Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Григорий Козлов

Актриса Марина Солопченко:
«У Гриши была замечательная мама, невероятно красивая и заботливая! Мы все её знали и очень любили. Она всегда очень заботилась о своём любимом и единственном мальчике, и всё время давала ему с собой на репетиции по огромному рюкзаку еды и питья. Там была наготовленная домашняя еда, котлеты в каких-то контейнерах, коробочках — то, чего никто из нас никогда с собой не носил. По тем временам это было вообще странно! Мы все питались пирожками в буфете или вовсе не ели ничего, затягивали живот резиночкой. И каждая репетиция “Преступления” начиналась с того, что Гриша разворачивал свою еду, и мы все дружно обедали — а там и разговор шёл легче, и работа была в радость. Вот что значит настоящая, тесная семья».

Актер и режиссер Александр Строев:
«Да, спектакль “Преступление и наказание” для нас, артистов, начался с котлет. Потому что мама Григория Михайловича снабжала его на репетиции котлетами и термосом с чаем, а он, как добрый человек, приходил, разворачивал все эти мисочки — запах стоял на всю небольшую аудиторию, — и каждая репетиция начиналась с того, что голодные артисты и голодный режиссёр потихонечку “хомячили” эти котлеты и, слово за слово, приступали к процессу. Всё происходило в очень домашнем режиме — и, если говорить про “метод Козлова”, то я бы сказал, что именно в этом он и заключался».

Актер и режиссер Иван Латышев:
«В театре обычно как бывает: начинается работа над спектаклем, режиссёр приносит пьесу, пятое-десятое… А “пьеса” по мотивам “Преступления и наказания”, которую принёс в ТЮЗ Григорий Михайлович, представляла собой два тетрадных листочка с какими-то почеркушками. И эти нелепые листочки у нас в работе долго фигурировали как “пьеса”, к ним апеллировали, на них опирались…».

Актриса Алла Данишевская:
«Это случилось, когда мы репетировали спектакль по Бунину. Там была новелла про то, как юноша и девушка впервые встречаются после долгой разлуки. Репетировали эти роли я и Максим Диденко, и Григорию Михайловичу не нравилось, как мы репетируем: недостаточно эмоционально, недостаточно проявляем чувства… А он любит на репетиции выскочить на сцену и показать, и показывает всегда конкретно, точно, понятно, но очень смешно — ведь сам он не артист. И вот он выскочил на сцену, стал показывать Максиму Диденко, как надо, схватил меня… и поцеловал! И я помню свой ужас в этот момент — у него ещё эти колючие усы, длинные волосы… В общем, я прямо оторопела. Вот такой был смешной случай!».

Актер Евгений Перевалов:
«Как Вы знаете, Григорий Михайлович очень интересно изъясняется, и понять, что он говорит, бывает довольно сложно — особенно неподготовленному человеку. Мы на курсе сформулировали для себя, что это и есть его педагогический метод: ты понимаешь его не буквально, а на каком-то чувственном, энергетическом, эмоциональном уровне. Однажды, курсе на втором, он сказал нам: “Спектакль — это что, а театр — это то”. И в ту же секунду все поняли, что он имел в виду, достали свои ролевые тетради и записали это как цитату».

Актер Арсений Семенов:
«Атмосфера нашей студенческой мастерской всегда была разнообразной: от взлётов до падений, так сказать, от хохота до плача. Было, конечно, зачастую весело, но были и не самые приятные моменты. Вот, например, был очень смешной случай, когда мы репетировали “Идиота”. Идёт прогон сцены из второго действия, в которой к Иволгиным приходит Настасья Филипповна, и я играю Фердыщенко — играю, как мне кажется, отлично, весь такой свободный! Импровизирую, закидываю ноги на стол, и Григорий Михайлович из зала кричит: “Молодец, Арсений!” У меня внутри сразу всё поднимается: я думаю, что вот оно — признание мастера! Небольшая пауза… И Григорий Михайлович добавляет: “Ты бы ещё жопу на стол положил!”. В общем, буквально за несколько секунд я испытал и сладость взлёта, и горечь падения. Мне кажется, этот пример очень показательный: примерно такие ощущения были и от всего обучения в мастерской Григория Михайловича Козлова».

Актриса, народная артистка России Татьяна Ткач:
«Поехали мы в Москву получать Государственную премию за “Лес”. После вручения премии долго праздновали это дело в ресторане… Потом возвращаемся в Питер, выходим из поезда на перрон — Гриша идёт впереди, а я — за ним. И я говорю: “Гриша, у тебя такой интересный фасончик пальто! Такая шлица, такие складочки, такие карманы… Я бы себе хотела такое же”. Тут Гриша осматривает своё пальто и прямо на глазах бледнеет… Оказалось, что он перепутал своё чёрное пальто с дамским! Закончилось всё тем, что Гриша попросил Кирилла Юрьевича Лаврова, который как раз ехал по делам в Москву, отвезти туда это женское пальто. И Лавров — он выдающийся, конечно, был человек — совершенно безропотно согласился. А пальто было шикарное!».

Напомним, что 20 февраля в арт-пространстве mArs состоится творческий вечер Григория Козлова. Подробности можно узнать по ссылке. 

19 февраля 2020.
Фото: личная страница Григория Козлова на Facebook
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.