BEEF: Другого рэпа у нас для вас нет

На российские экраны выходит первый отечественный фильм о рэп-культуре, ставящий своей целью показать весь путь нашего хип-хопа: от андеграунда до огромных стадионов. Съемки ленты «BEEF: Русский хип-хоп» длились семь лет, в них приняли участие десятки отечественных (и не только) рэперов. Специальный корреспондент «Росбалта» побывал на закрытом показе и вместе с известными рэперами посмотрел кино о «музыке номер один».

beef

«Если у вас будут комментарии, пусть даже негативные, пишите их. Мы будем рады любому вашему отклику», — обратился к публике перед премьерным показом Рома Жиган.

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

Рэпер Жиган в фильме BEEF предстает в новом для себя амплуа: режиссера, интервьюера и рассказчика. В одной картине он собрал чуть ли не всех представителей отечественной хип-хоп культуры: от Децла и «Многоточия» до Фейса и Ресторатора. Синхроны перемежаются панорамными планами городов и их окраин, а также вставками с неизвестным молодым рэпером, который одиноко сидит перед компьютером в бедно обставленной квартире и пытается записать свой первый трек. За парня можно не беспокоиться — у него все будет хорошо. А вот у фильма BEEF — нет.

Первая проблема картины — она ставит своей целью объять необъятное. И с успехом проваливает эту задачу. Съемки ленты длились около семи лет, в ней приняли участие сотни людей (один из зрителей премьерного показа даже посчитал количество исполнителей в титрах — их оказалось 140). Весь фильм ты ждешь каких-то откровений, необычных историй, секретов успехов от рэперов. Наверняка им всем есть что сказать. Но вместо этого следует набор абсолютных банальностей вроде «Хип-хоп как дом культуры для детей — тут каждый может найти что-то свое».

Рэперы вспоминают — с чего начиналась их любовь к этой культуре. У кого-то — с Тупака Шакура, у Рем Дигги — с группы Public Enemy. ST отмечает, что это было, скорее, вопреки позиции отца, который считал, что рэп — говно.

Вот Батишта из «Бандʼэрос» рассказывает, как десять лет назад коллектив выступал в ежедневном формате: «Хип-хоп закалил нас, потому что это наша культура, и мы ее отстаиваем».

Наконец, Тимати говорит, что «хип-хоп — это повстанческая культура». Тимати. Повстанчество.

Создатели фильма поговорили и с западными исполнителями. Так, американец Coolio заявил, что знает только одного российского рэпера. Естественно, это создатель картины — Рома Жиган. После этих слов показываются архивные кадры, на которых Роман стоит вместе с Владимиром Путиным на программе «Битва за респект». Этот кадр совершенно выбивается из общего ряда и служит скорее для самолюбования. Которое и без того есть в ленте благодаря некоторым артистам.

«Со мной заключили контракт, который я отработал безупречно. И был самым продаваемым артистом», — хвастается на камеру Жиган.

Рэперы вспоминают, как нелегко им было в молодости, когда за широкие штаны их избивали на улицах. Жиган через запятую ставит обидчиков рэперов — скинхеды, металлисты, панки. И тут же зрителю показывают продюсера Александра Толмацкого, который в 2011 году «убил» телеканал альтернативной музыки A-One. Ну и кто тут кого обижает?

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

BEEF не может не затронуть тему цензуры и отмены концертов ряда российских исполнителей в последние месяцы. Но делает это как-то мимоходом, приводя размышления Фейса про появление нового Виктора Цоя. Возможно, просто фильм к тому моменту уже был смонтирован и увеличивать его хронометраж (и без того немалый) авторы посчитали нецелесообразным.

Напротив, к операторской работе и к монтажу претензий нет никаких. Все кадры выверены и более-менее удачно смонтированы. Например, в фильме есть момент с телевизором, стоящим в каких-то трущобах и показывающим старый клип Децла. Идут вставки с битбоксером, гуляющим по улицам Москвы.

Но со звуком в ленте полная катастрофа. Громкость постоянно скачет, на моментах концертных вставок слышится дикий перегруз. Сами кадры с выступлений в ряде случаев слишком затянуты — зрителю зачем-то показывают едва ли не все выступление Басты, которого и без того в фильме очень много. Напротив, некоторым исполнителям дается от силы несколько секунд (во время которых они не успевают сказать ничего значимого).

Наконец, название фильма — BEEF — не соответствует его содержанию. Само понятие beef означает конфликт, неприятие, разногласие между исполнителями. Нередко эти конфликты заканчиваются скандалами и драками (в США нередки случаи убийств). Но в почти двухчасовой картине об этом говорится лишь в последние 15 минут. Даже приводятся примеры самых известных конфликтов между российскими рэперами. Естественно, среди них засветился и режиссер фильма — Рома Жиган.

В 2011 году у россиянина произошли разборки с немецким рэпером Schokk. Все закончилось тем, что на квартиру, которую снимал немец, пришел Жиган в компании вооруженных людей. В итоге последнего заставили встать на колени и извиниться, попутно раздавая пощечины. Весь процесс снимался на видео, и впоследствии ролик на потеху публике выложили в интернет. Теперь эти кадры смакуются в фильме BEEF, но ничего, кроме чувства глубочайшего омерзения, они не вызывают.

Есть и еще один персонаж, которого фильм выставляет в негативном свете. Это Guf (он же Алексей Долматов). Спикеры предъявляют ему за наркотическую зависимость, из-за которой он растерял практически всех своих друзей. Подключают даже тяжелую артиллерию в лице экс-депутата Госдумы от «Единой России» Дмитрия Носова, который ныне возглавляет антинаркотическое движение «Антидилер». Чиновника показывают в ленте аж четыре (!) раза, и все его синхроны — это сплошь нотации про вред наркотиков.

«С тебя же берет пример молодежь!» — возмущается Носов. Этот эпизод настолько диссонирует со всей картиной, что возникает ощущение — ты смотришь уже какой-то другой фильм.

Ряд спикеров (но не все) критикуют новую рэп-школу — за самолюбование и отсутствие субординации. «Сейчас стала популярной позиция — чем хуже, тем лучше», — заявил рэпер Jeeep.

Рома Жиган сетует, что рэп превратился в коммерческую индустрию. «А значит — еще больше хайпа, еще больше бабла», — утверждает рэпер. Как будто картину BEEF будут показывать в кинотеатрах бесплатно.

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

Перед премьерой рэпер Oxxxymiron сказал публике: «Круто, что мы показываем, что хип-хоп может может объединить. И в том числе из ошибок, которые случились в прошлом, можно что-то сделать».

После просмотра ленты остается лишь один вопрос. Она вообще для кого? Молодые люди, которые посмотрят «BEEF», и так знают об этой субкультуре; ничего нового для них режиссер Жиган не откроет. Люди же старшего возраста (если вдруг такие окажутся), из картины не поймут вообще ничего — потому что им ничего не объясняют.

Фильм банально затянут. В ходе премьерного показа некоторые зрители то и дело посматривали на часы. Оно понятно — на том же «Кинопоиске» хронометраж произведения обозначен в 1 час 20 минут. Но в реальности он где-то на полчаса больше. Сложно смотреть почти двухчасовую документалку, в которой нет ничего нового и прорывного.

Создатели картины поставили перед собой грандиозную задачу — рассказать всю историю русского хип-хопа. Цель-то неплохая, но ее реализация хромает на обе ноги. Это должен быть фильм обо всем. Но получился ни о чем.

ИЛЬЯ  ДАВЛЯТЧИН

23 января 2019.

Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!