«Балтийский дом»: Алхимия «Elementарного театра»

Со 2 по 13 октября в Северной столице России проходит 28-й Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В этом году самый петербургский из всех международных театральных фестивалей с головой окунулся в элементы и химию творчества, поэтому выбрал слоганом «Elementарный театр». Подобно элементам в периодической системе Менделеева каждый театральный компонент обладает своими особенными свойствами. Реакция их соединений порой бывает непредсказуемой.

Операнищих, Максим Аверин

Каждый спектакль фестивальной программы — это важный элемент, являющийся частью театральной системы, которая объединяет основные составляющие театра, такие как: актер, режиссер, литература и зритель. От взаимодействия этих компонентов зависит результат творческого процесса в целом, считают организаторы фестиваля.

Художественный руководитель фестиваля Мария Беляева на пресс-конференции перед открытием «Балтийского дома» рассказала о спектаклях-участниках.

«Пятого октября состоится спектакль «Цинк» постоянного участника нашего фестиваля Эймунтаса Някрошюса, одна из последних премьер этого выдающегося режиссера. Постановку надо обязательно видеть, как и спектакль Оскараса Коршуноваса «Сумасшедший» по Гоголю. В главной роли — восходящая звезда литовского театра Эймунтас Пакалка. Уверена, что для зрителей будет очень интересна встреча с новым актером на нашей сцене. Международный театр Амстердама представит «То, что проходит мимо» в постановке Иво ван Хове. Как всегда, его постановка — большое событие: встреча с этим театром и с этим режиссером — невероятная удача для любого театрала», — сообщила она, отметив, что Петербург представлен тремя спектаклями.

балет Солярис в Приюте комедианта

Это — «Солярис» («Приют комедианта») — продолжение размышлений, заложенных в знаменитом фантастическом романе Станислава Лема, а также спектакль «Слава» (БДТ) по пьесе Виктора Гусева в постановке Константина Богомолова. «Сцены из супружеской жизни» покажет Театр «Балтийский дом», отметив 100-летие шведского режиссера Ингмана Бергмана. Режиссер – Анатолий Праудин.

В этом году специальным гостем фестиваля будет Лия Ахеджакова, большой друг «Балтийского дома», напомнила Мария Беляева. Шестого октября актриса выйдет на сцену в спектакле «Мой внук Вениамин» в постановке Марфы Горвиц по пьесе Людмилы Улицкой. По окончанию спектакля Лия Ахеджакова будет принимать от петербургской публики поздравления по случаю юбилея, который она отметила еще в июле.

Лия Ахеджакова

Смешная и одновременно трагичная мелодрама Людмилой Улицкой – это удивительно пронзительная история семейных отношений. Сильная и властная, укорененная в правильных традициях Эсфирь, которую играет Лия Ахеджакова, пытается устроить личную жизнь сына и найти ему «правильную» жену. Но главной героине придется смириться с тем, что новый мир уже никогда не будет жить по законам старого. Настоящая жизнь оказывается интереснее и мудрее всех, казалось бы, верных установок Эсфирь.

Лия Ахеджакова

А 2 октября «Балтийский дом» открыл свою фестивальную программу спектаклем «Операнищих» Московского театра сатиры. В главной роли выступил заслуженный артист России, один из кумиров современной публики — Максим Аверин. Специально для него режиссер Андрей Прикотенко изменил сюжет известного произведения ХVIII века «Опера нищего» Джона Гея и перенес место действия в современную Россию.

«Текст пьесы написан мною по мотивам «Оперы нищего» Джона Гея. Там нет ни одного слова из сочинения самого Джона Гея и ни одного слова из пьесы Брехта, который тоже создал свою «Трехгрошовую оперу» по произведению Гея. В постановке также нет ни одной известной музыкальной темы — к нашему спектаклю написана оригинальная музыка Ивана Кушнира», — рассказал режиссер Андрей Прикотенко.

Главный герой – жестокий и циничный бандит Макс, которого играет Максим Аверин, в один прекрасный момент влюбляется и пытается порвать с преступным миром, изменить свою жизнь.

Операнищих, Максим Аверин

«Театр — это то искусство, которое перерождает душу зрителя. Роль в «Оперенищих» — была моей мечтой. Андрей Прикотенко, предлагая мне эту работу, спросил, почему я хочу сыграть в пьесе. Я ответил, что в ней речь идет о предательстве, а это — самое страшное, что может произойти в жизни. Кроме того, этот спектакль идет вразрез тому, что я раньше делал в театре. Каждый зонг — это не песня, а уже крик. Это — спектакль-манифест. Любой персонаж «Оперынищих» — это болевая точка. Именно в этой постановке ставятся вопросы гамлетовского накала — человек должен вернуться к самому себе», — уверен Максим Аверин.

Операнищих, Максим Аверин

«Оперенищих» — неформатный проект для Московского театра сатиры, но он органично вписался в концепцию фестиваля «Балтийский дом» этого года, представив самое неожиданное сочетание театральных элементов, отметил генеральный директор фестиваля Сергей Шуб.

Один из постоянных участников фестиваля — Театр ОКТ/Городской театр Вильнюса (Литва) — представлен спектаклем «Сумасшедший» по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». В этой повести режиссер Оскарас Коршуновас ищет новый смысл и ответы на актуальные вопросы. Почему маленький человек, почти незаметный, может однажды возомнить себя всемогущим? И какие проблемы это может создать в обществе в любые времена? Как утверждает режиссер, человек, который отчаянно стремится быть нормальным и пытается всеми силами быть таким, как все остальные, неизбежно теряет себя.

Эймунтас Пакалка, Сумасшедший

«Данный материал требует от актера необыкновенной харизмы и уникального характера. Эти качества в полной мере присущи очень талантливому молодому актеру Эймунтасу Пакалке», – считает Оскарас Коршуновас.

Фестиваль «Балтийский дом» традиционно представляет в Петербурге главные режиссерские имена современного европейского театра. Голландский режиссер Иво ван Хове по праву занимает в этом списке одно из первых мест. Каждый спектакль режиссера вызывает особый интерес. Во всем мире зрители гадают, что придумает знаменитый экспериментатор из Нидерландов. В 2013 году спектакль Иво ван Хове «Русские!», показанный в рамках XXIII международного фестиваля «Балтийский дом» стал главной сенсацией театрального сезона. На этот раз Международный театр Амстердама представляет спектакль в его постановке по произведению классика голландской литературы ХVIII века Луиса Купейруса «То, что проходит мимо».

То, что проходит мимо

В центре сюжета этой эпической семейной саги – молодая влюбленная пара Лот и Эли. Во время медового месяца в Италии они пытаются забыть обо всех проблемах, но вскоре осознают, что ничто не сможет спасти их от рока, который преследует несколько поколений. Самые старшие из них — девяностолетние бабушка Отилия и ее бывший любовник Эмиль Такма много лет назад убили мужа Отилии. С этого трагического события всё и началось…

То, что проходит мимо

Для Иво ван Хове – это история о непрожитых жизнях, об убийственных последствиях подавления собственных желаний, о том, что человек никогда не найдет гармонии, пока не достигнет мира с самим собой. Как всегда, в спектаклях режиссера зрителей ждет уникальная сценография, поразившая всех, кто видел эту постановку.

На фестивале «Балтийский дом» представлены спектакли, как по классическим так и по современным шедеврам литературного творчества. Всемирно известный режиссер, постоянный участник фестиваля Эймунтас Някрошюс представляет премьеру «Цинк (Zn)» Молодежного театра Литвы и театра «Мено Фортас» (Вильнюс). Спектакль поставлен по документальным книгам Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва». В 2015 году Светлана Алексиевич стала нобелевским лауреатом в области литературы «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Спектаклем «Цинк (Zn)» режиссер вместе с писателем как бы предупреждают нас об ответственности за будущее.

цинк

Спектакли Эймунтаса Някрошюса всегда становятся событиями. Многие зрители помнят его легендарные постановки – «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Дядя Ваня», «Три сестры», попасть на которые было счастьем для любого театрала. Творческий почерк Някрошюса – уникальный, его не спутаешь ни с каким другим.

В центре спектакля — образ самой писательницы, которая путешествует во времени и пространстве и ведет путевые заметки о важных событиях в жизни страны. Судьбы людей, свидетельства очевидцев, воспоминания, знаки времени складываются в одну общую картину жизни. Время в спектакле на самом деле не имеет строго определенных границ – тогда и сейчас сливаются, как фантазия о том, что было, что могло быть или еще только будет.

цинк

Эймунтас Някрошюс предлагает зрителям пристально вглядеться в события прошлого и, может быть, это поможет всем нам понять многие сегодняшние проблемы.

Театра R.A.A.A.M (Таллин, Эстония) представит спектакль «Сейчас нет времени на любовь» по пьесы Гильерме Фигейредо «В доме ночевал бог». Режиссер Дамир Салимзянов на основе античного текста сочинил свою историю о мире, в котором смешались низкие и высокие стили, Боги и рабы, античное и современное… Эта постановка станет первым появлением удмуртского режиссера в программе фестиваля«Балтийский дом».

Сейчас нет времени на любовь

Пьеса Гильерме Фигейредо создана по мотивам древнегреческого мифа о полководце Амфитрионе и о чудесном рождении античного героя Геркулеса. Спектакль пересказывает миф об Амфитрионе на современный лад. Что делать, если пророк, который никогда не ошибался, объявляет, что сегодня вечером к вашей жене придет мужчина? А вы должны идти на войну? Для того чтобы соблазнить праведную Алкмену богу Юпитеру приходится принять облик ее супруга полководца Амфитриона. В результате рождается Геркулес, и остается только убедить Амфитриона в верности жены…

Режиссер Дамир Салимзянов считает, что эта пьеса, несмотря на легкий комедийный жанр, рассказывает об очень важной проблеме. Люди в любые времена усложняют себе жизнь, придумывают причины, по которым не могут быть с теми, кого любят.

Сейчас нет времени на любовь

Остается добавить, что в рамках фестиваля «Балтийский дом» будет вручена премия «Балтийская звезда». В этом году ее лауреатами стали: балетмейстер Олег Винградов, дирижер Андрес Мустонен (Эстония), благотворительный центр «Антон тут рядом» и другие.

В этом году информационным партнером фестиваля стал Росбалт — интернет-портал, ставший синонимом независимости и свободы мнений представителей самых разных кругов общества. Именно поэтому Росбалт нашел точки соприкосновения с «Балтийским домом». Темы благотворительности, свободы мнений и творчества регулярно поднимаются на страницах интернет-портала. В частности, лауреаты «Балтийской звезды» неоднократно становились героями материалов Росбалта, среди них — Олег Виноградов, благотворительная организация «Антон тут рядом» и многие другие.

Подробности можно найти на официальном сайте «Балтийского дома».

2 октября 2018.
Фотографии предоставлены пресс-службой Балтийского дома.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.