«Алые паруса» в уединенной гавани

В одном из самых романтичных уголков Санкт-Петербурга — на Петроградской стороне, где здания до сих пор овеяны поэзией балов, литературных салонов и маскарадных вечеров, где так приятно гулять под тенью листвы и голубых елей, а современные творцы рисуют изысканные граффити, — затаилась совсем не примечательная парадная. На двери — лист бумаги с надписью «Театр «Алые паруса».

Театр Алые паруса

Но это вовсе не офис руководства, не склад реквизита и не площадка для фан-клуба. Это весь театр «Алые паруса». Здесь по выходным крошечная труппа энтузиастов ставит прекрасные пьесы по лучшим литературным образцам языка, композиции и художественного вкуса для публики, не превышающей 20 человек.

Театр Алые паруса

Больше просто не может вместить зал, сделанный из обычной комнаты в квартире, которая вдобавок соседствует с бюро по ремонту компьютеров, агентством недвижимости, турфирмой и салоном красоты.

Из малых театров, в которых корреспонденту «Петербургского авангарда» удалось побывать в рамках обзора нестандартных сценических площадок Санкт-Петербурга, он пока что самый малый и далекий от классического образа театра, куда ходят, «дабы приобщиться к высокому». Здесь зрителя просто радуют по-настоящему красивыми, хоть и очень скромными по антуражу фантасмагориями.

Театр Алые паруса

Его труппа выглядит поистине сплоченной — и художественный руководитель, актриса и режиссер Екатерина Лесова, и драматические актеры Андрей Арсеньев и Роман Нестеренко работают вместе с 2001 года, как только окончили Высшую театральную школу Корогодского и Горбачева. Название, заимствованное у Александра Грина, основатели связывают со своим творческим лозунгом — «делать чудо своими руками, чтобы слышать голоса нехитрых истин через толстое стекло жизни».

В рамки «квартирного» спектакля актеры перешли в 2016 году, прежде они выступали в Музее космонавтики и ракетной техники имени Глушко в Петропавловской крепости, в мемориальном музее «Разночинный Петербург».

Театр Алые паруса

В свой репертуар труппа включила произведения Чехова, Достоевского, Цвейга, Ильфа и Петрова, Твардовского. Есть и пьесы для детей — «Здравствуй, Том Сойер!», «Сказка про воронушку», «Принцесса Августина».

И при всем внешнем аскетизме «Алые паруса» никак нельзя назвать аутсайдером нашей культуры — в его активе диплом конкурса «Истории Старого города-2012» в городе Кижи, специальный диплом театрального фестиваля «Короче-5» 2013 года и диплом ХIX Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского 2015 года, участие в XI Международном Смешном Фестивале 2014 года, фестивале «Маяковский-Фест» в 2013 и 2015 годах, выступления на выставках и участие в таких знаковых городских мероприятиях, как «Ночь музеев» и «День Достоевского».

Театр Алые паруса

Как же театру это удается при такой минимальной рекламе и узком с виду круге зрителей? Пожалуй, это останется загадкой. Он словно художник, пишущий закаты на пустынном берегу Невы или осеннем Финском заливе, вместо нарядного, кишащего туристами и «русскими символами» Невского проспекта.

Такие же ассоциации вызывает премьерный спектакль нынешнего сезона «Счастливые несчастливцы». В его основе — произведения Бунина, Куприна, Тэффи, Булгакова, Самойлова. Они объединены в неспешную, задумчивую компиляцию с переливами красок от мечтательности к разочарованию, от надежды к упадку, от метаний юности к медленной ностальгии. И в сущности пьеса посвящена моменту, когда ты был счастлив, возможно сам того не замечая.

Театр Алые паруса

Это свидание девушки и солдата, которому суждено вскоре погибнуть, детский восторг при виде обычной конки, кажущейся сказочной колесницей, влюбленность, искажающая восприятие реальности и оттого приводящая к жестокому прозрению, судьбоносная встреча, означающая то злой рок, то надежду на светлые перемены.

Самобытной находкой является смелое внедрение одного произведения в другое, которое предлагает подумать: как бы сложилась жизнь персонажа, не окажись он в том месте и в то время, которое указал автор первоисточника?

Театр Алые паруса

Очаровательна также вставка из «Песен и монологов» Жана Кокто — о девушке, встреченной героем на празднике в Париже, которая на все попытки узнать ее имя со смехом отвечала «Потом скажу!», а затем навсегда исчезла, и так и осталось загадкой — была ли эта встреча реальностью или только грезой?

Театр Алые паруса

Позже по пути великого поэта и драматурга пошли и другие авторы — тем романтикам, которые любят современную музыку, может в качестве аналогии вспомниться грустная и щемяще красивая рок-баллада Брайана Адамса East Side Story или более банальная и шуточная «Девочка-видение» Максима Леонидова, которая, тем не менее, тоже находила своих слушателей. Песни о мечтах, которым уготовано оставаться мечтами, и это тоже составляет мимолетное счастье.

Театр Алые паруса

И пусть жизнь прекрасна и в буднях, с семьей, путешествиями, природой и простыми радостями, но свой праздник в Париже и своя ист-сайдская история должны быть у каждого — счастье не является полным без нотки горечи о несбыточном, иначе это уже не счастье, а пресыщенность.

Именно об этом и поведали нам «Алые паруса», назвав пьесу «Счастливые несчастливцы» и закончив ее именно на светлой ноте — когда молодая женщина, связанная с нелюбимым и жестоким супругом, решает порвать с прошлым и с чужой жизнью.

Театр Алые паруса

Что же, пожелаем театру долгого и счастливого творческого пути и посоветуем петербургским грандам — БДТ, Театру имени Ленсовета и другим — помнить о том, что малые театры все серьезнее конкурируют с ними за действительно культурного, а не подверженного моде зрителя.

Театр Алые паруса

19 июля 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

фестиваль "Брасс-Осень"

Медная осень в романтических тонах

Гала-концертом «Романтика классики и джаза» 15 октября 2019 года в Северной столице завершился международный фестиваль медных духовых инструментов «Брасс-Осень». Он проходил с 11 октября при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и фонда культурных проектов «Городу и миру». Концерты и мастер-классы для молодых музыкантов приняли красивейшие залы Невского проспекта – Капелла, Дворец Белосельских-Белозерских, Концертный зал РНБ на Фонтанке.

"Женитьба Бальзаминова" в театре "Мастерская"

«Грезы любви» в «Мастерской»

Новый сезон 2019-2020 годов петербургский театр «Мастерская» открыл в конце августа 2019 года спектаклем «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», прошедшим проверку временем и вниманием поклонников. И на протяжении всей наступившей осени, интересной еще и тем, что театру только что исполнилось девять лет, эта постановка задает на его подмостках легкий, остроумный тон с примесью задумчивости.

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».