В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Практически весь минувший год прошел по знаком 40-летия Театра балета Эйфмана. Так, в апреле труппа выпустила премьеру новой хореографической версии балета «Русский Гамлет», в течение мая-июня провела масштабное турне по Северной Америке, затем — двухнедельные гастроли на Исторической сцене Большого театра. Состоялись выступления танцовщиков в городах России, а также в Пекине и Шанхае (КНР). Теперь юбилейная программа получит грандиозный финал на сцене Александринки.

пресс-конференция Бориса Эйфмана

«Созданный театром балетный репертуар современной России – это наше настоящее. Однако в день празднования юбилея мы не только сосредоточимся на дне сегодняшнем, но и устремим взгляд в будущее, завесу над которым приоткроют ученики Академии танца и талантливые хореографы нового поколения. С другой стороны, хочется обратиться и к прошлому, отдать дань уважения всем тем, кто внес свой вклад в творческое становление нашего театра», — рассказал Борис Эйфман.

Борис Эйфман

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году. Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. С конца 1970-х – начала 1980-х годов в Театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется все больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы.

Балет Эйфмана

«Эти 40 лет незабываемы, – рассказал Борис Эйфман. – В начале 1977 года я получил приглашение в Ленконцерт – спасать танцевальную компанию «Ритм-балет», которая заполняла паузы в больших эстрадных представлениях. Мне было поручено на базе этого странного коллектива создать нечто более профессиональное. Это была уникальная ситуация и по времени, и по возможности, потому что надо было создать новую труппу, новый репертуар. Но нам повезло в главном: в труппу пришли солисты Алла Осипенко и Джон Марковский, подтянулись другие интересные артисты».

Балет Бориса Эйфмана

По словам хореографа, 29 сентября 1979 года труппа показала первую программу из пяти одноактных балетов в БКЗ «Октябрьский». «До этого я был активный молодой хореограф, который подавал надежды. А после премьеры стал оппозиционером, потому что у меня было свое — несоветское — видение балета. Начались муки: каждый спектакль я минимум трижды сдавал худсовету, который учил меня, как сочинять хореографию. Это была унизительная борьба за выживание.

Балет Бориса Эйфмана

В 1987 году я поставил балет «Мастер и Маргарита» на музыку Андрея Петрова. И эта постановка должна была стать моим последним спектаклем, потому что у меня накопилась усталость от постоянного противостояния власти. Но тогда же в нашей стране сменились политические ориентиры. И тот же худсовет, который год назад меня уничтожал, вдруг вынес вердикт: это новое искусство новой России. Так из диссидента я превратился в одного из лидеров современного искусства», — рассказал Борис Эйфман.

Балет Бориса Эйфмана

С тех пор многое изменилось: у артистов появилась возможность гастролировать, выступать на мировых сценах, зарабатывать своим творчеством. Спектакли Театра Эйфмана с успехом принимали и принимают в Европе, Америке, Азии. «Это был колоссальный успех! Сегодня мы обласканы властью, избалованы мировым успехом. Но внутри меня живет неистребимая жажда творчества. И чем старше я становлюсь, тем больше хочу работать и творить», — отметил балетмейстер.

Евгений Онегин Эйфмана

Современный Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства спектаклями «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Реквием», Up & Down по роману Фицджеральда «Ночь нежна», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию российской культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Евгений Онегин Эйфмана

«Мы держимся на тех же принципах творческой свободы, что и ранее. У меня много наград, но самая большая — это то, что сейчас я получил поддержку государства и полную творческую свободу. Это — самое лучшее для художника», — подчеркнул Борис Эйфман.

Братья Карамазовы Бориса Эйфмана

По его словам, каждый год театра насыщен событиями, а последний — особенно. И грандиозный юбилейный концерт станет лучшим доказательством актуальности, востребованности и яркой творческой жизни современной труппы театра. Вечер балета начнется с выступления воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана – школы инновационного типа, открывшейся в 2013 году и ориентированной на подготовку универсальных исполнителей.

"Красная Жизель" Эйфмана

Юные танцовщики покажут хореографические номера, поставленные ведущим солистом Театра Эйфмана, заслуженным артистом России Олегом Габышевым, а также педагогами академии Ириной Кузнецовой, Еленой Кузьминой и Константином Кейхелем. Некоторые из этих работ уже имеют свою сценическую историю. Так, «Дриады» Елены Кузьминой и «Ритуал» Олега Габышева с успехом исполнялись учениками академии на балетных конкурсах, фестивалях, в ходе европейских и азиатских гастролей.

"Красная Жизель" Эйфмана

Кроме того, в первой части концерта будущие звезды балета впервые станцуют фрагменты из знаменитых спектаклей Бориса Эйфмана «По ту сторону греха» (по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы») и «Красная Жизель».

"По ту сторону греха" Эйфмана

К слову сказать, юным танцовщикам повезло больше, чем основной труппе: в конце 2018 года в Петербурге планируется открытие детского театра танца на 500 зрителей. «В наш город смогут приезжать как профессиональные, так и самодеятельные детские коллективы со всей России. Это будет частью образовательной программы федерального масштаба», — уверен Борис Эйфман.

Балет Эйфмана

Для детского театра предоставлено здание бывшей школы на Введенской улице. Сейчас полным ходом идет реконструкция этого помещения, в котором расположатся и учебные классы, и театральная площадка.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Взрослые артисты Театра Эйфмана пока не имеют своего дома. Театральное здание планировалось возвести на территории бывшего квартала «Набережная Европы», но до сих пор ситуация с проектом не прояснилась. «К сожалению, мы не имеем своего театра и ничего не можем планировать. Решение о строительстве есть, проект есть, деньги есть, но ничего не делается… Я все-таки надеюсь, что в нашем городе появится Дворец танца, который станет одним из центров притяжения российского и петербургского балета», — заявил Борис Эйфман.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Несмотря ни на что танцовщики работают над новым спектаклем на музыку Иоганна Штрауса. В основе либретто — «Пигмалион» Бернарда Шоу. По словам хореографа, это будет «что-то в духе фильмов Чарли Чаплина, где всегда есть смех сквозь слезы, трогательная и красивая история». «Если мы получим для репетиции ДК Ленсовета, а для премьеры Александринский театр, то выпустим спектакль к концу 2018 года — началу 2019-го», — сообщил балетмейстер.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

При всех сложностях организации творческого процесса театр порадует поклонников новой постановкой на юбилейном вечере 13 февраля. Одной из них станет хореографическая работа Олега Габышева — это одноактный балет «Метель» на музыку Георгия Свиридова и Петра Чайковского. Его премьера состоится во втором отделении концерта.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Центральная тема «Метели» – безграничность власти рока над человеком. Используя выразительные средства современного балета, автор показывает, как люди превращаются в марионеток в руках капризной судьбы. Главные партии в постановке танцуют Олег Габышев, ведущая солистка театра Любовь Андреева и педагог-репетитор (в недавнем прошлом – солист) труппы Илья Осипов.

Почетными гостями спектакля-концерта будут участники коллектива Бориса Эйфмана разных лет, представляющие все периоды его 40-летней истории.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Современная труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ и премии Правительства РФ: Мария Абашова, Любовь Андреева, Сергей Волобуев, Олег Габышев, Дмитрий Фишер и другие.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Эйфман – хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Газета The New York Times называет петербургского Мастера лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

12 февраля 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.