BEEF: Другого рэпа у нас для вас нет

На российские экраны выходит первый отечественный фильм о рэп-культуре, ставящий своей целью показать весь путь нашего хип-хопа: от андеграунда до огромных стадионов. Съемки ленты «BEEF: Русский хип-хоп» длились семь лет, в них приняли участие десятки отечественных (и не только) рэперов. Специальный корреспондент «Росбалта» побывал на закрытом показе и вместе с известными рэперами посмотрел кино о «музыке номер один».

beef

«Если у вас будут комментарии, пусть даже негативные, пишите их. Мы будем рады любому вашему отклику», — обратился к публике перед премьерным показом Рома Жиган.

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

Рэпер Жиган в фильме BEEF предстает в новом для себя амплуа: режиссера, интервьюера и рассказчика. В одной картине он собрал чуть ли не всех представителей отечественной хип-хоп культуры: от Децла и «Многоточия» до Фейса и Ресторатора. Синхроны перемежаются панорамными планами городов и их окраин, а также вставками с неизвестным молодым рэпером, который одиноко сидит перед компьютером в бедно обставленной квартире и пытается записать свой первый трек. За парня можно не беспокоиться — у него все будет хорошо. А вот у фильма BEEF — нет.

Первая проблема картины — она ставит своей целью объять необъятное. И с успехом проваливает эту задачу. Съемки ленты длились около семи лет, в ней приняли участие сотни людей (один из зрителей премьерного показа даже посчитал количество исполнителей в титрах — их оказалось 140). Весь фильм ты ждешь каких-то откровений, необычных историй, секретов успехов от рэперов. Наверняка им всем есть что сказать. Но вместо этого следует набор абсолютных банальностей вроде «Хип-хоп как дом культуры для детей — тут каждый может найти что-то свое».

Рэперы вспоминают — с чего начиналась их любовь к этой культуре. У кого-то — с Тупака Шакура, у Рем Дигги — с группы Public Enemy. ST отмечает, что это было, скорее, вопреки позиции отца, который считал, что рэп — говно.

Вот Батишта из «Бандʼэрос» рассказывает, как десять лет назад коллектив выступал в ежедневном формате: «Хип-хоп закалил нас, потому что это наша культура, и мы ее отстаиваем».

Наконец, Тимати говорит, что «хип-хоп — это повстанческая культура». Тимати. Повстанчество.

Создатели фильма поговорили и с западными исполнителями. Так, американец Coolio заявил, что знает только одного российского рэпера. Естественно, это создатель картины — Рома Жиган. После этих слов показываются архивные кадры, на которых Роман стоит вместе с Владимиром Путиным на программе «Битва за респект». Этот кадр совершенно выбивается из общего ряда и служит скорее для самолюбования. Которое и без того есть в ленте благодаря некоторым артистам.

«Со мной заключили контракт, который я отработал безупречно. И был самым продаваемым артистом», — хвастается на камеру Жиган.

Рэперы вспоминают, как нелегко им было в молодости, когда за широкие штаны их избивали на улицах. Жиган через запятую ставит обидчиков рэперов — скинхеды, металлисты, панки. И тут же зрителю показывают продюсера Александра Толмацкого, который в 2011 году «убил» телеканал альтернативной музыки A-One. Ну и кто тут кого обижает?

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

BEEF не может не затронуть тему цензуры и отмены концертов ряда российских исполнителей в последние месяцы. Но делает это как-то мимоходом, приводя размышления Фейса про появление нового Виктора Цоя. Возможно, просто фильм к тому моменту уже был смонтирован и увеличивать его хронометраж (и без того немалый) авторы посчитали нецелесообразным.

Напротив, к операторской работе и к монтажу претензий нет никаких. Все кадры выверены и более-менее удачно смонтированы. Например, в фильме есть момент с телевизором, стоящим в каких-то трущобах и показывающим старый клип Децла. Идут вставки с битбоксером, гуляющим по улицам Москвы.

Но со звуком в ленте полная катастрофа. Громкость постоянно скачет, на моментах концертных вставок слышится дикий перегруз. Сами кадры с выступлений в ряде случаев слишком затянуты — зрителю зачем-то показывают едва ли не все выступление Басты, которого и без того в фильме очень много. Напротив, некоторым исполнителям дается от силы несколько секунд (во время которых они не успевают сказать ничего значимого).

Наконец, название фильма — BEEF — не соответствует его содержанию. Само понятие beef означает конфликт, неприятие, разногласие между исполнителями. Нередко эти конфликты заканчиваются скандалами и драками (в США нередки случаи убийств). Но в почти двухчасовой картине об этом говорится лишь в последние 15 минут. Даже приводятся примеры самых известных конфликтов между российскими рэперами. Естественно, среди них засветился и режиссер фильма — Рома Жиган.

В 2011 году у россиянина произошли разборки с немецким рэпером Schokk. Все закончилось тем, что на квартиру, которую снимал немец, пришел Жиган в компании вооруженных людей. В итоге последнего заставили встать на колени и извиниться, попутно раздавая пощечины. Весь процесс снимался на видео, и впоследствии ролик на потеху публике выложили в интернет. Теперь эти кадры смакуются в фильме BEEF, но ничего, кроме чувства глубочайшего омерзения, они не вызывают.

Есть и еще один персонаж, которого фильм выставляет в негативном свете. Это Guf (он же Алексей Долматов). Спикеры предъявляют ему за наркотическую зависимость, из-за которой он растерял практически всех своих друзей. Подключают даже тяжелую артиллерию в лице экс-депутата Госдумы от «Единой России» Дмитрия Носова, который ныне возглавляет антинаркотическое движение «Антидилер». Чиновника показывают в ленте аж четыре (!) раза, и все его синхроны — это сплошь нотации про вред наркотиков.

«С тебя же берет пример молодежь!» — возмущается Носов. Этот эпизод настолько диссонирует со всей картиной, что возникает ощущение — ты смотришь уже какой-то другой фильм.

Ряд спикеров (но не все) критикуют новую рэп-школу — за самолюбование и отсутствие субординации. «Сейчас стала популярной позиция — чем хуже, тем лучше», — заявил рэпер Jeeep.

Рома Жиган сетует, что рэп превратился в коммерческую индустрию. «А значит — еще больше хайпа, еще больше бабла», — утверждает рэпер. Как будто картину BEEF будут показывать в кинотеатрах бесплатно.

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

Перед премьерой рэпер Oxxxymiron сказал публике: «Круто, что мы показываем, что хип-хоп может может объединить. И в том числе из ошибок, которые случились в прошлом, можно что-то сделать».

После просмотра ленты остается лишь один вопрос. Она вообще для кого? Молодые люди, которые посмотрят «BEEF», и так знают об этой субкультуре; ничего нового для них режиссер Жиган не откроет. Люди же старшего возраста (если вдруг такие окажутся), из картины не поймут вообще ничего — потому что им ничего не объясняют.

Фильм банально затянут. В ходе премьерного показа некоторые зрители то и дело посматривали на часы. Оно понятно — на том же «Кинопоиске» хронометраж произведения обозначен в 1 час 20 минут. Но в реальности он где-то на полчаса больше. Сложно смотреть почти двухчасовую документалку, в которой нет ничего нового и прорывного.

Создатели картины поставили перед собой грандиозную задачу — рассказать всю историю русского хип-хопа. Цель-то неплохая, но ее реализация хромает на обе ноги. Это должен быть фильм обо всем. Но получился ни о чем.

ИЛЬЯ  ДАВЛЯТЧИН

23 января 2019.

Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.