Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Спектакль «Мертвые души Гоголя» в инсценировке Аси Волошиной поставлен режиссером Денисом Хуснияровым. Они оба уже давно известны публике по громким проектам на разных театральных площадках России.

Новая постановка помещает зрителя в странное пространство — как будто в оркестровую яму, и ближе всего к публике находится дирижерское место, оно же трибуна. А может быть балкон? По вертикали пространство разделено на сцену, находящуюся настолько высоко, что видна лишь нижняя часть занавеса, и глубокое черное дно под ней (художник-постановщик Александр Мохов). Все скроено довольно причудливо: в этой коробке — много дверей, окон и окошек, из которых, как черти из табакерки, появляются персонажи. Поэтому пространство кажется запутанным и бездонным, как «нехорошая квартира» у Михаила Булгакова. Плюшкин (актер Владимир Постников) вообще вываливается из рояля, трогая до слез своим монологом…

Вместо декорации — большой экран, на котором появляются то русский пейзаж, то захолустный губернский город, то просто лаконичные пояснения к действию, а в сцене бала — даже жутковатое пламя.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Актеры старательно изображают «плохой» театр: самое первое их появление создает впечатление, что их застали врасплох — они еще не загримировались, не облачились до конца в свои костюмы, некоторые и вовсе одеты кто во что придется. Порой они принимаются по несколько раз читать один и тот же текст, признавая, что получилось не очень, поправляют парики или вовсе снимают. Все это вырастает в фантасмагорию и гротеск, безумную импровизацию, погружающую в чудовищный морок чиновничьей жизни, из которой вышел Чичиков (актер Артем Цыпин). В нее же он вернулся, чтобы провернуть свою аферу.

В спектакле довольно большой набор типажей и персонажей, выведенных Гоголем, но в постановке каждый актер играет по две, а то и три роли, за исключением Чичикова, губернаторской дочки, Конферансье и Души. Последняя — очень похожа на автора поэмы «Мертвые души», но так, как будто его сфотографировали и демонстрируют публике негатив. Актриса Илона Бродская выходит на дирижерское место в белом фраке, белом парике каре и белыми усиками.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Помещики плавно «перетекают» в чиновников, Богдан (актер Булат Шамсутдинов) и Селифан (актер Кирилл Тарасов) вдруг изображают слуг Чичикова, что не мешает им «впрячься» в тройку-птицу, надев довольно потрепанные маски лошадей. Постановка построена в виде безумного концерта, в котором Конферансье (актриса Анна Королева) пытается следить за порядком, а порой и объяснять, что происходит: например, «Это бы сон Чичикова!». И если в первом действии еще одолевают сомнения, то во втором — когда разрастается бал — их не остается: слишком часто в связи с этими «Мертвыми душами» вспоминается бессмертный роман Михаила Булгакова, в котором рукописи не горят. Очень многое объединяет обоих писателей в их изображении пошлости и тупости, свойственной многим их современникам, да и нашим тоже.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

«Мертвые души» инсценировать невозможно», — писал Булгаков, когда принялся создавать комедию по поэме Гоголя. Впрочем и о «Мастере и Маргарите» можно сказать то же самое. Но и «Мертвые души», и роман Булгакова — чуть ли не самые популярные произведения в театрах и кинематографе. Трудно говорить о достоинствах этих постановок, ибо даже если они чрезвычайно талантливы, им все равно не удается отобразить весь масштаб и полифонию величайших романов русской литературы. Видимо, поэтому драматург Ася Волошина и режиссер Денис Хуснияров даже не пытались посягать на столь грандиозный замысел и создали свое представление о поэме Гоголя, передав свое впечатление зрителю. Очевидно, это правильный ход: получился спектакль-настроение, спектакль-атмосфера, в котором нашлось место и «гамбургерам» в устах Чичикова, и цитатам из теоретиков литературы, и словам давно забытых писателей и моралистов.

В советском литературоведении было принято отождествлять «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Писатель Дмитрий Быков считает, что это поэма о странствиях главного героя, сравнимая с «Одиссеей» Гомера: в постановке (да и в поэме) Чичиков так и заявляет — «жизнь моя подобна лодке среди волн». При этом концерт по мотивам поэмы Николая Гоголя в Театре на Васильевском очень напоминает сеанс черной магии с ее разоблачением. Он населен чертями и странными бездушными существами, коих много в произведениях и Гоголя, и Булгакова. Во втором действии они сплетаются в один серошинельный организм во главе с Губернатором (он же Цирцея, он же Коробочка), которого гениально исполнила актриса Татьяна Малягина. И это уже «попахивает» балом у Сатаны, которого, кажется, этот чиновничий коллективный разум и воплощает.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Судя по объявленному Губернатором конкурсу, где победителем становится тот, кто «лучше всех восславит матушку Россию», жизнь нашей страны именно нечистой силой и управляется — уж больно живучи эти типажи и чудовищно беззащитен народ. Хотя именно эта сцена спектакля вызывает гомерический хохот именно потому, что в ней узнаваемы современные государственники и их глупость.

Справедливости ради надо отметить, что весь актерский состав постановки замечателен: и холеный Манилов, он же Полицмейстер (актер Вадим Сердюков), и крикун Ноздрев-Почмейстер (актер Давид Бродский), и уникальный Собакевич-Прокурор, которого сыграла Анна Захарова. Они ужасны и смешны, глупы и хитры, но жить будут всегда, несмотря на то, что «мертвы их души». Три часа в Театре на Васильевском, проведенные в этой «отвратительной» компании, пролетают незаметно. Приятно посмеяться над тем, как изображают армию дубиноголовых хорошие актеры. Гораздо тяжелее встречаться с их реальными прототипами в жизни — если они и вызывают смех, то крайне горький…

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

ЮЛИЯ  ИВАНОВА

19 апреля 2019.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра на Васильевском.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.