«Балтийский дом»: Алхимия «Elementарного театра»

Со 2 по 13 октября в Северной столице России проходит 28-й Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В этом году самый петербургский из всех международных театральных фестивалей с головой окунулся в элементы и химию творчества, поэтому выбрал слоганом «Elementарный театр». Подобно элементам в периодической системе Менделеева каждый театральный компонент обладает своими особенными свойствами. Реакция их соединений порой бывает непредсказуемой.

Операнищих, Максим Аверин

Каждый спектакль фестивальной программы — это важный элемент, являющийся частью театральной системы, которая объединяет основные составляющие театра, такие как: актер, режиссер, литература и зритель. От взаимодействия этих компонентов зависит результат творческого процесса в целом, считают организаторы фестиваля.

Художественный руководитель фестиваля Мария Беляева на пресс-конференции перед открытием «Балтийского дома» рассказала о спектаклях-участниках.

«Пятого октября состоится спектакль «Цинк» постоянного участника нашего фестиваля Эймунтаса Някрошюса, одна из последних премьер этого выдающегося режиссера. Постановку надо обязательно видеть, как и спектакль Оскараса Коршуноваса «Сумасшедший» по Гоголю. В главной роли — восходящая звезда литовского театра Эймунтас Пакалка. Уверена, что для зрителей будет очень интересна встреча с новым актером на нашей сцене. Международный театр Амстердама представит «То, что проходит мимо» в постановке Иво ван Хове. Как всегда, его постановка — большое событие: встреча с этим театром и с этим режиссером — невероятная удача для любого театрала», — сообщила она, отметив, что Петербург представлен тремя спектаклями.

балет Солярис в Приюте комедианта

Это — «Солярис» («Приют комедианта») — продолжение размышлений, заложенных в знаменитом фантастическом романе Станислава Лема, а также спектакль «Слава» (БДТ) по пьесе Виктора Гусева в постановке Константина Богомолова. «Сцены из супружеской жизни» покажет Театр «Балтийский дом», отметив 100-летие шведского режиссера Ингмана Бергмана. Режиссер – Анатолий Праудин.

В этом году специальным гостем фестиваля будет Лия Ахеджакова, большой друг «Балтийского дома», напомнила Мария Беляева. Шестого октября актриса выйдет на сцену в спектакле «Мой внук Вениамин» в постановке Марфы Горвиц по пьесе Людмилы Улицкой. По окончанию спектакля Лия Ахеджакова будет принимать от петербургской публики поздравления по случаю юбилея, который она отметила еще в июле.

Лия Ахеджакова

Смешная и одновременно трагичная мелодрама Людмилой Улицкой – это удивительно пронзительная история семейных отношений. Сильная и властная, укорененная в правильных традициях Эсфирь, которую играет Лия Ахеджакова, пытается устроить личную жизнь сына и найти ему «правильную» жену. Но главной героине придется смириться с тем, что новый мир уже никогда не будет жить по законам старого. Настоящая жизнь оказывается интереснее и мудрее всех, казалось бы, верных установок Эсфирь.

Лия Ахеджакова

А 2 октября «Балтийский дом» открыл свою фестивальную программу спектаклем «Операнищих» Московского театра сатиры. В главной роли выступил заслуженный артист России, один из кумиров современной публики — Максим Аверин. Специально для него режиссер Андрей Прикотенко изменил сюжет известного произведения ХVIII века «Опера нищего» Джона Гея и перенес место действия в современную Россию.

«Текст пьесы написан мною по мотивам «Оперы нищего» Джона Гея. Там нет ни одного слова из сочинения самого Джона Гея и ни одного слова из пьесы Брехта, который тоже создал свою «Трехгрошовую оперу» по произведению Гея. В постановке также нет ни одной известной музыкальной темы — к нашему спектаклю написана оригинальная музыка Ивана Кушнира», — рассказал режиссер Андрей Прикотенко.

Главный герой – жестокий и циничный бандит Макс, которого играет Максим Аверин, в один прекрасный момент влюбляется и пытается порвать с преступным миром, изменить свою жизнь.

Операнищих, Максим Аверин

«Театр — это то искусство, которое перерождает душу зрителя. Роль в «Оперенищих» — была моей мечтой. Андрей Прикотенко, предлагая мне эту работу, спросил, почему я хочу сыграть в пьесе. Я ответил, что в ней речь идет о предательстве, а это — самое страшное, что может произойти в жизни. Кроме того, этот спектакль идет вразрез тому, что я раньше делал в театре. Каждый зонг — это не песня, а уже крик. Это — спектакль-манифест. Любой персонаж «Оперынищих» — это болевая точка. Именно в этой постановке ставятся вопросы гамлетовского накала — человек должен вернуться к самому себе», — уверен Максим Аверин.

Операнищих, Максим Аверин

«Оперенищих» — неформатный проект для Московского театра сатиры, но он органично вписался в концепцию фестиваля «Балтийский дом» этого года, представив самое неожиданное сочетание театральных элементов, отметил генеральный директор фестиваля Сергей Шуб.

Один из постоянных участников фестиваля — Театр ОКТ/Городской театр Вильнюса (Литва) — представлен спектаклем «Сумасшедший» по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». В этой повести режиссер Оскарас Коршуновас ищет новый смысл и ответы на актуальные вопросы. Почему маленький человек, почти незаметный, может однажды возомнить себя всемогущим? И какие проблемы это может создать в обществе в любые времена? Как утверждает режиссер, человек, который отчаянно стремится быть нормальным и пытается всеми силами быть таким, как все остальные, неизбежно теряет себя.

Эймунтас Пакалка, Сумасшедший

«Данный материал требует от актера необыкновенной харизмы и уникального характера. Эти качества в полной мере присущи очень талантливому молодому актеру Эймунтасу Пакалке», – считает Оскарас Коршуновас.

Фестиваль «Балтийский дом» традиционно представляет в Петербурге главные режиссерские имена современного европейского театра. Голландский режиссер Иво ван Хове по праву занимает в этом списке одно из первых мест. Каждый спектакль режиссера вызывает особый интерес. Во всем мире зрители гадают, что придумает знаменитый экспериментатор из Нидерландов. В 2013 году спектакль Иво ван Хове «Русские!», показанный в рамках XXIII международного фестиваля «Балтийский дом» стал главной сенсацией театрального сезона. На этот раз Международный театр Амстердама представляет спектакль в его постановке по произведению классика голландской литературы ХVIII века Луиса Купейруса «То, что проходит мимо».

То, что проходит мимо

В центре сюжета этой эпической семейной саги – молодая влюбленная пара Лот и Эли. Во время медового месяца в Италии они пытаются забыть обо всех проблемах, но вскоре осознают, что ничто не сможет спасти их от рока, который преследует несколько поколений. Самые старшие из них — девяностолетние бабушка Отилия и ее бывший любовник Эмиль Такма много лет назад убили мужа Отилии. С этого трагического события всё и началось…

То, что проходит мимо

Для Иво ван Хове – это история о непрожитых жизнях, об убийственных последствиях подавления собственных желаний, о том, что человек никогда не найдет гармонии, пока не достигнет мира с самим собой. Как всегда, в спектаклях режиссера зрителей ждет уникальная сценография, поразившая всех, кто видел эту постановку.

На фестивале «Балтийский дом» представлены спектакли, как по классическим так и по современным шедеврам литературного творчества. Всемирно известный режиссер, постоянный участник фестиваля Эймунтас Някрошюс представляет премьеру «Цинк (Zn)» Молодежного театра Литвы и театра «Мено Фортас» (Вильнюс). Спектакль поставлен по документальным книгам Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва». В 2015 году Светлана Алексиевич стала нобелевским лауреатом в области литературы «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Спектаклем «Цинк (Zn)» режиссер вместе с писателем как бы предупреждают нас об ответственности за будущее.

цинк

Спектакли Эймунтаса Някрошюса всегда становятся событиями. Многие зрители помнят его легендарные постановки – «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Дядя Ваня», «Три сестры», попасть на которые было счастьем для любого театрала. Творческий почерк Някрошюса – уникальный, его не спутаешь ни с каким другим.

В центре спектакля — образ самой писательницы, которая путешествует во времени и пространстве и ведет путевые заметки о важных событиях в жизни страны. Судьбы людей, свидетельства очевидцев, воспоминания, знаки времени складываются в одну общую картину жизни. Время в спектакле на самом деле не имеет строго определенных границ – тогда и сейчас сливаются, как фантазия о том, что было, что могло быть или еще только будет.

цинк

Эймунтас Някрошюс предлагает зрителям пристально вглядеться в события прошлого и, может быть, это поможет всем нам понять многие сегодняшние проблемы.

Театра R.A.A.A.M (Таллин, Эстония) представит спектакль «Сейчас нет времени на любовь» по пьесы Гильерме Фигейредо «В доме ночевал бог». Режиссер Дамир Салимзянов на основе античного текста сочинил свою историю о мире, в котором смешались низкие и высокие стили, Боги и рабы, античное и современное… Эта постановка станет первым появлением удмуртского режиссера в программе фестиваля«Балтийский дом».

Сейчас нет времени на любовь

Пьеса Гильерме Фигейредо создана по мотивам древнегреческого мифа о полководце Амфитрионе и о чудесном рождении античного героя Геркулеса. Спектакль пересказывает миф об Амфитрионе на современный лад. Что делать, если пророк, который никогда не ошибался, объявляет, что сегодня вечером к вашей жене придет мужчина? А вы должны идти на войну? Для того чтобы соблазнить праведную Алкмену богу Юпитеру приходится принять облик ее супруга полководца Амфитриона. В результате рождается Геркулес, и остается только убедить Амфитриона в верности жены…

Режиссер Дамир Салимзянов считает, что эта пьеса, несмотря на легкий комедийный жанр, рассказывает об очень важной проблеме. Люди в любые времена усложняют себе жизнь, придумывают причины, по которым не могут быть с теми, кого любят.

Сейчас нет времени на любовь

Остается добавить, что в рамках фестиваля «Балтийский дом» будет вручена премия «Балтийская звезда». В этом году ее лауреатами стали: балетмейстер Олег Винградов, дирижер Андрес Мустонен (Эстония), благотворительный центр «Антон тут рядом» и другие.

В этом году информационным партнером фестиваля стал Росбалт — интернет-портал, ставший синонимом независимости и свободы мнений представителей самых разных кругов общества. Именно поэтому Росбалт нашел точки соприкосновения с «Балтийским домом». Темы благотворительности, свободы мнений и творчества регулярно поднимаются на страницах интернет-портала. В частности, лауреаты «Балтийской звезды» неоднократно становились героями материалов Росбалта, среди них — Олег Виноградов, благотворительная организация «Антон тут рядом» и многие другие.

Подробности можно найти на официальном сайте «Балтийского дома».

2 октября 2018.
Фотографии предоставлены пресс-службой Балтийского дома.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.