Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Вадим Гаевский (советский и российский театральный и литературный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств РФ) отмечал, что время расцвета Шелест пришлось на годы культурного мракобесия, ждановских докладов, запрета на музыку и стихи, закрытия театров, преследование (и часто уничтожение) гениев. С этим Шелест столкнулась сразу после выпуска из училища. Она была любимой ученицей Елизаветы Павловны Гердт, а после ее отъезда Агриппины Яковлевны Вагановой. Придя в Кировский театр, Шелест попала в обстановку травли Вагановой, в результате которой Агриппина Яковлевна покинула пост руководителя балетной труппы театра. Во всем этом участвовали и ее бывшие ученицы. Но не Алла Шелест! И вот эту нравственную чистоплотность она сохранила на всю жизнь. Многие считали балерину гордячкой: она не участвовала ни в каких «компаниях», не просила ролей, не умела интриговать и воевать за «место под солнцем», не предавала. Когда ее в расцвете сил отправили на пенсию, она ушла молча, без скандала.

Во время Великой Отечественной войны, в блокаду Алла, как и Ваганова, остались в городе на Неве. Есть воспоминания Шелест о том, как она выступала в блокадном Ленинграде. Позже ее вместе с Вагановой эвакуировали по Дороге жизни в Пермь, где они присоединились к театру.

После войны в Кировском балете царствовала Наталья Дудинская, которая очень ревностно относилась к Алле Шелест. Дудинская обладала так называемым административным ресурсом, поэтому Шелест вынуждена была танцевать во вторых-третьих составах, либо исполнять второстепенные партии, которые, впрочем, она тоже любила. Она никогда не бралась за то, что ей было чуждо, и говорила, что танцевала только роли, которые ей нравились. Говорят, что многие ее поклонники, когда она исполняла уличную танцовщицу в «Дон Кихоте», приходили специально только на первый акт, и когда она танцевала Мирту, демонстративно приходили ко второму акту балета «Жизель», в котором Шелест была задействована. А партию «Жизели» она получила только на двадцатом году работы в театре!

За свою творческую жизнь Алла Шелест станцевала 35 главных партий. На нее почти не ставили современные хореографы. Обычно она вводилась в уже идущие балеты. Так, «Бахчисарайскому фонтану» шел девятый год, когда артистке поручили роль Заремы. И Татьяна Вечеслова, танцевавшая Зарему раньше, признала ее превосходство. Но нашелся хореограф, который ставил для Аллы Шелест. И это был Леонид Якобсон – еще одна трагическая фигура в истории советского балета. Символично, что гениальный Якобсон ставил для гениальной Шелест. В 1956 году хореограф поставил балет «Спартак», где балерина исполнила партию Эгины. В этой роли Шелест сделала героиню шекспировского масштаба. «Спартак» до сих пор есть в репертуаре Мариинского театра.

В 1959 году состоялась премьера программы «Хореографические миниатюры» в постановке Якобсона. В нее вошли номера, поставленные им раньше, в том числе «Слепая» на музыку Мануэля Понсе в аранжировке Яши Хейфеца (американский скрипач еврейского происхождения, родившийся в Российской Империи) с Аллой Шелест и Борисом Брегвадзе. Двенадцать миниатюр Якобсон поставил специально для этого спектакля. Алла Шелест также танцевала миниатюру «Вечный идол» на музыку Клода Дебюсси с партнером Игорем Чернышевым. В 1960 году была снят фильм-балет – экранизация «Хореографических миниатюр». Отрывок из фильма – миниатюру «Вечный идол» – показали в Мариинском театре на вечере, посвященном столетию Аллы Шелест (она родилась 26 февраля 1919 года). И даже по этой короткой записи можно оценить уникальный талант балерины и хореографа. Они значительно опередили свое время. Эта миниатюра – убедительное подтверждение того, что хореография Якобсона не просто современна, она – новаторская даже для сегодняшнего дня. А ведь этому балету 60 лет!

Со вступительным словом на вечере, посвященном 100-летию Аллы Шелест, выступила Лариса Ивановна Абызова – педагог Академии имени Вагановой. А затем лучшие артисты труппы исполнили отрывки из балетов, в которых в свое время блистала Алла Шелест. Открыл вечер белый акт из «Лебединого озера»: солировали Екатерина Кондаурова и Данила Корсунцев. Затем, во втором отделении, был исполнен знаменитый второй акт со сценой погони из балета «Легенда о любви». Солировали Екатерина Осмолкина, Владимир Шкляров, Виктория Терешкина, Юрий Смекалов. Без сомнений Терешкина – лучшая Мехменэ Бану на сегодняшний день. Невозможно не восхищаться ее чувством стиля.

В третьем отделении зрители увидели дивертисмент, который открыли балеты Якобсона – адажио из «Шурале» (исполнители Рената Шакирова и Алексей Тимофеев) и дуэт Эгины и Гармодия из «Спартака» (исполнители Злата Ялинич и Иван Оскорбин). В вечере принимал участие весь цвет труппы Мариинского театра: Алина Сомова, Андрей Ермаков, Мария Ширинкина, Ксандер Париш, Кимин Ким, Елена Евсеева и другие. Из Москвы приехали народная артистка России Мария Александрова и премьер Большого театра Владислав Лантратов, которые исполнили па-де-де из балета «Дон Кихот», а гости из Самары (Алла Шелест несколько лет была главным балетмейстером Куйбышевского театра) Марина Накадзима и Сергей Гаген исполнили па-де-де из балета «Пламя Парижа». Зрители расходились уже около полуночи в полном восторге от увиденного.

В фойе бельэтажа Мариинского театра к 100-летию Аллы Шелест была открыта выставка. В экспозицию вошли фотографии, сделанные во время исполнения ею различных партий, а также снимки ее родителей (удивительно красивые интеллигентные лица!), детские фото Аллы, совместные снимки с Улановой и Качаловым. В витринах были выставлены костюмы, в которых Шелест исполняла партии Жизели, Авроры, феи Сирени, и пуанты, которые она использовала исключительно для сцены венчания в партии Джульетты. На экране демонстрировался небольшой фильм (правда, почему-то без звука), где есть кадры из балета «Гаянэ».

ИРИНА  СОРИНА

19 марта 2019.
Текст: Ирина Сорина. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.