День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.

Федор Достоевский

Один человек вряд ли сможет поучаствовать во всех событиях Дня Достоевского. Весь центр города превращается в своего рода квест, где на улицах и во дворах можно бродить путями героев классических романов, а войдя в старый дом легко попасть в историю.

День Достоевского

Помимо традиционных экскурсий по местам Достоевского вокруг Сенной площади, — большей частью посвященных «Преступлению и наказанию» — можно было, к примеру, пройти квест музея «Разночинный Петербург».

День Достоевского

Разночинцы, маленькие люди, новые герои, бедные, злые и деятельные, вошли в русскую литературу во второй половине XIX века. «Соучастниками» Достоевского в игре стали и Гончаров, и Горький, и Блок, и многие другие, чьи цитаты были отпечатаны и оставлены в неожиданных местах открытых дворов по Загородному проспекту и соседних улиц.

День Достоевского

Тем, кто прошел по всему маршруту и собрал цитаты, полагались призы, но возможно, самым большим впечатлением было само фланирование по дворам и переулкам. В попытке найти подсказку люди заглядывали туда, где раньше не были и на что не обращали внимание, в результате — все вокруг, как бывает и внутри романа, намекало на таинственный смысл.

День Достоевского

От Загородного — недалеко до Библиотеки имени Маяковского. В этот день она стала площадкой и для психологических консультаций людям с происходящими от классической литературы неврозами, и для лекций о комиксах по мотивам книг писателя. Кроме того, в библиотеке проходил перформанс Молодежного театра миниатюр «Больше пяти», где степень вовлечения зрителя должна была стать максимально возможной.

День Достоевского

Интеллигентное учреждение культуры превратилась в инфернальное казино. Инфернальное — поскольку, помимо игрушечных денег, крупье выдавал зрителю на входе набор карточек с сокровищами духовными. То есть, в азартные игры нужно было играть на «честь», «достоинство», «уважение», «верность» и тому подобное. Самый большой номинал у «духовности», что, конечно, символично.

День Достоевского

На втором этаже библиотеки разместились и бильярд, и казино. Карты, рулетка, даже домино и шахматы: люди стояли в очередь ко всем столам за бесплатной игрой на добродетели. Видимо, чтобы разгорелся азарт, достаточно обстановки. Между столами ходили персонажи Достоевского, некоторые из них — например, дети Мармеладова, со слезами на глазах, одетые в обноски, — просили у гостей милостыню. Правда в основном безуспешно.

День Достоевского

Раскольников, отложив топор, играл окровавленными руками на рояле, призрачные девушки, праведницы и грешницы, пристально вглядывались в Неву с балкона. Кстати, на балконе самым смелым посетителем предлагалось сыграть и в рулетку посерьезней — с револьвером у виска. К счастью, вроде бы, без смертельного исхода.

День Достоевского

Время за игрой пролетает быстро. Кто под вечер не успел достичь катарсиса, мог успеть на представления в Новой Голландии. Без сомнения, это была самая большая сцена праздника. ФМД-Театр водил зрителей гурьбой по гранитным закоулкам и открытой местности вдоль странного пути «вернувшегося» князя Мышкина.

День Достоевского

Процессия — то ли комедийная, то ли похоронная… Не зря первые мимы сопровождали траурные шествия Древнего Рима. Хрипят трубы, бьет барабан, смешные и жуткие персонажи романа, вместе со зрителями и случайными прохожими, в единой толпе идут к центральной сцене.

День Достоевского

Артисты выходят на сцену, где для Настасьи Филипповны (кажется) сооружено возвышение-костер, с которого она взирает на публику. Глядя на нее, актеры внезапно пускают слезу. Это не «слезинка ребенка», а клоунские струи слез, брызжущие на полметра. Это крокодильи, саркастические рыдания, в какой-то степени соответствующие черному юмору писателя. Разрядка, необходимая для того, кто всерьез сопровождает героев Достоевского в их бесконечном и печальном путешествии.

День Достоевского

Для тех, кто хотел более традиционного погружения в театральное действие, на большой летней сцене Новой Голландии давал представление Театр «Эскизы в пространстве».

День Достоевского

Это также была версия «Идиота» — роману исполнилось в этом году 150 лет. Текст дословно зачитывал рассказчик и четыре артиста: постановщики решили ограничиться образами самого князя Мышкина, Парфена Рогожина, Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной.

День Достоевского

Помимо этого любовного четырехугольника и рассказчика на сцене присутствовали мини-оркестр музыкантов и двое художников. Последние творили в процессе, раскрашивая фломастерами фотографии, расставляя свечи на подносе — все это транслировалось на огромный экран, выполнявший роль задника сцены.

День Достоевского

Необходимый минимум декораций, перед которым четверо почти неподвижно стоящих персонажей, не глядя друг на друга, пересказывали совсем лаконичную в данном варианте историю. Лишенный внешней эффектности роман в этой версии не утратил нерва и эмоционального накала; недаром Мышкина играла молодая девушка.

День Достоевского

Четыре героя как четыре угла замкнутого пространства: не взаимодействуя друг с другом, они произносит одни и те же слова, обреченные на повторение печальной сказки. В конце — бесконечный, как русская жизнь, романс «Ямщик, не гони лошадей».

День Достоевского

Так оканчивался День Достоевского в Петербурге или день Петербурга Достоевского — всегда обаятельный и страшноватый в своей неизменности.

АНДРЕЙ  ГОРЕЛИКОВ

Больше фотографий Дня Достоевского здесь.

День Достоевского

11 июля 2018.
Текст и фото: Андрей Гореликов.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: .

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.