Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Татьяна Юрьева

Противоречия и непонимания между двумя этими культурами стали предисловием и одной из тем лекции, главным героем которой был всемирно известный художник Энди Уорхол — новатор в жанре «коммерческий поп-арт» или homo universale, оказавший огромное, хоть и неоднозначное, влияние на будущее мировой культуры. Родившись в семье эмигрантов из Чехии, он всегда стремился стать подлинным американцем, и лекция была направлена на то, чтобы показать, какими средствами ему это удалось и в чем мы ошибаемся, представляя этот образ на свой лад.

Татьяна Юрьева отметила важность такой беседы именно в настоящий момент, когда отношения России и США ухудшились и обострились до предела, обе стороны не желают слышать друг друга и обе сражаются с придуманными и поддерживаемыми пропагандой образами, а не реальными людьми.

Выставка поп-арта

Размышления о творчестве Энди Уорхола актуальны по сей день, потому что образ человека как упаковки товара, марки, бренда, эксплуатируется сейчас даже больше, чем при жизни художника, стремившегося максимально упростить и «удешевить» свои картины и запечатлевать на них самые узнаваемые символы и персоналии.

Получив в Технологическом институте Карнеги в родном Питтсбурге степень бакалавра изящных искусств, художник начинал с оформления витрин. Затем переехал в Нью-Йорк, где работал художником-иллюстратором в таких журналах, как Vogue и Harper`s Bazaar, занимался рекламой и дизайном поздравительных открыток, метеорологических карт.

Эти работы выставлялись в 1959 году в Галерее Бодли. Соответственно, даже в таком утилитарном и упрощенном жанре Уорхол находил пространство для художественного самовыражения.

Выставка поп-арта

С наступлением 1960-х годов любимой техникой Уорхола стала шелкография — способ воспроизведения цветных или монохромных изображений с помощью трафаретной печатной формы. Первые же работы в этой технике прославили его — это были изображения баночек с супом Campbell, а также банкнот в два доллара, которые сейчас можно увидеть в Музее Людвига в Кельне.

Расцвет популярности Уорхола благодаря этим произведениям и следованию избранному стилю говорит о том, что общество принимало штампованные изображения и даже симпатизировало им. Публике понравились плоскостные цветовые пятна и яркая до агрессивности палитра. Это отвечало настроению людей, которые в наступившее мирное и благополучное время тянулись к спокойной жизни, допускающей развитие культа потребления, к сытости, простоте и комфорту. Цвета, используемые Уорхолом (как и другими представителями поп-арта) напоминают о детских фломастерах, предназначенных для досуга, а не для создания сложных произведений. Тем не менее, мысли, которые стремился выразить художник, были серьезными.

Из рассказа Татьяны Юрьевой можно узнать, что Уорхол много общался со звездами шоу-бизнеса и часто работал с их образами, а также рисовал политиков. Его портреты были подчеркнуто идеализированы: ретушировались морщины и прочие кожные изъяны, удалялись жировые складки и лишние подбородки, подчеркивалась яркость глаз и губ. Мастер словно предвидел, что много лет спустя, когда в распоряжении богатых окажутся все чудеса пластической хирургии, а простых людей — фотошоп, каждый сможет возомнить себя художником своей красоты.

Выставка поп-арта

Но в его понимании воздействие рекламы разрушало сознание общества, люди сами начинали восприниматься как товар массового спроса и должны были соответствовать именно его критериям. Ярким примером этому служит еще одна знаменитая работа Уорхола — «Мэрилин» — портрет кинозвезды, созданный в 1967 году. Он написан светящимися красками кислотных оттенков, художник сознательно выбрал самый узнаваемый и растиражированный ракурс. Эта картина отражает не только рекламную мифологизированность знаменитостей, но и взаимное равнодушие кумиров и поклонников друг к другу. Для своей эпохи портрет Мэрилин Монро является таким же показателем представления о женской красоте и ее месте в мире, как прежде Мадонны, фламандские красавицы или соцреалистические спортсменки.

Татьяна Юрьева представила слушателям углубленный обзор всех этапов творчества Энди Уорхола с наглядными примерами. Также она ответила на два основных вопроса: кто такой «истинный американец» вне штампов и стереотипов и смог ли стать им Уорхол, который посвятил себя именно этим штампам, наглухо отгораживающим от истины.

Выставка поп-арта

Лекция была принята тепло неравнодушными слушателями, которые так или иначе все же находятся под слишком большим влиянием пропаганды ненависти к США, причем направленной не столько на политиков этой страны, сколько на атрибуты культуры, которые, нравится это или нет, глубоко внедрились в культуру глобальную, — фастфуд, Дисней, Кока-Кола, голливудские блокбастеры, поп-музыка. Все это как раз призвано объединять людей (пусть и в коммерческих интересах), а не сеять вражду.

В заключении Татьяна Юрьева заявила, что талантливые художники во всех странах и на всех континентах всегда обладали способностью предвидеть события. Поэтому именно сейчас они должны объединиться, чтобы защитить культуру, планету и людей от раздутых амбиций политических деятелей.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

17 апреля 2018.
Текст: Людмила Семенова.
Рубрика: Литература Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.

Сюзанна Кулешова

Сюзанна Кулешова: Главный принцип писателя — «не навреди»

Первое стихотворение Сюзанны Кулешовой был опубликовано в 1972 году. После окончания вуза она занялась палеонтологией и геологией. По семейным обстоятельствам оставила это поприще и работала учителем в частной школе педагога-новатора Валявского, а также педагогом в частных центрах развития детей и подростков. После 2000 года основной профессией Сюзанны Кулешовой, помимо сочинительства, стала литературная редактура и копирайтинг. С 2012 года она состоит в Союзе писателей Санкт-Петербурга.

РНБ, концерт

Музыкальная наука библиотечных концертов

В Концертном зале Российской национальной библиотеки (РНБ) 25 ноября завершился цикл познавательных программ «Музыка во всем». Созданный при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, этот цикл концертов был призван рассказать публике о связи музыки с различными науками и искусствами.