«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

Лючия Ди Ламмермур

Генри обманом уговаривает Лючию выйти замуж за лорда Артура. Неожиданно возвращается Эдгар, но поздно — брачный контракт уже подписан. Во время праздника гости узнают, что Лючия лишилась рассудка и заколола своего мужа (в какой последовательности — неясно). Артур — случайная жертва, затесавшаяся в клановые распри. Композитор уделил ему слишком мало нот, чтобы сожалеть о нем. Как тут не вспомнить Париса, заколотого Ромео!

Лючия Ди Ламмермур

Эдгар приходит на кладбище, где должна состояться его дуэль с Генри. Процессия из замка приносит ему печальные вести: Лючия потеряла рассудок и умирает. Удары колокола возвещают ее кончину. После этого Эдгар лишает себя жизни. В общем — умерли все. Но не исторический роман Вальтера Скотта вот уже почти два века делает эту оперу столь популярной, а удивительно красивая музыка Доницетти.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — одно из высших достижений романтического бельканто. Почти каждый вокальный номер в опере — музыкальный шедевр, в том числе — каватина Лючии из первого действия, в которой она рассказывает о появлении призрака. Затем ее дуэт с Эдгаром перед расставанием. Во втором акте прекрасен дуэт Лючии с братом, где Генри просит спасти его, выйдя замуж за лорда Бакло. А завершается второй акт грандиозным секстетом практически всех действующих лиц.

Лючия Ди Ламмермур

В третьем действии у Доницетти две гениальные предсмертные арии Лючии и ее возлюбленного. Именно музыка Доницетти оживляет этот сюжет, находя живой отклик слушателей. Свидетельством популярности оперы является и то, что в этом веке опера уже в третий раз возвращается на сцену Мариинского театра, не считая концертных исполнений. В премьерах 2000 и 2009 годов участвовала Анна Нетребко. Но самым запоминающимся было концертное исполнение оперы с участием Натали Дессей в 2010 году.

Лючия Ди Ламмермур

Премьерные спектакли прошлого года исполняли Альбина Шагимуратова, Айгуль Хисматулина (Лючия), Евгений Акимов, Мигран Агаджаанян (Эдгар). Но пожалуй, самые притягательные голоса у исполнителей партии лорда Генри Эштона, брата Лючии, Владислава Сулимского и Романа Бурденко. Оба исполнителя обладают баритонами красивого тембра, которые звучат невероятно ровно и мощно. И особо важно то, что в новой постановке оперы партия Генри включена без традиционных купюр.

Лючия Ди Ламмермур

Всем исполнителям присущ не только высокий уровень вокального исполнения партий, но и хорошая драматическая игра, передающая переживания своих героев, вызывая живое сопереживание зала. Одним из главных героев постановки, без которого оперы вообще не было бы, является, безусловно, оркестр под управлением маэстро Валерия Гергиева.

Лючия Ди Ламмермур

Оркестр смог раскрыть и высоту любовных чувств и глубину трагедии сломанных судеб. А после соло арфы, которое сопровождает первое появление Лючии, публика едва не устроила настоящую овацию (арфа — Софья Кипрская).Создавалось полное ощущение, что звук льется откуда-то сверху, с небес. К сожалению, в сцене сумасшествия Лючии солирующую стеклянную гармонику традиционно заменила флейта (в отличии от вышеупомянутого концертного исполнения 2010 года ). Но это произошло еще при Доницетти: уж слишком сложно найти исполнителя на этом редкостном инструменте.

Лючия Ди Ламмермур

Сценическое же решение оперы достаточно лаконичное. Монохромную сценографию оживляет белое платье Лючии и красные пятна, символизирующие кровь. По мысли художника по костюмам Алессандро Лаи: «Время в нашей постановке можно обозначить как первые десятилетия XX века – эпоху, когда Фрейд проводил свои исследования и писал труды, если говорить о культурном контексте. Это воображаемая Шотландия, сочиненная, скорее — умозрительная, чем географическая.

Лючия Ди Ламмермур

Два важных источника вдохновения, которые дороги и мне, и режиссеру Андреа Де Розе: итальянская живопись первой половины XX века (Джорджо Де Кирико, Антонио Донги, Феличе Казорати) и фильмы Альфреда Хичкока, особенно «Завороженный», снятый в сотрудничестве с Сальвадором Дали. Цветовая гамма спектакля – черно-белая, как если бы это был дагеротип, фотоснимок эпохи или опять же фильм Хичкока. И единственный иной в нем цвет – цвет крови. Ключ к спектаклю – свадебное платье Лючии. Им же будет смирительная рубашка. То, что должно было быть самым желанным и красивым нарядом для женщины, становится инструментом насилия».

Лючия Ди Ламмермур

Мрачность декораций и костюмов соответствует представлениям зрителей о таинственной атмосфере средневековых шотландских замков. Прямоугольные световые пятна и декорации с аркадами действительно отсылают публику к Де Кирико. Но с тем же успехом, в этих же декорациях, герои могли быть одеты и в костюмы конца ХVII — начала ХVIII веков, то есть эпохи, описанной Вальтером Скоттом (правда, это потребовало бы больших затрат).

Лючия Ди Ламмермур

Действие развивается в двух уровнях: на авансцене и на помосте, расположенном сзади. Причем, это сооружение периодически играет роль склепа, откуда выкатывается гроб с покойником, точнее с покойницей, а потом неожиданно закатывается обратно. Режиссер Андреа Де Роза выстроил в линию хор и действующих лиц, которые стоят практически без движения, что, конечно же, очень удобно для исполнителей.

Лючия Ди Ламмермур

Надо сказать, что предыдущая работа Андреа Де Роза в Мариинском театре — опера «Симон Бокканегра» — была гораздо более удачной. У этой же постановки есть главное достоинство — она не мешает слушать музыку и пение в прекрасном исполнении.

Лючия Ди Ламмермур

ИРИНА  СОРИНА

12 февраля 2019.
Текст: Ирина Сорина. Фото: с сайта Мариинского театра.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Карамарх, фото с сайта музея

#Керамарх#Музей#Санкт-Петербург

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям текст о музее «Керамарх». Это — первый в России Музей архитектурной художественной керамики, который открылся менее года назад — в октябре 2018 года. Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII — начала ХХ века. В основу легли две коллекции: фонд архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга и собрание Константина Лихолата, автора идеи и директора музея «Керамарх». Всего более 300 экспонатов, большая часть из которых были отреставрированы компанией «Паллада». Среди экспонатов — работы архитекторов А. П. Брюллова, Ф. И. Лидваля, А. И. Штакеншнейдера, У. Ульберга, а также известного художника-керамиста П. К. Ваулина. Некоторые уникальные предметы керамического искусства были спасены из разрушающихся старинных особняков, некоторые остались от уже утраченных и снесенных в советское время церквей; есть экспонаты, которые не выставлялись более 30 лет.

выставка Союз молодежи в Русском музее

«Союз молодежи» в Русском музее

До конца лета в Корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть выставку «Союз молодежи». Она посвящена творческому пути петербургского общества художников-авангардистов. Это первая попытка представить обобщающий показ работ этой яркой группы. Организаторы постарались отойти от монографического или тематического однообразия и придать мероприятию атмосферу реальных выставок «Союза» 1910–1914 года.

Фестиваль Музыки мира, Музей музыки

«Музыки мира»: придворный оупен-эйр

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в четвертый раз проводит Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира». С 10 по 11 августа 2019 года у Шереметевского дворца – Музея музыки на набережной Фонтанки, 34, в уникальной усадьбе XVIII века в самом центре Петербурга, на парадном дворе, в саду и в концертных залах соберутся лучшие этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, переводящие традиционную музыку регионов России и сопредельных стран на современный музыкальный язык. Представляем участников.

театр "Суббота"

Начало «Субботы»

У порога «Субботы» на Звенигородской улице, 30, развернулась сцена под открытым небом: самый настоящий петербургский двор, провинциальный и столичный одновременно. Но уже здесь начинается тот самый «душевный заповедник», о котором говорил основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий. В новом сезоне заповедник «Субботы» вышел далеко за ее границы — у него появилось новое пространство и флигель, в котором будет жить микродраматический театр. Об этом рассказали художник театра Мария Смирнова-Несвицкая, главный режиссер театра Андрей Сидельников и директор Андрей Лобанов.

Экофестиваль в Курортном районе

Парк «Дубки» зовет на экофестиваль

В Курортном районе развернется Большой фестиваль экологии. В субботу, 3 августа, парк «Дубки» примет мероприятие, посвященное осознанному потреблению и здоровому образу жизни на планете земля, которая стала единственным домом для человечества во Вселенной. В красивейшем парке развернутся концерты, лекции экологов, выставки, эко-маркет, спектакли и киносеансы. В спортивную программу вошли заплывы по сапсерфингу, плоггинг, пешие и велосипедные забеги, йога под открытым небом.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.