Путешествие во времени в Невском районе

В минувшие выходные возле музея «Невская застава», на Ново-Александровской улице прошел необычный мини-фестиваль… Многие семьи отправились к историко-краеведческой достопримечательности Невского района, связанной с деятельностью революционеров-подпольщиков, чтобы отметить Праздник улицы.

Праздник улицы

Несмотря на то, что «Невская застава» закрыта на реконструкцию, музей нашел возможность посодействовать проведению маленького фестиваля уличной культуры разных эпох, начиная с романтических 60-х и заканчивая нашими днями, когда сложно отвлечь детвору от социальных сетей ради прогулок и активного отдыха. Поэтому организаторы решили все совместить и на время перенести приметы современности из компьютера на воздух.

В основном подобное мероприятие предназначено, разумеется, для жителей близлежащих домов. Однако было бы прекрасно, если бы другие районы брали на заметку идею такой организации выходного дня, когда обитателям окраин не нужно ехать в центр или снова блуждать по опостылевшим торгово-развлекательным комплексам.

Ведь какой-то особенный календарный повод для этого не нужен, как и содействие городских властей, — достаточно искренней увлеченности.

Музей «Невская застава» предоставил экспонаты из своих запасов для «Полки времени». Это предметная выставка: ее содержимое, соответствующее разным десятилетиям, менялось на каждом этапе праздника и сопровождалось культурно-историческим пояснением.

Невская застава

Из него можно было узнать, как много, оказывается, вмещало в себя всего лишь одно десятилетие — например, 60-е годы были не только временем полета в космос и «холодной войны», но и противостояния субкультур. И это не только всем памятные «стиляги», но и лагеря «физиков» и «лириков», последователи геологической и археологической романтики. С «оттепелью» в жизнь ленинградцев пришли новые музыкальные тенденции, произошла смена ценностей в литературе и кино, вырвалась на свободу мода. «Шпильки», синтетические ткани, окраска волос, мини-юбки и женские брючные костюмы, — все это приживалось в советском обществе именно в 60-е годы прошлого столетия.

Идея с модой каждой эпохи, кстати, была забавно обыграна в форме сушащегося на веревке белья.

Праздник улицы

О 70-80-х годах юному поколению рассказали как о времени тотального дефицита, который диктовал свои правила и для развлечений — инвентарь для многих игр ограничивался палками, резинками, консервными банками. Отражалось это и на одежде: в моде был стиль «унисекс», а шили зачастую самостоятельно или в ателье. Поэтому в те годы были так распространены журналы мод («Работница», «Крестьянка», а также издававшаяся на русском языке с 1987 года «Бурда»).

Праздник улицы

В 90-е годы, как нам известно, культура изрядно обогатилась западными веяниями. Однако для значительной доли нашего общества эти достижения прошли незамеченными ввиду постигшего в то время многих карьерного, социального и экономического краха. А открытие первого «Макдональдса» отнюдь не для всех стало символом перерождения и праздником свободы, гуманизма и духовности, как для отдельных представителей интеллигенции.

Праздник улицы

Именно из-за этого у нас называют «лихими» те годы, которые больше так не характеризуют нигде в мире. Однако тем, кто в то время был совсем юн, памятны и более приятные вещи — катание на роликах и скейтборде, игровые приставки, изобилие музыки, веселой рекламы, интересных телепередач, «Дисней-клуб» по выходным, сладкие новинки — батончики «Марс» и «Сникерс», шоколадные яйца с сюрпризом, жевательная резинка «Love is…».

Праздник улицы

Пищевая и креативная ценность всего этого стала сомнительной и утратила всякую привлекательность много позже. Это же относится и к моде, которая запомнилась в основном большим количеством подделок под фирменные дорогие вещи.

И на «Празднике улицы» люди, чья юность пришлась на 90-е, рассказали уже своим детям о том, как пользоваться аудиокассетами. А с устройством таких игрушек, как спираль и йо-йо, те легко разобрались сами.

Праздник улицы

Символы 2000-х годов живут с нами и сейчас — это разнообразные «челленджи», интернет-мемы и стремительно завоевавшие популярность развлечения вроде фрисби и спиннеров.

Для детей были организованы активные игры — «Всегда готов», «Музыкальные стулья», развлечения с резиночкой, прыгалками и обручем, мастер-классы по созданию бумажных звездолетов и самолетов, которые затем состязались на красоту и дальность полета, а также по созданию игрушки «Капитошка», рисованию граффити и придумыванию собственных тэгов и мемов.

Праздник улицы

Представители же старшего поколения с энтузиазмом восприняли физические упражнения под легендарную «Утреннюю гимнастику» Владимира Высоцкого.

На площадке также установили скамейки для игры в шахматы и домино, создав обстановку уютных дворов минувшей эпохи, в которых жильцы окрестных домов выглядели сплоченным коллективом.

Праздник улицы

Музыкальную атмосферу в первой половине праздника составляли ностальгические песни — «Черное и белое», «Замечательный сосед», «Как провожают пароходы», «Потолок ледяной», «Ни минуты покоя». Наступление эпохи диско и рока ознаменовали песни Alphaville и Boney M. А с окончательным падением «железного занавеса» пришел и репертуар Ace of Base, Nirvana и других всемирно известных групп.

Посетители мероприятия явно остались довольны и воодушевлены погожим и насыщенным субботним днем.

Праздник улицы

Аутентичность старинного деревянного дома, где расположен музей, сама по себе чрезвычайно интересна. На фоне обилия зелени, характерного для питерских спальных районов, выделяются голубые ели на аллее бюстов тех, кто когда-то входил в социал-демократический кружок, нелегально заседавший в этом доме.

Любопытный факт: совсем недалеко от музея расположен мемориал на месте уничтоженного в 1932 году храма Серафима Саровского. Так на одной временной орбите могут располагаться совершенно разные исторические вселенные, которые, казалось бы, находятся в непримиримом противостоянии. Хорошо, если это имеет мирный и познавательный характер, наподобие того, что можно было наблюдать на Празднике улицы.

Праздник улицы

4 сентября 2017.
Текст и фото: Людмила Семенова
Рубрика: Стиль жизни. Тэги: .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.