Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.

Апраксин двор

После 2007 года, когда впервые был объявлен конкурс на реконструкцию рынка (победителем в следующем году стала компания «ГлавСтрой», пообещавшая вложить в проект 40 млрд рублей), такие объявления происходят регулярно, и их уже впору сопровождать словами «ну теперь уж точно». Ведь «ГлавСтрой» обещал, что Апрашка прекратит свое существование уже в 2012 году, уступив место красивому и чистому креативному пространству. Но в 2013 году, когда цель так и не была достигнута, город расторг контракт с компанией.

Апраксин двор

С тех пор многообещающие заголовки то и дело появлялись в петербургской прессе, постоянно отодвигая срок исполнения «проекта века» и «избавления от городской раковой опухоли».

Апраксин двор

«Московский Комсомолец», июнь 2016 года: «Из Апрашки архитекторы собирались к 2013 году сделать уникальное городское пространство: элитное жилье, офисы, культурные центры. Всех торговцев с их павильонами, как «пережитки прошлого», планировали выселить на специально построенный для них рынок на окраине города — на улице Руставели. Но к 2013 году, как и к 2016-му, на рынке ничего не изменилось. Лишь некоторые из корпусов завесили зеленой сеткой. В апреле 2016 года сроки реконструкции были продлены до 2020 года».

Апраксин двор

«Комсомольская Правда», февраль 2017 года: «Апрашку перевезут на окраины, а на ее месте сделают открытые творческие студии с подземной сетью улиц, студии, кафе и отели. В корпусах с аварийным состоянием планируют сделать открытые пространства для работы или творческих встреч. А еще на территории Апраксина двора появится Музей купечества и третья, экспериментальная сцена Большого Драматического театра. Художественный руководитель Андрей Могучий уже согласился сотрудничать».

Апраксин двор

topspb.tv, ноябрь 2018 года: «Революция, кажется, все-таки случится. В начале года инвестор начнет приспосабливать здания под современное использование. Рынок придется закрывать частями. А летом торговля и вовсе остановится. Так что продавцам настоятельно рекомендуют уже сейчас искать новые точки для торговли. Вернуться смогут только те, кто будет вписываться в концепцию современного общественного пространства. А таких здесь, судя по всему, не найдется». (Прогноз на 2025 год)

Апраксин двор

«Похожая история с чудо-рынком уже была в Москве. Знаменитый Черкизон благополучно был закрыт. Не сомневаемся, что и в случае с петербургской Апрашкой кто-то пострадает, но вопрос уже решен. Осталось довести решение до дела», — одно из известных интернет изданий написало это, предрекая закрытие двора в 2018 году.

Апраксин двор

Комментировать эти даже не наполеоновские, а скорее маниловские планы администрации сложно. Так что же такое этот Апраксин двор и каково его культурное и символическое значение в Санкт-Петербурге? И как получается, что он комфортно себя чувствует в самом духовном, парадном и туристическом центре города по соседству с царством искусства, моды и развлечений большого города?

Апраксин двор

Свое имя рынок получил от графа Федора Апраксина, который был одним из владельцев земли в XVIII наряду с купцом Иваном Щукиным. Уже тогда на половине, принадлежащей купцу, шла торговля сельскохозяйственными продуктами. Участок графа был оборудован торговыми лавками только после его смерти. К середине следующего века рынок превратился еще и в околокультурное место — на нем стали продавать книги и подержанные картины. Две части были объединены в общий рынок в 1833 году. Значительная часть его строений погибла при пожаре 1862 года, после чего он заново отстраивался до начала XX века. Его восстанавливали разные архитекторы, в том числе Иероним Корсини и Александр Кракау.

Апраксин двор

Увы, в 1914 году рынок постигло очередное огненное бедствие, однако он пережил и его. Перед началом Первой Мировой войны, по неофициальным данным, двор стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. Сохранился он и при новой власти — в советское время это был один из важных центров комиссионной торговли.

Апраксин двор

В 1990-е годы, по утверждениям очевидцев, в том числе прежнего губернатора Георгия Полтавченко, рынок имел почти тот же облик, что и в настоящее время. Сейчас он по-прежнему остается одним из крупнейших мест городской торговли. Работы по фундаментальной реконструкции торгового комплекса с выводом действующих площадок на окраины планируются с начала XXI века, но никакого прогресса петербуржцы и приезжие пока не замечают.

Апраксин двор

Соответственно, проследив исторический путь этого места, можно сделать вывод, что оно обладает какой-то удивительной жизнеспособностью и гибкостью к меняющимся декорациям эпох. Поневоле задумаешься, нет ли в этом мистического элемента. Проходят века, свергаются властители, народ отрекается от прежних социальных и культурных убеждений, а Апраксин двор живет, как будто его опекают не диаспоры, не заинтересованные лица из правоохранительных органов, а нечто неосязаемое и непобедимое.

Апраксин двор

На первый взгляд, это нечто может оказаться банальной падкостью людей на дешевый товар, равнодушием к безопасности и качеству, надеждой на «авось» и подсознательным желанием приключений. Однако при более глубоком рассмотрении можно заметить, что порочность и опасность этого наполовину вымершего, а наполовину — страшно живучего места давно уже превратилась в самостоятельный культурный объект. И хотя затягивание его переустройства, скорее всего, объясняется просто и рационально, при желании его можно растолковать как неспособность противостоять какой-то темной силе, держащей баланс между изящной и интеллигентной стороной Петербурга и его изнанкой, где кипит жизнь во всех проявлениях.

Апраксин двор

Условно можно разделить культуру на «декоративную» — направленную на любование, отдых души и прикосновение к некой роскоши в разных смыслах, и «прикладную» — то есть непосредственно связанную с прозаическим бытом человека и его насущными потребностями. Свадебные платья на грязных манекенах, стоящих посреди пыльной дороги, выставленное напоказ нижнее белье, сувениры ужасных расцветок из опасных материалов и завлекающие вывески — всем этим можно сколько угодно возмущаться с эстетической точки зрения.

Апраксин двор

Но пока существует эстетика, никуда не денется и приземленная рутина, и пока есть парадный фасад — останется и чрево, которое есть во всех мегаполисах. Не везде, правда, оно расположено в центре, как Апрашка. Но раз все попытки сместить ее на периферию кончаются неудачей (а то и вовсе являются имитацией деятельности) — значит, это в самом деле кому-то нужно. И не факт, что этот вопрос имеет чисто материальный характер.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

1 июля 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.