуса было то, чем мало кто может похвастать: он всегда знал, чему посвятит свою жизнь. Человеку, не знакомому с биографией балетмейстера, может показаться, что название для масштабной выставки в Санкт-Петербурге, посвященной его прижизненному творческому пути и влиянию на последователей, выбрано банальное – «Петипа. Танцемания».

Петипа. Танцемания

Однако оно отражает не только преданность Мариуса Ивановича искусству и его признанные достижения в нем. «Танцемания» — это еще и точка отсчета. Место, с которого он прыгнул в вечность, когда был еще был 9-летним мальчиком. Так назывался первый балет, в котором он принял участие.

Петипа. Танцемания

Экспозиция, посвященная 200-летию создателя русского балета, занимает все основное здание Театрального музея на площади Островского, 6. Она будет интересна не только тем, кто с юных лет знает, что такое «Танцемания».

Петипа. Танцемания

Это — выставка для всех. Даже для тех, кто не стесняется открыто признаться, что не любит и не понимает балет. Возможно, именно для таких посетителей она представляет наибольшую ценность – после ее посещения восприятие балетного искусства может поменяться навсегда.

Петипа. Танцемания

Здесь представлена история жизни Мариуса Петипа, универсальная для восприятия зрителей любых стран и эпох. И ее начало не лишено интриги. Так, в своих мемуарах балетмейстер заявляет, что родился не в 1818 году, а в 1822-м. Таки образом он «помолодел» на четыре года.

Петипа. Танцемания

И это вполне в его духе, потому что Петипа был не только бесконечно влюблен в искусство, но и вдумчиво выстраивал карьеру главного российского балетмейстера. Он знал цену хорошим танцорам и при этом обожал своих детей, писал для них лучшие партии, даже понимая, что другие их заслуживают больше.

Петипа. Танцемания

Хореограф придерживался строгих принципов, но был готов пойти на компромисс, если этого требовали обстоятельства. И при всем этом он остался в вечности.

Петипа. Танцемания

Один из первых экспонатов выставки – это контракт, заключенный между Мариусом Ивановичем и Дирекцией Императорских театров. Будущий главный балетмейстер поставил под ним свою подпись весенним днем 24 мая 1847 года. Сразу же после этого он получил аванс. Санкт-Петербург утопал в зелени и тепло принимал иностранца.

Петипа. Танцемания

На выставке представлены подлинные костюмы и декорации к вошедшим в историю балет постановкам Петипа: «Дочь Фараона» (1862), «Баядерка» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Пробуждение Флоры» (1894), «Лебединое озеро» (1895), «Раймонда» (1898). Балет «Дочь Фараона» стал первой оригинальной работой балетмейстера.

Петипа. Танцемания

Его премьера состоялась 18 января 1862 года в Большом театре Петербурга. Роль главного героя тогда исполнил сам Мариус Иванович. Постановка положила начало целой серии масштабных многоактовых спектаклей хореографа. Именно после успеха «Дочери Фараона» Петипа назначили балетмейстером балетной группы.

Петипа. Танцемания

Стены Музея театрального и музыкального искусства тоже можно считать частью экспозиции – именно здесь находилась Дирекция Императорских театров. В этом здании Чайковский работал над музыкой к «Спящей красавице» (1890) – одному из самых главных балетов Мариуса Ивановича. Постановка имеет огромное значение для биографии балетмейстера.

Петипа. Танцемания

В ней он сумел создать синтез классического балета и модной в то время феерии, к которой сам Петипа относился критически. «Спящая красавица» могла стать грандиозным провалом мастера, но стала одним из величайших его триумфов, изменив вектор развития мирового танцевального искусства.

Петипа. Танцемания

7 января 1898 года в Мариинском дворце состоялась премьера балета «Раймонда», которому суждено было стать последним сохранившимся сочинением хореографа. Композитором постановки стал Александр Глазунов. Петипа было уже 80 лет, однако он доказал, что все еще способен создавать удивительно яркие и современные спектакли.

Петипа. Танцемания

Еще сильнее погрузиться в эпоху помогут трансляции фрагментов постановок выдающегося хореографа, а также аудиоспектакль «Современники о балетах Мариуса Петипа», созданный по мотивам публикаций газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Не все отзывы о постановках балетмейстера были лестными, но это тоже часть жизни – взлеты становятся заметнее, когда присутствуют и падения.

Петипа. Танцемания

Посетители выставки смогут увидеть костюмы выдающихся танцовщиков, исполнявших в постановках Петипа главные партии: Павла Гердта, Энрико Чекетти и Матильды Кшесинской, героине нашумевшей картины Александра Учителя. Виртуозный Энрико Чекетти рассказывал, что Мариус Иванович знал множество скандальных историй о членах царской семьи и представителях знати, но конечно, не мог о них написать – высокий статус и солидная «пенсия» не позволяли ему сделать это даже после «отставки».

Петипа. Танцемания

Хореография многих постановок Петипа потеряна безвозвратно. Среди них — «Синяя борода», «Волшебные пилюли», «Флорида», «Голубая георгина», «Ливанская красавица», «Камарго», «Сон в летнюю ночь», «Приказ короля», «Царь Кандавл». Сохранились крупицы: эскизы, фотографии, костюмы.

Петипа. Танцемания

Но глядя на них, можно прочувствовать масштаб и красоту когда-то знаменитых на весь мир спектаклей. Они открывают безграничный простор воображению опытных балетоманов, способных представить, как все это могло выглядеть на сцене.

Петипа. Танцемания

Символично, что проход в помещение, где представлено наследие «забытых» постановок, неприметен. Словно бы здесь хранятся исключительные сокровища, открывающиеся самым внимательным.

Петипа. Танцемания

Центральное место здесь отведено сундуку, наполненному танцевальными костюмами. По легенде он принадлежал главному герою выставки. В таких же сундуках в XIX веке хранили и перевозили театральный реквизит.

Петипа. Танцемания

Влияние Петипа на развитие мирового балета иллюстрируется костюмами, предоставленными Национальным центром сценического костюма Франции и Стокгольмского музея танца.

Петипа. Танцемания

Они создавались по мотивам оригинальных костюмов к «Спящей красавице». Среди них — пачка Ноэллы Понтуа для партии Авроры и облачение Сирила Атанасова для партии Принца Дезире, а также комплект костюмов к балету «Спящая принцесса», поставленному в 1921 году в антрепризе Сергея Дягилева «Русский балет».

Петипа. Танцемания

Петипа востребован и сегодня. Об этом говорят другие экспонаты – фрагменты современных восстановленных балетов Петипа, а также костюмы выдающихся танцоров XX века: Ирины Колпаковой, Константина Сергеева, Габриэлы Комлевой, Рудольфа Нуреева, Николая Цискаридзе.

Петипа. Танцемания

Выставка продлится до 24 февраля 2019 года.

ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

Петипа. Танцемания

29 ноября 2018.
Текст и фото: Дмитрий Глебов.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).