В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Практически весь минувший год прошел по знаком 40-летия Театра балета Эйфмана. Так, в апреле труппа выпустила премьеру новой хореографической версии балета «Русский Гамлет», в течение мая-июня провела масштабное турне по Северной Америке, затем — двухнедельные гастроли на Исторической сцене Большого театра. Состоялись выступления танцовщиков в городах России, а также в Пекине и Шанхае (КНР). Теперь юбилейная программа получит грандиозный финал на сцене Александринки.

пресс-конференция Бориса Эйфмана

«Созданный театром балетный репертуар современной России – это наше настоящее. Однако в день празднования юбилея мы не только сосредоточимся на дне сегодняшнем, но и устремим взгляд в будущее, завесу над которым приоткроют ученики Академии танца и талантливые хореографы нового поколения. С другой стороны, хочется обратиться и к прошлому, отдать дань уважения всем тем, кто внес свой вклад в творческое становление нашего театра», — рассказал Борис Эйфман.

Борис Эйфман

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году. Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. С конца 1970-х – начала 1980-х годов в Театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется все больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы.

Балет Эйфмана

«Эти 40 лет незабываемы, – рассказал Борис Эйфман. – В начале 1977 года я получил приглашение в Ленконцерт – спасать танцевальную компанию «Ритм-балет», которая заполняла паузы в больших эстрадных представлениях. Мне было поручено на базе этого странного коллектива создать нечто более профессиональное. Это была уникальная ситуация и по времени, и по возможности, потому что надо было создать новую труппу, новый репертуар. Но нам повезло в главном: в труппу пришли солисты Алла Осипенко и Джон Марковский, подтянулись другие интересные артисты».

Балет Бориса Эйфмана

По словам хореографа, 29 сентября 1979 года труппа показала первую программу из пяти одноактных балетов в БКЗ «Октябрьский». «До этого я был активный молодой хореограф, который подавал надежды. А после премьеры стал оппозиционером, потому что у меня было свое — несоветское — видение балета. Начались муки: каждый спектакль я минимум трижды сдавал худсовету, который учил меня, как сочинять хореографию. Это была унизительная борьба за выживание.

Балет Бориса Эйфмана

В 1987 году я поставил балет «Мастер и Маргарита» на музыку Андрея Петрова. И эта постановка должна была стать моим последним спектаклем, потому что у меня накопилась усталость от постоянного противостояния власти. Но тогда же в нашей стране сменились политические ориентиры. И тот же худсовет, который год назад меня уничтожал, вдруг вынес вердикт: это новое искусство новой России. Так из диссидента я превратился в одного из лидеров современного искусства», — рассказал Борис Эйфман.

Балет Бориса Эйфмана

С тех пор многое изменилось: у артистов появилась возможность гастролировать, выступать на мировых сценах, зарабатывать своим творчеством. Спектакли Театра Эйфмана с успехом принимали и принимают в Европе, Америке, Азии. «Это был колоссальный успех! Сегодня мы обласканы властью, избалованы мировым успехом. Но внутри меня живет неистребимая жажда творчества. И чем старше я становлюсь, тем больше хочу работать и творить», — отметил балетмейстер.

Евгений Онегин Эйфмана

Современный Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства спектаклями «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Реквием», Up & Down по роману Фицджеральда «Ночь нежна», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию российской культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Евгений Онегин Эйфмана

«Мы держимся на тех же принципах творческой свободы, что и ранее. У меня много наград, но самая большая — это то, что сейчас я получил поддержку государства и полную творческую свободу. Это — самое лучшее для художника», — подчеркнул Борис Эйфман.

Братья Карамазовы Бориса Эйфмана

По его словам, каждый год театра насыщен событиями, а последний — особенно. И грандиозный юбилейный концерт станет лучшим доказательством актуальности, востребованности и яркой творческой жизни современной труппы театра. Вечер балета начнется с выступления воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана – школы инновационного типа, открывшейся в 2013 году и ориентированной на подготовку универсальных исполнителей.

"Красная Жизель" Эйфмана

Юные танцовщики покажут хореографические номера, поставленные ведущим солистом Театра Эйфмана, заслуженным артистом России Олегом Габышевым, а также педагогами академии Ириной Кузнецовой, Еленой Кузьминой и Константином Кейхелем. Некоторые из этих работ уже имеют свою сценическую историю. Так, «Дриады» Елены Кузьминой и «Ритуал» Олега Габышева с успехом исполнялись учениками академии на балетных конкурсах, фестивалях, в ходе европейских и азиатских гастролей.

"Красная Жизель" Эйфмана

Кроме того, в первой части концерта будущие звезды балета впервые станцуют фрагменты из знаменитых спектаклей Бориса Эйфмана «По ту сторону греха» (по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы») и «Красная Жизель».

"По ту сторону греха" Эйфмана

К слову сказать, юным танцовщикам повезло больше, чем основной труппе: в конце 2018 года в Петербурге планируется открытие детского театра танца на 500 зрителей. «В наш город смогут приезжать как профессиональные, так и самодеятельные детские коллективы со всей России. Это будет частью образовательной программы федерального масштаба», — уверен Борис Эйфман.

Балет Эйфмана

Для детского театра предоставлено здание бывшей школы на Введенской улице. Сейчас полным ходом идет реконструкция этого помещения, в котором расположатся и учебные классы, и театральная площадка.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Взрослые артисты Театра Эйфмана пока не имеют своего дома. Театральное здание планировалось возвести на территории бывшего квартала «Набережная Европы», но до сих пор ситуация с проектом не прояснилась. «К сожалению, мы не имеем своего театра и ничего не можем планировать. Решение о строительстве есть, проект есть, деньги есть, но ничего не делается… Я все-таки надеюсь, что в нашем городе появится Дворец танца, который станет одним из центров притяжения российского и петербургского балета», — заявил Борис Эйфман.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Несмотря ни на что танцовщики работают над новым спектаклем на музыку Иоганна Штрауса. В основе либретто — «Пигмалион» Бернарда Шоу. По словам хореографа, это будет «что-то в духе фильмов Чарли Чаплина, где всегда есть смех сквозь слезы, трогательная и красивая история». «Если мы получим для репетиции ДК Ленсовета, а для премьеры Александринский театр, то выпустим спектакль к концу 2018 года — началу 2019-го», — сообщил балетмейстер.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

При всех сложностях организации творческого процесса театр порадует поклонников новой постановкой на юбилейном вечере 13 февраля. Одной из них станет хореографическая работа Олега Габышева — это одноактный балет «Метель» на музыку Георгия Свиридова и Петра Чайковского. Его премьера состоится во втором отделении концерта.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Центральная тема «Метели» – безграничность власти рока над человеком. Используя выразительные средства современного балета, автор показывает, как люди превращаются в марионеток в руках капризной судьбы. Главные партии в постановке танцуют Олег Габышев, ведущая солистка театра Любовь Андреева и педагог-репетитор (в недавнем прошлом – солист) труппы Илья Осипов.

Почетными гостями спектакля-концерта будут участники коллектива Бориса Эйфмана разных лет, представляющие все периоды его 40-летней истории.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Современная труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ и премии Правительства РФ: Мария Абашова, Любовь Андреева, Сергей Волобуев, Олег Габышев, Дмитрий Фишер и другие.

40-летие Театра Бориса Эйфмана

Эйфман – хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Газета The New York Times называет петербургского Мастера лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

12 февраля 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.