Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Вадим Гаевский (советский и российский театральный и литературный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств РФ) отмечал, что время расцвета Шелест пришлось на годы культурного мракобесия, ждановских докладов, запрета на музыку и стихи, закрытия театров, преследование (и часто уничтожение) гениев. С этим Шелест столкнулась сразу после выпуска из училища. Она была любимой ученицей Елизаветы Павловны Гердт, а после ее отъезда Агриппины Яковлевны Вагановой. Придя в Кировский театр, Шелест попала в обстановку травли Вагановой, в результате которой Агриппина Яковлевна покинула пост руководителя балетной труппы театра. Во всем этом участвовали и ее бывшие ученицы. Но не Алла Шелест! И вот эту нравственную чистоплотность она сохранила на всю жизнь. Многие считали балерину гордячкой: она не участвовала ни в каких «компаниях», не просила ролей, не умела интриговать и воевать за «место под солнцем», не предавала. Когда ее в расцвете сил отправили на пенсию, она ушла молча, без скандала.

Во время Великой Отечественной войны, в блокаду Алла, как и Ваганова, остались в городе на Неве. Есть воспоминания Шелест о том, как она выступала в блокадном Ленинграде. Позже ее вместе с Вагановой эвакуировали по Дороге жизни в Пермь, где они присоединились к театру.

После войны в Кировском балете царствовала Наталья Дудинская, которая очень ревностно относилась к Алле Шелест. Дудинская обладала так называемым административным ресурсом, поэтому Шелест вынуждена была танцевать во вторых-третьих составах, либо исполнять второстепенные партии, которые, впрочем, она тоже любила. Она никогда не бралась за то, что ей было чуждо, и говорила, что танцевала только роли, которые ей нравились. Говорят, что многие ее поклонники, когда она исполняла уличную танцовщицу в «Дон Кихоте», приходили специально только на первый акт, и когда она танцевала Мирту, демонстративно приходили ко второму акту балета «Жизель», в котором Шелест была задействована. А партию «Жизели» она получила только на двадцатом году работы в театре!

За свою творческую жизнь Алла Шелест станцевала 35 главных партий. На нее почти не ставили современные хореографы. Обычно она вводилась в уже идущие балеты. Так, «Бахчисарайскому фонтану» шел девятый год, когда артистке поручили роль Заремы. И Татьяна Вечеслова, танцевавшая Зарему раньше, признала ее превосходство. Но нашелся хореограф, который ставил для Аллы Шелест. И это был Леонид Якобсон – еще одна трагическая фигура в истории советского балета. Символично, что гениальный Якобсон ставил для гениальной Шелест. В 1956 году хореограф поставил балет «Спартак», где балерина исполнила партию Эгины. В этой роли Шелест сделала героиню шекспировского масштаба. «Спартак» до сих пор есть в репертуаре Мариинского театра.

В 1959 году состоялась премьера программы «Хореографические миниатюры» в постановке Якобсона. В нее вошли номера, поставленные им раньше, в том числе «Слепая» на музыку Мануэля Понсе в аранжировке Яши Хейфеца (американский скрипач еврейского происхождения, родившийся в Российской Империи) с Аллой Шелест и Борисом Брегвадзе. Двенадцать миниатюр Якобсон поставил специально для этого спектакля. Алла Шелест также танцевала миниатюру «Вечный идол» на музыку Клода Дебюсси с партнером Игорем Чернышевым. В 1960 году была снят фильм-балет – экранизация «Хореографических миниатюр». Отрывок из фильма – миниатюру «Вечный идол» – показали в Мариинском театре на вечере, посвященном столетию Аллы Шелест (она родилась 26 февраля 1919 года). И даже по этой короткой записи можно оценить уникальный талант балерины и хореографа. Они значительно опередили свое время. Эта миниатюра – убедительное подтверждение того, что хореография Якобсона не просто современна, она – новаторская даже для сегодняшнего дня. А ведь этому балету 60 лет!

Со вступительным словом на вечере, посвященном 100-летию Аллы Шелест, выступила Лариса Ивановна Абызова – педагог Академии имени Вагановой. А затем лучшие артисты труппы исполнили отрывки из балетов, в которых в свое время блистала Алла Шелест. Открыл вечер белый акт из «Лебединого озера»: солировали Екатерина Кондаурова и Данила Корсунцев. Затем, во втором отделении, был исполнен знаменитый второй акт со сценой погони из балета «Легенда о любви». Солировали Екатерина Осмолкина, Владимир Шкляров, Виктория Терешкина, Юрий Смекалов. Без сомнений Терешкина – лучшая Мехменэ Бану на сегодняшний день. Невозможно не восхищаться ее чувством стиля.

В третьем отделении зрители увидели дивертисмент, который открыли балеты Якобсона – адажио из «Шурале» (исполнители Рената Шакирова и Алексей Тимофеев) и дуэт Эгины и Гармодия из «Спартака» (исполнители Злата Ялинич и Иван Оскорбин). В вечере принимал участие весь цвет труппы Мариинского театра: Алина Сомова, Андрей Ермаков, Мария Ширинкина, Ксандер Париш, Кимин Ким, Елена Евсеева и другие. Из Москвы приехали народная артистка России Мария Александрова и премьер Большого театра Владислав Лантратов, которые исполнили па-де-де из балета «Дон Кихот», а гости из Самары (Алла Шелест несколько лет была главным балетмейстером Куйбышевского театра) Марина Накадзима и Сергей Гаген исполнили па-де-де из балета «Пламя Парижа». Зрители расходились уже около полуночи в полном восторге от увиденного.

В фойе бельэтажа Мариинского театра к 100-летию Аллы Шелест была открыта выставка. В экспозицию вошли фотографии, сделанные во время исполнения ею различных партий, а также снимки ее родителей (удивительно красивые интеллигентные лица!), детские фото Аллы, совместные снимки с Улановой и Качаловым. В витринах были выставлены костюмы, в которых Шелест исполняла партии Жизели, Авроры, феи Сирени, и пуанты, которые она использовала исключительно для сцены венчания в партии Джульетты. На экране демонстрировался небольшой фильм (правда, почему-то без звука), где есть кадры из балета «Гаянэ».

ИРИНА  СОРИНА

19 марта 2019.
Текст: Ирина Сорина. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.