Абсолютная гармония EarlyMusic

C 27 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге будет проходить двадцать первый Международный фестиваль EarlyMusic. Ему оказывает поддержку Комитета по культуре Северной столицы. На самых престижных концертных площадках города будут представлены пять концертов, премьера барочного балета в трех новеллах и первый опыт освоения русского театра XVII века — постановка школьной драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре».

фестиваль EarlyMusic
Самый авторитетный российский форум старинной музыки в аутентичном исполнении занят в этом году очевидными и скрытыми связями искусств и наук – поэзии и драмы, риторики и музыки, истории и астрономии. Не менее важна для фестиваля тема открытия и его доказательства. Концерты фестиваля убеждают: самые сногсшибательные теории могут быть подтверждены силами самой музыки.

Эндрю Пэрротт

Главные фигуры EarlyMusic-2018 — британские звезды аутентизма Эндрю Пэрротт и его The Taverners Choir and Players; частый гость фестиваля английский барочный арфист Эндрю Лоуренс-Кинг; немецкий хореограф Клаус Абромайт; собственные коллективы и верные соратники фестиваля – «Солисты Екатерины Великой», «Барочный балет Анджолини», барочный актер Данила Ведерников, барочный скрипач Андрей Пенюгин, модельеры Лариса Погорецкая и Лилия Киселенко.

В день открытия EarlyMusic в Академической капелле состоится российская премьера «Страстей по Иоанну» Баха в исполнении The Taverner Choir and Players под руководством Эндрю Пэрротта. Этот британский дирижер и музыковед основал The Taverner Choir and Players еще в 1973 году. Впервые записал баховские «Страсти по Иоанну» в 1990-м, с тех пор запись много раз переиздавалась и до сих попадает в выборки лучших дисков и лучших интерпретаций Баха по версиям ведущих музыкальных журналов Европы и мира.

Эрмитажный театр

Взгляды Эндрю Пэрротта на принципы исполнения баховских шедевров вызывающе оригинальны: в книге The essental Bach choir (2000) он отстаивает исполнение хоровых сочинений Баха по принципу «один голос на партию». С Эндрю Пэрроттом многие спорят, но в исполнении блистательного коллектива идеи мэтра убеждают безоговорочно.

Клаус Абромайт

В Эрмитажном театре 3 и 5 октября при поддержке Государственного Эрмитажа и «Фонда Делзелла» (США) состоятся вечера барочного балета, посвященные 200-летию со дня рождения создателя русской балетной школы Мариуса Петипа. Продолжая работу, начатую в прошлом, юбилейном сезоне EarlyMusic, хореограф Клаус Абромайт, «Барочный балет Анджолини» и «Солисты Екатерины Великой» представляют премьеру балета в трех новеллах. «Венецианский карнавал. Комедия масок», «Людовик XIV — король-танцор», «Царицы Севера» — это авторские спектакли, основанные на итальянской и французской школах танца XVII века и русских балетных традициях XVIII века. Костюмы к постановкам создает модельер Лариса Погорецкая.

барочный балет анджолини

В творческом пространстве «Пальма» (переулок Пирогова, 18) 7 октября состоится музыкально-поэтический марафон «День барочной поэзии». Художественный руководитель Международного фестиваля EarlyMusic Андрей Решетин представит широкой публике свои последние открытия в области поэтической ритмики XVIII века и ее связи с музыкальным движением.

Правила риторики – искусства убеждения – едины для поэзии и музыки, что и будет доказано в двух концертах: в 13:00 состоятся «Дегустации» на басни и любовную поэзию А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, А. Сумарокова, И. Крылова в сопровождении оперных арий В. Ф. Баха, Г.Ф. Раупаха, Б. Галуппи, Дм. Бортнянского и других. Исполняют — «Солисты Екатерины Великой» и солисты-сподвижники фестиваля Елизавета Свешникова, Вера Чеканова, Юлия Хотай, Виталий Соболев, Илья Мазуров, Анастасия Бондарева.

Андрей Пенюгин и Андрей Решетин

В 16:00 начнется  «Езда в остров любви»: барочный актер Данила Ведерников и Андрей Решетин прочитают стихи из галантного романа Поля Тальмана «Езда в остров любви» на старофранцузском, а их перевод Василия Тредиаковского – на русском языке XVIII века. Камерную музыку Версаля — Ж. Оттетера, Фр. Куперена, Ж.-М. Леклера – исполнят профессора Московской консерватории Ольга Мартынова (клавесин) и Ольга Ивушейкова (флейта-траверсо).

Данила Ведерников и Вера Чеканова

Венцом дня в 19:00 станет первое исполнение школьной драмы «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» Симеона Полоцкого – богослова, драматурга, придворного поэта, астролога и наставника детей царя Алексея Михайловича. Постановщики Данила Ведерников и Андрей Решетин. Исполнители – «Барочный балет Анджолини» и «Солисты Екатерины Великой». Костюмы подготовила известный петербургский модельер Лилия Киселенко.

Симеон Полоцкий

Рифмой к «Дню русской поэзии» станет концерт 11 октября в Меншиковском дворце «Опыты риторики». Частый гость фестиваля EarlyMusic, блистательный британский арфист Эндрю Лоуренс-Кинг представит коллаж из английской поэзии и музыки XVII столетия.

Эндрю Лоуренс Кинг

На следующий день, 12 октября,  XXI Международный фестиваль EarlyMusic закроется уникальным концертом в планетарии «Люмьер-Холл» (набережная Обводного канала, 74а). Astronomy Domine — российская премьера антологии произведений английского астронома и композитора немецкого происхождения Уильяма Фредрика Гершеля (1738-1822).

Уильям Фредерик Гершель

Первооткрыватель планеты Уран и ее спутников, инфракрасного излучения, отстаивавший теории о том, что Млечный путь имеет форму диска, а Солнечная система является частью Млечного пути, а также о том, что все планеты обитаемы, а под горячей атмосферой Солнца находится твердая поверхность планетарного типа, написал 24 симфонии и множество камерных опусов. Музыка астронома обнаруживает крайне необычные для своего времени эксперименты с формой, гармонией и голосоведением. Концерт для альта с оркестром ре минор, Каприччио для скрипки соло, Симфония № 8 до минор, Кэтчи и Te Deum прозвучат гимном пытливому уму в исполнении Андрея Пенюгина (скрипка, альт) и «Солистов Екатерины Великой».

Подробности можно найти на официальном сайте фестиваля EarlyMusic.

21 сентября 2018.

Рубрика: Музеи / кино Театры / музыка. Тэги: .

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.