Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Татьяна Юрьева

Противоречия и непонимания между двумя этими культурами стали предисловием и одной из тем лекции, главным героем которой был всемирно известный художник Энди Уорхол — новатор в жанре «коммерческий поп-арт» или homo universale, оказавший огромное, хоть и неоднозначное, влияние на будущее мировой культуры. Родившись в семье эмигрантов из Чехии, он всегда стремился стать подлинным американцем, и лекция была направлена на то, чтобы показать, какими средствами ему это удалось и в чем мы ошибаемся, представляя этот образ на свой лад.

Татьяна Юрьева отметила важность такой беседы именно в настоящий момент, когда отношения России и США ухудшились и обострились до предела, обе стороны не желают слышать друг друга и обе сражаются с придуманными и поддерживаемыми пропагандой образами, а не реальными людьми.

Выставка поп-арта

Размышления о творчестве Энди Уорхола актуальны по сей день, потому что образ человека как упаковки товара, марки, бренда, эксплуатируется сейчас даже больше, чем при жизни художника, стремившегося максимально упростить и «удешевить» свои картины и запечатлевать на них самые узнаваемые символы и персоналии.

Получив в Технологическом институте Карнеги в родном Питтсбурге степень бакалавра изящных искусств, художник начинал с оформления витрин. Затем переехал в Нью-Йорк, где работал художником-иллюстратором в таких журналах, как Vogue и Harper`s Bazaar, занимался рекламой и дизайном поздравительных открыток, метеорологических карт.

Эти работы выставлялись в 1959 году в Галерее Бодли. Соответственно, даже в таком утилитарном и упрощенном жанре Уорхол находил пространство для художественного самовыражения.

Выставка поп-арта

С наступлением 1960-х годов любимой техникой Уорхола стала шелкография — способ воспроизведения цветных или монохромных изображений с помощью трафаретной печатной формы. Первые же работы в этой технике прославили его — это были изображения баночек с супом Campbell, а также банкнот в два доллара, которые сейчас можно увидеть в Музее Людвига в Кельне.

Расцвет популярности Уорхола благодаря этим произведениям и следованию избранному стилю говорит о том, что общество принимало штампованные изображения и даже симпатизировало им. Публике понравились плоскостные цветовые пятна и яркая до агрессивности палитра. Это отвечало настроению людей, которые в наступившее мирное и благополучное время тянулись к спокойной жизни, допускающей развитие культа потребления, к сытости, простоте и комфорту. Цвета, используемые Уорхолом (как и другими представителями поп-арта) напоминают о детских фломастерах, предназначенных для досуга, а не для создания сложных произведений. Тем не менее, мысли, которые стремился выразить художник, были серьезными.

Из рассказа Татьяны Юрьевой можно узнать, что Уорхол много общался со звездами шоу-бизнеса и часто работал с их образами, а также рисовал политиков. Его портреты были подчеркнуто идеализированы: ретушировались морщины и прочие кожные изъяны, удалялись жировые складки и лишние подбородки, подчеркивалась яркость глаз и губ. Мастер словно предвидел, что много лет спустя, когда в распоряжении богатых окажутся все чудеса пластической хирургии, а простых людей — фотошоп, каждый сможет возомнить себя художником своей красоты.

Выставка поп-арта

Но в его понимании воздействие рекламы разрушало сознание общества, люди сами начинали восприниматься как товар массового спроса и должны были соответствовать именно его критериям. Ярким примером этому служит еще одна знаменитая работа Уорхола — «Мэрилин» — портрет кинозвезды, созданный в 1967 году. Он написан светящимися красками кислотных оттенков, художник сознательно выбрал самый узнаваемый и растиражированный ракурс. Эта картина отражает не только рекламную мифологизированность знаменитостей, но и взаимное равнодушие кумиров и поклонников друг к другу. Для своей эпохи портрет Мэрилин Монро является таким же показателем представления о женской красоте и ее месте в мире, как прежде Мадонны, фламандские красавицы или соцреалистические спортсменки.

Татьяна Юрьева представила слушателям углубленный обзор всех этапов творчества Энди Уорхола с наглядными примерами. Также она ответила на два основных вопроса: кто такой «истинный американец» вне штампов и стереотипов и смог ли стать им Уорхол, который посвятил себя именно этим штампам, наглухо отгораживающим от истины.

Выставка поп-арта

Лекция была принята тепло неравнодушными слушателями, которые так или иначе все же находятся под слишком большим влиянием пропаганды ненависти к США, причем направленной не столько на политиков этой страны, сколько на атрибуты культуры, которые, нравится это или нет, глубоко внедрились в культуру глобальную, — фастфуд, Дисней, Кока-Кола, голливудские блокбастеры, поп-музыка. Все это как раз призвано объединять людей (пусть и в коммерческих интересах), а не сеять вражду.

В заключении Татьяна Юрьева заявила, что талантливые художники во всех странах и на всех континентах всегда обладали способностью предвидеть события. Поэтому именно сейчас они должны объединиться, чтобы защитить культуру, планету и людей от раздутых амбиций политических деятелей.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

17 апреля 2018.
Текст: Людмила Семенова.
Рубрика: Литература Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.