«Алые паруса» в уединенной гавани

В одном из самых романтичных уголков Санкт-Петербурга — на Петроградской стороне, где здания до сих пор овеяны поэзией балов, литературных салонов и маскарадных вечеров, где так приятно гулять под тенью листвы и голубых елей, а современные творцы рисуют изысканные граффити, — затаилась совсем не примечательная парадная. На двери — лист бумаги с надписью «Театр «Алые паруса».

Театр Алые паруса

Но это вовсе не офис руководства, не склад реквизита и не площадка для фан-клуба. Это весь театр «Алые паруса». Здесь по выходным крошечная труппа энтузиастов ставит прекрасные пьесы по лучшим литературным образцам языка, композиции и художественного вкуса для публики, не превышающей 20 человек.

Театр Алые паруса

Больше просто не может вместить зал, сделанный из обычной комнаты в квартире, которая вдобавок соседствует с бюро по ремонту компьютеров, агентством недвижимости, турфирмой и салоном красоты.

Из малых театров, в которых корреспонденту «Петербургского авангарда» удалось побывать в рамках обзора нестандартных сценических площадок Санкт-Петербурга, он пока что самый малый и далекий от классического образа театра, куда ходят, «дабы приобщиться к высокому». Здесь зрителя просто радуют по-настоящему красивыми, хоть и очень скромными по антуражу фантасмагориями.

Театр Алые паруса

Его труппа выглядит поистине сплоченной — и художественный руководитель, актриса и режиссер Екатерина Лесова, и драматические актеры Андрей Арсеньев и Роман Нестеренко работают вместе с 2001 года, как только окончили Высшую театральную школу Корогодского и Горбачева. Название, заимствованное у Александра Грина, основатели связывают со своим творческим лозунгом — «делать чудо своими руками, чтобы слышать голоса нехитрых истин через толстое стекло жизни».

В рамки «квартирного» спектакля актеры перешли в 2016 году, прежде они выступали в Музее космонавтики и ракетной техники имени Глушко в Петропавловской крепости, в мемориальном музее «Разночинный Петербург».

Театр Алые паруса

В свой репертуар труппа включила произведения Чехова, Достоевского, Цвейга, Ильфа и Петрова, Твардовского. Есть и пьесы для детей — «Здравствуй, Том Сойер!», «Сказка про воронушку», «Принцесса Августина».

И при всем внешнем аскетизме «Алые паруса» никак нельзя назвать аутсайдером нашей культуры — в его активе диплом конкурса «Истории Старого города-2012» в городе Кижи, специальный диплом театрального фестиваля «Короче-5» 2013 года и диплом ХIX Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского 2015 года, участие в XI Международном Смешном Фестивале 2014 года, фестивале «Маяковский-Фест» в 2013 и 2015 годах, выступления на выставках и участие в таких знаковых городских мероприятиях, как «Ночь музеев» и «День Достоевского».

Театр Алые паруса

Как же театру это удается при такой минимальной рекламе и узком с виду круге зрителей? Пожалуй, это останется загадкой. Он словно художник, пишущий закаты на пустынном берегу Невы или осеннем Финском заливе, вместо нарядного, кишащего туристами и «русскими символами» Невского проспекта.

Такие же ассоциации вызывает премьерный спектакль нынешнего сезона «Счастливые несчастливцы». В его основе — произведения Бунина, Куприна, Тэффи, Булгакова, Самойлова. Они объединены в неспешную, задумчивую компиляцию с переливами красок от мечтательности к разочарованию, от надежды к упадку, от метаний юности к медленной ностальгии. И в сущности пьеса посвящена моменту, когда ты был счастлив, возможно сам того не замечая.

Театр Алые паруса

Это свидание девушки и солдата, которому суждено вскоре погибнуть, детский восторг при виде обычной конки, кажущейся сказочной колесницей, влюбленность, искажающая восприятие реальности и оттого приводящая к жестокому прозрению, судьбоносная встреча, означающая то злой рок, то надежду на светлые перемены.

Самобытной находкой является смелое внедрение одного произведения в другое, которое предлагает подумать: как бы сложилась жизнь персонажа, не окажись он в том месте и в то время, которое указал автор первоисточника?

Театр Алые паруса

Очаровательна также вставка из «Песен и монологов» Жана Кокто — о девушке, встреченной героем на празднике в Париже, которая на все попытки узнать ее имя со смехом отвечала «Потом скажу!», а затем навсегда исчезла, и так и осталось загадкой — была ли эта встреча реальностью или только грезой?

Театр Алые паруса

Позже по пути великого поэта и драматурга пошли и другие авторы — тем романтикам, которые любят современную музыку, может в качестве аналогии вспомниться грустная и щемяще красивая рок-баллада Брайана Адамса East Side Story или более банальная и шуточная «Девочка-видение» Максима Леонидова, которая, тем не менее, тоже находила своих слушателей. Песни о мечтах, которым уготовано оставаться мечтами, и это тоже составляет мимолетное счастье.

Театр Алые паруса

И пусть жизнь прекрасна и в буднях, с семьей, путешествиями, природой и простыми радостями, но свой праздник в Париже и своя ист-сайдская история должны быть у каждого — счастье не является полным без нотки горечи о несбыточном, иначе это уже не счастье, а пресыщенность.

Именно об этом и поведали нам «Алые паруса», назвав пьесу «Счастливые несчастливцы» и закончив ее именно на светлой ноте — когда молодая женщина, связанная с нелюбимым и жестоким супругом, решает порвать с прошлым и с чужой жизнью.

Театр Алые паруса

Что же, пожелаем театру долгого и счастливого творческого пути и посоветуем петербургским грандам — БДТ, Театру имени Ленсовета и другим — помнить о том, что малые театры все серьезнее конкурируют с ними за действительно культурного, а не подверженного моде зрителя.

Театр Алые паруса

19 июля 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.