День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.

Федор Достоевский

Один человек вряд ли сможет поучаствовать во всех событиях Дня Достоевского. Весь центр города превращается в своего рода квест, где на улицах и во дворах можно бродить путями героев классических романов, а войдя в старый дом легко попасть в историю.

День Достоевского

Помимо традиционных экскурсий по местам Достоевского вокруг Сенной площади, — большей частью посвященных «Преступлению и наказанию» — можно было, к примеру, пройти квест музея «Разночинный Петербург».

День Достоевского

Разночинцы, маленькие люди, новые герои, бедные, злые и деятельные, вошли в русскую литературу во второй половине XIX века. «Соучастниками» Достоевского в игре стали и Гончаров, и Горький, и Блок, и многие другие, чьи цитаты были отпечатаны и оставлены в неожиданных местах открытых дворов по Загородному проспекту и соседних улиц.

День Достоевского

Тем, кто прошел по всему маршруту и собрал цитаты, полагались призы, но возможно, самым большим впечатлением было само фланирование по дворам и переулкам. В попытке найти подсказку люди заглядывали туда, где раньше не были и на что не обращали внимание, в результате — все вокруг, как бывает и внутри романа, намекало на таинственный смысл.

День Достоевского

От Загородного — недалеко до Библиотеки имени Маяковского. В этот день она стала площадкой и для психологических консультаций людям с происходящими от классической литературы неврозами, и для лекций о комиксах по мотивам книг писателя. Кроме того, в библиотеке проходил перформанс Молодежного театра миниатюр «Больше пяти», где степень вовлечения зрителя должна была стать максимально возможной.

День Достоевского

Интеллигентное учреждение культуры превратилась в инфернальное казино. Инфернальное — поскольку, помимо игрушечных денег, крупье выдавал зрителю на входе набор карточек с сокровищами духовными. То есть, в азартные игры нужно было играть на «честь», «достоинство», «уважение», «верность» и тому подобное. Самый большой номинал у «духовности», что, конечно, символично.

День Достоевского

На втором этаже библиотеки разместились и бильярд, и казино. Карты, рулетка, даже домино и шахматы: люди стояли в очередь ко всем столам за бесплатной игрой на добродетели. Видимо, чтобы разгорелся азарт, достаточно обстановки. Между столами ходили персонажи Достоевского, некоторые из них — например, дети Мармеладова, со слезами на глазах, одетые в обноски, — просили у гостей милостыню. Правда в основном безуспешно.

День Достоевского

Раскольников, отложив топор, играл окровавленными руками на рояле, призрачные девушки, праведницы и грешницы, пристально вглядывались в Неву с балкона. Кстати, на балконе самым смелым посетителем предлагалось сыграть и в рулетку посерьезней — с револьвером у виска. К счастью, вроде бы, без смертельного исхода.

День Достоевского

Время за игрой пролетает быстро. Кто под вечер не успел достичь катарсиса, мог успеть на представления в Новой Голландии. Без сомнения, это была самая большая сцена праздника. ФМД-Театр водил зрителей гурьбой по гранитным закоулкам и открытой местности вдоль странного пути «вернувшегося» князя Мышкина.

День Достоевского

Процессия — то ли комедийная, то ли похоронная… Не зря первые мимы сопровождали траурные шествия Древнего Рима. Хрипят трубы, бьет барабан, смешные и жуткие персонажи романа, вместе со зрителями и случайными прохожими, в единой толпе идут к центральной сцене.

День Достоевского

Артисты выходят на сцену, где для Настасьи Филипповны (кажется) сооружено возвышение-костер, с которого она взирает на публику. Глядя на нее, актеры внезапно пускают слезу. Это не «слезинка ребенка», а клоунские струи слез, брызжущие на полметра. Это крокодильи, саркастические рыдания, в какой-то степени соответствующие черному юмору писателя. Разрядка, необходимая для того, кто всерьез сопровождает героев Достоевского в их бесконечном и печальном путешествии.

День Достоевского

Для тех, кто хотел более традиционного погружения в театральное действие, на большой летней сцене Новой Голландии давал представление Театр «Эскизы в пространстве».

День Достоевского

Это также была версия «Идиота» — роману исполнилось в этом году 150 лет. Текст дословно зачитывал рассказчик и четыре артиста: постановщики решили ограничиться образами самого князя Мышкина, Парфена Рогожина, Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной.

День Достоевского

Помимо этого любовного четырехугольника и рассказчика на сцене присутствовали мини-оркестр музыкантов и двое художников. Последние творили в процессе, раскрашивая фломастерами фотографии, расставляя свечи на подносе — все это транслировалось на огромный экран, выполнявший роль задника сцены.

День Достоевского

Необходимый минимум декораций, перед которым четверо почти неподвижно стоящих персонажей, не глядя друг на друга, пересказывали совсем лаконичную в данном варианте историю. Лишенный внешней эффектности роман в этой версии не утратил нерва и эмоционального накала; недаром Мышкина играла молодая девушка.

День Достоевского

Четыре героя как четыре угла замкнутого пространства: не взаимодействуя друг с другом, они произносит одни и те же слова, обреченные на повторение печальной сказки. В конце — бесконечный, как русская жизнь, романс «Ямщик, не гони лошадей».

День Достоевского

Так оканчивался День Достоевского в Петербурге или день Петербурга Достоевского — всегда обаятельный и страшноватый в своей неизменности.

АНДРЕЙ  ГОРЕЛИКОВ

Больше фотографий Дня Достоевского здесь.

День Достоевского

11 июля 2018.
Текст и фото: Андрей Гореликов.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.