Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Вадим Гаевский (советский и российский театральный и литературный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств РФ) отмечал, что время расцвета Шелест пришлось на годы культурного мракобесия, ждановских докладов, запрета на музыку и стихи, закрытия театров, преследование (и часто уничтожение) гениев. С этим Шелест столкнулась сразу после выпуска из училища. Она была любимой ученицей Елизаветы Павловны Гердт, а после ее отъезда Агриппины Яковлевны Вагановой. Придя в Кировский театр, Шелест попала в обстановку травли Вагановой, в результате которой Агриппина Яковлевна покинула пост руководителя балетной труппы театра. Во всем этом участвовали и ее бывшие ученицы. Но не Алла Шелест! И вот эту нравственную чистоплотность она сохранила на всю жизнь. Многие считали балерину гордячкой: она не участвовала ни в каких «компаниях», не просила ролей, не умела интриговать и воевать за «место под солнцем», не предавала. Когда ее в расцвете сил отправили на пенсию, она ушла молча, без скандала.

Во время Великой Отечественной войны, в блокаду Алла, как и Ваганова, остались в городе на Неве. Есть воспоминания Шелест о том, как она выступала в блокадном Ленинграде. Позже ее вместе с Вагановой эвакуировали по Дороге жизни в Пермь, где они присоединились к театру.

После войны в Кировском балете царствовала Наталья Дудинская, которая очень ревностно относилась к Алле Шелест. Дудинская обладала так называемым административным ресурсом, поэтому Шелест вынуждена была танцевать во вторых-третьих составах, либо исполнять второстепенные партии, которые, впрочем, она тоже любила. Она никогда не бралась за то, что ей было чуждо, и говорила, что танцевала только роли, которые ей нравились. Говорят, что многие ее поклонники, когда она исполняла уличную танцовщицу в «Дон Кихоте», приходили специально только на первый акт, и когда она танцевала Мирту, демонстративно приходили ко второму акту балета «Жизель», в котором Шелест была задействована. А партию «Жизели» она получила только на двадцатом году работы в театре!

За свою творческую жизнь Алла Шелест станцевала 35 главных партий. На нее почти не ставили современные хореографы. Обычно она вводилась в уже идущие балеты. Так, «Бахчисарайскому фонтану» шел девятый год, когда артистке поручили роль Заремы. И Татьяна Вечеслова, танцевавшая Зарему раньше, признала ее превосходство. Но нашелся хореограф, который ставил для Аллы Шелест. И это был Леонид Якобсон – еще одна трагическая фигура в истории советского балета. Символично, что гениальный Якобсон ставил для гениальной Шелест. В 1956 году хореограф поставил балет «Спартак», где балерина исполнила партию Эгины. В этой роли Шелест сделала героиню шекспировского масштаба. «Спартак» до сих пор есть в репертуаре Мариинского театра.

В 1959 году состоялась премьера программы «Хореографические миниатюры» в постановке Якобсона. В нее вошли номера, поставленные им раньше, в том числе «Слепая» на музыку Мануэля Понсе в аранжировке Яши Хейфеца (американский скрипач еврейского происхождения, родившийся в Российской Империи) с Аллой Шелест и Борисом Брегвадзе. Двенадцать миниатюр Якобсон поставил специально для этого спектакля. Алла Шелест также танцевала миниатюру «Вечный идол» на музыку Клода Дебюсси с партнером Игорем Чернышевым. В 1960 году была снят фильм-балет – экранизация «Хореографических миниатюр». Отрывок из фильма – миниатюру «Вечный идол» – показали в Мариинском театре на вечере, посвященном столетию Аллы Шелест (она родилась 26 февраля 1919 года). И даже по этой короткой записи можно оценить уникальный талант балерины и хореографа. Они значительно опередили свое время. Эта миниатюра – убедительное подтверждение того, что хореография Якобсона не просто современна, она – новаторская даже для сегодняшнего дня. А ведь этому балету 60 лет!

Со вступительным словом на вечере, посвященном 100-летию Аллы Шелест, выступила Лариса Ивановна Абызова – педагог Академии имени Вагановой. А затем лучшие артисты труппы исполнили отрывки из балетов, в которых в свое время блистала Алла Шелест. Открыл вечер белый акт из «Лебединого озера»: солировали Екатерина Кондаурова и Данила Корсунцев. Затем, во втором отделении, был исполнен знаменитый второй акт со сценой погони из балета «Легенда о любви». Солировали Екатерина Осмолкина, Владимир Шкляров, Виктория Терешкина, Юрий Смекалов. Без сомнений Терешкина – лучшая Мехменэ Бану на сегодняшний день. Невозможно не восхищаться ее чувством стиля.

В третьем отделении зрители увидели дивертисмент, который открыли балеты Якобсона – адажио из «Шурале» (исполнители Рената Шакирова и Алексей Тимофеев) и дуэт Эгины и Гармодия из «Спартака» (исполнители Злата Ялинич и Иван Оскорбин). В вечере принимал участие весь цвет труппы Мариинского театра: Алина Сомова, Андрей Ермаков, Мария Ширинкина, Ксандер Париш, Кимин Ким, Елена Евсеева и другие. Из Москвы приехали народная артистка России Мария Александрова и премьер Большого театра Владислав Лантратов, которые исполнили па-де-де из балета «Дон Кихот», а гости из Самары (Алла Шелест несколько лет была главным балетмейстером Куйбышевского театра) Марина Накадзима и Сергей Гаген исполнили па-де-де из балета «Пламя Парижа». Зрители расходились уже около полуночи в полном восторге от увиденного.

В фойе бельэтажа Мариинского театра к 100-летию Аллы Шелест была открыта выставка. В экспозицию вошли фотографии, сделанные во время исполнения ею различных партий, а также снимки ее родителей (удивительно красивые интеллигентные лица!), детские фото Аллы, совместные снимки с Улановой и Качаловым. В витринах были выставлены костюмы, в которых Шелест исполняла партии Жизели, Авроры, феи Сирени, и пуанты, которые она использовала исключительно для сцены венчания в партии Джульетты. На экране демонстрировался небольшой фильм (правда, почему-то без звука), где есть кадры из балета «Гаянэ».

ИРИНА  СОРИНА

19 марта 2019.
Текст: Ирина Сорина. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Режиссер Владимир Богатырев

Владимир Богатырев: Отрадно быть причастным к воспитанию чувств

В ТЮЗе имени Брянцева 10 октября 2019 года состоится премьера спектакля «Время Ч», основанного на рассказах Антона Чехова, в которых фигурируют дети и родители. Режиссер спектакля – Владимир Богатырев, ученик Зиновия Корогодского, работающий в ведущих театрах страны, лауреат многочисленных премий. Для режиссера – это уже четвертая работа в петербургском ТЮЗе. Постановка «Время Ч» анализирует глубинные вопросы становления человека – роль семьи в формировании личности и ответственности каждого за наше будущее. Почему анекдотические рассказы Чехова оказываются философскими притчами, а спектакль несет в себе позитивный заряд – читайте в интервью «Петербургского авангарда» с Владимиром Богатыревым.

торжественный вечер в Театре эстрады

День рождения Театра эстрады

На сцене Театра эстрады имени Райкина 4 октября 2019 года состоялся торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня основания театра. В этот день зал был переполнен. В ходе официальной части прозвучали поздравления руководству и коллективу театра от правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А затем начался праздник!

цикл концертов «Музыка во всем» в РНБ

«Смышленые коты» ищут музыку во всем

Программой «Музыка, кино, театр, живопись», прошедшей 29 сентября 2019 года в Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная реки Фонтанки, 36), завершился цикл концертов «Музыка во всем», организованный Фондом культурных проектов «Городу и миру». Художественный руководитель проекта, петербургский композитор Ирина Вакуленко во вступительном слове определила прошедшую серию музыкальных программ как «концертный сериал».

Лендок

Лендок покажет «Фильмы без проката»

На киностудии «Лендок» (набережная Крюкова канала, 14) со 2 по 13 октября 2019 года будет проходить киномарафон фестивальных картин, многие из которых прогремели на конкурсах, завоевав главные призы, но не получили прокатной судьбы. Это — совместный проект единственной документальной киностудии России и фестиваля «Окно в Европу».

Lina Tur Bonet©Pablo F. Juárez

Лина Тур Бонет: Нужно читать партитуры, как чужие письма

На XXII фестивале EarlyMusic 2 октября 2019 года выступит прославленная испанская скрипачка Лина Тур Бонет со своим ансамблем MUSIca ALcheMIca и своей любимой программой: скрипичные сонаты Арканджело Корелли оп. 5 в ее исполнении признаны одной из лучших интерпретаций в мире. О барочном Риме, Корелли и собственном методе перехода с барочной скрипки на современную и обратно Лина Тур Бонет рассказала корреспонденту «Петербургского авангарда» в преддверии петербургской премьеры.

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.