Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.

Апраксин двор

После 2007 года, когда впервые был объявлен конкурс на реконструкцию рынка (победителем в следующем году стала компания «ГлавСтрой», пообещавшая вложить в проект 40 млрд рублей), такие объявления происходят регулярно, и их уже впору сопровождать словами «ну теперь уж точно». Ведь «ГлавСтрой» обещал, что Апрашка прекратит свое существование уже в 2012 году, уступив место красивому и чистому креативному пространству. Но в 2013 году, когда цель так и не была достигнута, город расторг контракт с компанией.

Апраксин двор

С тех пор многообещающие заголовки то и дело появлялись в петербургской прессе, постоянно отодвигая срок исполнения «проекта века» и «избавления от городской раковой опухоли».

Апраксин двор

«Московский Комсомолец», июнь 2016 года: «Из Апрашки архитекторы собирались к 2013 году сделать уникальное городское пространство: элитное жилье, офисы, культурные центры. Всех торговцев с их павильонами, как «пережитки прошлого», планировали выселить на специально построенный для них рынок на окраине города — на улице Руставели. Но к 2013 году, как и к 2016-му, на рынке ничего не изменилось. Лишь некоторые из корпусов завесили зеленой сеткой. В апреле 2016 года сроки реконструкции были продлены до 2020 года».

Апраксин двор

«Комсомольская Правда», февраль 2017 года: «Апрашку перевезут на окраины, а на ее месте сделают открытые творческие студии с подземной сетью улиц, студии, кафе и отели. В корпусах с аварийным состоянием планируют сделать открытые пространства для работы или творческих встреч. А еще на территории Апраксина двора появится Музей купечества и третья, экспериментальная сцена Большого Драматического театра. Художественный руководитель Андрей Могучий уже согласился сотрудничать».

Апраксин двор

topspb.tv, ноябрь 2018 года: «Революция, кажется, все-таки случится. В начале года инвестор начнет приспосабливать здания под современное использование. Рынок придется закрывать частями. А летом торговля и вовсе остановится. Так что продавцам настоятельно рекомендуют уже сейчас искать новые точки для торговли. Вернуться смогут только те, кто будет вписываться в концепцию современного общественного пространства. А таких здесь, судя по всему, не найдется». (Прогноз на 2025 год)

Апраксин двор

«Похожая история с чудо-рынком уже была в Москве. Знаменитый Черкизон благополучно был закрыт. Не сомневаемся, что и в случае с петербургской Апрашкой кто-то пострадает, но вопрос уже решен. Осталось довести решение до дела», — одно из известных интернет изданий написало это, предрекая закрытие двора в 2018 году.

Апраксин двор

Комментировать эти даже не наполеоновские, а скорее маниловские планы администрации сложно. Так что же такое этот Апраксин двор и каково его культурное и символическое значение в Санкт-Петербурге? И как получается, что он комфортно себя чувствует в самом духовном, парадном и туристическом центре города по соседству с царством искусства, моды и развлечений большого города?

Апраксин двор

Свое имя рынок получил от графа Федора Апраксина, который был одним из владельцев земли в XVIII наряду с купцом Иваном Щукиным. Уже тогда на половине, принадлежащей купцу, шла торговля сельскохозяйственными продуктами. Участок графа был оборудован торговыми лавками только после его смерти. К середине следующего века рынок превратился еще и в околокультурное место — на нем стали продавать книги и подержанные картины. Две части были объединены в общий рынок в 1833 году. Значительная часть его строений погибла при пожаре 1862 года, после чего он заново отстраивался до начала XX века. Его восстанавливали разные архитекторы, в том числе Иероним Корсини и Александр Кракау.

Апраксин двор

Увы, в 1914 году рынок постигло очередное огненное бедствие, однако он пережил и его. Перед началом Первой Мировой войны, по неофициальным данным, двор стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. Сохранился он и при новой власти — в советское время это был один из важных центров комиссионной торговли.

Апраксин двор

В 1990-е годы, по утверждениям очевидцев, в том числе прежнего губернатора Георгия Полтавченко, рынок имел почти тот же облик, что и в настоящее время. Сейчас он по-прежнему остается одним из крупнейших мест городской торговли. Работы по фундаментальной реконструкции торгового комплекса с выводом действующих площадок на окраины планируются с начала XXI века, но никакого прогресса петербуржцы и приезжие пока не замечают.

Апраксин двор

Соответственно, проследив исторический путь этого места, можно сделать вывод, что оно обладает какой-то удивительной жизнеспособностью и гибкостью к меняющимся декорациям эпох. Поневоле задумаешься, нет ли в этом мистического элемента. Проходят века, свергаются властители, народ отрекается от прежних социальных и культурных убеждений, а Апраксин двор живет, как будто его опекают не диаспоры, не заинтересованные лица из правоохранительных органов, а нечто неосязаемое и непобедимое.

Апраксин двор

На первый взгляд, это нечто может оказаться банальной падкостью людей на дешевый товар, равнодушием к безопасности и качеству, надеждой на «авось» и подсознательным желанием приключений. Однако при более глубоком рассмотрении можно заметить, что порочность и опасность этого наполовину вымершего, а наполовину — страшно живучего места давно уже превратилась в самостоятельный культурный объект. И хотя затягивание его переустройства, скорее всего, объясняется просто и рационально, при желании его можно растолковать как неспособность противостоять какой-то темной силе, держащей баланс между изящной и интеллигентной стороной Петербурга и его изнанкой, где кипит жизнь во всех проявлениях.

Апраксин двор

Условно можно разделить культуру на «декоративную» — направленную на любование, отдых души и прикосновение к некой роскоши в разных смыслах, и «прикладную» — то есть непосредственно связанную с прозаическим бытом человека и его насущными потребностями. Свадебные платья на грязных манекенах, стоящих посреди пыльной дороги, выставленное напоказ нижнее белье, сувениры ужасных расцветок из опасных материалов и завлекающие вывески — всем этим можно сколько угодно возмущаться с эстетической точки зрения.

Апраксин двор

Но пока существует эстетика, никуда не денется и приземленная рутина, и пока есть парадный фасад — останется и чрево, которое есть во всех мегаполисах. Не везде, правда, оно расположено в центре, как Апрашка. Но раз все попытки сместить ее на периферию кончаются неудачей (а то и вовсе являются имитацией деятельности) — значит, это в самом деле кому-то нужно. И не факт, что этот вопрос имеет чисто материальный характер.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

1 июля 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.