BEEF: Другого рэпа у нас для вас нет

На российские экраны выходит первый отечественный фильм о рэп-культуре, ставящий своей целью показать весь путь нашего хип-хопа: от андеграунда до огромных стадионов. Съемки ленты «BEEF: Русский хип-хоп» длились семь лет, в них приняли участие десятки отечественных (и не только) рэперов. Специальный корреспондент «Росбалта» побывал на закрытом показе и вместе с известными рэперами посмотрел кино о «музыке номер один».

beef

«Если у вас будут комментарии, пусть даже негативные, пишите их. Мы будем рады любому вашему отклику», — обратился к публике перед премьерным показом Рома Жиган.

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

Рэпер Жиган в фильме BEEF предстает в новом для себя амплуа: режиссера, интервьюера и рассказчика. В одной картине он собрал чуть ли не всех представителей отечественной хип-хоп культуры: от Децла и «Многоточия» до Фейса и Ресторатора. Синхроны перемежаются панорамными планами городов и их окраин, а также вставками с неизвестным молодым рэпером, который одиноко сидит перед компьютером в бедно обставленной квартире и пытается записать свой первый трек. За парня можно не беспокоиться — у него все будет хорошо. А вот у фильма BEEF — нет.

Первая проблема картины — она ставит своей целью объять необъятное. И с успехом проваливает эту задачу. Съемки ленты длились около семи лет, в ней приняли участие сотни людей (один из зрителей премьерного показа даже посчитал количество исполнителей в титрах — их оказалось 140). Весь фильм ты ждешь каких-то откровений, необычных историй, секретов успехов от рэперов. Наверняка им всем есть что сказать. Но вместо этого следует набор абсолютных банальностей вроде «Хип-хоп как дом культуры для детей — тут каждый может найти что-то свое».

Рэперы вспоминают — с чего начиналась их любовь к этой культуре. У кого-то — с Тупака Шакура, у Рем Дигги — с группы Public Enemy. ST отмечает, что это было, скорее, вопреки позиции отца, который считал, что рэп — говно.

Вот Батишта из «Бандʼэрос» рассказывает, как десять лет назад коллектив выступал в ежедневном формате: «Хип-хоп закалил нас, потому что это наша культура, и мы ее отстаиваем».

Наконец, Тимати говорит, что «хип-хоп — это повстанческая культура». Тимати. Повстанчество.

Создатели фильма поговорили и с западными исполнителями. Так, американец Coolio заявил, что знает только одного российского рэпера. Естественно, это создатель картины — Рома Жиган. После этих слов показываются архивные кадры, на которых Роман стоит вместе с Владимиром Путиным на программе «Битва за респект». Этот кадр совершенно выбивается из общего ряда и служит скорее для самолюбования. Которое и без того есть в ленте благодаря некоторым артистам.

«Со мной заключили контракт, который я отработал безупречно. И был самым продаваемым артистом», — хвастается на камеру Жиган.

Рэперы вспоминают, как нелегко им было в молодости, когда за широкие штаны их избивали на улицах. Жиган через запятую ставит обидчиков рэперов — скинхеды, металлисты, панки. И тут же зрителю показывают продюсера Александра Толмацкого, который в 2011 году «убил» телеканал альтернативной музыки A-One. Ну и кто тут кого обижает?

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

BEEF не может не затронуть тему цензуры и отмены концертов ряда российских исполнителей в последние месяцы. Но делает это как-то мимоходом, приводя размышления Фейса про появление нового Виктора Цоя. Возможно, просто фильм к тому моменту уже был смонтирован и увеличивать его хронометраж (и без того немалый) авторы посчитали нецелесообразным.

Напротив, к операторской работе и к монтажу претензий нет никаких. Все кадры выверены и более-менее удачно смонтированы. Например, в фильме есть момент с телевизором, стоящим в каких-то трущобах и показывающим старый клип Децла. Идут вставки с битбоксером, гуляющим по улицам Москвы.

Но со звуком в ленте полная катастрофа. Громкость постоянно скачет, на моментах концертных вставок слышится дикий перегруз. Сами кадры с выступлений в ряде случаев слишком затянуты — зрителю зачем-то показывают едва ли не все выступление Басты, которого и без того в фильме очень много. Напротив, некоторым исполнителям дается от силы несколько секунд (во время которых они не успевают сказать ничего значимого).

Наконец, название фильма — BEEF — не соответствует его содержанию. Само понятие beef означает конфликт, неприятие, разногласие между исполнителями. Нередко эти конфликты заканчиваются скандалами и драками (в США нередки случаи убийств). Но в почти двухчасовой картине об этом говорится лишь в последние 15 минут. Даже приводятся примеры самых известных конфликтов между российскими рэперами. Естественно, среди них засветился и режиссер фильма — Рома Жиган.

В 2011 году у россиянина произошли разборки с немецким рэпером Schokk. Все закончилось тем, что на квартиру, которую снимал немец, пришел Жиган в компании вооруженных людей. В итоге последнего заставили встать на колени и извиниться, попутно раздавая пощечины. Весь процесс снимался на видео, и впоследствии ролик на потеху публике выложили в интернет. Теперь эти кадры смакуются в фильме BEEF, но ничего, кроме чувства глубочайшего омерзения, они не вызывают.

Есть и еще один персонаж, которого фильм выставляет в негативном свете. Это Guf (он же Алексей Долматов). Спикеры предъявляют ему за наркотическую зависимость, из-за которой он растерял практически всех своих друзей. Подключают даже тяжелую артиллерию в лице экс-депутата Госдумы от «Единой России» Дмитрия Носова, который ныне возглавляет антинаркотическое движение «Антидилер». Чиновника показывают в ленте аж четыре (!) раза, и все его синхроны — это сплошь нотации про вред наркотиков.

«С тебя же берет пример молодежь!» — возмущается Носов. Этот эпизод настолько диссонирует со всей картиной, что возникает ощущение — ты смотришь уже какой-то другой фильм.

Ряд спикеров (но не все) критикуют новую рэп-школу — за самолюбование и отсутствие субординации. «Сейчас стала популярной позиция — чем хуже, тем лучше», — заявил рэпер Jeeep.

Рома Жиган сетует, что рэп превратился в коммерческую индустрию. «А значит — еще больше хайпа, еще больше бабла», — утверждает рэпер. Как будто картину BEEF будут показывать в кинотеатрах бесплатно.

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

Перед премьерой рэпер Oxxxymiron сказал публике: «Круто, что мы показываем, что хип-хоп может может объединить. И в том числе из ошибок, которые случились в прошлом, можно что-то сделать».

После просмотра ленты остается лишь один вопрос. Она вообще для кого? Молодые люди, которые посмотрят «BEEF», и так знают об этой субкультуре; ничего нового для них режиссер Жиган не откроет. Люди же старшего возраста (если вдруг такие окажутся), из картины не поймут вообще ничего — потому что им ничего не объясняют.

Фильм банально затянут. В ходе премьерного показа некоторые зрители то и дело посматривали на часы. Оно понятно — на том же «Кинопоиске» хронометраж произведения обозначен в 1 час 20 минут. Но в реальности он где-то на полчаса больше. Сложно смотреть почти двухчасовую документалку, в которой нет ничего нового и прорывного.

Создатели картины поставили перед собой грандиозную задачу — рассказать всю историю русского хип-хопа. Цель-то неплохая, но ее реализация хромает на обе ноги. Это должен быть фильм обо всем. Но получился ни о чем.

ИЛЬЯ  ДАВЛЯТЧИН

23 января 2019.

Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.