BEEF: Другого рэпа у нас для вас нет

На российские экраны выходит первый отечественный фильм о рэп-культуре, ставящий своей целью показать весь путь нашего хип-хопа: от андеграунда до огромных стадионов. Съемки ленты «BEEF: Русский хип-хоп» длились семь лет, в них приняли участие десятки отечественных (и не только) рэперов. Специальный корреспондент «Росбалта» побывал на закрытом показе и вместе с известными рэперами посмотрел кино о «музыке номер один».

beef

«Если у вас будут комментарии, пусть даже негативные, пишите их. Мы будем рады любому вашему отклику», — обратился к публике перед премьерным показом Рома Жиган.

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

Рэпер Жиган в фильме BEEF предстает в новом для себя амплуа: режиссера, интервьюера и рассказчика. В одной картине он собрал чуть ли не всех представителей отечественной хип-хоп культуры: от Децла и «Многоточия» до Фейса и Ресторатора. Синхроны перемежаются панорамными планами городов и их окраин, а также вставками с неизвестным молодым рэпером, который одиноко сидит перед компьютером в бедно обставленной квартире и пытается записать свой первый трек. За парня можно не беспокоиться — у него все будет хорошо. А вот у фильма BEEF — нет.

Первая проблема картины — она ставит своей целью объять необъятное. И с успехом проваливает эту задачу. Съемки ленты длились около семи лет, в ней приняли участие сотни людей (один из зрителей премьерного показа даже посчитал количество исполнителей в титрах — их оказалось 140). Весь фильм ты ждешь каких-то откровений, необычных историй, секретов успехов от рэперов. Наверняка им всем есть что сказать. Но вместо этого следует набор абсолютных банальностей вроде «Хип-хоп как дом культуры для детей — тут каждый может найти что-то свое».

Рэперы вспоминают — с чего начиналась их любовь к этой культуре. У кого-то — с Тупака Шакура, у Рем Дигги — с группы Public Enemy. ST отмечает, что это было, скорее, вопреки позиции отца, который считал, что рэп — говно.

Вот Батишта из «Бандʼэрос» рассказывает, как десять лет назад коллектив выступал в ежедневном формате: «Хип-хоп закалил нас, потому что это наша культура, и мы ее отстаиваем».

Наконец, Тимати говорит, что «хип-хоп — это повстанческая культура». Тимати. Повстанчество.

Создатели фильма поговорили и с западными исполнителями. Так, американец Coolio заявил, что знает только одного российского рэпера. Естественно, это создатель картины — Рома Жиган. После этих слов показываются архивные кадры, на которых Роман стоит вместе с Владимиром Путиным на программе «Битва за респект». Этот кадр совершенно выбивается из общего ряда и служит скорее для самолюбования. Которое и без того есть в ленте благодаря некоторым артистам.

«Со мной заключили контракт, который я отработал безупречно. И был самым продаваемым артистом», — хвастается на камеру Жиган.

Рэперы вспоминают, как нелегко им было в молодости, когда за широкие штаны их избивали на улицах. Жиган через запятую ставит обидчиков рэперов — скинхеды, металлисты, панки. И тут же зрителю показывают продюсера Александра Толмацкого, который в 2011 году «убил» телеканал альтернативной музыки A-One. Ну и кто тут кого обижает?

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

BEEF не может не затронуть тему цензуры и отмены концертов ряда российских исполнителей в последние месяцы. Но делает это как-то мимоходом, приводя размышления Фейса про появление нового Виктора Цоя. Возможно, просто фильм к тому моменту уже был смонтирован и увеличивать его хронометраж (и без того немалый) авторы посчитали нецелесообразным.

Напротив, к операторской работе и к монтажу претензий нет никаких. Все кадры выверены и более-менее удачно смонтированы. Например, в фильме есть момент с телевизором, стоящим в каких-то трущобах и показывающим старый клип Децла. Идут вставки с битбоксером, гуляющим по улицам Москвы.

Но со звуком в ленте полная катастрофа. Громкость постоянно скачет, на моментах концертных вставок слышится дикий перегруз. Сами кадры с выступлений в ряде случаев слишком затянуты — зрителю зачем-то показывают едва ли не все выступление Басты, которого и без того в фильме очень много. Напротив, некоторым исполнителям дается от силы несколько секунд (во время которых они не успевают сказать ничего значимого).

Наконец, название фильма — BEEF — не соответствует его содержанию. Само понятие beef означает конфликт, неприятие, разногласие между исполнителями. Нередко эти конфликты заканчиваются скандалами и драками (в США нередки случаи убийств). Но в почти двухчасовой картине об этом говорится лишь в последние 15 минут. Даже приводятся примеры самых известных конфликтов между российскими рэперами. Естественно, среди них засветился и режиссер фильма — Рома Жиган.

В 2011 году у россиянина произошли разборки с немецким рэпером Schokk. Все закончилось тем, что на квартиру, которую снимал немец, пришел Жиган в компании вооруженных людей. В итоге последнего заставили встать на колени и извиниться, попутно раздавая пощечины. Весь процесс снимался на видео, и впоследствии ролик на потеху публике выложили в интернет. Теперь эти кадры смакуются в фильме BEEF, но ничего, кроме чувства глубочайшего омерзения, они не вызывают.

Есть и еще один персонаж, которого фильм выставляет в негативном свете. Это Guf (он же Алексей Долматов). Спикеры предъявляют ему за наркотическую зависимость, из-за которой он растерял практически всех своих друзей. Подключают даже тяжелую артиллерию в лице экс-депутата Госдумы от «Единой России» Дмитрия Носова, который ныне возглавляет антинаркотическое движение «Антидилер». Чиновника показывают в ленте аж четыре (!) раза, и все его синхроны — это сплошь нотации про вред наркотиков.

«С тебя же берет пример молодежь!» — возмущается Носов. Этот эпизод настолько диссонирует со всей картиной, что возникает ощущение — ты смотришь уже какой-то другой фильм.

Ряд спикеров (но не все) критикуют новую рэп-школу — за самолюбование и отсутствие субординации. «Сейчас стала популярной позиция — чем хуже, тем лучше», — заявил рэпер Jeeep.

Рома Жиган сетует, что рэп превратился в коммерческую индустрию. «А значит — еще больше хайпа, еще больше бабла», — утверждает рэпер. Как будто картину BEEF будут показывать в кинотеатрах бесплатно.

Фото Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»

Перед премьерой рэпер Oxxxymiron сказал публике: «Круто, что мы показываем, что хип-хоп может может объединить. И в том числе из ошибок, которые случились в прошлом, можно что-то сделать».

После просмотра ленты остается лишь один вопрос. Она вообще для кого? Молодые люди, которые посмотрят «BEEF», и так знают об этой субкультуре; ничего нового для них режиссер Жиган не откроет. Люди же старшего возраста (если вдруг такие окажутся), из картины не поймут вообще ничего — потому что им ничего не объясняют.

Фильм банально затянут. В ходе премьерного показа некоторые зрители то и дело посматривали на часы. Оно понятно — на том же «Кинопоиске» хронометраж произведения обозначен в 1 час 20 минут. Но в реальности он где-то на полчаса больше. Сложно смотреть почти двухчасовую документалку, в которой нет ничего нового и прорывного.

Создатели картины поставили перед собой грандиозную задачу — рассказать всю историю русского хип-хопа. Цель-то неплохая, но ее реализация хромает на обе ноги. Это должен быть фильм обо всем. Но получился ни о чем.

ИЛЬЯ  ДАВЛЯТЧИН

23 января 2019.

Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.