День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.

Федор Достоевский

Один человек вряд ли сможет поучаствовать во всех событиях Дня Достоевского. Весь центр города превращается в своего рода квест, где на улицах и во дворах можно бродить путями героев классических романов, а войдя в старый дом легко попасть в историю.

День Достоевского

Помимо традиционных экскурсий по местам Достоевского вокруг Сенной площади, — большей частью посвященных «Преступлению и наказанию» — можно было, к примеру, пройти квест музея «Разночинный Петербург».

День Достоевского

Разночинцы, маленькие люди, новые герои, бедные, злые и деятельные, вошли в русскую литературу во второй половине XIX века. «Соучастниками» Достоевского в игре стали и Гончаров, и Горький, и Блок, и многие другие, чьи цитаты были отпечатаны и оставлены в неожиданных местах открытых дворов по Загородному проспекту и соседних улиц.

День Достоевского

Тем, кто прошел по всему маршруту и собрал цитаты, полагались призы, но возможно, самым большим впечатлением было само фланирование по дворам и переулкам. В попытке найти подсказку люди заглядывали туда, где раньше не были и на что не обращали внимание, в результате — все вокруг, как бывает и внутри романа, намекало на таинственный смысл.

День Достоевского

От Загородного — недалеко до Библиотеки имени Маяковского. В этот день она стала площадкой и для психологических консультаций людям с происходящими от классической литературы неврозами, и для лекций о комиксах по мотивам книг писателя. Кроме того, в библиотеке проходил перформанс Молодежного театра миниатюр «Больше пяти», где степень вовлечения зрителя должна была стать максимально возможной.

День Достоевского

Интеллигентное учреждение культуры превратилась в инфернальное казино. Инфернальное — поскольку, помимо игрушечных денег, крупье выдавал зрителю на входе набор карточек с сокровищами духовными. То есть, в азартные игры нужно было играть на «честь», «достоинство», «уважение», «верность» и тому подобное. Самый большой номинал у «духовности», что, конечно, символично.

День Достоевского

На втором этаже библиотеки разместились и бильярд, и казино. Карты, рулетка, даже домино и шахматы: люди стояли в очередь ко всем столам за бесплатной игрой на добродетели. Видимо, чтобы разгорелся азарт, достаточно обстановки. Между столами ходили персонажи Достоевского, некоторые из них — например, дети Мармеладова, со слезами на глазах, одетые в обноски, — просили у гостей милостыню. Правда в основном безуспешно.

День Достоевского

Раскольников, отложив топор, играл окровавленными руками на рояле, призрачные девушки, праведницы и грешницы, пристально вглядывались в Неву с балкона. Кстати, на балконе самым смелым посетителем предлагалось сыграть и в рулетку посерьезней — с револьвером у виска. К счастью, вроде бы, без смертельного исхода.

День Достоевского

Время за игрой пролетает быстро. Кто под вечер не успел достичь катарсиса, мог успеть на представления в Новой Голландии. Без сомнения, это была самая большая сцена праздника. ФМД-Театр водил зрителей гурьбой по гранитным закоулкам и открытой местности вдоль странного пути «вернувшегося» князя Мышкина.

День Достоевского

Процессия — то ли комедийная, то ли похоронная… Не зря первые мимы сопровождали траурные шествия Древнего Рима. Хрипят трубы, бьет барабан, смешные и жуткие персонажи романа, вместе со зрителями и случайными прохожими, в единой толпе идут к центральной сцене.

День Достоевского

Артисты выходят на сцену, где для Настасьи Филипповны (кажется) сооружено возвышение-костер, с которого она взирает на публику. Глядя на нее, актеры внезапно пускают слезу. Это не «слезинка ребенка», а клоунские струи слез, брызжущие на полметра. Это крокодильи, саркастические рыдания, в какой-то степени соответствующие черному юмору писателя. Разрядка, необходимая для того, кто всерьез сопровождает героев Достоевского в их бесконечном и печальном путешествии.

День Достоевского

Для тех, кто хотел более традиционного погружения в театральное действие, на большой летней сцене Новой Голландии давал представление Театр «Эскизы в пространстве».

День Достоевского

Это также была версия «Идиота» — роману исполнилось в этом году 150 лет. Текст дословно зачитывал рассказчик и четыре артиста: постановщики решили ограничиться образами самого князя Мышкина, Парфена Рогожина, Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной.

День Достоевского

Помимо этого любовного четырехугольника и рассказчика на сцене присутствовали мини-оркестр музыкантов и двое художников. Последние творили в процессе, раскрашивая фломастерами фотографии, расставляя свечи на подносе — все это транслировалось на огромный экран, выполнявший роль задника сцены.

День Достоевского

Необходимый минимум декораций, перед которым четверо почти неподвижно стоящих персонажей, не глядя друг на друга, пересказывали совсем лаконичную в данном варианте историю. Лишенный внешней эффектности роман в этой версии не утратил нерва и эмоционального накала; недаром Мышкина играла молодая девушка.

День Достоевского

Четыре героя как четыре угла замкнутого пространства: не взаимодействуя друг с другом, они произносит одни и те же слова, обреченные на повторение печальной сказки. В конце — бесконечный, как русская жизнь, романс «Ямщик, не гони лошадей».

День Достоевского

Так оканчивался День Достоевского в Петербурге или день Петербурга Достоевского — всегда обаятельный и страшноватый в своей неизменности.

АНДРЕЙ  ГОРЕЛИКОВ

Больше фотографий Дня Достоевского здесь.

День Достоевского

11 июля 2018.
Текст и фото: Андрей Гореликов.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: .

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!