Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Спектакль «Мертвые души Гоголя» в инсценировке Аси Волошиной поставлен режиссером Денисом Хуснияровым. Они оба уже давно известны публике по громким проектам на разных театральных площадках России.

Новая постановка помещает зрителя в странное пространство — как будто в оркестровую яму, и ближе всего к публике находится дирижерское место, оно же трибуна. А может быть балкон? По вертикали пространство разделено на сцену, находящуюся настолько высоко, что видна лишь нижняя часть занавеса, и глубокое черное дно под ней (художник-постановщик Александр Мохов). Все скроено довольно причудливо: в этой коробке — много дверей, окон и окошек, из которых, как черти из табакерки, появляются персонажи. Поэтому пространство кажется запутанным и бездонным, как «нехорошая квартира» у Михаила Булгакова. Плюшкин (актер Владимир Постников) вообще вываливается из рояля, трогая до слез своим монологом…

Вместо декорации — большой экран, на котором появляются то русский пейзаж, то захолустный губернский город, то просто лаконичные пояснения к действию, а в сцене бала — даже жутковатое пламя.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Актеры старательно изображают «плохой» театр: самое первое их появление создает впечатление, что их застали врасплох — они еще не загримировались, не облачились до конца в свои костюмы, некоторые и вовсе одеты кто во что придется. Порой они принимаются по несколько раз читать один и тот же текст, признавая, что получилось не очень, поправляют парики или вовсе снимают. Все это вырастает в фантасмагорию и гротеск, безумную импровизацию, погружающую в чудовищный морок чиновничьей жизни, из которой вышел Чичиков (актер Артем Цыпин). В нее же он вернулся, чтобы провернуть свою аферу.

В спектакле довольно большой набор типажей и персонажей, выведенных Гоголем, но в постановке каждый актер играет по две, а то и три роли, за исключением Чичикова, губернаторской дочки, Конферансье и Души. Последняя — очень похожа на автора поэмы «Мертвые души», но так, как будто его сфотографировали и демонстрируют публике негатив. Актриса Илона Бродская выходит на дирижерское место в белом фраке, белом парике каре и белыми усиками.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Помещики плавно «перетекают» в чиновников, Богдан (актер Булат Шамсутдинов) и Селифан (актер Кирилл Тарасов) вдруг изображают слуг Чичикова, что не мешает им «впрячься» в тройку-птицу, надев довольно потрепанные маски лошадей. Постановка построена в виде безумного концерта, в котором Конферансье (актриса Анна Королева) пытается следить за порядком, а порой и объяснять, что происходит: например, «Это бы сон Чичикова!». И если в первом действии еще одолевают сомнения, то во втором — когда разрастается бал — их не остается: слишком часто в связи с этими «Мертвыми душами» вспоминается бессмертный роман Михаила Булгакова, в котором рукописи не горят. Очень многое объединяет обоих писателей в их изображении пошлости и тупости, свойственной многим их современникам, да и нашим тоже.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

«Мертвые души» инсценировать невозможно», — писал Булгаков, когда принялся создавать комедию по поэме Гоголя. Впрочем и о «Мастере и Маргарите» можно сказать то же самое. Но и «Мертвые души», и роман Булгакова — чуть ли не самые популярные произведения в театрах и кинематографе. Трудно говорить о достоинствах этих постановок, ибо даже если они чрезвычайно талантливы, им все равно не удается отобразить весь масштаб и полифонию величайших романов русской литературы. Видимо, поэтому драматург Ася Волошина и режиссер Денис Хуснияров даже не пытались посягать на столь грандиозный замысел и создали свое представление о поэме Гоголя, передав свое впечатление зрителю. Очевидно, это правильный ход: получился спектакль-настроение, спектакль-атмосфера, в котором нашлось место и «гамбургерам» в устах Чичикова, и цитатам из теоретиков литературы, и словам давно забытых писателей и моралистов.

В советском литературоведении было принято отождествлять «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Писатель Дмитрий Быков считает, что это поэма о странствиях главного героя, сравнимая с «Одиссеей» Гомера: в постановке (да и в поэме) Чичиков так и заявляет — «жизнь моя подобна лодке среди волн». При этом концерт по мотивам поэмы Николая Гоголя в Театре на Васильевском очень напоминает сеанс черной магии с ее разоблачением. Он населен чертями и странными бездушными существами, коих много в произведениях и Гоголя, и Булгакова. Во втором действии они сплетаются в один серошинельный организм во главе с Губернатором (он же Цирцея, он же Коробочка), которого гениально исполнила актриса Татьяна Малягина. И это уже «попахивает» балом у Сатаны, которого, кажется, этот чиновничий коллективный разум и воплощает.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Судя по объявленному Губернатором конкурсу, где победителем становится тот, кто «лучше всех восславит матушку Россию», жизнь нашей страны именно нечистой силой и управляется — уж больно живучи эти типажи и чудовищно беззащитен народ. Хотя именно эта сцена спектакля вызывает гомерический хохот именно потому, что в ней узнаваемы современные государственники и их глупость.

Справедливости ради надо отметить, что весь актерский состав постановки замечателен: и холеный Манилов, он же Полицмейстер (актер Вадим Сердюков), и крикун Ноздрев-Почмейстер (актер Давид Бродский), и уникальный Собакевич-Прокурор, которого сыграла Анна Захарова. Они ужасны и смешны, глупы и хитры, но жить будут всегда, несмотря на то, что «мертвы их души». Три часа в Театре на Васильевском, проведенные в этой «отвратительной» компании, пролетают незаметно. Приятно посмеяться над тем, как изображают армию дубиноголовых хорошие актеры. Гораздо тяжелее встречаться с их реальными прототипами в жизни — если они и вызывают смех, то крайне горький…

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

19 апреля 2019.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра на Васильевском.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

каэромания

Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу…» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.