«Балтийский дом»: Алхимия «Elementарного театра»

Со 2 по 13 октября в Северной столице России проходит 28-й Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В этом году самый петербургский из всех международных театральных фестивалей с головой окунулся в элементы и химию творчества, поэтому выбрал слоганом «Elementарный театр». Подобно элементам в периодической системе Менделеева каждый театральный компонент обладает своими особенными свойствами. Реакция их соединений порой бывает непредсказуемой.

Операнищих, Максим Аверин

Каждый спектакль фестивальной программы — это важный элемент, являющийся частью театральной системы, которая объединяет основные составляющие театра, такие как: актер, режиссер, литература и зритель. От взаимодействия этих компонентов зависит результат творческого процесса в целом, считают организаторы фестиваля.

Художественный руководитель фестиваля Мария Беляева на пресс-конференции перед открытием «Балтийского дома» рассказала о спектаклях-участниках.

«Пятого октября состоится спектакль «Цинк» постоянного участника нашего фестиваля Эймунтаса Някрошюса, одна из последних премьер этого выдающегося режиссера. Постановку надо обязательно видеть, как и спектакль Оскараса Коршуноваса «Сумасшедший» по Гоголю. В главной роли — восходящая звезда литовского театра Эймунтас Пакалка. Уверена, что для зрителей будет очень интересна встреча с новым актером на нашей сцене. Международный театр Амстердама представит «То, что проходит мимо» в постановке Иво ван Хове. Как всегда, его постановка — большое событие: встреча с этим театром и с этим режиссером — невероятная удача для любого театрала», — сообщила она, отметив, что Петербург представлен тремя спектаклями.

балет Солярис в Приюте комедианта

Это — «Солярис» («Приют комедианта») — продолжение размышлений, заложенных в знаменитом фантастическом романе Станислава Лема, а также спектакль «Слава» (БДТ) по пьесе Виктора Гусева в постановке Константина Богомолова. «Сцены из супружеской жизни» покажет Театр «Балтийский дом», отметив 100-летие шведского режиссера Ингмана Бергмана. Режиссер – Анатолий Праудин.

В этом году специальным гостем фестиваля будет Лия Ахеджакова, большой друг «Балтийского дома», напомнила Мария Беляева. Шестого октября актриса выйдет на сцену в спектакле «Мой внук Вениамин» в постановке Марфы Горвиц по пьесе Людмилы Улицкой. По окончанию спектакля Лия Ахеджакова будет принимать от петербургской публики поздравления по случаю юбилея, который она отметила еще в июле.

Лия Ахеджакова

Смешная и одновременно трагичная мелодрама Людмилой Улицкой – это удивительно пронзительная история семейных отношений. Сильная и властная, укорененная в правильных традициях Эсфирь, которую играет Лия Ахеджакова, пытается устроить личную жизнь сына и найти ему «правильную» жену. Но главной героине придется смириться с тем, что новый мир уже никогда не будет жить по законам старого. Настоящая жизнь оказывается интереснее и мудрее всех, казалось бы, верных установок Эсфирь.

Лия Ахеджакова

А 2 октября «Балтийский дом» открыл свою фестивальную программу спектаклем «Операнищих» Московского театра сатиры. В главной роли выступил заслуженный артист России, один из кумиров современной публики — Максим Аверин. Специально для него режиссер Андрей Прикотенко изменил сюжет известного произведения ХVIII века «Опера нищего» Джона Гея и перенес место действия в современную Россию.

«Текст пьесы написан мною по мотивам «Оперы нищего» Джона Гея. Там нет ни одного слова из сочинения самого Джона Гея и ни одного слова из пьесы Брехта, который тоже создал свою «Трехгрошовую оперу» по произведению Гея. В постановке также нет ни одной известной музыкальной темы — к нашему спектаклю написана оригинальная музыка Ивана Кушнира», — рассказал режиссер Андрей Прикотенко.

Главный герой – жестокий и циничный бандит Макс, которого играет Максим Аверин, в один прекрасный момент влюбляется и пытается порвать с преступным миром, изменить свою жизнь.

Операнищих, Максим Аверин

«Театр — это то искусство, которое перерождает душу зрителя. Роль в «Оперенищих» — была моей мечтой. Андрей Прикотенко, предлагая мне эту работу, спросил, почему я хочу сыграть в пьесе. Я ответил, что в ней речь идет о предательстве, а это — самое страшное, что может произойти в жизни. Кроме того, этот спектакль идет вразрез тому, что я раньше делал в театре. Каждый зонг — это не песня, а уже крик. Это — спектакль-манифест. Любой персонаж «Оперынищих» — это болевая точка. Именно в этой постановке ставятся вопросы гамлетовского накала — человек должен вернуться к самому себе», — уверен Максим Аверин.

Операнищих, Максим Аверин

«Оперенищих» — неформатный проект для Московского театра сатиры, но он органично вписался в концепцию фестиваля «Балтийский дом» этого года, представив самое неожиданное сочетание театральных элементов, отметил генеральный директор фестиваля Сергей Шуб.

Один из постоянных участников фестиваля — Театр ОКТ/Городской театр Вильнюса (Литва) — представлен спектаклем «Сумасшедший» по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». В этой повести режиссер Оскарас Коршуновас ищет новый смысл и ответы на актуальные вопросы. Почему маленький человек, почти незаметный, может однажды возомнить себя всемогущим? И какие проблемы это может создать в обществе в любые времена? Как утверждает режиссер, человек, который отчаянно стремится быть нормальным и пытается всеми силами быть таким, как все остальные, неизбежно теряет себя.

Эймунтас Пакалка, Сумасшедший

«Данный материал требует от актера необыкновенной харизмы и уникального характера. Эти качества в полной мере присущи очень талантливому молодому актеру Эймунтасу Пакалке», – считает Оскарас Коршуновас.

Фестиваль «Балтийский дом» традиционно представляет в Петербурге главные режиссерские имена современного европейского театра. Голландский режиссер Иво ван Хове по праву занимает в этом списке одно из первых мест. Каждый спектакль режиссера вызывает особый интерес. Во всем мире зрители гадают, что придумает знаменитый экспериментатор из Нидерландов. В 2013 году спектакль Иво ван Хове «Русские!», показанный в рамках XXIII международного фестиваля «Балтийский дом» стал главной сенсацией театрального сезона. На этот раз Международный театр Амстердама представляет спектакль в его постановке по произведению классика голландской литературы ХVIII века Луиса Купейруса «То, что проходит мимо».

То, что проходит мимо

В центре сюжета этой эпической семейной саги – молодая влюбленная пара Лот и Эли. Во время медового месяца в Италии они пытаются забыть обо всех проблемах, но вскоре осознают, что ничто не сможет спасти их от рока, который преследует несколько поколений. Самые старшие из них — девяностолетние бабушка Отилия и ее бывший любовник Эмиль Такма много лет назад убили мужа Отилии. С этого трагического события всё и началось…

То, что проходит мимо

Для Иво ван Хове – это история о непрожитых жизнях, об убийственных последствиях подавления собственных желаний, о том, что человек никогда не найдет гармонии, пока не достигнет мира с самим собой. Как всегда, в спектаклях режиссера зрителей ждет уникальная сценография, поразившая всех, кто видел эту постановку.

На фестивале «Балтийский дом» представлены спектакли, как по классическим так и по современным шедеврам литературного творчества. Всемирно известный режиссер, постоянный участник фестиваля Эймунтас Някрошюс представляет премьеру «Цинк (Zn)» Молодежного театра Литвы и театра «Мено Фортас» (Вильнюс). Спектакль поставлен по документальным книгам Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва». В 2015 году Светлана Алексиевич стала нобелевским лауреатом в области литературы «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Спектаклем «Цинк (Zn)» режиссер вместе с писателем как бы предупреждают нас об ответственности за будущее.

цинк

Спектакли Эймунтаса Някрошюса всегда становятся событиями. Многие зрители помнят его легендарные постановки – «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Дядя Ваня», «Три сестры», попасть на которые было счастьем для любого театрала. Творческий почерк Някрошюса – уникальный, его не спутаешь ни с каким другим.

В центре спектакля — образ самой писательницы, которая путешествует во времени и пространстве и ведет путевые заметки о важных событиях в жизни страны. Судьбы людей, свидетельства очевидцев, воспоминания, знаки времени складываются в одну общую картину жизни. Время в спектакле на самом деле не имеет строго определенных границ – тогда и сейчас сливаются, как фантазия о том, что было, что могло быть или еще только будет.

цинк

Эймунтас Някрошюс предлагает зрителям пристально вглядеться в события прошлого и, может быть, это поможет всем нам понять многие сегодняшние проблемы.

Театра R.A.A.A.M (Таллин, Эстония) представит спектакль «Сейчас нет времени на любовь» по пьесы Гильерме Фигейредо «В доме ночевал бог». Режиссер Дамир Салимзянов на основе античного текста сочинил свою историю о мире, в котором смешались низкие и высокие стили, Боги и рабы, античное и современное… Эта постановка станет первым появлением удмуртского режиссера в программе фестиваля«Балтийский дом».

Сейчас нет времени на любовь

Пьеса Гильерме Фигейредо создана по мотивам древнегреческого мифа о полководце Амфитрионе и о чудесном рождении античного героя Геркулеса. Спектакль пересказывает миф об Амфитрионе на современный лад. Что делать, если пророк, который никогда не ошибался, объявляет, что сегодня вечером к вашей жене придет мужчина? А вы должны идти на войну? Для того чтобы соблазнить праведную Алкмену богу Юпитеру приходится принять облик ее супруга полководца Амфитриона. В результате рождается Геркулес, и остается только убедить Амфитриона в верности жены…

Режиссер Дамир Салимзянов считает, что эта пьеса, несмотря на легкий комедийный жанр, рассказывает об очень важной проблеме. Люди в любые времена усложняют себе жизнь, придумывают причины, по которым не могут быть с теми, кого любят.

Сейчас нет времени на любовь

Остается добавить, что в рамках фестиваля «Балтийский дом» будет вручена премия «Балтийская звезда». В этом году ее лауреатами стали: балетмейстер Олег Винградов, дирижер Андрес Мустонен (Эстония), благотворительный центр «Антон тут рядом» и другие.

В этом году информационным партнером фестиваля стал Росбалт — интернет-портал, ставший синонимом независимости и свободы мнений представителей самых разных кругов общества. Именно поэтому Росбалт нашел точки соприкосновения с «Балтийским домом». Темы благотворительности, свободы мнений и творчества регулярно поднимаются на страницах интернет-портала. В частности, лауреаты «Балтийской звезды» неоднократно становились героями материалов Росбалта, среди них — Олег Виноградов, благотворительная организация «Антон тут рядом» и многие другие.

Подробности можно найти на официальном сайте «Балтийского дома».

2 октября 2018.
Фотографии предоставлены пресс-службой Балтийского дома.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.