Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.

Апраксин двор

После 2007 года, когда впервые был объявлен конкурс на реконструкцию рынка (победителем в следующем году стала компания «ГлавСтрой», пообещавшая вложить в проект 40 млрд рублей), такие объявления происходят регулярно, и их уже впору сопровождать словами «ну теперь уж точно». Ведь «ГлавСтрой» обещал, что Апрашка прекратит свое существование уже в 2012 году, уступив место красивому и чистому креативному пространству. Но в 2013 году, когда цель так и не была достигнута, город расторг контракт с компанией.

Апраксин двор

С тех пор многообещающие заголовки то и дело появлялись в петербургской прессе, постоянно отодвигая срок исполнения «проекта века» и «избавления от городской раковой опухоли».

Апраксин двор

«Московский Комсомолец», июнь 2016 года: «Из Апрашки архитекторы собирались к 2013 году сделать уникальное городское пространство: элитное жилье, офисы, культурные центры. Всех торговцев с их павильонами, как «пережитки прошлого», планировали выселить на специально построенный для них рынок на окраине города — на улице Руставели. Но к 2013 году, как и к 2016-му, на рынке ничего не изменилось. Лишь некоторые из корпусов завесили зеленой сеткой. В апреле 2016 года сроки реконструкции были продлены до 2020 года».

Апраксин двор

«Комсомольская Правда», февраль 2017 года: «Апрашку перевезут на окраины, а на ее месте сделают открытые творческие студии с подземной сетью улиц, студии, кафе и отели. В корпусах с аварийным состоянием планируют сделать открытые пространства для работы или творческих встреч. А еще на территории Апраксина двора появится Музей купечества и третья, экспериментальная сцена Большого Драматического театра. Художественный руководитель Андрей Могучий уже согласился сотрудничать».

Апраксин двор

topspb.tv, ноябрь 2018 года: «Революция, кажется, все-таки случится. В начале года инвестор начнет приспосабливать здания под современное использование. Рынок придется закрывать частями. А летом торговля и вовсе остановится. Так что продавцам настоятельно рекомендуют уже сейчас искать новые точки для торговли. Вернуться смогут только те, кто будет вписываться в концепцию современного общественного пространства. А таких здесь, судя по всему, не найдется». (Прогноз на 2025 год)

Апраксин двор

«Похожая история с чудо-рынком уже была в Москве. Знаменитый Черкизон благополучно был закрыт. Не сомневаемся, что и в случае с петербургской Апрашкой кто-то пострадает, но вопрос уже решен. Осталось довести решение до дела», — одно из известных интернет изданий написало это, предрекая закрытие двора в 2018 году.

Апраксин двор

Комментировать эти даже не наполеоновские, а скорее маниловские планы администрации сложно. Так что же такое этот Апраксин двор и каково его культурное и символическое значение в Санкт-Петербурге? И как получается, что он комфортно себя чувствует в самом духовном, парадном и туристическом центре города по соседству с царством искусства, моды и развлечений большого города?

Апраксин двор

Свое имя рынок получил от графа Федора Апраксина, который был одним из владельцев земли в XVIII наряду с купцом Иваном Щукиным. Уже тогда на половине, принадлежащей купцу, шла торговля сельскохозяйственными продуктами. Участок графа был оборудован торговыми лавками только после его смерти. К середине следующего века рынок превратился еще и в околокультурное место — на нем стали продавать книги и подержанные картины. Две части были объединены в общий рынок в 1833 году. Значительная часть его строений погибла при пожаре 1862 года, после чего он заново отстраивался до начала XX века. Его восстанавливали разные архитекторы, в том числе Иероним Корсини и Александр Кракау.

Апраксин двор

Увы, в 1914 году рынок постигло очередное огненное бедствие, однако он пережил и его. Перед началом Первой Мировой войны, по неофициальным данным, двор стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. Сохранился он и при новой власти — в советское время это был один из важных центров комиссионной торговли.

Апраксин двор

В 1990-е годы, по утверждениям очевидцев, в том числе прежнего губернатора Георгия Полтавченко, рынок имел почти тот же облик, что и в настоящее время. Сейчас он по-прежнему остается одним из крупнейших мест городской торговли. Работы по фундаментальной реконструкции торгового комплекса с выводом действующих площадок на окраины планируются с начала XXI века, но никакого прогресса петербуржцы и приезжие пока не замечают.

Апраксин двор

Соответственно, проследив исторический путь этого места, можно сделать вывод, что оно обладает какой-то удивительной жизнеспособностью и гибкостью к меняющимся декорациям эпох. Поневоле задумаешься, нет ли в этом мистического элемента. Проходят века, свергаются властители, народ отрекается от прежних социальных и культурных убеждений, а Апраксин двор живет, как будто его опекают не диаспоры, не заинтересованные лица из правоохранительных органов, а нечто неосязаемое и непобедимое.

Апраксин двор

На первый взгляд, это нечто может оказаться банальной падкостью людей на дешевый товар, равнодушием к безопасности и качеству, надеждой на «авось» и подсознательным желанием приключений. Однако при более глубоком рассмотрении можно заметить, что порочность и опасность этого наполовину вымершего, а наполовину — страшно живучего места давно уже превратилась в самостоятельный культурный объект. И хотя затягивание его переустройства, скорее всего, объясняется просто и рационально, при желании его можно растолковать как неспособность противостоять какой-то темной силе, держащей баланс между изящной и интеллигентной стороной Петербурга и его изнанкой, где кипит жизнь во всех проявлениях.

Апраксин двор

Условно можно разделить культуру на «декоративную» — направленную на любование, отдых души и прикосновение к некой роскоши в разных смыслах, и «прикладную» — то есть непосредственно связанную с прозаическим бытом человека и его насущными потребностями. Свадебные платья на грязных манекенах, стоящих посреди пыльной дороги, выставленное напоказ нижнее белье, сувениры ужасных расцветок из опасных материалов и завлекающие вывески — всем этим можно сколько угодно возмущаться с эстетической точки зрения.

Апраксин двор

Но пока существует эстетика, никуда не денется и приземленная рутина, и пока есть парадный фасад — останется и чрево, которое есть во всех мегаполисах. Не везде, правда, оно расположено в центре, как Апрашка. Но раз все попытки сместить ее на периферию кончаются неудачей (а то и вовсе являются имитацией деятельности) — значит, это в самом деле кому-то нужно. И не факт, что этот вопрос имеет чисто материальный характер.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

1 июля 2019.
Текст и фото: Людмила Семенова.
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.