«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

Лючия Ди Ламмермур

Генри обманом уговаривает Лючию выйти замуж за лорда Артура. Неожиданно возвращается Эдгар, но поздно — брачный контракт уже подписан. Во время праздника гости узнают, что Лючия лишилась рассудка и заколола своего мужа (в какой последовательности — неясно). Артур — случайная жертва, затесавшаяся в клановые распри. Композитор уделил ему слишком мало нот, чтобы сожалеть о нем. Как тут не вспомнить Париса, заколотого Ромео!

Лючия Ди Ламмермур

Эдгар приходит на кладбище, где должна состояться его дуэль с Генри. Процессия из замка приносит ему печальные вести: Лючия потеряла рассудок и умирает. Удары колокола возвещают ее кончину. После этого Эдгар лишает себя жизни. В общем — умерли все. Но не исторический роман Вальтера Скотта вот уже почти два века делает эту оперу столь популярной, а удивительно красивая музыка Доницетти.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — одно из высших достижений романтического бельканто. Почти каждый вокальный номер в опере — музыкальный шедевр, в том числе — каватина Лючии из первого действия, в которой она рассказывает о появлении призрака. Затем ее дуэт с Эдгаром перед расставанием. Во втором акте прекрасен дуэт Лючии с братом, где Генри просит спасти его, выйдя замуж за лорда Бакло. А завершается второй акт грандиозным секстетом практически всех действующих лиц.

Лючия Ди Ламмермур

В третьем действии у Доницетти две гениальные предсмертные арии Лючии и ее возлюбленного. Именно музыка Доницетти оживляет этот сюжет, находя живой отклик слушателей. Свидетельством популярности оперы является и то, что в этом веке опера уже в третий раз возвращается на сцену Мариинского театра, не считая концертных исполнений. В премьерах 2000 и 2009 годов участвовала Анна Нетребко. Но самым запоминающимся было концертное исполнение оперы с участием Натали Дессей в 2010 году.

Лючия Ди Ламмермур

Премьерные спектакли прошлого года исполняли Альбина Шагимуратова, Айгуль Хисматулина (Лючия), Евгений Акимов, Мигран Агаджаанян (Эдгар). Но пожалуй, самые притягательные голоса у исполнителей партии лорда Генри Эштона, брата Лючии, Владислава Сулимского и Романа Бурденко. Оба исполнителя обладают баритонами красивого тембра, которые звучат невероятно ровно и мощно. И особо важно то, что в новой постановке оперы партия Генри включена без традиционных купюр.

Лючия Ди Ламмермур

Всем исполнителям присущ не только высокий уровень вокального исполнения партий, но и хорошая драматическая игра, передающая переживания своих героев, вызывая живое сопереживание зала. Одним из главных героев постановки, без которого оперы вообще не было бы, является, безусловно, оркестр под управлением маэстро Валерия Гергиева.

Лючия Ди Ламмермур

Оркестр смог раскрыть и высоту любовных чувств и глубину трагедии сломанных судеб. А после соло арфы, которое сопровождает первое появление Лючии, публика едва не устроила настоящую овацию (арфа — Софья Кипрская).Создавалось полное ощущение, что звук льется откуда-то сверху, с небес. К сожалению, в сцене сумасшествия Лючии солирующую стеклянную гармонику традиционно заменила флейта (в отличии от вышеупомянутого концертного исполнения 2010 года ). Но это произошло еще при Доницетти: уж слишком сложно найти исполнителя на этом редкостном инструменте.

Лючия Ди Ламмермур

Сценическое же решение оперы достаточно лаконичное. Монохромную сценографию оживляет белое платье Лючии и красные пятна, символизирующие кровь. По мысли художника по костюмам Алессандро Лаи: «Время в нашей постановке можно обозначить как первые десятилетия XX века – эпоху, когда Фрейд проводил свои исследования и писал труды, если говорить о культурном контексте. Это воображаемая Шотландия, сочиненная, скорее — умозрительная, чем географическая.

Лючия Ди Ламмермур

Два важных источника вдохновения, которые дороги и мне, и режиссеру Андреа Де Розе: итальянская живопись первой половины XX века (Джорджо Де Кирико, Антонио Донги, Феличе Казорати) и фильмы Альфреда Хичкока, особенно «Завороженный», снятый в сотрудничестве с Сальвадором Дали. Цветовая гамма спектакля – черно-белая, как если бы это был дагеротип, фотоснимок эпохи или опять же фильм Хичкока. И единственный иной в нем цвет – цвет крови. Ключ к спектаклю – свадебное платье Лючии. Им же будет смирительная рубашка. То, что должно было быть самым желанным и красивым нарядом для женщины, становится инструментом насилия».

Лючия Ди Ламмермур

Мрачность декораций и костюмов соответствует представлениям зрителей о таинственной атмосфере средневековых шотландских замков. Прямоугольные световые пятна и декорации с аркадами действительно отсылают публику к Де Кирико. Но с тем же успехом, в этих же декорациях, герои могли быть одеты и в костюмы конца ХVII — начала ХVIII веков, то есть эпохи, описанной Вальтером Скоттом (правда, это потребовало бы больших затрат).

Лючия Ди Ламмермур

Действие развивается в двух уровнях: на авансцене и на помосте, расположенном сзади. Причем, это сооружение периодически играет роль склепа, откуда выкатывается гроб с покойником, точнее с покойницей, а потом неожиданно закатывается обратно. Режиссер Андреа Де Роза выстроил в линию хор и действующих лиц, которые стоят практически без движения, что, конечно же, очень удобно для исполнителей.

Лючия Ди Ламмермур

Надо сказать, что предыдущая работа Андреа Де Роза в Мариинском театре — опера «Симон Бокканегра» — была гораздо более удачной. У этой же постановки есть главное достоинство — она не мешает слушать музыку и пение в прекрасном исполнении.

Лючия Ди Ламмермур

ИРИНА  СОРИНА

12 февраля 2019.
Текст: Ирина Сорина. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.