Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Татьяна Юрьева

Противоречия и непонимания между двумя этими культурами стали предисловием и одной из тем лекции, главным героем которой был всемирно известный художник Энди Уорхол — новатор в жанре «коммерческий поп-арт» или homo universale, оказавший огромное, хоть и неоднозначное, влияние на будущее мировой культуры. Родившись в семье эмигрантов из Чехии, он всегда стремился стать подлинным американцем, и лекция была направлена на то, чтобы показать, какими средствами ему это удалось и в чем мы ошибаемся, представляя этот образ на свой лад.

Татьяна Юрьева отметила важность такой беседы именно в настоящий момент, когда отношения России и США ухудшились и обострились до предела, обе стороны не желают слышать друг друга и обе сражаются с придуманными и поддерживаемыми пропагандой образами, а не реальными людьми.

Выставка поп-арта

Размышления о творчестве Энди Уорхола актуальны по сей день, потому что образ человека как упаковки товара, марки, бренда, эксплуатируется сейчас даже больше, чем при жизни художника, стремившегося максимально упростить и «удешевить» свои картины и запечатлевать на них самые узнаваемые символы и персоналии.

Получив в Технологическом институте Карнеги в родном Питтсбурге степень бакалавра изящных искусств, художник начинал с оформления витрин. Затем переехал в Нью-Йорк, где работал художником-иллюстратором в таких журналах, как Vogue и Harper`s Bazaar, занимался рекламой и дизайном поздравительных открыток, метеорологических карт.

Эти работы выставлялись в 1959 году в Галерее Бодли. Соответственно, даже в таком утилитарном и упрощенном жанре Уорхол находил пространство для художественного самовыражения.

Выставка поп-арта

С наступлением 1960-х годов любимой техникой Уорхола стала шелкография — способ воспроизведения цветных или монохромных изображений с помощью трафаретной печатной формы. Первые же работы в этой технике прославили его — это были изображения баночек с супом Campbell, а также банкнот в два доллара, которые сейчас можно увидеть в Музее Людвига в Кельне.

Расцвет популярности Уорхола благодаря этим произведениям и следованию избранному стилю говорит о том, что общество принимало штампованные изображения и даже симпатизировало им. Публике понравились плоскостные цветовые пятна и яркая до агрессивности палитра. Это отвечало настроению людей, которые в наступившее мирное и благополучное время тянулись к спокойной жизни, допускающей развитие культа потребления, к сытости, простоте и комфорту. Цвета, используемые Уорхолом (как и другими представителями поп-арта) напоминают о детских фломастерах, предназначенных для досуга, а не для создания сложных произведений. Тем не менее, мысли, которые стремился выразить художник, были серьезными.

Из рассказа Татьяны Юрьевой можно узнать, что Уорхол много общался со звездами шоу-бизнеса и часто работал с их образами, а также рисовал политиков. Его портреты были подчеркнуто идеализированы: ретушировались морщины и прочие кожные изъяны, удалялись жировые складки и лишние подбородки, подчеркивалась яркость глаз и губ. Мастер словно предвидел, что много лет спустя, когда в распоряжении богатых окажутся все чудеса пластической хирургии, а простых людей — фотошоп, каждый сможет возомнить себя художником своей красоты.

Выставка поп-арта

Но в его понимании воздействие рекламы разрушало сознание общества, люди сами начинали восприниматься как товар массового спроса и должны были соответствовать именно его критериям. Ярким примером этому служит еще одна знаменитая работа Уорхола — «Мэрилин» — портрет кинозвезды, созданный в 1967 году. Он написан светящимися красками кислотных оттенков, художник сознательно выбрал самый узнаваемый и растиражированный ракурс. Эта картина отражает не только рекламную мифологизированность знаменитостей, но и взаимное равнодушие кумиров и поклонников друг к другу. Для своей эпохи портрет Мэрилин Монро является таким же показателем представления о женской красоте и ее месте в мире, как прежде Мадонны, фламандские красавицы или соцреалистические спортсменки.

Татьяна Юрьева представила слушателям углубленный обзор всех этапов творчества Энди Уорхола с наглядными примерами. Также она ответила на два основных вопроса: кто такой «истинный американец» вне штампов и стереотипов и смог ли стать им Уорхол, который посвятил себя именно этим штампам, наглухо отгораживающим от истины.

Выставка поп-арта

Лекция была принята тепло неравнодушными слушателями, которые так или иначе все же находятся под слишком большим влиянием пропаганды ненависти к США, причем направленной не столько на политиков этой страны, сколько на атрибуты культуры, которые, нравится это или нет, глубоко внедрились в культуру глобальную, — фастфуд, Дисней, Кока-Кола, голливудские блокбастеры, поп-музыка. Все это как раз призвано объединять людей (пусть и в коммерческих интересах), а не сеять вражду.

В заключении Татьяна Юрьева заявила, что талантливые художники во всех странах и на всех континентах всегда обладали способностью предвидеть события. Поэтому именно сейчас они должны объединиться, чтобы защитить культуру, планету и людей от раздутых амбиций политических деятелей.

ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

17 апреля 2018.
Текст: Людмила Семенова.
Рубрика: Литература Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , .

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.